Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия психодиагностики




Сегодня большинство исследователей признают, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов распознавания индивидуальных психологических свойств человека. При этом следует помнить, что психодиагностика имеет дело не только с тестами, но и с качественными оценками личности. Важно также учитывать, что психодиагностика не вспомогательная, обслуживающая дисциплина, а полноправная наука, которая изучает природу индивидуальных отличий. Учитывая разные трактовки понятия "психодиагностика", предлагается ее следующее определение (Л.Бурлачук, 2002):

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения личностно-психологических свойств личности.

За период развития психодиагностики в ней сложились основные сферы применения психологических методик, которые могут быть определены как области общей психодиагностики. Первыми проявили интерес к методикам исследования личности и интеллекта образование и медицина, что и обусловило появление соответствующих областей психодиагностики - образовательную и клиническую. Кроме названных областей психодиагностики, необходимо отметить профессиональную психодиагностику, без которой невозможны профориентация и профотбор.

Диагностика (от греческого "диа" и "гнозис") буквально понимается как "познание, которые различает". Термин "диагностика" сегодня активно используется не только в психологии, но и педагогике, медицине и других областях науки.

 

Согласно современному общенаучному представлению под термином " диагностика " понимают распознание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации ее существенных параметров и дальнейшего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза ее поведения и принятия решения о необходимых влияниях на это поведение в желательном направлении.

В этом контексте психодиагностику следует считать важным средством обеспечения так называемой " обратной связи " - средством информационного обеспечения любого влияния, т.е. любое влияние должно начинаться со сбора психодиагностической информации и завершаться повторным диагностическим обследованием.

Диагностические признаки - это отдельные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории. Признаки можно непосредственно наблюдать (например: определенные поведенческие проявления, коммуникативные привычки и т.п.).

Диагностические категории – это широкий класс объектов диагностики (в психодиагностике - класс людей), которым выносится единый диагноз - диагностическое заключение. В психодиагностике - это заключение об уровнях умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т.п.

В отличие от диагностических признаков, категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть латентными переменными. Для количественных категорий часто используется название " диагностические факторы ".

Диагностические факторы - это глубинные обобщенные признаки, по которым различаются между собой диагностические категории.

Итогом диагностики является диагностический вывод, который предусматривает переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая сложность психодиагностики заключается в том, что между переменными и категориями не существует взаимнооднозначных связей. Например: один ученик учит для того, чтобы получить "отлично" - таким образом, у ученика сформирована познавательная потребность, другой старается получить такую же самую оценку за материальное вознаграждение.

Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов. Выявление разнообразных симптомов (признаков) обеспечивают тесты.

Тест в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных коротких испытаний, которым подвергается обследуемый. Разные тестовые задачи призваны проявить у испытуемого разные симптомы, которые связаны со скрытыми факторами, которые тестируются.

Сумма результатов тестирования (испытаний) свидетельствует об уровне измеренного фактора (здесь имеется в виду схема подсчета тестового балла).

Следует различать практическое обследование и научное дифференциально-диагностическое исследование, которые являются наиболее важными понятиями в современной тестологической культуре.

Обследование - это применение готового, уже разработанного теста. Его результат – сведения о психических свойствах конкретного человека (обследуемого).

Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формирование концепции психического свойства, которое измеряется (скрытого фактора, который влияет на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (эмпирических индикаторов), по которым можно получить информацию о заданном свойстве; это создание и апробация методики регистрации выявленных признаков.

Таким образом, современное понятие " психодиагностика " тесно связано с понятием " психологическое тестирование ", но не сводится к нему, поскольку, кроме тестовых (стандартизированных), существуют экспертные (основанные на качественных оценках) – те, которые принято еще называть "клиническими психодиагностическими методиками": беседа, слабо стандартизированное интервью, проективные методы и т.д.

Стандартизированные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда необходимо получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в короткий срок и при этом принять строго альтернативное решение, которое требует количественного обоснования своей надежности (например: принять или не принять на обучение, работу, сделать вывод об интеллектуальном развитии и т.д.). Кроме того, стандартизированные методики лучше защищены от возможных методических ошибок, которые возникают вследствие низкой психодиагностической квалификации исполнителя.

Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально подготовленных психодиагностов-психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в жизненную ситуацию конкретного человека. Особенно эффективны экспертные методы тогда, когда по их результатам сам психолог предоставляет психологическую помощь (проводит коррекцию, терапию, тренинг и т.п.).

Сегодня активно применяют оба подхода, которые являются взаимодополняющими. Общим для них есть то, что диагноз выносится на основе анализа первичных психодиагностических данных (признаков). Технологические приемы получения этих первичных данных и логические правила их синтеза в диагностические категории - вот главный предмет и одновременно продукт развития научной психодиагностики.

Наиболее логически, строго в обобщенно-формализованной форме эти логически-методические принципы отображены в психометрике.

Психометрика – математизованная технология создания стандартизированных, измеряющих диагностических методик. Современная психометрика требует, чтобы любой тест, который претендует на то, чтобы быть научным, отвечал необходимым психометрическим свойствам. Это свойства валидности, надежности, репрезентативности. В психометрике обоснованные определенные правила и методы измерения указанных психометрических свойств тестов, с помощью которых осуществляется контроль степени научности любого предложенного теста.

Итак, психодиагностика в психологии служит своеобразным мостом между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических отличиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психологического диагноза. Как психологическая дисциплина, психодиагностика выполняет роль, аналогичную той, которую выполняет техническая метрология в физико-технических науках или медицинская диагностика в медико-биологических науках.

Как отмечает А.Бодалев, системное строение психодиагностики, как интегративной научно-технологической дисциплины, для простоты образно можно вообразить так:

" голову " психодиагностики образовывают научные теории в области дифференциальной психологии;

уловище " психодиагностики формирует репертуар конкретных методик (тестовых и оценочных шкал);

" ноги " - это математизированная технология конструирования тестов (психометрика);

" руки " - это прикладные модели и методы практической психологии (психолого-педагогические теории, профессиональный отбор, предоставление психологической помощи и т.п.), которые указывают на схему применения психодиагностических методик для решения конкретных задач (диагностограмм).

Центральным и наиболее универсальным понятием дифференциальной психологии есть понятия " психические свойства ". Для понимания содержания этого понятия предлагается следующее определение (А.Г.Шмелев, 1996).

Психические свойства, стабильные во времени, являются чертами личности. В тех случаях, когда от уровня развития определенной черты зависит достижение индивидом нормативно заданного результата, тогда мы говорим о способностях личности. Когда уровень развития черты не влияет на достижение результата, тогда мы говорим о стилевой черте. Черты, которые влияют на направленность деятельности, называются мотивационными.

Психические свойства, не стабильные во времени, формируют то, что мы называем психическими состояниями. Таким образом, учитывая определенное упрощение, можно сказать, что все скрытые факторы, на которые направлена психодиагностика, есть или способностями, или стилевыми или мотивационными чертами личности, или психическими состояниями.

 

Методика (тест), применяемая в психодиагностике, может быть направлена на выявление общих или частных черт индивидуальности (например, выявление общего уровня познавательной потребности или сферы интересов). Поэтому понимание уровня всеобщности заданных в методике диагностических категорий необходимо для обоснованного выбора глубины прогноза.

Поскольку итогом диагностической работы есть постановка психологического диагноза, то необходимо рассмотреть это понятие. Было бы неверно думать, что это заключение о психической болезни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 13179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.