Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Лекция: Предмет, задачи и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы»




В

В

В

В

Лекция: Предмет, задачи и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы».

Реляционная алгебра

Носитель реляционной алгебры – множество отношений. Сигнатура – кроме введенных операций – объединение, пересечение, разность, расширенное декартово произведение отношений, включаются и специальные операции над отношениями.

В реляционной алгебре расширение сигнатуры заключается в включении специальных операций над отношениями: выбор, проекция и соединение.

Операция Выбор представляет собой процедуру построения «горизонтального» подмножества отношений, т.е. подмножества кортежей, обладающих заданным свойством. Пример – отношение R' – расписание экзаменов преподавателя. Результатом операции выбора являются строки, в которых домен D представлен строками.

 

Проекция.

 

Соединение

R5 D1 группа D2 дисциплина D3 преподаватель D4 дата D4 аудитория
           
           
           
           
           
           
           

 

1. Предмет, задачи и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы РФ».

2. Соотношение курса «Правоохранительные органы России» с другими юридическими дисциплинами.

3. Основные понятия учебной дисциплины «Правоохранительные органы России».

4. Общая характеристика правовых актов, регулирующих деятельность судебных и правоохранительных органов.

 

Предмет любой учебной дисциплины определяется вопросами, которые подлежат изучению в рамках этой дисциплины. В рамках учебной дисциплины «Правоохранительные органы РФ» происходит ознакомление с устройством правоохранительных органов и требованиями, предъявляемыми к сотрудникам этих органов, организации правоохранительных органов и их полномочий, ознакомление с нормативными актами, устанавливающими правила деятельности правоохранительных органов.

Учебный курс «Правоохранительные органы России» изучает вопросы организации и основы деятельности судов, прокуратуры, органов предварительного расследования, нотариата, адвокатуры и других, а также правовой статус, компетенция и полномочия сотрудников этих органов.

К задачам курса «Правоохранительные органы России» относятся:

- ознакомление знаний студентов о правоохранительной деятельности и о тех государственных и негосударственных органах и учреждениях, которые призваны осуществлять данную деятельность;

- формирование у будущих юристов уважительного отношения к правам и свободам людей в процессе осуществления правоохранительной деятельности;

- привитие осознания у студентов важность знания законов и иных нормативно-правовых актов, практику применения их в процессе правоприменительной деятельности.

Предмет курса и его задачи определяют систему учебной дисциплины, которая состоит:

- из общих положений, в которых рассматриваются: предмет, задачи и система учебной дисциплины, основные понятия; нормативно-правовые акты о правоохранительных органах; судебная власть и конституционные принципы осуществления правосудия;

- изучение деятельности судебной системы РФ: федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Конституционного суда РФ, судов субъектов РФ, правового статуса судей, требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи и к судьям, а также участие в рассмотрение дел присяжных и арбитражных заседателей;

- ознакомление с деятельностью государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности: органов внутренних дел, обеспечения безопасности, юстиции, налоговых и таможенных органов;

- органов предварительного следствия и дознания, прокуратуры;

- органов правового обеспечения правовой помощи: значение деятельности уполномоченного по правам человека («омбудсмена»), работы адвокатуры и нотариата;

- негосударственных организаций — частные детективные и охранные службы.

 

С учетом того, что «Правоохранительные органы России» как учебная дисциплина является в какой-то степени глобусом знаний о правоохранительных органах, вводной учебной дисциплиной и поэтому она взаимосвязана с иными дисциплинами, которые изучают студенты юридических факультетов.

К числу дисциплин, связанных с курсом «Правоохранительные органы России», относится в первую очередь «Теория государства и права», в которой содержится азбука и в какой-то степени философия права, определение правовых понятий правоохранительной деятельности, без уяснения смысла которых студент, получающий высшее юридическое образование, обречен не стать профессиональным юристом.

Конечно же, следует отнести к дисциплине, связанной с курсом «Правоохранительные органы России» курс «Конституционное право», в котором изучаются нормы Конституции, устанавливающие фундаментальные основы сферы права государства, которые находят более детальное развитие в других законах, являющихся предметами изучения различных юридических дисциплин.

Курс «Правоохранительные органы России» связан с такими курсами, как «Уголовное право» и «Уголовно-процессуальное право», «Гражданское право» и «Гражданско-процессуальное право», «Арбитражно-процессуальное право», «Административное право», в которых изучаются понятия преступления и проступка, изучаются их признаки, определяются какие действия являются преступными, а какие, относящиеся к правонарушениям и иные вопросы материального права (уголовное право и административное право), процедура рассмотрения дел с соблюдением принципов судопроизводства.

Имеется определенная связь дисциплины «Правоохранительные органы России» с дисциплинами «Криминалистика» и «Криминология», данные которых используются сотрудниками правоохранительных органов в работе.

 

Правоохранительная функция реализуется государством непосредственно путем создания государственных органов с соответствующими полномочиями, а также через негосударственные учреждения, организации, объединения, уполномоченных государством на правоохранительную деятельность.

В учебниках и словарях (в законодательстве отсутствует определение) предлагаются следующие определения правоохранительных органов:

Правоохранительные органы — это специально созданные государством структуры, основной задачей которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение[1]

С учетом этого определения к правоохранительным органам относят: суды; органы прокуратуры; органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции; органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; органы госнаркоконтроля; органы налоговой службы; таможенные органы; нотариат; адвокатура и др.

(Задание в словарь юридических терминов в часы самостоятельной подготовки — дефиниция «законность» и «правопорядок»).

Правоохранительные органы — это обособленная по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа государственных органов, имеющих свои четкие задачи, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод путем осуществления конституционного контроля, правосудия и организационного обеспечения судов, прокурорского надзора[2].

Правоохранительные органы — государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К правоохранительным органам относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, таможенные органы, органы юстиции, органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы раскрытия и расследования преступлений, органы по правовой помощи и правовому обеспечению[3]

Можно привести и другие определения понятия «правоохранительные органы», но и приведенных достаточно для вывода, что основными направлениями в деятельности правоохранительных органов, по мнению авторов дефиниций, являются:

«- защита прав, свобод и законных интересов граждан; обеспечение надлежащего общественного порядка; обеспечение общественной безопасности; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений; выявление фактов правонарушений, их расследование в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности; принятие предусмотренных мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения; обеспечение исполнения принятых решений; обеспечение квалифицированной юридической помощи»[4]

Следует отметить, что о понятиях и видах правоохранительных органов существуют два основных взгляда на эту проблему. Одни авторы 8тносят суды к правоохранительным органам, а другие оспаривают отнесение судов к правоохранительным органам.

В учебники «Правоохранительные органы» под редакцией В.П.Божьева несостоятельность точки зрения об ошибочности не отнесения судов к правоохранительным органам аргументирована cледующим образом:

«На наш взгляд, несостоятельность подобных точек зрения вполне убедительно обосновывает К.Ф.Гуценко, указывающий, что исключение судов из числа правоохранительных органов — результат упрощенного понимания сущности правоохранительной деятельности».26.

Все же, как представляется, более предпочтительной является вторая точка зрения.

Сейчас обратимся к понятию «правоохранительная деятельность». Кстати, в законах понятие и содержание правоохранительной деятельности также отсутствует. «Одни авторы ограничивают понятие правоохранительной деятельности с происходящим в сфере борьбы с преступностью, другие — в сфере борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, третьи- сужают содержание правоохранительной деятельности до вопросов поддержания порядка.

К.Ф.Гуценко и М.А.Ковалев утверждают, что столь упрощенный подход нельзя признать правильным, поскольку он существенно искажает суть рассматриваемого вида государственной деятельности»[5]

С учетом такого подхода выделяют следующие признаки правоохранительной деятельности:

- она осуществляется только с помощью применения мер воздействия;

- при строгом соответствии применяемых в ходе ее осуществления мер предписания НПА (нормативно-правовых актов);

- при соблюдении процедуры привлечения к юридической ответственности;

- специально уполномоченными государственными органами, деятельность которых регламентируется правовыми актами.

С учетом этих признаков предлагается следующая формулировка понятия «правоохранительной деятельности».

Правоохранительная деятельность — государственная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными на то органами с целью охраны права или его восстановления в случае нарушения путем применения соответствующих юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при соблюдении установленного законом порядка.

В юридической литературе понятие правоохранительной деятельности формулируют из основных направлений (функций) данного вида государственной деятельности. Выделяют следующие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи населению.

Исходя из этих направлений предлагается следующее понятие правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность — это объективно и субъективно обусловленная правоприменительная деятельность специально уполномоченных, компетентных органов, которая базируется на нормах международного и внутригосударственного права и направлена на охрану законности, правопорядка, а также защиту прав и свобод человека и гражданина[6]

По вопросу о задачах правоохранительных органов, о которых говорится в разрозненных правовых актах (о судебной системе, о прокуратуре, о полиции и других) их подразделяют на две группы: общие, характерные для всех направлений правоохранительной деятельности,и конкретные (специализированные), характерные для отдельных направлений этой деятельности.

 

При изучение курса необходимо усвоить некоторые термины, которые имеют конкретное содержание и часто используются в юридическом языке.

Нужно усвоить такие понятия, как «компетенция» и «полномочия», которые иногда используют как идентичные.

В новейшем словаре иностранных слов и выражений [7] такое определение дано: «КОМПЕТЕНТНОСТЬ {лат. competens (competentis) надлежащий; способный} обладание знаниями и опытом, позволяющими судить о ч.-л.; веское, авторитетное мнение»; КОМПЕТЕНТНЫЙ {компетентность} знающий, сведующий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать ч.-л., судить о ч.-л.; КОМПЕТЕНЦИЯ {лат. Competentia принадлежность по праву} 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом».

Таким образом, компетенция — это круг полномочий правоохранительного органа, наделение его правами, обязанностями,

ответственностью по осуществлению функций и задач в определенных законом формах и методах.

Полномочия — это делегированные государством конкретные виды деятельности.

Нормативные акты, регламентирующие структуру правоохранительных органов, их полномочия, принципы и порядок деятельности многочисленны.

К источникам законодательства о правоохранительных органах относятся: Конституция РФ, законы и подзаконные акты, положения международно-правовых актов.

Важнейшим нормативно-правовым источником в области правоохранительной деятельности является Конституция РФ, в которой закреплены основы государственного строя и правовой системы России в целом.

В Конституции (глава 7) определяется статус судебной власти, формы осуществления правосудия, принципы судоустройства и судопроизводства, гарантии независимости судебной власти, основные положения о прокуратуре (ст.129 Конституции).

Конституция РФ (ст.71 и 72) определила вопросы исключительно находящиеся в ведении Российской Федерации и вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В частности, к вопросам ведения исключительно Российской Федерации отнесены: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др.

К совместному ведению отнесены вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат и др.

В учебниках «Правоохранительные органы» все нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, предлагают классифицировать по нескольким основаниям[8]

По содержанию нормативно-правовые акты о правоохранительных органах разделяют на следующие группы:

1. Акты общего действия:

- международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов. В постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» обращено внимание судов, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России являются составной частью ее правовой системы. Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В Пленуме также подчеркнуто, что международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод.

К числу таких актов следует отнести Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Основные принципы, касающиеся роли юристов, Основные положения о роли адвокатов и другие;

- Конституция РФ имеет прямое действие, обладает высшей юридической силой.

2. Акты о судебной власти, судоустройстве, органах, обеспечивающих деятельность судов: ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»; ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»; ФКЗ от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; ФКЗ от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации», Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечения доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и другие.

3. Акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры: ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

4. Акты, регламентирующие организацию и деятельность органов, обеспечивающих безопасность и правопорядок в Российской Федерации: ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», ФЗ от 3 апреля 1995 г.; 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ФЗ от 25 июля 2002 г. № 144-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министесртва внутренних дел Российской Федерации», которым утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О полиции» и другие.

5. Акты, регламентирующие организацию выявления и расследования преступлений и правонарушений: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», вступивший в силу (за исключением ст. 36 этого закона) с 15 января 2011 года, Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38, которым утверждено Положение о Следственном комитете Российской Федерации, ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), принятый ФЗ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ и другие.

6. Акты об организации юридической помощи в Российской Федерации: ФЗ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»,Основы законодательства Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «О нотариате», Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции РФ от 19.11.2009 № 403, ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № и1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другие.

 

Принято все нормативно-правовые акты подразделять на группы по их юридической силе:

1. Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу.

2. Международно-правовые акты, содержащиеся общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Федеральные законы: а) федеральные конституционные законы, которые издаются в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней; б) федеральные законы; в) законы субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

4. Указы и распоряжения Президента РФ.

5. Постановления и распоряжения Правительства РФ: постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда» и другие.

6. Ведомственные правовые акты — акты министерств, ведомств и служб: приказ Минюста РФ № 199 и Минфина РФ № 87н от 25 октября 2007 г. «Об утверждения порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда, в зависимости от сложности уголовного дела», Приказ Генпрокуратуры № 136 от 06.09.2007 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», приказ Генпрокуратуры № 137 от 06.09.2007 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и другие.

 


[1] См.: Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. Ред. Г.И. Загорского и Н.А.Петухова.- 6-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. С.15.

[2] См.: Правоохранительные органы России: учебник /под ред. В.П.Божьева.-М.: Высшее образование, 2007. С.24.

[3] См.: Правовой словарь /Л.Ю.Грудцына.-М.: Эксмо, 2008.-1152с.- (Новейший юридический справочник).С.875.

[4] См.: Правоохранительные органы: учебник/под общ. ред. Г.И.Загорского и Н.А.Петухова С.16

[5] См.: Правоохранительные органы России:учебник/под ред. В.П.Божьева. С.22

[6] См.: Правоохранительные органы. Курс лекций /Воронкова М.Л., Ишеков К.А., Черкасов К.В. - М.: Эксмо,2010. С.11.

[7] См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений.-М.: Совеременный литератор,2005. С.419.

[8] См.:Правоохранительные органы: Учебник /Под общ. Ред. Г.И.Загорского и Н.А.Петухова. С.21-27.

В демократическом правовом государстве права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Конституция России как основной закон государства определила, что охрана прав и свобод является обязанностью государства.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, а гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются органы обеспечения безопасности и механизмы контроля и надзора за их деятельностью.

Таким образом, представление о системе органов обеспечения безопасности, существующей в Российской Федерации, структуре конкретных государственных органов является необходимым при изучении курса «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность». К сожалению, в рамках данной лекции не представляется возможным осветить все органы, обеспечивающие безопасность в России, поэтому, мы дадим характеристику системе органов безопасности, а затем разберем отдельные из них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.