Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л4 Гармоничное сочетание цветов в живописи. Изображение акварелью натюрморта со сближенными по цвету предметами

 

Все мы знаем, что первичными цветами являются красный, желтый и синий. Для того, чтобы получить вторичные цвета, мы смешиваем один цвет с другим. Желтый и красный дают нам оранжевый, красный и синий - пурпурный/лиловый, а синий и желтый - зеленый. А что такое третичные цвета? Просто берется первичный цвет и к нему добавляется соседний вторичный. Это означает, что существует шесть третичных цветов (по два цвета от каждого первичного цвета).

Рис. В.: собрав воедино первичные, вторичные и третичные цвета, мы получаем цветовой круг.

 

Подбор цветов с помощью цветового круга

Самый простой способ подбора цветов в цветовом круге - представить себе над кругом равнобедренный треугольник. Цвета, которые окажутся под вершинами - потенциальные кандидаты на использование. (Для тех, кто проспал урок геометрии и черчения, поясняю, вершинами являются точки, где сходятся отрезки, образующие стороны треугольника). Этот тип подбора цветов называется "триадной схемой". Взгляните на рис. С. У нас получаются четыре различных триадных схемы, с которыми уже можно работать. Суть заключается в том, что эти цвета, работая вместе, образуют гармоничную комбинацию цветов.

Рис. С: на цветовом круге существует четыре возможных триады цветов

Но триадами не стоит ограничиваться. Можно выбрать и комплиментарные (complementary) цвета, т.е. те цвета, которые расположены в круге прямо напротив друг друга - например, красный и зеленый. Они называются комплиментарными/дополняющими

На этом этапе мы уже можем приступить к более сложным комбинациям. Например, можно взять две пары комплиментарных цветов, что называется "двойной комплемент" (double complement). Скажем, желтый и пурпурный/лиловый, синий и оранжевый. Другой схемой является альтернативный комплемент (alternate complement), когда комбинируется триада цветов с цветом, комплиментарным одному из цветов триады. Зеленый, красно-пурпурный, красный и оранжевый - пример такой комбинации. Также существует "расщепленный комплемент" (split complement), когда берется цвет, его комплиментарный цвет и два прилегающих к нему цвета.

И наконец, вы наверное слышали о тетраде: когда берутся четыре цвета, которые расположены прямо напротив друг друга. Т.е. выбираются 1 первичный, 1 вторичный и два третичных цвета.

 

Гармония цвета
Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. При подборе гармоничных сочетаний легче пользоваться акварельными красками, а имея определенные навыки подбора тонов на красках, нетрудно будет справиться и с нитками. Гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их уяснить, надо изучить образование цветов. Для этого используют цветовой круг, который представляет собой замкнутую ленту спектра. На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, располагают 4 главных чистых цвета - красный, желтый, зеленый, синий. Говоря о «чистом цвете», подразумевают, что он не содержит в себе оттенков других, соседних с ним в спектре цветов (например, красный цвет, в котором не замечается ни желтого, ни синего оттенков). Далее на круге между чистыми цветами располагают промежуточные или переходные цвета, которые получают, смешивая попарно в различных пропорциях соседние чистые цвета (например, смешав зеленый с желтым, получают несколько оттенков зеленого цвета). В каждом спектре можно расположить по 2 или 4 промежуточных цвета. Смешав каждый цвет в отдельности с белой и черной краской, получают светлые и темные тона одного цвета, например, синий, голубой, темно-синий и т. д. Светлые тона располагают с внутренней стороны цветового круга, а темные - с внешней. Заполнив цветовой круг, можно заметить, что в одной половине круга расположены теплые цвета (красный, желтый, оранжевый), а в другой половине - холодные (синий, голубой, фиолетовый). Зеленый цвет может быть теплым, если в нем есть примесь желтого, или холодным - с примесью синего. Красный цвет также может быть теплым - с желтоватым оттенком и холодным - с синим оттенком. Гармоничное сочетание цветов заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в согласованности различных цветов и оттенков между собой. Наиболее простым способом определения гармоничных сочетаний цветов является нахождение этих цветов на цветовом круге. Выделяют 4 группы цветовых сочетаний. Монохромные - цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе. Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3-4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый. Монохромные сочетания часто используют в вышивке одежды (например, на голубом фоне вышивают нитками темно-голубыми, голубыми и белыми), декоративных салфеток (например, на суровом полотне вышивают нитками коричневыми, светло-коричневыми, бежевыми), а также в художественной вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени. Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые. Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый). Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие. Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные. Контрастные цвета. Диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой. Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При соприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их.  

 

 


С возникновением системы цветового круга стали появляться различные теории гармонических сочетаний цветов.
Гете искал принцип гармонизации цветов не в физических законах, а в закономерностях цветового зрения, и надо отдать ему должное, во многом был прав; недаром его считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета.
В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма - белый цвет - может быть разложена на все мыслимые цвета и как бы содержит их в потенции. Из этого следует важнейший закон необходимой смены впечатлений. «Когда глазу предлагается темное, то он требует светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и проявляет свою жизненность, свое право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту».
Опыты Гете с цветными тенями показывали, что диаметрально противоположные (комплементарные) цвета и являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя. Желтый цвет требует сине-фиолетового, оранжевый - голубого, а пурпурный - зеленого, и наоборот. Гете тоже построил цветовой круг, но последовательность цветов в нем - это не замкнувшийся спектр, как у Ньютона, а хоровод из трех пар цветов. А пары эти - дополнительные, т.е. наполовину порожденные человеческим глазом и только наполовину независимые от человека. Самые гармоничные цвета - это те, которые расположены напротив, на концах диаметров цветового круга, именно они вызывают друг друга и вместе образуют целостность и полноту, подобную полноте цветового круга.

 



По Гете, кроме гармонических сочетаний, бывают «характерные» и «бесхарактерные». К первым относятся пары цветов, расположенные в цветовом круге через один цвет, а ко вторым - пары соседних цветов. Гармонический колорит, по Гете, возникает тогда, «когда все соседние цвета будут приведены в равновесие друг с другом». Но гармония, считает Гете, несмотря на все ее совершенство, не должна быть конечной целью художника, потому что гармоничное всегда имеет «что-то всеобщее и завершенное, и в этом смысле лишенное характерности».
Это необыкновенно тонкое замечание. Сгармонизированным по всем параметрам изображениям, действительно, часто не хватает выразительности, экспрессии.

 

Теория Альберта Менселла
Менселл определил 3 типа гармонических сочетаний:
а) однотонные гармонии основаны на одном цветовом тоне разной светлоты (например, красный, из основного 8-ми частного цветового круга, разбеленный красный и красный из затемненного цветового круга);
б) гармонии родственных цветов цветового круга (красный и оранжевый);
в) гармонии взаимодополнительных цветов (желтый и фиолетовый, оранжевый и синий).
Многие теоретики цвета старались выводить свои теории и системы на базе каких-либо моделей. Менселл изобрел цветовое тело, на основе которого он составил цветовой атлас из десяти таблиц.
Желтый насыщенный цвет светлее зеленого насыщенного, а фиолетовый насыщенный темнее красного насыщенного. Поэтому самые насыщенные цвета лежат на разных уровнях, а по экватору расположены цвета одной светлоты.

 

Классификация цветовых гармоний, разработанная немецким физиологом Брюкке:
а) изохромия - композиция, выполненная в одном цветовом пятне, тоне (например, на базе красного цвета);
б) хомеохромия - композиция в пределах малого цветового интервал а (например, желтый, оранжевый и желто-оранжевый;
в) мерохромия - композиция, где цвета подчинены одному глав ному (допустим, красному, тогда это будут оранжевый, пурпурный и фиолетовый);
г) пойкилохромия - метод полного дробления цветовых масс, большое разнообразие цвета, где нет главного и все цвета одинаково значимы. Для пользования такой гармонией нужен опыт.

 

 

Теория Б.В. Оствальда
Оствальд считал, что все цвета, содержащие равную примесь белого или черного, — гармоничны, а из насыщенных гармоничны те, что отстоят друг от друга через равное количество интервалов.

 

ЦВЕТОВАЯ СИСТЕМА М. МАТЮШИНА
Если цветовые системы Оствальда и его последователей основаны на систематизации цветов, математически вычисленных на цветовом круге, сочетания цветов получались механическим путем, то точкой отсчета в художественной науке о цвете Матюшина является закон контраста взаимодополнительных цветов, основанный на наблюдении и осмыслении эффектов последовательного и одновременного контрастов.
В основе цветовой системы лежит модель круга из восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, желто-зеленого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

 

Теория гармонических сочетаний по системе В. Козлова
Козлов строит цветовой круг на основе четырех цветов, мотивируя это тем, что смесь синего и желтого цветов не дает чистого зеленого цвета.

 

 

Нормативная теория гармонических сочетаний цветовых тонов (модель треугольника)
Все описанные теории цветовых сочетаний базируются на геометрической модели круга с различным количеством интервалов между основными цветами. В результате новейших исследований систематика цветов нашла более точное выражение в треугольнике, в вершинах которого расположены основные цвета: желтый, красный, синий.

 

 

Данная теория сочетаний цветов включает 19 возможных групп гармоний. Общее количество возможных гармонических цветовых сочетаний зависит от числа интервалов — т.е. количества промежуточных тонов, использования цве-товых оттенков.
В цветовом круге (например, цветовом круге Гете) можно было проследить два типа гармонии:
1) по оппозиции, т.е. по противопоставлению
2) по аналогии, т.е. сходству.
Первый тип - это «гармонические» и «характерные» сочетания (по диаметру и большой хорде), а второй тип - это «бесхарактерные» и «слабые» сочетания, т.е. по малой хорде и по радиусу цветового круга (когда сопоставляются цвета одного цветового тона, но разной насыщенности). Но в каждом из этих сочетаний светлота не учитывается, ее просто нет. Реальная же гармония, т.е. та, которая присутствует в произведениях изобразительного искусства, всегда учитывает (и не в последнюю очередь!) светлоту сопоставляемых цветов.
Поэтому истинные линии гармонизации проходят в цветовом пространстве не только в плоскости цветовых кругов, но переходят из одного круга в другой как секущие по всем направлениям цветового тела.
В практике живописи это означает, что возможности гармонизации различных цветов безграничны, т.е. можно добиться гармоничного сочетания между любыми цветами, вопрос только в том, что при этом нужно учитывать (т.е. менять, подбирать) их светлоту. Изменение светлоты сочетаемых цветов - одно из самых могучих и универсальных средств гармонизации. На практике не так важно точное колористическое подобие в цвете (например, костюма), как то, что он хорошо освещен или находится в тени.
Когда говорят о цветовой гармонии, то не следует думать, что речь идет об удачном или неудачном сочетании пары каких-либо цветов. Два любых цвета, как две любых музыкальных ноты, не могут образовать никакого гармоничного единства. Только присоединяя к двум первым нотам – третью, четвертую, пятую и т.д., можно ощущать некий гармоничный строй. То же самое и в цвете. Например, при написании портрета, в зависимости от цвета лица, волос и глаз, подбирается цвет костюма, а это, в свою очередь, определяет цвет фона. Каждый из этих основных элементов композиции сам включает в себя более мелкие детали (света, тени, полутени, блики и рефлексы), которые тоже должны быть в пределах единой гармоничной структуры, заранее выбранной автором портрета.

 

Сочетания цветов имеют важную роль в создании композиций (открыток, картин, рекламных полосах). Одни цвета прекрасно сочетаются друг с другом, другие просто "режут" глаз. Следует позаботиться о согласовании цвета и гармонии. Надо стремиться к созданию гармонических созвучий, причем каждый цвет должен поддерживать соседние, контрастно увеличивая их насыщенность, светлость или затемненность.
Строгих законов цветовой гармонии не существует: одни и те же сочетания позволяют добиться различных эффектов в зависимости от соотношения в композиции цветов, порядка их чередования, а также от размеров и формы цветовых пятен. Техника цвета - это высшая математика для художника; у каждого мастера свои методы решения задач, но без “арифметики”, то есть без знаний строгих закономерностей теории цвета, совершенства не достичь.
Для определения гармоничного сочетания различных цветов пользуются цветовыми (колориметрическими) кругами.

Обозначение цветов и их название в цветовом круге:
К - красный;

КО - красно-оранжевый;

О - оранжевый;

Ж - желтый;

ЖЗ - желто-зеленый;

3 - зеленый;

СЗ - сине-зеленый;

С - синий;

СФ -сине-фиолетовый;

Ф - фиолетовый;

КФ - красно-фиолетовый.

Все существующие в полиграфии краски (краски, а не цвета!) образуются путем смешения всевозможных количественных сочетаний трех основных красок - красной (пурпурной), синей (голубой) и желтой. Исходя из этого, в круге представлены: треугольником СКЖ - первичные (основные) цвета, перевернутым треугольником ФОЗ - смешанные цвета первою порядка, а точками на окружности СЗ, СФ, КФ и т.д. - смешанные цвета второго порядка.

Наличие такого цветового круга позволяет дать следующие рекомендации:

• контрастные сочетания дают цвета, расположенные друг против друга (например, Ф и Ж). Расположенные рядом, они взаимно усиливают друг друга, их сочетание гармонично;
Гармоничность сочетания цветов

• сочетание цветов, расположенных по углам основного либо перевернутого треугольника (например, С и Ж), менее гармонично;

• сочетание цветов, расположенных в круге под углом 90°, целесообразно для подбора “цветовых аккордов” в два, три или четыре цвета (например, СФ и 3 или ЖО и 3, или все вместе, или три из них).
Шестисекторный колориметрический круг

Шестисекторный колориметрический круг позволяет выделить контрастные гармоничные сочетания - их образуют цвета, расположенные друг против друга: синий - оранжевый, красный - зеленый, желтый - фиолетовый. Допустимы сочетания цветов, расположенных в секторах через один, а вот использование соседних секторов в данном колориметрическом круге приводит к дисгармонии.

Есть и другие колориметрические цветовые круги, например большой цветовой круг Освальда, содержащий двадцать четыре цвета:

  • ЛЖ -лимонно-желтый,
  • Ж - желтый,
  • ЗОЛЖ - золотисто-желтый,
  • ЖОР - желто-оранжевый,
  • КОР - красно-оранжевый,
  • КИНК - киноварно-красный,
  • К - красный,
  • КАРК - карминно-красный,
  • ПУРК - пурпурно-красный,
  • ПУРФ - пурпурно-фиолетовый,
  • Ф - фиолетовый,
  • СФ - синевато-фиолетовый,
  • СИНФ - сине-фиолетовый,
  • УЛ - ультрамариновый,
  • СРС - средне-синий,
  • С - синий,
  • ВС - васильково-синий,
  • БИР - бирюзовый,
  • ЦМВ -цвет морской волны,
  • ИЗЖ - изумруд
  • СЗ - сине-зеленый,
  • СРЗ - средне-зеленый,
  • ХЛ - хлорофилловый,
  • ЖЗ - желто-зеленый.

Принцип пользования кругом аналогичен принципу пользования шестисекторным с помощью стрелок.

 

 

Ахроматические цвета (белый, черный и все оттенки серого) в цветовых кругах отсутствуют, но они играют важную роль. Белый цвет осветляет, делает “легче” любой другой; черный, наоборот, затемняет любой хроматический, делает его более мрачным, торжественным. Сочетание оттенков разной интенсивности, полученных путем добавления белого цвета к основному цветовому тону (например, от красного до розового, от синего до голубого), никогда не приводит к дисгармонии. “Цветовой аккорд” воспринимается воздушным, спокойным.
Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым.
Наиболее распространены слёдующие типы цветовых гармоний: двухцветная однотонная, двухцветная контрастная, трехцветная однотонная, трехцветная однотонно-контрастная и, как исключение, четырехцветная.
В более многоцветных композициях случайные цвета зачастую вызывают пестроту, ощущение тревоги и нарушают единство композиции.

Соседние цвета влияют друг на друга и воспринимаются нашим зрением в зависимости от цветового окружения. Восприятие цвета вследствие его сочетания с другими цветами называется одновременным цветовым контрастом.
Приведем наиболее яркие примеры.

1. Светлый цвет по соседству с темным кажется еще светлее, а темный рядом со светлым - темнее (световой контраст).
2. Красный цвет рядом с зеленым смотрится насыщеннее (хроматический контраст).

Немаловажное значение имеет фон композиции, о чем свидетельствуют следующие примеры:

• серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне;
• на красном фоне серый цвет кажется зеленоватым, на желтом - синеватым, на зеленом - чуть розоватым, на синем - желтоватым. Если на цветном фоне нужен все-таки серый цвет, этого можно добиться с помощью хроматического контраста. Например, на синем фоне серый цвет пожелтеет, поэтому к нему следует добавить немного синевы тогда синий цвет и желтый оттенок, вызванный действием контраста, смешавшись, дадут чистый серый ахроматический цвет.
• при отделке поверхностей двумя цветами нижнюю часть следует делать темной, а верхнюю - светлой, что придаст объекту большую устойчивость. В случае, необходимости применения темного цвета сверху например, при отделке стен), темную часть стремитесь сделать меньше нижней;
• как правило, теплые тона обладают свойством “приближаться”, а холодные - “удаляться”. Если красные и серые кружки диаметром около 1 см, лежащие на черном фоне, рассматривать с расстояния 1 м, нам наверняка покажется, что они расположены в двух разных плоскостях красные ближе, а серые дальше;
• среди ахроматических светлые цвета воспринимаются приближающимися, а темные - удаляющимися. При отделке интерьера путем подбора соответствующей краски можно достичь оптического уменьшения или увеличения помещения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Форматирование номеров страниц | Управление процессами в ОС ПК
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 18812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.