Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раннее Средневековье 2 страница




Гим­ны Еф­ре­ма Си­ри­на до сих пор со­хра­ни­лись в си­рий­ской пра­во­слав­ной ли­тур­гии. Впрочем, се­го­дня уже труд­но ус­та­но­вить, при­над­ле­жат ли ему толь­ко сло­ва, или еще и му­зы­ка, на ко­то­рую они по­ют­ся. Сейчас мы ус­лы­шим по­ка­ян­ный стих Еф­ре­ма Си­ри­на в 8-м ла­ду си­рий­ской ли­тур­гии. В араб­ской му­зы­ке это­му ла­ду то­ж­де­ст­ве­нен "хид­жаз", а в Ев­ро­пе - так на­зы­вае­мая цы­ган­ская гам­ма (с дву­мя ув.2):

При­мер

 

Еще од­на, не ме­нее древ­няя и эк­зо­тичес­кая куль­ту­ра хри­сти­ан­ско­го ми­ра - копт­ская ("чер­ные хри­стиа­не"). В лек­ции о Егип­те я упо­ми­на­ла эти не­араб­ские пле­ме­на, ко­то­рые жи­вут так­же и в Эфио­пии (на ро­ди­не вер­ди­ев­ской Аи­ды). И как раз в Эфио­пии все­го лишь через не­сколь­ко ме­ся­цев по­сле рас­пя­тия Хри­ста поя­ви­лись пер­вые хри­стиа­не, об­ра­щен­ные апо­сто­лом Фи­лип­пом. А в 330 г. не­кий грек, сто­рон­ник си­рий­ской пра­во­слав­ной церк­ви, по­тер­пев ко­раб­ле­кру­ше­ние, по­пал в Эрит­рею (Эфио­пию) и об­ра­тил в хри­сти­ан­ст­во им­пе­ра­то­ра и весь его двор. За это пат­ри­арх Алек­сан­д­рий­ский на­значил его ар­хи­епи­ско­пом Эфио­пии, так что с IV в. хри­сти­ан­ст­во ста­ло здесь офи­ци­аль­ной го­су­дар­ст­вен­ной ре­ли­ги­ей. Ра­нее офи­ци­аль­ной ре­ли­ги­ей в Эфио­пии был иу­да­изм, ут­вер­див­ший­ся еще в X в. до н. э, ко­гда пра­вил им­пе­ра­тор Ме­не­лик I, считав­ший­ся сы­ном ца­ря Со­ло­мо­на и ца­ри­цы Сав­ской. Так что весь­ма воз­мож­но, в му­зы­ке коп­тов дош­ли до нас от­го­ло­ски не толь­ко ран­не­хри­сти­ан­ской, но и древ­не­ев­рей­ской му­зы­каль­ной тра­ди­ции.

Су­ще­ст­ву­ет ле­ген­да, буд­то свою ори­ги­наль­ную му­зы­ку копт­ская эфи­оп­ская цер­ковь по­лучила в VI в. от св. Яре­да, вдох­но­вив­ше­го­ся свя­тым Пи­са­ни­ем. Ме­ж­ду тем, ее ос­но­вы во мно­гом схо­жи с му­зы­кой си­рий­цев и ар­мян, хо­тя в си­лу ис­то­ричес­ких ус­ло­вий имен­но коп­ты как бы "за­кон­сер­ви­ро­ва­ли" са­мые древ­ние пла­сты. Де­ло в том, что 15 ве­ков на­зад эта цер­ковь (вме­сте с си­рий­ской "яко­вит­ской" и ар­мян­ской) от­де­ли­лась как от за­пад­ной, так и от вос­точной вет­вей хри­сти­ан­ст­ва. Пред­ме­том раз­но­гла­сий ста­ла при­ро­да Хри­ста: от­де­лив­шие­ся счита­ли, что она бы­ла ис­ключитель­но бо­же­ст­вен­ной и что Хри­стос лишь из­ред­ка при­ни­мал чело­вечес­кий об­лик, но чело­ве­ком не был. Сто­рон­ни­ки это­го учения по­лучили на­зва­ние "мо­но­фи­зи­тов" ("од­на при­ро­да") и бы­ли осу­ж­де­ны Хал­ки­дон­ским со­бо­ром в 451 г. Из всех хри­сти­ан эфи­оп­ские коп­ты под­верг­лись ед­ва ли не наи­бо­лее жес­то­ким го­не­ни­ям, к то­му же они ока­за­лись изо­ли­ро­ван­ны­ми от ос­таль­но­го хри­сти­ан­ско­го ми­ра из-за от­да­лен­но­сти и по­сто­ян­ных на­бе­гов за­вое­ва­те­лей с раз­ных сто­рон. Во вре­мя на­ше­ст­вий и прав­ле­ния пред­ста­ви­те­лей дру­гих ре­ли­гий мо­но­фи­зи­ты спа­са­лись в труд­но­дос­туп­ных мо­на­сты­рях, со­хра­няя в не­при­кос­но­вен­но­сти свой культ. До сих пор служ­ба ве­дет­ся на древ­нем язы­ке ге-ец, на ко­то­рый в кон­це V в. бы­ло пе­ре­ве­де­но Пи­са­ние с гречес­ко­го ва­ри­ан­та. И что са­мое уди­ви­тель­ное - этот язык по­ни­ма­ют почти все при­хо­жа­не, по­сколь­ку боль­шин­ст­во из них училось в цер­ков­ной шко­ле. Та­ким об­ра­зом, ге-ец - нечто вро­де эфи­оп­ской ла­ты­ни.

Эфи­оп­ские церк­ви, как и жи­лые до­ма, - круг­лые. В цен­тре, в свя­ти­ли­ще, по­ме­щен ал­тарь, от­го­ро­жен­ный от ос­таль­но­го по­ме­ще­ния. В свя­ти­ли­ще мо­гут вхо­дить толь­ко свя­щен­ник и дья­кон. Ос­таль­ная часть церк­ви раз­де­ле­на по кру­гу сте­ной, так что внут­ри на­хо­дят­ся дья­ко­ны и свя­щен­ни­ки, а сна­ру­жи - деб­те­ры (спе­ци­аль­но обучен­ные певчие). Жен­щи­ны раз­ме­ща­ют­ся по юж­ную сто­ро­ну от вхо­да, за за­на­ве­ся­ми. У вхо­да в цер­ковь все сни­ма­ют обувь.

Для служ­бы не­об­хо­ди­мо не ме­нее 2-х свя­щен­ни­ков и 3-х дья­ко­нов (мальчиков-певчих), но обычно их бы­ва­ет боль­ше, да­же в про­стых де­ре­вен­ских церк­вах *). Функ­ция же деб­те­ров ана­ло­гична ка­то­личес­ко­му хо­ру: они учас­т­ву­ют во всех служ­бах, а не­ко­то­рые ис­пол­ня­ют це­ли­ком. Деб­те­ры про­хо­дят мно­го­лет­ний курс обучения, по­ка не выучат наи­зусть все тек­сты и всю му­зы­ку очень слож­ной ли­тур­гии. При этом не­сколь­ко деб­те­ров слу­жит бес­плат­но, иные поль­зу­ют­ся бес­плат­ны­ми сто­лом и жи­ли­щем, и лишь не­ко­то­рые по­лучают день­ги от церк­ви, в ко­то­рой по­ют.

................................

*) Свя­щен­ни­ки обя­за­тель­но долж­ны быть же­на­ты (ес­ли это не мо­на­хи).

 

У коп­тов - своя сис­те­ма но­та­ции: бо­лее 50 зна­ков, ста­вя­щих­ся над ка­ж­дым сло­гом или сло­вом и обоз­начаю­щих со­вер­шен­но оп­ре­де­лен­ный ха­рак­тер дви­же­ния: на пол­то­на вниз; на б.3 вверх, с почти не­за­мет­ным ка­са­ни­ем про­ме­жу­точно­го зву­ка; на б.6 вверх, без за­пол­не­ния, за­ключитель­ная ка­ден­ция в нис­хо­дя­щем дви­же­нии и т.п. Эта сис­те­ма на­столь­ко слож­на, что боль­шин­ст­во деб­те­ров выучива­ют пес­но­пе­ния на слух в течение не­сколь­ких лет. Од­на­ко есть и та­кие, кто упор­но “про­ди­ра­ет­ся” через эти пре­муд­ро­сти; не­да­ром деб­те­ры счита­ют­ся са­мой "ученой" час­тью копт­ской эфи­оп­ской церк­ви.

Служ­бы здесь длят­ся по мно­гу часов, к то­му же коп­ты очень стро­го со­блю­да­ют по­сты (ка­ж­дую сре­ду и пят­ни­цу, а кро­ме то­го, еще 56 дней Ве­ли­ко­го по­ста, 43 дня пе­ред Ро­ж­де­ст­вом и т. п., причем 24 часа пе­ред Ро­ж­де­ст­вом и 48 - пе­ред Пас­хой - осо­бен­но стро­гий пост, не толь­ко без еды, но да­же без пи­тья). Не­уди­ви­тель­но, что не­ко­то­рые пев­цы на­хо­дят­ся в со­стоя­нии, близ­ком к тран­су.

Деб­те­ры не­ред­ко со­про­во­ж­да­ют свое пе­ние зву­ка­ми си­ст­ра, по­тря­сая им в такт пес­но­пе­нию - как древ­ние егип­тя­не. Ино­гда так­же ис­поль­зу­ет­ся боль­шой ба­ра­бан. Есть, прав­да, и пес­но­пе­ния, ис­пол­няе­мые толь­ко в со­про­во­ж­де­нии хлоп­ков в ла­до­ши или во­все без ак­ком­па­не­мен­та. И еще один ин­ст­ру­мент - ко­ло­кольчик, опо­ве­щаю­щий о начале мес­сы.

Как и в си­рий­ской церк­ви, ос­но­ва му­зи­ци­ро­ва­ния у коп­тов - ан­ти­фон­ное и рес­пон­со­ри­аль­ное пе­ние и псал­мо­дия. Здесь 3 ос­нов­ных ла­да, из ко­то­рых древ­ней­ший - ге-ец зе­ма, наи­бо­лее про­стой и ли­ричес­кий (са­ми коп­ты на­зы­ва­ют его "сла­до­ст­ным"). Мы ус­лы­шим бла­го­дар­ст­вен­ную мо­лит­ву в этом ла­ду. Не­смот­ря на узорчатые рас­пе­вы, здесь ощу­ща­ет­ся, что ла­до­вая ос­но­ва копт­ской му­зы­ки - пен­та­то­ни­ка. Об­ра­ти­те так­же вни­ма­ние на зачат­ки по­ли­фо­нии, воз­ни­каю­щие при пе­ре­кличках и при на­ло­же­нии окончаний рас­пе­ва на чте­ние (и на­обо­рот).

При­мер

 

А вот об­ра­зец ме­лиз­ма­тичес­ко­го ан­самб­ле­во­го пе­ния с вы­де­ле­ни­ем еще бо­лее узорчатых пар­тий со­лис­тов при на­ло­же­ни­ях кон­тра­ст­ных пла­стов, где ге­те­ро­фо­ния не­ожи­дан­но начина­ет звучать в ду­хе со­вре­мен­ной ато­наль­но­сти или по­ли­то­наль­но­сти. Это куль­ми­на­ци­он­ный, за­вер­шаю­щий мо­мент копт­ской служ­бы - мо­лит­ва во вре­мя причас­тия.

При­мер

 

Мы начали зна­ком­ст­во с эфи­оп­ской служ­бой с ее окончания, где бо­лее все­го сход­ст­ва с мес­сой и обед­ней (все три служ­бы за­вер­ша­ют­ся причас­ти­ем); в началь­ных же раз­де­лах боль­ше раз­личий. Копт­ская мес­са начина­ет­ся обычно с мо­лит­вы об ос­вя­ще­нии церк­ви и все­го, что в ней на­хо­дит­ся, за­тем ис­пол­ня­ет­ся се­рия псал­мов, за ни­ми - мо­лит­вы о про­ще­нии гре­хов - их по­ют ан­ти­фон­но, и в это вре­мя но­сят крест, ко­то­рый все це­лу­ют, по­том сле­ду­ет мо­лит­ва о свя­той апо­столь­ской церк­ви, про­воз­гла­ше­ние Ни­кей­ско­го сим­во­ла ве­ры (кре­до) и, на­ко­нец, причас­тие. По­сколь­ку служ­ба, ко­то­рую мы слу­ша­ем, за­пи­са­на в день эфи­оп­ско­го Ро­ж­де­ст­ва (как и у нас, 7 ян­ва­ря), то она при­бли­жа­ет­ся к Ро­ж­де­ст­вен­ской ора­то­рии и по тек­стам кое-где на­по­ми­на­ет "Мес­сию" Ген­де­ля. Сначала деб­те­ры под уда­ры ба­ра­ба­на, зву­ки си­ст­ров и хлоп­ки об­щи­ны из­ла­га­ют ис­то­рию при­ше­ст­вия Мес­сии.

При­мер

 

За­тем со­об­ща­ет­ся весть о ро­ж­де­нии Хри­ста, на что об­щи­на от­вечает ра­до­ст­ны­ми воз­гла­са­ми и хлоп­ка­ми в ла­до­ши, по­том идет ан­ти­фон­ное пе­ние вол­хвов с да­ра­ми, а да­лее ме­ри­ге­та (свя­щен­ник) про­воз­гла­ша­ет: "Се­го­дня вос­си­ял ве­ли­кий свет. Бу­дучи Бо­гом, Он стал ма­лень­ким ре­бен­ком. Под­ня­лось солн­це пра­во­су­дия". Этот раз­дел пред­став­ля­ет из се­бя нечто сред­нее ме­ж­ду Эт ин­кар­на­тус, Гло­ри­ей и Санк­ту­сом и от­мечен осо­бен­но при­под­ня­тым на­строе­ни­ем, вы­ра­жаю­щим­ся, по вос­точно­му обычаю, в изо­би­лии узо­ров и ме­лиз­мов в пар­ти­ях ан­ти­фон­но пе­ре­кли­каю­щих­ся со­лис­тов. Од­на­ко ла­до­вая ос­но­ва все та же - пен­та­то­ни­ка:

При­мер

 

Ес­ли пер­вых два ве­ка ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва ха­рак­те­ри­зу­ют­ся срав­ни­тель­но мед­лен­ным раз­ви­ти­ем этой "ре­ли­гии уг­не­тен­ных и го­ни­мых", пре­иму­ще­ст­вен­но под­поль­ной дея­тель­но­стью об­щин, прав­да, по­сте­пен­но креп­нув­ших и рас­ши­ряв­ших­ся, то в начале IV в. н. э. про­ис­хо­дит рез­кий пе­ре­лом: рим­ский им­пе­ра­тор Кон­стан­тин I из­да­ет се­рию эдик­тов (313-321), ут­вер­ждаю­щих хри­сти­ан­ст­во в качес­т­ве го­су­дар­ст­вен­ной ре­ли­гии. Это сра­зу же сти­му­ли­ру­ет бур­ный рас­цвет куль­та и его му­зы­ки. Уже бу­к­валь­но через па­ру де­ся­ти­ле­тий по­сле Ми­лан­ско­го эдик­та 313 го­да псал­мы пе­ли, по сви­де­тель­ст­ву со­вре­мен­ни­ков, "не толь­ко гре­ки, но и вар­ва­ры": "На всем зем­ном кру­ге, в го­ро­дах и де­рев­нях, и на по­лях, ко­роче го­во­ря, во всей церк­ви, по­ют Хри­сту на­ро­ды, со­брав­шие­ся из са­мых раз­ных на­ций, по­ют Бо­гу, при­ход ко­то­ро­го пред­ска­за­ли про­ро­ки, гром­ки­ми го­ло­са­ми гим­ны и псал­мы, так что го­ло­са псал­ли­рую­щих слыш­ны тем, кто сто­ит сна­ру­жи". По­началу в та­ком пе­нии при­ни­ма­ла учас­тие вся об­щи­на, без раз­личия воз­рас­тов и по­лов. Од­на­ко этот обычай бы­ст­ро из­ме­нил­ся: уже в 375 г. жен­щи­нам за­пре­ти­ли учас­т­во­вать в псал­мо­дии (прав­да, ино­гда раз­ре­ша­ли под­пе­вать впол­го­ло­са - хо­тя бы для то­го, что­бы они не бол­та­ли в свя­том мес­те), а в 578-м их за­ста­ви­ли за­молчать окончатель­но - причем, не толь­ко жен­щин, но да­же де­ву­шек; прав­да, пра­ви­ло это не рас­про­стра­ня­лось на жен­ские мо­на­сты­ри.

Пер­вые мо­на­сты­ри поя­ви­лись еще в се­ре­ди­не I ты­сячеле­тия до н. э. в Ин­дии, у буд­ди­стов, од­на­ко имен­но у хри­сти­ан они по­лучили не­бы­ва­лое рас­про­стра­не­ние и ста­ли важ­ней­ши­ми очага­ми раз­ви­тия ев­ро­пей­ской куль­ту­ры, в том чис­ле му­зы­каль­ной. По­началу, в III-IV вв., хри­сти­ан­ские мо­на­сты­ри (от гречес­ко­го "мо­на­сте­ри­он" - "ке­лья от­шель­ни­ка") в Егип­те и при­ле­гаю­щих рай­онах Се­вер­ной Аф­ри­ки и Ближ­не­го Вос­то­ка бы­ли ук­ре­п­лен­ны­ми по­се­ле­ния­ми от­шель­ни­ков. В пер­вой по­ло­ви­не IV в. уже скла­ды­ва­ют­ся пра­ви­ла прие­ма в мо­на­сты­ри. Од­ним из важ­ней­ших тре­бо­ва­ний бы­ло знать Псал­тырь наи­зусть и, ес­те­ст­вен­но, петь псал­мы. Не­уди­ви­тель­но, что вско­ре при мо­на­сты­рях ста­ли воз­ни­кать пер­вые певчес­кие шко­лы - сначала в Си­рии и Егип­те, за­тем и в Ев­ро­пе. В се­ре­ди­не IV в. впер­вые по­яв­ля­ют­ся све­де­ния о при­влечении мальчиков к пе­нию в церк­ви и о соз­да­нии "ско­ле кан­то­рум" (т.е. певчес­ких школ) так­же и при боль­ших церк­вах, стро­ив­ших­ся то­гда в фор­ме ба­зи­ли­ки. При­мер­но то­гда же, в се­ре­ди­не IV в., от­цы церк­ви про­ни­ка­ют­ся убе­ж­де­ни­ем, что воз­но­сить му­зы­каль­ную хва­лу Бо­гу мо­гут лишь лю­ди, це­ли­ком се­бя Бо­гу по­свя­тив­шие. И в 364 г. Лао­ди­кей­ский со­бор по­ста­нов­ля­ет, что в церк­ви име­ют пра­во петь толь­ко про­фес­сио­на­лы, причем "по пер­га­мен­ту" - т.е. по стро­го за­фик­си­ро­ван­но­му тек­сту (воз­мож­но и с при­ми­тив­ны­ми не­вма­тичес­ки­ми зна­ка­ми). От­ны­не ла­тин­ское цер­ков­ное пе­ние бу­дет толь­ко про­фес­сио­наль­ным, чис­то муж­ским, и без ин­ст­ру­мен­тов. Ор­ган в церк­ви по­яв­ля­ет­ся не рань­ше IX в. - ев­ро­пей­цы по­зна­ко­ми­лись с ним лишь в 757 г., ко­гда ко дво­ру франк­ско­го ко­ро­ля Пи­пи­на при­бы­ли по­слан­цы ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра и по­да­ри­ли ему этот ин­ст­ру­мент, ко­то­рый в эл­ли­ни­стичес­ком Егип­те, за­тем в Ри­ме и Ви­зан­тии был ис­ключитель­но свет­ским - он звучал при дво­ре им­пе­ра­то­ра, в до­мах знат­ных гра­ж­дан, а так­же во вре­мя сра­же­ний гла­диа­то­ров.

В ран­нем сред­не­ве­ко­вье в Егип­те су­ще­ст­во­ва­ли четы­ре раз­личные фор­мы ла­тин­ской ли­тур­гии - рим­ская, ми­лан­ская (или ам­вро­си­ан­ская), гал­ли­кан­ская и ис­пан­ская (или мо­за­раб­ская), и у ка­ж­дой был соб­ст­вен­ный тип пе­ния. Счита­ет­ся, что все они про­ис­хо­ди­ли из од­но­го ис­то­ка, но по­том у ка­ж­дой шко­лы сло­жи­лись свои осо­бен­но­сти; есть так­же мне­ние, что рим­ская ли­тур­гия, в от­личие от дру­гих, по­сто­ян­но эво­лю­цио­ни­ро­ва­ла, дру­гие же ос­та­лись бли­же к древ­не­му об­ще­му ис­то­ку. Мы име­ем воз­мож­ность по­зна­ко­мить­ся с фраг­мен­том гал­ли­кан­ской ли­тур­гии, ри­ту­ал и круг пес­но­пе­ний ко­то­рой сфор­ми­ро­ва­лись до гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы в Ри­ме. Ус­та­нов­ле­ние это­го рас­по­ряд­ка при­пи­сы­ва­ют св. Жер­ме­ну Па­риж­ско­му, скончав­ше­му­ся в се­ре­ди­не VI в. Из­вест­но, что в Па­ри­же в пе­нии псал­мов при­ни­ма­ла учас­тие вся об­щи­на, осо­бен­но же лю­би­ли дет­ские го­ло­са. Су­дя по то­му, что при вве­де­нии рим­ской ли­тур­гии гал­ли­ка­не ис­пы­ты­ва­ли оп­ре­де­лен­ные труд­но­сти из-за раз­но­об­ра­зия ме­лиз­мов и ма­нер ис­пол­не­ния, их стиль пе­ния был про­ще. Ес­ли ве­рить изы­ска­ни­ям со­вре­мен­но­го пев­ца из Фран­ции, рус­ско­го эмиг­ран­та, Его­ра Рез­ни­ко­ва, в гал­ли­кан­ском пе­нии бы­ло не­ма­ло черт, сбли­жав­ших его с вос­точны­ми ран­не­хри­сти­ан­ски­ми ли­тур­гия­ми, с ко­то­ры­ми мы толь­ко что по­зна­ко­ми­лись. По­это­му Рез­ни­ков по­ет ме­нее "дис­тил­ли­ро­ван­ным" зву­ком, чем тра­ди­ци­он­ные ис­пол­ни­те­ли ста­рин­ной му­зы­ки, ино­гда ис­поль­зу­ет ин­то­на­ции мень­ше по­лу­то­на в качес­т­ве ме­лиз­мов. Прав­да, в "Ал­ли­луйе", ко­то­рую мы по­слу­ша­ем, отчет­ли­ва ма­жор­ная ос­но­ва. Это фраг­мент из оф­фи­ция "Жи­тие св. Мар­ка" на текст мо­на­ха Суль­пи­ция Се­ве­ра (IV в.). Как раз в IV в. и по­яв­ля­ет­ся в Ев­ро­пе но­вая фор­ма бо­го­слу­же­ния, на­зы­вае­мая "оф­фи­ций" - бу­к­валь­но: "бо­го­слу­же­ние", "служ­ба". Она вос­хо­дит к ночным бде­ни­ям пер­вых хри­сти­ан, ко­то­рые со­би­ра­лись по ночам, во-пер­вых, что­бы из­бе­жать пре­сле­до­ва­ний, а во-вто­рых, что­бы не "про­спать" миг вос­кре­се­ния. По­сте­пен­но из этих бде­ний, про­во­див­ших­ся в раз­ные часы ночи и ран­не­го ут­ра, сфор­ми­ро­ва­лись вечер­ня, за­ут­ре­ня и дру­гие "служ­бы часов" - т.е. весь су­точный рас­по­ря­док бо­го­слу­же­ния, за ис­ключени­ем цен­траль­ной служ­бы причас­тия. Пер­вые 3 служ­бы оф­фи­ция поя­ви­лись как раз в Гал­лии. Не­смот­ря на то, что и в мес­се, и в оф­фи­ции Ал­ли­луйя ис­пол­ня­лась обычно вме­сте с псал­мом или его от­дель­ны­ми сти­ха­ми, все ли­тур­гичес­кие пи­са­те­ли осо­бен­но вы­де­ля­ли сим­во­личес­кое значение Ал­ли­луйи - ме­лиз­ма­тичес­ко­го пе­ния, ко­то­ро­му не нуж­ны сло­ва: они ви­де­ли в Ал­ли­луйи пред­вку­ше­ние вечно­го бла­жен­ст­ва, сво­бод­ное об­ще­ние ду­ха с ду­хом. Ины­ми сло­ва­ми, это бы­ло пер­вое цер­ков­ное пес­но­пе­ние, в ко­то­ром без­ус­лов­ное пер­вен­ст­во от­да­ва­лось чис­то му­зы­каль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти. Бла­жен­ный Ав­гу­стин так пи­сал в тол­ко­ва­нии 99-го Псал­ма: "Кто ли­ку­ет, не про­из­но­сит слов - это чис­тая песнь ра­до­сти без слов; это го­лос рас­крыв­ше­го­ся в ра­до­сти серд­ца, ко­то­рое пы­та­ет­ся, как толь­ко воз­мож­но, вы­ра­зить чув­ст­во, да­же не по­ни­мая смыс­ла. Ко­гда чело­век ли­ку­ет в сво­ей ра­до­сти, он пе­ре­хо­дит от от­дель­ных зву­ков, не от­но­ся­щих­ся к речи и не не­су­щих в се­бе осо­бо­го смыс­ла, к ли­ко­ва­нию без слов, так что вид­но, что он ра­ду­ет­ся, но ра­дость при этом слиш­ком ве­ли­ка, что­бы быть об­лечен­ной в сло­ва".

А Кас­сио­дор (рим­ский фи­ло­соф-эн­цик­ло­пе­дист, про­ис­хо­див­ший, кста­ти, из бо­га­той си­рий­ской се­мьи и про­вед­ший вто­рую по­ло­ви­ну жиз­ни в ос­но­ван­ном им хри­сти­ан­ском мо­на­сты­ре Ви­ва­рий, ок. 490-593), пол­то­ра ве­ка спус­тя в сво­ем тол­ко­ва­нии 104-го псал­ма раз­ви­ва­ет и до­пол­ня­ет это опи­са­ние: "Ал­ли­луйе ме­сто в Божь­ем до­ме, она лучше все­го под­хо­дит для свя­тых празд­ни­ков. Ей ра­ду­ет­ся язык пев­ца, с ра­до­стью от­кли­ка­ет­ся на нее об­щи­на, и по­доб­но бла­гу, ко­то­ро­го ни­ко­гда не бы­ва­ет слиш­ком мно­го, она по­сто­ян­но ук­ра­ша­ет­ся все но­вы­ми ме­лиз­ма­ми". Та­ким об­ра­зом, в се­ре­ди­не VI в. Ал­ли­луйя ста­ла уже впол­не за­кон­ным пред­ло­гом для де­мон­ст­ра­ции ис­кус­ст­ва и фан­та­зии пев­ца. Имен­но по это­му пу­ти и идет гор Рез­ни­ков в Ал­ли­луйе из Оф­фи­ция св. Мар­ти­на - ра­зу­ме­ет­ся, ос­та­ва­ясь в рам­ках гал­ли­кан­ско­го сти­ля пе­ния. Св. Мар­тин по про­ис­хо­ж­де­нию был венг­ром, но почему-то за­дал­ся це­лью об­ра­тить в хри­сти­ан­ст­во за­пад­ную Гал­лию, стал епи­ско­пом г. Тура и фран­цуз­ским на­цио­наль­ным свя­тым. Суль­пи­ций же - ученик св. Мар­ти­на, на­пи­сал его Жи­тие, ко­то­рое лег­ло в ос­но­ву Оф­фи­ция. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что Рез­ни­ков как бы бо­ит­ся "съе­хать" с то­на - вре­мя от вре­ме­ни ему по­да­ют опор­ный звук в качес­т­ве бур­дон­но­го то­на. На мой взгляд, это сра­зу на­ру­ша­ет "ау­тен­тичность" ма­не­ры ис­пол­не­ния:

При­мер

 

Не­об­хо­ди­мо ска­зать и не­сколь­ко слов по по­во­ду ми­лан­ской, или ам­вро­си­ан­ской ли­тур­гии - наи­бо­лее из­вест­ной в ис­то­рии му­зы­ки. Ее учре­ди­те­лем счита­ют ми­лан­ско­го епи­ско­па Ам­вро­сия (335-397), от­сю­да и два на­зва­ния. Ам­вро­сий был очень энер­гичным, клас­сичес­ки об­ра­зо­ван­ным цер­ков­ным дея­те­лем, по­ло­жив­шим мно­го сил на упо­ря­дочение цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния, и, со­от­вет­ст­вен­но, его важ­ней­шей час­ти - му­зы­ки. В уни­сон­ном "со­глас­ном пе­нии сла­во­сло­вя­ще­го на­ро­да" он ви­дел сим­вол "цер­ков­но­го еди­но­мыс­лия". Не­уди­ви­тель­но, что Ам­вро­сию при­пи­сы­ва­ют ряд му­зы­каль­ных но­во­вве­де­ний - его счита­ют од­ним из зачина­те­лей, во-пер­вых, ев­ро­пей­ской гим­но­ло­гии (про­дол­жив­шим сти­хо­твор­ную ре­фор­му Еф­ре­ма Си­ри­на), а во-вто­рых, ан­ти­фон­но­го пе­ния. Рас­ска­зы­ва­ют, что в 386 г., ко­гда его пре­сле­до­ва­ла им­пе­рат­ри­ца Юс­ти­на, он за­тво­рил­ся в церк­ви вме­сте со свои­ми при­вер­жен­ца­ми и там обучил их ан­ти­фон­но­му ис­пол­не­нию псал­мов и гим­нов. И яко­бы на­столь­ко силь­но воз­дей­ст­во­ва­ли гим­ны Ам­вро­сия на на­род, что ариа­не (по­сле­до­ва­те­ли Ария из Алек­сан­д­рии, ко­то­рый жил в IV в. и ут­вер­ждал, буд­то Хри­стос как тво­ре­ние Бо­га-от­ца - ни­же Свя­то­го Ду­ха, т.е. от­ри­цал еди­но­сущ­ность От­ца и Сы­на) об­ви­ни­ли его в кол­дов­ст­ве. Гим­ны Ам­вро­сия - вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ные про­из­ве­де­ния, сочетаю­щие воз­вы­шен­ность с про­сто­той и на­род­но­стью речи, клас­сичес­кую строй­ность фор­мы (8 строф по 4 стро­ки в ка­ж­дой) - с чет­ко­стью мет­ричес­кой пуль­са­ции ям­ба. Кста­ти, имен­но из-за это­го и воз­ник­ла пу­та­ни­ца в оп­ре­де­ле­нии ха­рак­те­ра ам­вро­си­ан­ско­го пе­ния: в од­них ис­точни­ках вы мо­же­те прочесть, что оно бо­лее сво­бод­ное и обиль­нее ук­ра­ше­но ме­лиз­ма­ми, в дру­гих - что оно, на­про­тив, яс­но и чет­ко мет­ри­зо­ва­но, чуть ли не в со­вре­мен­ном так­то­вом раз­ме­ре. На са­мом де­ле, и то, и дру­гое пра­виль­но, толь­ко речь идет о раз­ных жан­рах. Гим­ны дей­ст­ви­тель­но чет­ко мет­ри­зо­ва­ны (хо­тя мы не зна­ем, пи­сал ли к ним му­зы­ку сам Ам­вро­сий, или он толь­ко сочинял тек­сты, под­би­рал ме­ло­дии и ус­та­нав­ли­вал пра­ви­ла ис­пол­не­ния). Од­на­ко в псал­мо­дии - т. е. пе­нии псал­мов, пра­ви­лом для ран­ней ли­тур­гии бы­ло ло­гат­ст­во соль­ных раз­де­лов и боль­шая про­сто­та хо­ро­вых, - ви­ди­мо, имен­но ме­ло­дичес­кое бо­гат­ст­во та­ко­го пе­ния тро­га­ло до слез бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на. Ам­вро­си­ан­ская ли­тур­гия, ко­то­рая, как и гал­ли­кан­ская, по вре­ме­ни пред­ше­ст­во­ва­ла рим­ской, со­хра­ни­ла свой бо­лее древ­ний об­лик. И позд­нее, ко­гда рим­ская ли­тур­гия бу­дет пы­тать­ся подчинить сво­ему влия­нию весь ка­то­личес­кий мир, ам­вро­си­ан­цы не­ожи­дан­но ока­жут очень стой­кое со­про­тив­ле­ние и бу­дут от­стаи­вать свою ли­тур­гию в течение не­сколь­ких ве­ков.

Мы име­ем воз­мож­ность, во-пер­вых, срав­нить в но­тах два ва­ри­ан­та од­но­го и то­го же рас­пе­ва из рим­ской и ми­лан­ской ли­тур­гии, а так­же по­слу­шать при­пи­сы­вае­мый Ам­вро­сию гимн Те Де­ум Лау­да­мус. Из нот­но­го при­ме­ра лег­ко уви­деть, что ис­то­ки дей­ст­ви­тель­но об­щие, а про­слу­шав ис­пол­не­ние, убе­дить­ся, что в гим­не все-та­ки до­пус­ка­ют­ся рас­пе­вы сло­гов.

Те де­ум так­же от­но­сит­ся к пес­но­пе­ни­ям оф­фи­ция. Как я го­во­ри­ла, имен­но Ам­вро­сий учре­дил в Ми­ла­не еже­днев­ные бде­ния с ан­ти­фон­ным пе­ни­ем псал­мов и гим­нов, по­сле чего этот обычай очень бы­ст­ро рас­про­стра­нил­ся по всей ла­ти­ноя­зычной Ев­ро­пе. Для ночных служб бы­ло ха­рак­тер­но ме­ло­дичес­ки осо­бен­но раз­ви­тое рес­пон­со­ри­аль­ное пе­ние, и Те Де­ум не­ред­ко за­пе­ва­ли в са­мом кон­це, что­бы пол­но­стью от­ри­нуть за­бо­ты ми­нув­ше­го дня и по­гру­зить­ся в ра­до­ст­ное со­зер­ца­ние бо­же­ст­вен­ных ис­тин. Этот гимн упо­ми­на­ет­ся в ус­та­ве мо­на­хов ор­де­на св. Бе­не­дик­та, зна­ме­ни­то­го, сре­ди прочего тем, что он ре­ко­мен­до­вал бить мальчиков, ко­то­рые по­ют фаль­ши­во (бла­го­да­ря это­му мы зна­ем, что с IV в. в церк­вах уже пе­ли мальчики). Бе­не­дикт пря­мо на­зы­ва­ет Те Де­ум "ам­вро­си­ан­ской хва­леб­ной пес­нью". Ме­ж­ду тем очевид­но, что текст гим­на сло­жен из мно­гих раз­ных фраг­мен­тов, и до сих труд­но оп­ре­де­лить, ка­ко­ва бы­ла его ис­ход­ная фор­ма, и кто его ав­тор (на­зы­ва­ют, в час­т­но­сти, Ни­ки­ту Ре­ме­зи­ан­ско­го). Как бы то ни бы­ло, но Те Де­ум ста­но­вит­ся обя­за­тель­ной час­тью мо­на­стыр­ско­го оф­фи­ция и фи­гу­ри­ру­ет во всех певчес­ких кни­гах от VII в. до со­вре­мен­но­сти. В Ри­ме его по­началу ис­пол­ня­ли толь­ко в день ро­ж­де­ния па­пы, и лишь с XII в. ста­ли петь чуть ли не еже­днев­но - в ви­де ан­ти­фон­но­го псал­ма, с чере­до­ва­ни­ем двух по­ло­вин хо­ра в ка­ж­дом сти­хе. На­род на­столь­ко по­лю­бил его, что стал подчас за­ме­нять Те Де­умом в тор­же­ст­вен­ных мо­лит­вах-бла­го­да­ре­ни­ях "Гло­рия ин эк­цель­сис". Этим гим­ном в ин­тер­пре­та­ции ан­самб­ля "Хор­тус му­си­кус" мы за­вер­шим зна­ком­ст­во с дог­ри­го­ри­ан­ской му­зы­кой ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.