Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муж и жена. 2 страница




По сей день многоженство остается довольно эффективным средством решения многих социальных проблем современного общества. Ответственность общества, упоминаемая в Коране наряду с разрешением многоженства, чаще оказывается востребованной даже не в Африке, а в некоторых западных странах. Так, например, в афро-американской общине США сегодня наблюдается серьезный кризис мужского воспроизводства. Каждый двадцатый чернокожий юноша не доживает до 21 года. Значительная часть мужчин в возрасте от 20 до 35 лет погибает в результате убийств. Эта критическая ситуация в дополнение к высокому уровню безработицы и другим социальным проблемам приводит к тому, что каждая четвертая чернокожая женщина не имеет никаких шансов выйти замуж. Кроме того, многие чернокожие женщины становятся матерями-одиночками в возрасте до 20 лет. В результате многие из них оказываются вовлеченными в разного рода сексуальные и имущественные аферы с женатыми мужчинами.

В этой ситуации многие эксперты настоятельно рекомендовали многоженство как экстренный способ решения такого рода проблем. Также было отмечено, что полигамия не может быть запрещена в обществе, закрывающем глаза на проституцию и супружеские измены. Американский антрополог католического происхождения Филип Килбрайд в своей сенсационной книге "Многоженство в наши дни" серьезно рассматривает полигамию как лекарство от многих социальных болезней современного американского общества в целом. Он утверждает, что многоженство может во многих случаях быть потенциальной альтернативой разводу, способной предотвратить отрицательное воздействие последнего на детей.

Необходимо отметить, что многоженство в Исламе требует взаимного согласия. Никто не имеет права принудить женщину выйти замуж за женатого мужчину против ее воли. Более того, женщина может поставить своему мужу условие не брать себе вторую жену.

Библия, напротив, в некоторых случаях навязывает многоженство. Так, согласно Ветхому Завету, бездетная вдова должна выйти замуж за брата своего мужа, даже если он уже женат, причем независимо от ее согласия (Бытие 38:8–10).

Следует также отметить, что в большинстве мусульманских стран многоженство представляет собой довольно редкое явление, а количественная разница между мужчинами и женщинами не столь велика. Можно с уверенностью сказать, что полигамные браки в мусульманском мире гораздо более редки, чем внебрачные связи на Западе. Иными словами, мужчины в мусульманских странах сегодня оказываются на практике гораздо менее полигамными, чем на Западе.

Шариф Абдель Азим,

доктор философии Королевского университета,

Кингстон, Онтарио, Канада

Жены Пророка Мухаммада

Как известно, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) одновременно был женат на девяти женщинах, в то время как Ислам запрещает иметь более четырех жен. Этот факт до сих пор является причиной споров и нападок со стороны тех, кто старается представить Пророка (мир и благословение Аллаха ему) как любвеобильного, несдержанного человека, тем самым подвергнув сомнению его божественную миссию. Вопрос, касающийся количества жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), – один из самых часто задаваемых на встречах с мусульманскими учеными. Здесь приводится разъяснение по этому поводу, данное видным исламским деятелем и богословом Юсуфом Абдуллой аль-Кардави.

Ислам появился в обществе, где полигамия, не определенная никакими ограничениями и условиями, была распространенным явлением. Мужчина мог иметь неограниченное количество жен. Так было и среди древних народов. К примеру, из Ветхого Завета мы знаем, что у пророка Давида (Дауда) было сто жен, а у пророка-царя Соломона (Сулеймана) было 700 жен и 300 наложниц. Ислам ограничил эту традицию, запретив иметь более 4 жен. Мусульманам, имевшим более 4 жен, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел выбрать из них 4 жен, дав остальным развод. Так под покровительством мужчины оставалось не более 4 жен, но при условии равно справедливого отношения к ним. В ином случае мужчина обязан ограничиться одной женой. "Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной", – сказал Всевышний Аллах.

Однако Всевышний выделил Своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) среди остальных людей, позволив ему оставить тех жен, на которых он уже был женат, и не обязав его разводиться с ними, заменять их на других жен или брать новых. Причина избранности Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этом отношении кроется в особом статусе его жен в мусульманской умме: Аллах назвал их в своей Книге матерями всех верующих. Исходя из этого духовного материнства, Он запретил женам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) выходить замуж после их совместной жизни. А это значит, что жены, получившие развод от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), всю свою жизнь не имели бы права выходить за других и лишились бы права относиться к семье Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что стало бы наказанием за то, чего они не совершали.

Представьте себе, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) получил бы приказ от Аллаха выбрать четырех и дать развод остальным своим женам, тогда получившие развод лишились бы чести называться "матерями верующих", что явилось бы для Пророка (мир ему и благословение Аллаха) очень трудной задачей и неминуемо привело бы к ущемлению прав какой-либо из жен или, по крайней мере, нанесению им морального ущерба.

Поэтому Всевышний сделал исключение для Своего избранника (да благословит его Аллах и приветствует), оставив ему всех его жен. Резонен также вопрос, почему Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) женился на девяти женщинах? Здесь ответ очевиден. Все его браки были совершены отнюдь не для того, чтобы удовлетворить какие-то физиологические потребности, как стараются представить это некоторые востоковеды. Если бы это было так, почему тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в расцвете своих сил, в двадцатипятилетнем возрасте, женился на женщине, которая была старше него на пятнадцать лет, дважды бывшей замужем, и провел с ней всю свою молодость в счастье и согласии? После ее смерти Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отзывался о Хадидже с теплотой, заставившей ревновать Аишу, а год смерти своей первой супруги назвал "годом скорби".

Только после смерти Хадиджи, когда Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было пятьдесят три года, он женился на других женщинах. Первой (после Хадиджи) супругой Пророка стала Сауда. Она была уже в возрасте и стала хранительницей домашнего очага. Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в знак уважения к своему самому близкому соратнику Абу Бакру Сыддику, чтобы скрепить отношения не только духовным братством, но и родственными узами, женился на его дочери Аише.

Чтобы никоим образом не умалить значение своего не менее выдающегося соратника Умара, после женитьбы на Аише Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) женился на его дочери Хафсе. Уместно отметить, что Хафса не обладала привлекательной внешностью и была вдовой. Таким же образом он поступил, женив Усмана Ибн Аффана на своих дочерях Рукийе и Умм Кульсум, а Али Ибн Абу Талиба на Фатиме. Женитьба Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на Умм Саламе также имела свою предысторию. Подобно Хафсе, Умм Салама не отличалась красотой. Вместе со своим мужем Абу Саламой они претерпели много страданий, им пришлось переселиться в Эфиопию, спасаясь от гонений мекканцев-язычников. Умм Салама тоже очень любила своего мужа, считая, что нет человека более достойного, чем он. Абу Салама, услышав слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), с которыми он обращался к Аллаху в трудный час, обучил им свою жену: "Все мы принадлежим Всевышнему и к Нему будем возвращены. О Аллах, даруй мне награду за сносимые тяготы и избавь меня от них в будущем". После смерти мужа Умм Салама обратилась к Аллаху с этой молитвой, и Всевышний даровал ей в супруги самого достойного человека – Своего избранника Мухаммада, да будет Аллах милостив к нему.

Причиной некоторых браков Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стало стремление привлечь к Исламу отдельные арабские племена. Примером тому является его женитьба на Джувайрии бинт Харис. В битве с бани мусталик в плен к мусульманам вместе с остальными попала и Джувайрия. Когда сподвижники узнали, что Посланник Аллаха женился на ней, они освободили всех пленников из народа Джувайрии, что побудило многих ее соплеменников принять Ислам.

Что касается его женитьбы на Умм Хабибе – дочери одного из самых заклятых врагов Ислама Абу Суфьяна, то причиной тому стала тяжелая ситуация, в которой оказалась эта мужественная женщина. Спасаясь от притеснений своего народа, они с мужем бежали в Эфиопию, где ее постигло еще одно несчастье: ее муж принял христианство и погряз в пьянстве. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Умм Хабибе, чтобы она не осталась одна на чужбине. Узнав о постигшем ее горе, он обратился к правителю Эфиопии с просьбой стать его уполномоченным в их заочном бракосочетании. Вторая причина этого брака заключалась в надежде на то, что Абу Суфьян, став близким ему человеком, прекратит гонения на мусульман.

Итак, каждый из браков Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – заключал в себе какой-то смысл. Основным поводом к ним послужило объединение племен и призыв их к Исламу через установление с ними родственных отношений, учитывая огромную роль родственных связей в арабском обществе того времени.

Неоценимую роль сыграли "матери" верующих в обучении мусульман всему, что они видели и слышали от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) за время их совместной жизни. Они передали большое количество хадисов, посвященных быту Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также семейным отношениям и вопросам, имеющим отношение только к женщинам.

Из семейной жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мы можем извлечь множество уроков, главным из которых является то, что Посланник Аллаха – пример для подражания для каждого мусульманина. Вся его жизнь – это идеал, к которому должен стремиться каждый верующий, и отношение к своей семье и супруге не является исключением.

"Праведная мусульманка"

Принципы выбора супруга или супруги

Мусульманин не должен торопиться с выбором спутницы жизни. Он должен найти именно ту девушку, которую украшают высокие исламские качества, и которая может обеспечить ему стабильную и благополучную супружескую жизнь. Мусульманину следует помнить, что он выбирает не только невесту, но и мать своих будущих детей. Поэтому он не должен смотреть только на красоту девушки, в первую очередь необходимо, чтобы его избранница придерживалась истинной религии, обладала здравым умом и отличалась благочестивым нравом. По этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "При выборе супруги принимаются во внимание четыре фактора: ее богатство, знатность, красота и религия; ищи же ту, которая придерживается [заповедей] религии, и да сопутствует тебе удача" (аль-Бухари и Муслим).

Однако наряду с необходимыми нравственными качествами красота также относится к числу основных качеств, которые мужчина ожидает увидеть в праведной женщине, и одно не исключает другое. В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказано, что если мужчина женится на женщине только из-за ее красоты или богатства, то его надежды не оправдаются. Но если возьмет ее в жены, учитывая ее праведность, то Всевышний одарит его и богатством и красотой, которые он ожидал видеть в своей супруге.

Желательно, чтобы избранница молодого мусульманина была девственницей. Тот факт, что она – его первая женщина, а он – ее первый мужчина, создает особые теплые отношения между супругами. По словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), девственницы бывают добродушными и честными. Между тем, это не означает, что нельзя жениться на разведенной женщине или вдове. Женщины, которые уже были в прошлом замужем, бывают порой намного лучше некоторых девственниц.

Будущему мужу желательно иметь сведения о семье избранницы. Ведь в хадисах сказано, чтобы мужчина, выбирая будущую супругу, учитывал ее происхождение, благородство и порядочность ее предков. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заметил, что следует остерегаться красивых женщин плохого происхождения. Нежелательно жениться на той, которая родилась в результате прелюбодеяния. Заметим, однако, что мужчина получает вознаграждение, если женится на такой с намерением оградить свою будущую супругу от грешного общества и дурного влияния, чтобы она соблюдала предписания Ислама.

Следует также учитывать способность будущей супруги рожать, так как дети являются плодом взаимной любви супругов, и их будущее во многом связано с детьми.

Мужчине нельзя жениться на родственнице по крови или по груди (молочная сестра). Запрещено жениться одновременно на двух сестрах, независимо от того, кровные они или молочные. Не рекомендуется жениться на двоюродной сестре, однако это не запрещено Шариатом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не женитесь на близкой родственнице, поистине, ребенок рождается слабым". Это связано еще и с тем, что они испытывают слабое сексуальное возбуждение друг к другу, что может отразиться на потомстве. Современные исследования свидетельствуют, что процент больных детей в подобных семьях выше обычного.

Супруги должны стремиться учитывать особенности возраста, физиологические особенности и взаимную совместимость. Когда двое вступают в брак, их намерения должны быть чистыми в смысле создания крепкого союза, свободного от случайных и временных целей. Ислам поясняет, какой должна быть будущая супруга, способная подарить мужчине счастье, детей, спокойствие и стабильность, и наполнить его дом лаской и покоем, благодаря чему она может воспитать прекрасное потомство. Недаром Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что лучшее из того, что Всевышний Аллах дает Своему рабу после того, как тот уверовал в Него, это праведная жена.

Таким образом, Ислам рассматривает брак как очень серьезное обязательство, и он предписывает определенные меры для того, чтобы сделать супружеский союз как можно крепче и гуманнее.

"Подарок новобрачным"

Поиск супруга

В Исламе традиционно принято, что супругов для своих детей находят родители или другие члены семьи, но для многих мусульман Великобритании такая возможность отсутствует. Одинокие люди, приезжающие в страну на учебу или на работу либо как беженцы, могут не иметь здесь близких родственников. Новообращенные мусульмане наверняка не смогут рассчитывать в этом деле на помощь своих немусульманских семей и, таким образом, будут нуждаться в помощи своих братьев и сестер по Исламу.

Что касается одиноких, не состоявших в браке мусульманских женщин, то для получения подобной помощи им надлежит найти опекуна. Это может быть человек, пользующийся большим уважением в общине, или через посредство которого женщина приняла Ислам. Опекун непременно должен искренне заботиться о ее благополучии. Что касается разведенных женщин или вдов, Ислам разрешает им самим устраивать свои дела, касающиеся вступления в брак, но в данном случае хочется лишний раз предупредить об осторожности и сказать, что лучше все-таки обратиться за советом к близким друзьям. В особенности это относится к тем, кто принял Ислам не так давно.

Существует также проблема, касающаяся совместимости или равенства будущих партнеров по браку (аль-кафа'а). Один из принципов Ислама – это "бесклассовое общество", где все мусульмане равны, и где существует лишь один критерий, на основании которого будущие супруги должны сравнивать себя, – это их приверженность Исламу. Однако ученым известны особенности человеческой натуры и характера, а также тот факт, что во многих сообществах традиционно существует деление на различные "слои", "прослойки", "классы" и т. д. Поэтому они рекомендуют соблюдать принцип социального равенства в браке, но не как безоговорочное требование (ведь по взаимному согласию обеих сторон оно может не соблюдаться), а как "правило, заключающее в себе мудрость этого мира".

К числу критериев, которые следует учитывать, относятся не только богобоязненность, но и происхождение, положение в обществе, а также профессия и образовательный уровень. Ученые считают, что женщине следует вступать в брак с тем, чей статус (положение и пр.) равнозначен ее статусу или же выше, а мужчине следует вступать в брак с той, чей статус равнозначен его статусу или ниже. Это объясняется тем, что статус жены и детей во многом зависит от статуса и положения, занимаемого ее мужем. А если женщина выйдет замуж за человека ниже себя по статусу, она может затем испытывать разочарование и сожалеть об утрате своего статуса, что может повлиять на стабильность семейных отношений.

Женщины, вступающие в брак с мужчинами, принадлежащими к той же мусульманской общине, как на Западе, так и на "исторической родине", в которой они сами родились и выросли, могут сравнительно просто выяснить статус будущего супруга. Совсем по-иному обстоит дело с мусульманками, избирающими для себя межрасовый или межэтнический брак. Особенно это касается новообращенных, у которых мог сложиться идеалистический взгляд на исламское равенство. Они могут не иметь понятия о том, что во многих мусульманских странах традиционно существует расслоение общества. И вполне вероятно, что женщины могут затем обнаружить, что попали в семью гораздо "выше" или "ниже" по уровню, чем их собственный и испытать по этому поводу своеобразный шок. Имели место и такие случаи, когда новообращенные мусульманки вступали в брак с мужчинами, семьи которых не отличались религиозностью. Эти женщины впоследствии сталкиваются с дополнительными проблемами, когда дело доходит до споров с родственниками со стороны мужа (не говоря уже об отношениях с их собственными семьями!), тем более, когда они неодобрительно относятся к соблюдению исламских норм и начинают оказывать всевозможное давление.

Хотя социальное равенство и не является безоговорочным условием создания семьи, любой женщине, намеревающейся заключить брак, можно без колебаний посоветовать хорошо все обдумать, а также не смущаться, не стесняться и не стыдиться включить все эти факторы в перечень тех критериев, на основании которых ей предстоит выбрать себе супруга.

Живя на Западе, мы должны признать для себя тот факт, что ряд браков будет заключаться и на основе западных критериев. Они будут такими, которые обычно называют "браками по любви". Мы не можем выступать в качестве "судей", когда речь идет о подобных случаях: многим на Западе, в том числе и мусульманам, другой способ вступления в брак просто неизвестен. И если мы, как община, не сумели дать людям надлежащего образования в этом плане, то у нас нет и права запрещать им это. Многие новообращенные женщины пришли в Ислам, последовав за своим другом, мужем, так же, как некоторые новообращенные мужчины тоже могли прийти в Ислам, последовав за своими супругами. Наш долг – приветствовать их и помочь им построить свою жизнь в соответствии с принципами Ислама. Многие, поняв это, горят желанием сделать именно так. Если один из супругов-мусульман искренен в своих убеждениях и желает вернуться к исламскому образу жизни, то супружеская пара имеет возможность учиться и повышать свой уровень вместе, а если нет – женщина почувствует себя спокойнее и лучше, если расстанется с ним! Но в любом случае ей необходимы поддержка, дружба и доброе сестринское отношение со стороны окружающих ее мусульманских женщин.

"Справочник мусульманской женщины"

Межконфессиональные браки

Брачный союз проявляется во всей своей полноте только тогда, когда между супругами существует не только телесная гармония, но и духовная общность. Духовная общность приводит к особому чувству близости людей, она не стареет, а лишь укрепляется с годами. Если ее основой является приверженность обоих супругов Исламу, то, помимо всего прочего, это помогает мужу и жене быстрее преодолевать возникающие разногласия по различным вопросам повседневной жизни, ведь Ислам является таким руководством, к которому следует обращаться во всех ситуациях, а не только при исполнении религиозных обрядов.

В Коране говорится: "Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют: конечно, верующая рабыня лучше многобожницы. И не выдавайте замуж за многобожников, пока они не уверуют: конечно, верующий раб – лучше многобожника, хотя бы он и восторгал вас" (2:221).

Таким образом, Мудрейший Аллах дает нам ясное знание о том, что вера превыше социального происхождения человека. Это проявляется и в вопросах брака. Ислам не запрещает так называемых смешанных браков, то есть браков между представителями различных социальных слоев или народов: "О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга" (49:13).

Однако в отношении браков с представителями других религий существуют четко установленные правила. Как видно из приведенного выше аята, браки между мусульманином (мусульманкой) и многобожницей (многобожником) категорически запрещены. Сегодня, по мнению улемов, к многобожникам относятся атеисты, агностики, а также представители всех религий, кроме трех религий Единобожия – Иудаизма, Христианства и Ислама.

Что касается браков с иудейками и христианками, то они разрешены при определенных условиях: "Сегодня разрешены вам блага... И целомудренные из верующих и целомудренные из тех, кому даровано Писание до вас, если вы им дали их вознаграждение, будучи целомудренными, не распутничая и не беря наложниц..." (5:5).

Итак, мусульманам разрешено жениться на целомудренных иудейках и христианках. Мусульманкам же запрещено вступать в брак со всеми мужчинами, кроме тех, которые исповедуют Ислам. Об этом ясно сказано в аяте Корана: "Ведь для неверного она (мусульманка) законною женой не может стать, как равно и неверный не может быть законным мужем ей" (60:10).

Однако при вступлении в брак с немусульманками надо помнить, с какими трудностями можно столкнуться. Мусульманские ученые, например Ариф Хан, предупреждают нас о них:

- Совместное воспитание детей.

Вступая с вами в брак, ваша супруга должна знать об обязанности мусульманина вырастить детей в соответствии с требованиями своей веры и не должна препятствовать вам в исполнении этой обязанности. Добиться этого может оказаться нелегко, так как, возможно, в вопросах веры дети захотят следовать примеру матери, а не примеру отца.

- Приемлемая одежда.

Ваша супруга должна знать, какие требования к одежде предъявляет Ислам. Она должна уважать их и, по крайней мере, одеваться скромно. Здесь опять-таки возникает проблема с детьми: вполне естественно, что девочка захочет в одежде подражать своей матери, и об этом нельзя забывать.

- Приемлемая пища.

Сегодняшние христиане употребляют в пищу свинину и другие запрещенные для мусульман продукты. Если, как это обычно бывает, в доме готовит жена, она должна знать требования Ислама в данной области и придерживаться их в том, что касается вашей еды и еды ваших детей.

- Общение с родственниками.

Общение с родственниками жены может стать серьезной проблемой, поскольку они будут приглашать вашу семью принимать участие в застольях, где подается запретная еда, а нередко и выпивка. Если при этом мать, например, ест свинину, и дети также захотят ее попробовать, то будет довольно трудно отговорить их от этого, не подрывая авторитета матери. Кроме того, вы рискуете оказаться "чужим среди своих", если ваше новое окружение не отнесется к Исламу с должным пониманием или, по крайней мере, с терпимостью.

- Религиозные праздники.

Очень вероятно, что вас будут также приглашать принять участие в различных религиозных праздниках, например в праздновании Рождества. Вы можете поздравить с этим праздником ваших родственников, но не должны участвовать в нем. Однако ваша супруга может изъявить вполне понятное желание пойти на праздник, и это может создать проблему в том случае, если в семье есть дети, которые окажутся перед дилеммой: пойти ли в гости с матерью или остаться дома с отцом (строго говоря, мусульманское воспитание требует последнего, однако упущенная возможность сходить в гости по не до конца понятным им причинам может вызвать у детей неприязнь по отношению к отцу).

- Выполнение женой своих религиозных обязанностей.

Вполне вероятно, что ваша жена будет посещать церковь или синагогу, давать милостыню и участвовать в миссионерской деятельности. Нельзя запретить ей исполнять предписания ее религии, но в то же время и она не должна слишком "усердствовать", чтобы не нанести ущерба семье (например, она не должна расходовать ваши средства на пожертвования на нужды церкви).

- Немаловажен и демографический фактор: браки мусульман с женщинами-немусульманками в определенной степени уменьшают шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выйти замуж за немусульман, что канонически запрещено.

Следует помнить и о тех особенностях, которые еще больше осложняют межконфессиональные браки в западном обществе (исходя из этого, некоторые мусульманские ученые считают подобные браки макрух тахрими, то есть настолько нежелательными, что это почти ставит их под запрет). Так, согласно судебной практике большинства западных стран ребенок при разводе остается с матерью. Вам следует заранее договориться с будущей супругой, что в вопросах семейного и наследственного права вы будете соблюдать предписания Шариата. На практике это сделать, как правило, вполне возможно, пользуясь достаточной гибкостью западного гражданского и семейного законодательства.

Есть и еще одно обстоятельство, которое вы не можете не учитывать. В условиях растущей исламофобии мусульманину на Западе становится все труднее найти ту нишу, в которой бы он встречал понимание и чувствовал себя в безопасности. Если ваша жена будет постоянно предпринимать попытки обратить вас в свою веру или, что хуже того, допускать разного рода неодобрительные замечания в адрес Ислама, Ваша семейная жизнь превратится в серьезное испытание. Однако если вы уже взяли на себя решение задачи подобного рода, то помните, что ваше поведение – это вклад в те усилия наладить межрелигиозный диалог, которые предпринимаются сегодня по всему миру. Поэтому вы должны вести себя так, чтобы своим примером продемонстрировать исламские ценности, в том числе и веротерпимость, но в то же время твердо стоять на своих религиозных принципах. Помните то, что велел мусульманам Всевышний Аллах: "И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог, и ваш Бог един, и мы Ему предаемся" (29:46).

В то же время некоторые современные (добавить) улемы относят брак мусульманина с христианке или с иудейкой к запретному поступку (харам), мотивируя это различными причинами. Например, некоторые ученые-ханафиты заявляют о запретности такого рода браков в условиях неисламских государств.

Ариф Хан

Временный брак

Временный брак (завадж-уль-мут'а) – это брак, заключаемый обеими сторонами для сексуального удовлетворения в течение определенного промежутка времени. Подобный брак имел место до Ислама в эпоху джахилийи. Ислам запретил его поэтапным методом, который эта религия, как правило, всегда применяла, когда отрывала человека от привычных для него вещей, например, при запрете опьяняющих напитков. Ислам первоначально разрешил временный брак в узких рамках, равносильных степени крайней необходимости, – во время длительных военных походов, когда мужчины не могли выносить разлуку с женами. В таких крайних обстоятельствах Ислам разрешил временный брак. После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вынес окончательное решение о его безусловном запрете.

Ибн Аббас продолжал разрешать временные браки при крайних обстоятельствах. Но когда он увидел, что люди на практике злоупотребляют его фетвой, он согласился с остальными сподвижниками в том, что временный брак запрещен навсегда при любых обстоятельствах.

В фетве, изданной Юсуфом аль-Кардави, говорится: "Брак, согласно Исламу, – это прочный договор, который обе стороны основывают на намерении постоянного совместного проживания для достижения упомянутых в Коране психологических целей – душевного спокойствия, любви, милосердия, а также цивилизационной цели – воспроизведения и сохранения человеческого рода: "Аллах создал вам жен из вас самих, и дал вам от ваших жен детей, внуков" (16:72).

Что касается временного брака, то есть связи мужчины и женщины, которую они заключают на определенное время за оговоренную плату, то в нем не выражаются вышеуказанные нами значения. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил его во время поездок и военных походов, до того как окончательно сложится исламское законодательство. После этого он запретил его окончательно.

Причина того, что первоначально этот брак был дозволен заключалась в том, что арабы находились на том этапе, который мы можем назвать переходным периодом от язычества (джахилийя) к Исламу. В эпоху язычества внебрачные половые отношения (зина) были легкодоступны и имели широкое распространение. С возникновением Ислама, когда им приходилось путешествовать и совершать военные походы, разлука с женами была для них тягостной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.