Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности расчета трубопроводов тепловой сети на прочность




ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ

Выбор толщины изоляции

Выбор толщины изоляции определяется техническими и технико-экономическими соображениями. Основные технические соображения, которыми руководствуются при выборе толщины изоляционного слоя, заключаются в следующем:

1) обеспечение заданной температуры теплоносителя в отдельных участках теплосети. Это условие предъявляется обычно к паропроводам в тех случаях, когда должна быть гарантирована подача перегретого пара отдельным абонентам;

2) выдерживание нормированных теплопотерь;

3) непревышение заданной температуры поверхности изоляции.

При прокладке теплопровода в рабочих помещениях или в проходных каналах по условиям безопасности предельная температура поверхности должна составлять 40 – 50 °С. В некоторых случаях предельная температура поверхности выбирается из условия защиты от разрушения наружной оболочки изоляции.

На основании технических требований определяется предельная минимальная толщина тепловой изоляции. Вопрос о целесообразности увеличения толщины и повышения эффективности тепловой изоляции решается технико-экономическим расчетом.

 

 

Специфические особенности трубопроводов тепловых сетей заключаются в следующем:

а) стенки труб испытывают напряжения от внутреннего давления теплоносителя меньшие, чем изгибающие напряжения от компенсации температурных удлинений труб и изгиба от весовых нагрузок;

б) температура труб не превышает 160 – 200 °С, при которой механические свойства сталей практически не отличаются от свойств при температуре 20 °С;

в) характер и величина нагрузок существенно различны в зависимости от способа прокладки труб (подземная в непроходных каналах, в проходных туннелях, бесканальная, воздушная) и способов компенсации температурных удлинений;

г) пространственные схемы трубопроводов, требующие наиболее сложных расчетов на компенсацию температурных удлинений, встречаются относительно редко, только в пределах зданий ТЭЦ, котельных, насосных станций и др.

Рекомендации по расчету на прочность и компенсацию температурных удлинений, содержащиеся в ряде руководств по проектированию станционных трубопроводов, при проектировании тепловых сетей могут использоваться в ограниченных пределах, так как они не учитывают условия работы и нагрузок, характерных для тепловых сетей.

В расчетах на прочность должны учитываться следующие нагрузки и воздействия на трубопроводы, различающиеся по величине и характеру:

а) весовые при расчете труб на изгиб;

б)ветровые (для надземных прокладок на эстакадах);

в)от сил трения в подвижных опорах или трения в окружающем грунте (последние в бесканальных прокладках);

г) воздействие внутреннего давления теплоносителя в трубах;

д) воздействие изменения температуры труб.

Весовые нагрузки вызывают большие изгибающие напряжения, которые составляют значительную часть общего, суммарного напряжения в стенках труб. Значительно меньше на прочность трубопроводов теплосетей влияет внутреннее давление, величина которого обычно не превышает 1,6 МПа. Поэтому в отличие от многих других напорных трубопроводов давление не является определяющим фактором при назначении толщины стенок трубопроводов из условия их прочности.

Ветровые нагрузки и нагрузки от сил трения в опорах значительно меньше других нагрузок оказывают влияние на прочность трубопроводов. При необходимости влияние трения может быть снижено простым конструктивным решением – заменой скользящих опор на катковые или (при надземных прокладках) подвесными, на тягах.

Изгибающие напряжения от собственной массы трубопроводов определяются по известным формулам сопротивления материалов для расчета многопролетных неразрезных балок. Максимальный изгибающий момент над опорами M и в середине пролета между опорами M l/2, Н·м,

 

M = q l 2 / 12; (5.30)
M l/2 = q l 2 /24; (5.31)

Максимальный прогиб f l/2, м, определяется из выражения

 

F 1/2 = q l 4 / 384 EI, (5.32)

где q – расчетная весовая нагрузка на единицу длину трубопровода, Па/м; l – расстояние между опорами (одинаковое для всех пролетов), м; EI – жесткость поперечного сечения трубы; E – модуль продольной упругости, Па/м; I – экваториальный момент инерции трубы, м4.

При максимально допустимых расстояниях между опорами, что позволяет существенно снизить стоимость надземных прокладок трубопроводов на эстакадах, кроме расчета на прочность, необходимо дополнительно определять прогибы по формуле (5.25). Большие прогибы могут вызвать образование «мешков» в пониженных точках, в которых будет застаивается вода, что может приводить к гидравлическим ударам в пусковом режиме, например при прогреве паропроводов.

В непроходных каналах расстояния между опорами целесообразно уменьшить, т.к. это не отразится на стоимости сооружения теплосети, а в то же время позволит уменьшить суммарное действующее напряжение в стенках труб. При надземной прокладке трубопроводов в целях экономии металла следует стремиться к максимальному увеличению расстояний между опорами, для этого целесообразно применять трубы с повышенными механическими показателями.

Усилия, воспринимаемые неподвижными опорами, складываются из неуравновешенных сил внутреннего давления, реакций свободных опор и реакций компенсаторов температурных деформаций. Эти усилия, как правило, действуют с обеих сторон неподвижной опоры. В зависимости от направления их векторов усилия взаимно уравновешиваются (т.е. вычитаются) или суммируются.

Результирующее усилие, действующее на неподвижную опору может быть представлено трехчленом

 

N = a p Fв + µ q вl + ∆ S, Н, (5.33)

 

где a – коэффициент, зависящий от направления действия осевых усилий внутреннего давления с обеих сторон опоры, что определяется конфигурацией трубопровода и способом компенсации температурных деформаций; при неизменном диаметре трубопровода он может иметь значение 0 или 1; p – внутреннее рабочее давление в трубопроводе, Па; F - площадь внутреннего сечения трубопровода, м2; µ - коэффициент трения на свободных опорах; Δ l – разность длин участков трубопровода с обеих сторон неподвижной опоры (участок – расстояние между опорой и компенсатором), м; S – разность сил трения осевых скользящих компенсаторов или сил упругости гибких компенсаторов с обеих сторон неподвижной опоры, Н. Первое слагаемое представляет собой результирующее осевое усилие внутреннего давления, второе – результирующую реакцию свободных опор, третье – результирующую осевую реакцию компенсаторов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.