Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корзина грецких орехов




К фразеологическое сочетанию «крепкий орешек» обращаются, когда говорят о том, сущ­ность чего не познать с первого взгляда и проблема чего не может быть легко разрешена без огромных усилий или помощи других людей. Какие-то жизненные вопросы решаются без зат­руднений, как семечки, а иные вопросы сопровождают человека всю жизнь, оставаясь часто так и не разрешенными.

«Грецкий орех» — зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед воспитанни­ком. Иногда он надеется на чью-либо помощь, часто уверен, что сам справится с препятстви­ями. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве глав­ного вопроса жизни — уже начало разрешения.

«Корзина грецких орехов» — это разговор о том, что оставлять воспитанника, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться, - вопросы, крепкие, как грец­кий орех, который не расколешь без инструмента и без особых усилий. Эти вопросы произно­сят, как будто бы бросают в общую корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина и каково же ее содержание.

У каждого отряда (возраста, социальной принадлежности, характера коллектива, истории) своя «корзина грецких орехов». Дети «бросают» туда (произносят один за другим, передавая корзину или подходя к ней) мучительные неразрешимые ситуации или случаи. Отношения или желания, свои качества или черты других людей, непонятные для них. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов — внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней лишь можно догадываться по мимическим, пластическим проявлениям, из­редка — по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины.

Бесспорно, главное - это психологический климат: доброжелательность, сочувствие и по­нимание — вот черты благоприятного климата. Они зависят от тона вожатого, от характера речевого обращения к детям, от манеры слушать и от общей поведенческой стилистики вожа­того. Имеют значение даже детали: как выглядит символическая «корзина», каков интерьер помещения, как организуется очередность детей в их высказываниях, как будет обставлен момент «опускания» в «корзину» "грецкого ореха", будет ли в руке каждого реальный «грец­кий орех» или он будет единственным, передаваемым из рук в руки.

Конечно, «корзина грецких орехов» — это доверительный разговор старшеклассников. Не исключено использование данной формы и в группе детей 12-14 лет.

«Корзина грецких орехов» может стать отдельным приемом воздействия в контексте какой-то другой групповой деятельности. Например, в случае затруднений по ходу организации дела. Постановка вопроса "Какие сложности мы видим в этом деле?" может быть обыграна как "сбор в корзину грецких орехов". Игровая деталь создает детям психологическую опору, сни­мает психологическую зажатость и, безусловно, стимулирует активность.

Заметим попутно, что конкретный реальный грецкий орех, который в первый раз вожатый предложил детям в качестве наглядной опоры предстоящей духовной деятельности, следовало бы сохранить, каждый раз обращаясь именно к этому ("нашему!") ореху. Вероятно, ему и место в отряде должно быть найдено соответствующее: в любой момент можно взять и в любой момент каждый ребенок (подросток, юноша) может подойти, подержать в руках, разглядеть и подумать о своей трудной, крепкой, как орех, проблеме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.