КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Раннее Средневековье 2 страница
Гимны Ефрема Сирина до сих пор сохранились в сирийской православной литургии. Впрочем, сегодня уже трудно установить, принадлежат ли ему только слова, или еще и музыка, на которую они поются. Сейчас мы услышим покаянный стих Ефрема Сирина в 8-м ладу сирийской литургии. В арабской музыке этому ладу тождественен "хиджаз", а в Европе - так называемая цыганская гамма (с двумя ув.2): Пример
Еще одна, не менее древняя и экзотическая культура христианского мира - коптская ("черные христиане"). В лекции о Египте я упоминала эти неарабские племена, которые живут также и в Эфиопии (на родине вердиевской Аиды). И как раз в Эфиопии всего лишь через несколько месяцев после распятия Христа появились первые христиане, обращенные апостолом Филиппом. А в 330 г. некий грек, сторонник сирийской православной церкви, потерпев кораблекрушение, попал в Эритрею (Эфиопию) и обратил в христианство императора и весь его двор. За это патриарх Александрийский назначил его архиепископом Эфиопии, так что с IV в. христианство стало здесь официальной государственной религией. Ранее официальной религией в Эфиопии был иудаизм, утвердившийся еще в X в. до н. э, когда правил император Менелик I, считавшийся сыном царя Соломона и царицы Савской. Так что весьма возможно, в музыке коптов дошли до нас отголоски не только раннехристианской, но и древнееврейской музыкальной традиции. Существует легенда, будто свою оригинальную музыку коптская эфиопская церковь получила в VI в. от св. Яреда, вдохновившегося святым Писанием. Между тем, ее основы во многом схожи с музыкой сирийцев и армян, хотя в силу исторических условий именно копты как бы "законсервировали" самые древние пласты. Дело в том, что 15 веков назад эта церковь (вместе с сирийской "яковитской" и армянской) отделилась как от западной, так и от восточной ветвей христианства. Предметом разногласий стала природа Христа: отделившиеся считали, что она была исключительно божественной и что Христос лишь изредка принимал человеческий облик, но человеком не был. Сторонники этого учения получили название "монофизитов" ("одна природа") и были осуждены Халкидонским собором в 451 г. Из всех христиан эфиопские копты подверглись едва ли не наиболее жестоким гонениям, к тому же они оказались изолированными от остального христианского мира из-за отдаленности и постоянных набегов завоевателей с разных сторон. Во время нашествий и правления представителей других религий монофизиты спасались в труднодоступных монастырях, сохраняя в неприкосновенности свой культ. До сих пор служба ведется на древнем языке ге-ец, на который в конце V в. было переведено Писание с греческого варианта. И что самое удивительное - этот язык понимают почти все прихожане, поскольку большинство из них училось в церковной школе. Таким образом, ге-ец - нечто вроде эфиопской латыни.
Эфиопские церкви, как и жилые дома, - круглые. В центре, в святилище, помещен алтарь, отгороженный от остального помещения. В святилище могут входить только священник и дьякон. Остальная часть церкви разделена по кругу стеной, так что внутри находятся дьяконы и священники, а снаружи - дебтеры (специально обученные певчие). Женщины размещаются по южную сторону от входа, за занавесями. У входа в церковь все снимают обувь.
Для службы необходимо не менее 2-х священников и 3-х дьяконов (мальчиков-певчих), но обычно их бывает больше, даже в простых деревенских церквах *). Функция же дебтеров аналогична католическому хору: они участвуют во всех службах, а некоторые исполняют целиком. Дебтеры проходят многолетний курс обучения, пока не выучат наизусть все тексты и всю музыку очень сложной литургии. При этом несколько дебтеров служит бесплатно, иные пользуются бесплатными столом и жилищем, и лишь некоторые получают деньги от церкви, в которой поют. ................................ *) Священники обязательно должны быть женаты (если это не монахи).
У коптов - своя система нотации: более 50 знаков, ставящихся над каждым слогом или словом и обозначающих совершенно определенный характер движения: на полтона вниз; на б.3 вверх, с почти незаметным касанием промежуточного звука; на б.6 вверх, без заполнения, заключительная каденция в нисходящем движении и т.п. Эта система настолько сложна, что большинство дебтеров выучивают песнопения на слух в течение нескольких лет. Однако есть и такие, кто упорно “продирается” через эти премудрости; недаром дебтеры считаются самой "ученой" частью коптской эфиопской церкви. Службы здесь длятся по многу часов, к тому же копты очень строго соблюдают посты (каждую среду и пятницу, а кроме того, еще 56 дней Великого поста, 43 дня перед Рождеством и т. п., причем 24 часа перед Рождеством и 48 - перед Пасхой - особенно строгий пост, не только без еды, но даже без питья). Неудивительно, что некоторые певцы находятся в состоянии, близком к трансу.
Дебтеры нередко сопровождают свое пение звуками систра, потрясая им в такт песнопению - как древние египтяне. Иногда также используется большой барабан. Есть, правда, и песнопения, исполняемые только в сопровождении хлопков в ладоши или вовсе без аккомпанемента. И еще один инструмент - колокольчик, оповещающий о начале мессы. Как и в сирийской церкви, основа музицирования у коптов - антифонное и респонсориальное пение и псалмодия. Здесь 3 основных лада, из которых древнейший - ге-ец зема, наиболее простой и лирический (сами копты называют его "сладостным"). Мы услышим благодарственную молитву в этом ладу. Несмотря на узорчатые распевы, здесь ощущается, что ладовая основа коптской музыки - пентатоника. Обратите также внимание на зачатки полифонии, возникающие при перекличках и при наложении окончаний распева на чтение (и наоборот). Пример
А вот образец мелизматического ансамблевого пения с выделением еще более узорчатых партий солистов при наложениях контрастных пластов, где гетерофония неожиданно начинает звучать в духе современной атональности или политональности. Это кульминационный, завершающий момент коптской службы - молитва во время причастия. Пример
Мы начали знакомство с эфиопской службой с ее окончания, где более всего сходства с мессой и обедней (все три службы завершаются причастием); в начальных же разделах больше различий. Коптская месса начинается обычно с молитвы об освящении церкви и всего, что в ней находится, затем исполняется серия псалмов, за ними - молитвы о прощении грехов - их поют антифонно, и в это время носят крест, который все целуют, потом следует молитва о святой апостольской церкви, провозглашение Никейского символа веры (кредо) и, наконец, причастие. Поскольку служба, которую мы слушаем, записана в день эфиопского Рождества (как и у нас, 7 января), то она приближается к Рождественской оратории и по текстам кое-где напоминает "Мессию" Генделя. Сначала дебтеры под удары барабана, звуки систров и хлопки общины излагают историю пришествия Мессии.
Пример
Затем сообщается весть о рождении Христа, на что община отвечает радостными возгласами и хлопками в ладоши, потом идет антифонное пение волхвов с дарами, а далее меригета (священник) провозглашает: "Сегодня воссиял великий свет. Будучи Богом, Он стал маленьким ребенком. Поднялось солнце правосудия". Этот раздел представляет из себя нечто среднее между Эт инкарнатус, Глорией и Санктусом и отмечен особенно приподнятым настроением, выражающимся, по восточному обычаю, в изобилии узоров и мелизмов в партиях антифонно перекликающихся солистов. Однако ладовая основа все та же - пентатоника: Пример
Если первых два века истории христианства характеризуются сравнительно медленным развитием этой "религии угнетенных и гонимых", преимущественно подпольной деятельностью общин, правда, постепенно крепнувших и расширявшихся, то в начале IV в. н. э. происходит резкий перелом: римский император Константин I издает серию эдиктов (313-321), утверждающих христианство в качестве государственной религии. Это сразу же стимулирует бурный расцвет культа и его музыки. Уже буквально через пару десятилетий после Миланского эдикта 313 года псалмы пели, по свидетельству современников, "не только греки, но и варвары": "На всем земном круге, в городах и деревнях, и на полях, короче говоря, во всей церкви, поют Христу народы, собравшиеся из самых разных наций, поют Богу, приход которого предсказали пророки, громкими голосами гимны и псалмы, так что голоса псаллирующих слышны тем, кто стоит снаружи". Поначалу в таком пении принимала участие вся община, без различия возрастов и полов. Однако этот обычай быстро изменился: уже в 375 г. женщинам запретили участвовать в псалмодии (правда, иногда разрешали подпевать вполголоса - хотя бы для того, чтобы они не болтали в святом месте), а в 578-м их заставили замолчать окончательно - причем, не только женщин, но даже девушек; правда, правило это не распространялось на женские монастыри. Первые монастыри появились еще в середине I тысячелетия до н. э. в Индии, у буддистов, однако именно у христиан они получили небывалое распространение и стали важнейшими очагами развития европейской культуры, в том числе музыкальной. Поначалу, в III-IV вв., христианские монастыри (от греческого "монастерион" - "келья отшельника") в Египте и прилегающих районах Северной Африки и Ближнего Востока были укрепленными поселениями отшельников. В первой половине IV в. уже складываются правила приема в монастыри. Одним из важнейших требований было знать Псалтырь наизусть и, естественно, петь псалмы. Неудивительно, что вскоре при монастырях стали возникать первые певческие школы - сначала в Сирии и Египте, затем и в Европе. В середине IV в. впервые появляются сведения о привлечении мальчиков к пению в церкви и о создании "сколе канторум" (т.е. певческих школ) также и при больших церквах, строившихся тогда в форме базилики. Примерно тогда же, в середине IV в., отцы церкви проникаются убеждением, что возносить музыкальную хвалу Богу могут лишь люди, целиком себя Богу посвятившие. И в 364 г. Лаодикейский собор постановляет, что в церкви имеют право петь только профессионалы, причем "по пергаменту" - т.е. по строго зафиксированному тексту (возможно и с примитивными невматическими знаками). Отныне латинское церковное пение будет только профессиональным, чисто мужским, и без инструментов. Орган в церкви появляется не раньше IX в. - европейцы познакомились с ним лишь в 757 г., когда ко двору франкского короля Пипина прибыли посланцы византийского императора и подарили ему этот инструмент, который в эллинистическом Египте, затем в Риме и Византии был исключительно светским - он звучал при дворе императора, в домах знатных граждан, а также во время сражений гладиаторов. В раннем средневековье в Египте существовали четыре различные формы латинской литургии - римская, миланская (или амвросианская), галликанская и испанская (или мозарабская), и у каждой был собственный тип пения. Считается, что все они происходили из одного истока, но потом у каждой школы сложились свои особенности; есть также мнение, что римская литургия, в отличие от других, постоянно эволюционировала, другие же остались ближе к древнему общему истоку. Мы имеем возможность познакомиться с фрагментом галликанской литургии, ритуал и круг песнопений которой сформировались до григорианской реформы в Риме. Установление этого распорядка приписывают св. Жермену Парижскому, скончавшемуся в середине VI в. Известно, что в Париже в пении псалмов принимала участие вся община, особенно же любили детские голоса. Судя по тому, что при введении римской литургии галликане испытывали определенные трудности из-за разнообразия мелизмов и манер исполнения, их стиль пения был проще. Если верить изысканиям современного певца из Франции, русского эмигранта, Егора Резникова, в галликанском пении было немало черт, сближавших его с восточными раннехристианскими литургиями, с которыми мы только что познакомились. Поэтому Резников поет менее "дистиллированным" звуком, чем традиционные исполнители старинной музыки, иногда использует интонации меньше полутона в качестве мелизмов. Правда, в "Аллилуйе", которую мы послушаем, отчетлива мажорная основа. Это фрагмент из оффиция "Житие св. Марка" на текст монаха Сульпиция Севера (IV в.). Как раз в IV в. и появляется в Европе новая форма богослужения, называемая "оффиций" - буквально: "богослужение", "служба". Она восходит к ночным бдениям первых христиан, которые собирались по ночам, во-первых, чтобы избежать преследований, а во-вторых, чтобы не "проспать" миг воскресения. Постепенно из этих бдений, проводившихся в разные часы ночи и раннего утра, сформировались вечерня, заутреня и другие "службы часов" - т.е. весь суточный распорядок богослужения, за исключением центральной службы причастия. Первые 3 службы оффиция появились как раз в Галлии. Несмотря на то, что и в мессе, и в оффиции Аллилуйя исполнялась обычно вместе с псалмом или его отдельными стихами, все литургические писатели особенно выделяли символическое значение Аллилуйи - мелизматического пения, которому не нужны слова: они видели в Аллилуйи предвкушение вечного блаженства, свободное общение духа с духом. Иными словами, это было первое церковное песнопение, в котором безусловное первенство отдавалось чисто музыкальной выразительности. Блаженный Августин так писал в толковании 99-го Псалма: "Кто ликует, не произносит слов - это чистая песнь радости без слов; это голос раскрывшегося в радости сердца, которое пытается, как только возможно, выразить чувство, даже не понимая смысла. Когда человек ликует в своей радости, он переходит от отдельных звуков, не относящихся к речи и не несущих в себе особого смысла, к ликованию без слов, так что видно, что он радуется, но радость при этом слишком велика, чтобы быть облеченной в слова". А Кассиодор (римский философ-энциклопедист, происходивший, кстати, из богатой сирийской семьи и проведший вторую половину жизни в основанном им христианском монастыре Виварий, ок. 490-593), полтора века спустя в своем толковании 104-го псалма развивает и дополняет это описание: "Аллилуйе место в Божьем доме, она лучше всего подходит для святых праздников. Ей радуется язык певца, с радостью откликается на нее община, и подобно благу, которого никогда не бывает слишком много, она постоянно украшается все новыми мелизмами". Таким образом, в середине VI в. Аллилуйя стала уже вполне законным предлогом для демонстрации искусства и фантазии певца. Именно по этому пути и идет гор Резников в Аллилуйе из Оффиция св. Мартина - разумеется, оставаясь в рамках галликанского стиля пения. Св. Мартин по происхождению был венгром, но почему-то задался целью обратить в христианство западную Галлию, стал епископом г. Тура и французским национальным святым. Сульпиций же - ученик св. Мартина, написал его Житие, которое легло в основу Оффиция. Обратите внимание, что Резников как бы боится "съехать" с тона - время от времени ему подают опорный звук в качестве бурдонного тона. На мой взгляд, это сразу нарушает "аутентичность" манеры исполнения: Пример
Необходимо сказать и несколько слов по поводу миланской, или амвросианской литургии - наиболее известной в истории музыки. Ее учредителем считают миланского епископа Амвросия (335-397), отсюда и два названия. Амвросий был очень энергичным, классически образованным церковным деятелем, положившим много сил на упорядочение церковного богослужения, и, соответственно, его важнейшей части - музыки. В унисонном "согласном пении славословящего народа" он видел символ "церковного единомыслия". Неудивительно, что Амвросию приписывают ряд музыкальных нововведений - его считают одним из зачинателей, во-первых, европейской гимнологии (продолжившим стихотворную реформу Ефрема Сирина), а во-вторых, антифонного пения. Рассказывают, что в 386 г., когда его преследовала императрица Юстина, он затворился в церкви вместе со своими приверженцами и там обучил их антифонному исполнению псалмов и гимнов. И якобы настолько сильно воздействовали гимны Амвросия на народ, что ариане (последователи Ария из Александрии, который жил в IV в. и утверждал, будто Христос как творение Бога-отца - ниже Святого Духа, т.е. отрицал единосущность Отца и Сына) обвинили его в колдовстве. Гимны Амвросия - высокохудожественные произведения, сочетающие возвышенность с простотой и народностью речи, классическую стройность формы (8 строф по 4 строки в каждой) - с четкостью метрической пульсации ямба. Кстати, именно из-за этого и возникла путаница в определении характера амвросианского пения: в одних источниках вы можете прочесть, что оно более свободное и обильнее украшено мелизмами, в других - что оно, напротив, ясно и четко метризовано, чуть ли не в современном тактовом размере. На самом деле, и то, и другое правильно, только речь идет о разных жанрах. Гимны действительно четко метризованы (хотя мы не знаем, писал ли к ним музыку сам Амвросий, или он только сочинял тексты, подбирал мелодии и устанавливал правила исполнения). Однако в псалмодии - т. е. пении псалмов, правилом для ранней литургии было логатство сольных разделов и большая простота хоровых, - видимо, именно мелодическое богатство такого пения трогало до слез блаженного Августина. Амвросианская литургия, которая, как и галликанская, по времени предшествовала римской, сохранила свой более древний облик. И позднее, когда римская литургия будет пытаться подчинить своему влиянию весь католический мир, амвросианцы неожиданно окажут очень стойкое сопротивление и будут отстаивать свою литургию в течение нескольких веков. Мы имеем возможность, во-первых, сравнить в нотах два варианта одного и того же распева из римской и миланской литургии, а также послушать приписываемый Амвросию гимн Те Деум Лаудамус. Из нотного примера легко увидеть, что истоки действительно общие, а прослушав исполнение, убедиться, что в гимне все-таки допускаются распевы слогов. Те деум также относится к песнопениям оффиция. Как я говорила, именно Амвросий учредил в Милане ежедневные бдения с антифонным пением псалмов и гимнов, после чего этот обычай очень быстро распространился по всей латиноязычной Европе. Для ночных служб было характерно мелодически особенно развитое респонсориальное пение, и Те Деум нередко запевали в самом конце, чтобы полностью отринуть заботы минувшего дня и погрузиться в радостное созерцание божественных истин. Этот гимн упоминается в уставе монахов ордена св. Бенедикта, знаменитого, среди прочего тем, что он рекомендовал бить мальчиков, которые поют фальшиво (благодаря этому мы знаем, что с IV в. в церквах уже пели мальчики). Бенедикт прямо называет Те Деум "амвросианской хвалебной песнью". Между тем очевидно, что текст гимна сложен из многих разных фрагментов, и до сих трудно определить, какова была его исходная форма, и кто его автор (называют, в частности, Никиту Ремезианского). Как бы то ни было, но Те Деум становится обязательной частью монастырского оффиция и фигурирует во всех певческих книгах от VII в. до современности. В Риме его поначалу исполняли только в день рождения папы, и лишь с XII в. стали петь чуть ли не ежедневно - в виде антифонного псалма, с чередованием двух половин хора в каждом стихе. Народ настолько полюбил его, что стал подчас заменять Те Деумом в торжественных молитвах-благодарениях "Глория ин экцельсис". Этим гимном в интерпретации ансамбля "Хортус мусикус" мы завершим знакомство с догригорианской музыкой раннего христианства.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |