Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сократовская беседа




Приглашение к чаю

В «Приглашении к чаю» много символического.

Во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел бы пригласить на чай?

Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь, о чем с ним хотел бы поговорить, что ему скажешь, что услышать хотел бы в ответ.

В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знака симпатии, уважения, признав достоинства желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к твоей личности.

В-четвертых, чайная чашка пуста и не ведется разговор о продуктах, угощении, сладостях, а лишь про общение, которое объявлено целью встречи.

В-пятых, музыкальное сопровождение (например, "Приглашение к танцу" Вебера) как будто отражает душевный настрой, как будто сообщает о состоянии и приглашающего, и приглашенного.

Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы; следует найти мотивировку и облечь ее в соответствующую вербальную форму; необходимо пластически исполнить требуемое и не оказаться в неудобном положении. Но туг сгусток этических проблем: нельзя никого обидеть, про­изводя выбор; нельзя грубо произнести приглашение; следует продумывать формулировку обраще­ния. Вожатый может оказывать помощь, но она не должна быть явной. Тонкие корректировки педагога должны быть деликатными и почти незаметными для детей. Это сделать нетрудно, потому что дети в этот момент основное внимание направляют на личностный выбор, а сопровождающие его слова, скорректированные педагогом, воспринимаются как второй план действий. Но коррек­тировать можно и выбор: если вожатый скажет, допустим: "Ты не забыл, что у нас кроме мальчи­ков, есть в группе и девочки?" — то эти слова открывают новый для мальчика канал выбора.

"Приглашение к чаю" обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, смягчения взаимных отношений некоторых детей, психологического раскрепощения отдель­ных из них. Самой трудной стороной этого группового дела выступает тон вожатого и стиль его поведения. Именно от вожатого, его педагогической технологии зависит исход этого группо­вого дела: мягкий, добрый, веселый, уверенный, воодушевляющий тон вожатого и спокой­ный, элегантный, простой и располагающий стиль его поведения.

О "Сократовской беседе" никак не скажешь, что провести ее легко и просто. Внешне непритязательная по форме, и кажущаяся доступной любому вожатому "Сократовская бесе­да", тем не менее, остается далеко не такой уж доступной любому организатору групповой деятельности.

Ее возникновение связано с социальными причинами: сегодня гораздо важнее видеть про­блемы, чем иметь ответ на них, самостоятельно проводить выбор, чем получать готовый, уметь мыслить, чем уметь извлекать чужое мнение. Затребованную временем способность сле­дует неуклонно и постоянно развивать у детей. "Сократовская беседа" — одна из форм культи­вирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых, расхожих суждений.

Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучавшего учеников путем постановки системы вопросов.

К предложенному суждению или проблеме ставят ряд предварительных вопросов, от кото­рых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске (на экране), но на них не ищут "правильного" ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собствен­ный выбор. Суждения предлагаются с учетом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности детей. Например: "Хорошо ли живется на свете эгоисту?", "Всегда ли надо отстаивать истину?", "Одиночества не боится сильный", "Свободен ли дикарь?".

Однако, чтобы беседа была плодотворной, необходима своеобразная "разминка" — подготов­ка к интеллектуальному усилию. Она состоит из попыток очертить предварительные вопросы к суждению повседневного, житейско-обыденного порядка, такому, как: «Полезно ли ходить босиком по земле?», «Всегда ли надо солить пищу?» или «Следует ли по утрам делать зарядку?», или же «Надо ли чистить по утрам зубы?». Так как в этих вопросах не оговорены частные условия: о человеке ли идет речь? В какое время года? Какова мера? и т.д. — то, несомненно, дети поставят много предварительных вопросов к предъявленному вопросу. Первые успешные шаги в разминке послужат большим стимулом к последующему духовному усилию.

Возможно финалом «Сократовской беседы» станут индивидуальные поиски ответа на по­ставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут участники пробуют выра­зить в письменных формулировках свой выбор.

Количество участников может быть неограниченным, но все же наиболее успешно проходит такая духовная работа в камерных условиях, в пределах одного отряда либо параллели двух отрядов.

Сегодня новые времена предполагают для «Сократовской беседы» довольно острые сужде­ния, согласие или несогласие с которыми радикально может сказаться на судьбе человека:

«Хорошо ли быть богатым?»; «Деньги ли главное в жизни?»; «Человек проявляет свое «я» в труде»; «Помогая другому, ты ослабляешь его силы»; «Самое страшное наказание за черствость — одиночество» и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.