Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности современной психодиагностики и ее возможности




Особенности современной психодиагностики, возможности относительно решения задач социальной практики определяются состоянием ее развития.

Психодиагностика – и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.

Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика рассматривает:

- закономерности постановки валидных и надежных диагностических суждений,

- правила "диагностических умозаключений", с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического, структурного процесса к констатации наличия этих переменных.

 

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки. Переменная, которая исследуется в психодиагностике, должна иметь теоретический смысл в соответствующей области и практическую значимость для решения той или иной прикладной задачи.

Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретически- экспериментальной психологии, с другой, имеет двусторонний характер. Психодиагностика в целом – не только воплощение понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки правдивости теоретико-психологических построений (например: если мы говорим, что мотивация у всех людей разная, то должны быть методики, которые бы диагностировали это).

Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, социальной и дифференциальной психологией, частная психодиагностика связана с такими областями, как медицинская, возрастная, консультативная, военная и т.д.

Основы психодиагностики.

Психология соответствующей предметной области составляет одну из составных частей психодиагностики.

Второй ее составной частью есть дифференциальная психометрика - наука, которая обосновывается и разрабатывает измерительные диагностические методы.

Третья основа психодиагностики - практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают психодиагностические задачи и обосновывают выделение комплексных, интегральных переменных, которые выступают объектами психодиагностики (например: такое комплексное понятие, как "стрессоустойчивость", научная психология выражает через систему базисных психологических понятий, таких как потребность, мотивы, умения, установки).

Таким образом, теоретическая психодиагностика задается перечислением трех областей психологического знания:

o предметной областью психологии, которая изучает данные явления;

o психометрикой – наукой об измерении индивидуальных отличий в диагностируемых переменных;

o практикой использования психологического знания.

Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная к эксплуатации техники, ее разработке и конструированию. Практическая психодиагностика предусматривает совокупность правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знаниях свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Так, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения исследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами.

Психодиагностика, как практическая область знаний, призвана создавать такие средства исследования, которые необходимы для решения вопросов социальной практики.

 

На современном этапе социальную практику интересует:

1. Отбор и расстановка кадров. Профориентация населения относительно выбора профессии.

В системе профессиональной ориентации населения важное место занимает профессиональное консультирование и профессионально-психологический отбор с дальнейшей расстановкой кадров.

Основное назначение профконсультации - предоставление информации о мире существующих профессий и выявление возможностей человека относительно овладения той или другой специальностью.

В основном психодиагност встречается с двумя типами диагностических ситуаций:

o - первый тип ситуаций реализует подход от человека к профессии,

o - второй - от профессии к человеку.

В первой ситуации задача психолога - выявить особенности психического склада личности и возможности относительно реализации себя в конкретной сфере общественной практики. Во второй ситуации от психолога требуется установление соответствия профессии возможностям человека относительно ее овладения с точки зрения эффективности, безопасности, производительности работы и т.п.

2. Консультирование (в разных сферах социальной практики).

Консультирование, как вид психологической помощи, широко используется в разных жизненных ситуациях. Основными целями консультирования есть обеспечения человеку продуктивного существования в конкретных обстоятельствах жизни. Продуктивноть существования связывают со способностью человека находить больше вариантов поведения, суждений, понятий, мыслей и т.п.

3. Оптимизация обучения и воспитания. Прогнозирование социального поведения.

Психодиагностика, как вид психологической помощи, уверенно находит свое место в образовательных учреждениях. Соответственно основным функциям школы (воспитательной и образовательной) психолог-диагност обеспечивает решение таких важных задач, как диагностика готовности к школе, оценка личностных качеств учеников и разработка рекомендаций относительно педагогического влияния, анализ и коррекция причин эмоционально-личностной дезадаптации, диагностика межличностных отношений, диагностика отклонений поведения, диагностика нарушений развития и т.п.. Диагностика основных свойств школьников дает возможность осуществить прогноз особенностей социального поведения, успешности обучения, склонностей, интересов, особенностей направленности и т.д. Прогностическая ценность, которой обладают выявленные психические свойства личности, дают возможность осуществления как краткосрочных, так и долгосрочных прогнозов поведения индивидов в условиях социальной среды.

4. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Судебная психолого-психиатрическая экспертиза довольно новое направление в сфере предоставления услуг. В последнее время она становится достаточно популярной, поскольку дает возможность осуществить психологический анализ возможного морального вреда, которого наносят человеку вследствие оскорблений, клеветы, судебных исков и т.п.. Психологическая экспертиза вызванного морального ущерба направлена на защиту граждан в первую очередь в тех ситуациях, когда истцы требуют возместить моральный ущерб в денежной форме, который довольно часто составляет десятки и сотни тысяч, что является, безусловно, сильным преувеличением. Поэтому основной задачаей судебной психолого-психиатрической экспертизы есть защита гражданских прав личности и установление настоящей величины морального вреда.

5. Проблема личности и межличностных взаимоотношений.

Проблема личности есть ключевой в психологии. Подтверждением этого может быть наличие в психологии большого количества разнообразных взглядов на структуру личности, ее включение и взаимодействие с обществом. Гармоническое развитие личности, ее самореализация в разных сферах жизнедеятельности, достижение индивидуализации, конгруэнтности - вот далеко не весь перечень тех проблем, с которыми имеет дело психодиагност. Безусловно, выявление потенциала личности, ее возможностей по своей сути носит гуманистический характер, поскольку дает возможность продуктивного существования человека.

6. Спортивные достижения.

Современный спорт тяжело себе вообразить без высоких физических нагрузок, возможностей адаптации организма к специфической деятельности и т.п. Научное обоснование проведения тренировок в значительной мере зависит от определения свойств нервной системы спортсмена, функциональных возможностей организма, состояния эмоциональной сферы и т.д.

Конечно, что состояние психики спортсмена сыграет чрезвычайно важную роль, как в достижении спортивных результатов, так и в профилактике развития психогенных и невротических заболеваний. Безусловно, что психологическое сопровождение деятельности спортсмена, оценка и прогнозирование формирования необходимых ему качеств, успешности выступлений, условий тренировки и отдыха - все это может быть предметом исследования психодиагноста.

7. Производство.

Достижение техники и технологии, усовершенствование системы управления открывают мощные резервы роста производительности работы и повышение эффективности производства, но они могут быть по-настоящему реализованы только при условии развития творческой активности человека.

Существенным моментом усовершенствования трудовой деятельности человека есть ее психологический анализ, в частности выявления основных составляющих деятельности, взаимоотношений между ними, динамики деятельности и механизмов ее регуляции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.