Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муж и жена. 3 страница




Среди них были как глубоко верующие, так и те, кто не утвердился в своей вере. Последние были на грани того, чтобы совершить распутство. Что касается глубоко верующих мусульман, то они были готовы кастрировать себя. Как говорит об этом Ибн Масуд: "Мы совершали военные походы вместе с Посланником Аллаха, когда с нами не было наших жен. Мы спросили его: "Можем ли мы кастрировать себя?" Он запретил нам это, но разрешил нам заключить брак с женщиной за плату на определенный срок".

Таким образом, временный брак в то время являлся облегчением как для не утвердившихся, так и для глубоко верующих мусульман, шагом на пути установления полноценной брачной жизни, в которой реализуются все цели супружества: целомудренность, стабильность, воспроизводство, любовь, милосердие и расширение родственного круга путем брака.

Как Коран применил поэтапный метод в запрещении опьяняющих напитков и ростовщичества, господствовавших в эпоху джахилийи, так и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) следовал поэтапному методу в запрете внебрачных половых отношений. В крайних обстоятельствах он разрешил временные браки, затем же решительно запретил их, как передает об этом Али и группа сподвижников. В хадисе, который приводит Муслим от Сибрат аль-Джиханий, говорится, что "он был в военном походе вместе с Пророком (да благословит его Аллах) при завоевании Мекки. И Пророк разрешил им временные браки". Далее он говорит, что "Пророк не покинул Мекку, как уже запретил временный брак". В другой версии хадиса: "И Аллах запретил временный брак до Судного дня".

Но является ли этот запрет равносильным абсолютному запрету брака с матерью и дочкой? Или он равносилен запрету употреблять в пищу мертвечину, кровь и свинину и снимается при крайних обстоятельствах и перед опасностью совершения распутства?

Большинство сподвижников считает, что после того как Шариат окончательно сложился, этот запрет абсолютен и не имеет исключений. Ибн Аббас разошелся с ними во мнении, считая, что временный брак дозволяется при крайних обстоятельствах. Когда Ибн Аббаса спросили о временном браке, он разрешил его при крайних обстоятельствах и малом числе женщин. Но когда Ибн Аббасу стало ясно, что люди применяют его фатву свободно и не ограничиваются рамками крайней необходимости, он отказался от своего мнения.

Брак с джинном

Вопрос о том, может ли мужчина взять в жены женщину-джинна, является спорным, в Шариате нет на него однозначного ответа. Большинство исламских юристов придерживаются того, что подобный брак нельзя считать законным, однако некоторые все-таки полагают, что он допустим. Аллах Всемогущий сказал: "Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют!" (30:21).

Он также сказал: "О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей" (4:1). В этих аятах под женами (парой) имеется в виду супруга того же самого вида, то есть из людей. Кроме того, если человек женится на джинне, то у них не должно быть потомства.

Согласно шафиитскому ученому аль-Катибу Ашербини, есть два вида запрета на брак: постоянный и временный. К постоянным запретам, по его мнению, относится запрет на брак между человеком и джинном. Аллах Всемогущий сказал: "О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей" (4:1), а также: "Он – Тот, Кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее" (7:189).

Со слов Ибн Аби ад-Дунья передают хадис (правда, не относящийся к числу сахих, то есть сильных), что запрещено жениться на джиннах.

Согласно ханафитскому ученому Ибн 'Абдейну, юристы определяют брак как "контракт, который делает законными интимные отношения между мужчиной и женщиной, если на подобный контракт не установлено законодательного запрета". Законодательный запрет установлен, например, на брак между двумя мужчинами, на брак между мужчиной и женщиной-язычницей, на брак между близкими родственниками и на брак между человеком и джинном.

Размышляя над аятами "женитесь на тех, что приятны вам, женщинах" (4:3) и "Аллах дал вам из вас самих жен" (6:72), можно прийти к выводу, что законной супругой может являться только женщина-человек. Кроме того, джинн может принимать облик как мужчины, так и женщины.

Согласно книге по юриспруденции "Аль-Ашбах", написанной Ибн Нуджаймом, брак между человеком и джинном не является законным, поскольку они – представители разных миров. Однако говорят, что аль-Хассан аль-Басри считал подобный брак допустимым при наличии свидетелей. По другим же сведениям, он придерживался противоположного мнения. В любом случае, более правильным представляется мнение, что поскольку люди и джинны происходят из разных миров, браки между ними не могут считаться законными. Знаменитый шафиитский ученый имам ас-Суйути писал: "На вопрос "вправе ли человек жениться на джинне?" имам Ибн Юнус ответил: "Да".

Подобный вопрос также задавал верховному судье Шараф ад-Дину аль-Барази шейх Джамал ад-Дин аль-Эснави. Шейх Джамал сказал: "Размышляя над словами Аллаха "Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен" (30:21), я пришел к выводу, что слова "из вас самих" означают, что муж и жена должны быть одного и того же вида, и в этом – благословение от Всемогущего Аллаха. Однако если мы предположим, что все же это законно, как утверждает Ибн Юнус в своей книге "Шарх аль-Ваджиз", то будет ли вправе в таком случае муж-человек заставить свою жену-джинна не покидать дом? Ему также вряд ли понравится, если он увидит свою жену в образе, отличном от человеческого, так сможет ли он запретить ей принимать иные формы? Будут ли в случае такого брака предъявляться обычные требования? Например, потребуется ли разрешение опекуна женщины-джинна? Будет ли допустим такой брак с точки зрения законов, принятых у джиннов? Предположим, что в один прекрасный день муж не узнает свою жену, поскольку она перевоплотится в другую форму, но будет тем не менее утверждать, что это она. Должен ли он в таком случае верить ей и вправе ли вступать с ней после этого в интимные отношения? Будет ли муж обязан обеспечивать жену той едой, к которой привыкли джинны, например костями и тому подобным?"

Верховный судья Шараф ад-Дин аль-Барази ответил: "Женитьба человека на джинне незаконна. Это следует из следующих аятов: "Аллах дал вам из вас самих жен" (16:72) и "Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен" (30:21). В обоих отрывках "из вас самих" относится к роду человеческому.

Кроме того, в Своей Книге Аллах говорит, на каких женщинах мужчина вправе жениться: "О Пророк! Мы разрешили, чтобы твоими женами были те, которым ты дал их награду, и те, которыми овладела твоя десница из того, что даровал Аллах тебе в добычу, и дочерей твоего дяди со стороны отца, и дочерей твоих теток со стороны матери, которые выселились вместе с тобой" (33:50). То, что относится здесь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), относится также ко всем мусульманам. В этом аяте упоминается также верующая женщина, "если она отдала самое себя Пророку" (33:50).

В Своей Книге Аллах Всевышний также упоминает о женщинах, вступать в брак с которыми запрещено. Все это относится к женщинам человеческой природы. Это связано с тем, что браки между людьми и джиннами невозможны"

Таков был ответ аль-Барази. С ним можно согласиться в том, что браки между людьми и джиннами незаконны, мотивируя это многими причинами. Во-первых, как пишет аль-Кермани в своей книге "Маса'ил", передают хадис, гласящий о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о запрете на такие браки. Хотя этот хадис и не считается достоверным, его истинность подтверждается мнениями многих ученых, среди которых – аль-Хакам, (добавть запятую) ибн Уяйнах (Ибн Уяйнах - надо), Ишад ибн Рахавей (Исхак ибн Рахавайх - надо) и 'Укбах аль-Ассам.

Во-вторых, цель любого брака – мир, безмятежность и сочувствие супругов друг другу. В случае, если супругой будет джинн, все это будет отсутствовать.

В третьих, еще раз вспомним слова Корана: "Вступайте в брак с теми, кто приятен вам, женщинами" (4:3). Под женщинами здесь имеются в виду представительницы рода человеческого.

Люди и джинны – существа различной природы. Браки между ними должны быть запрещены точно так же, как запрещено скрещивать ослов и лошадей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осуждал тех, кто это делает, называя их "невежественными". Если подобное относится к животным, то имеется еще больше оснований говорить о запрете на браки между людьми и джиннами.

Вместе с тем, Абу Усман Саид ибн аль-Аббас ар-Рази в своей книге "Аль-ильхам валь-васвасах" повествует о том, что какие-то йеменцы написали имаму Малику: "Среди нас появился мужчина-джинн и предложил жениться на молодой женщине, говоря: "Тем самым я хочу придерживаться правильного пути". Имам Малик ответил: "Я не вижу в этом ничего плохого, однако не хотел бы, чтобы эта женщина оказалась в такой ситуации, когда ее спросят, кто ее муж, и она будет вынуждена ответить: "Это джинн". Это может привести к разврату среди мусульман".

В своей книге "Акам аль-мурджан" ученый-ханафит аш-Шабли (Шибли – надо) утверждает: "Среди ученых есть два мнения относительно браков между людьми и джиннами. Одни считают, что это законно, а другие – что нет. Первой (надо: второй) точки зрения придерживается группа ученых-ханбалитов. Она также высказывается в фетвах ас-Сераджи. Сторонники этой точки зрения приводят в качестве ее обоснования слова Аллаха: "Аллах дал вам из вас самих жен" (16:72) и "Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют!" (30:21). Они также ссылаются на хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), запретившего браки между людьми и джиннами. Второй точки зрения придерживаются аль-Хасан аль-Басри, Катадах и другие".

Помолвка

Помолвка (аль-хитаб) – очень важный обряд, предшествующий браку. Ислам установил этот обычай, чтобы супруги перед составлением брачного контракта могли больше узнать друг друга, а вступление в брак было бы взвешенным и обдуманным. Обратиться с намерением жениться молодой человек может как непосредственно к девушке, так и к ее родственникам, явно или завуалированно.

Условия помолвки

- Женщина должна быть свободной от брака, ограничений послеразводного периода и периода после смерти мужа. Свататься к женщине не разрешается во время периода идда (период выжидания после развода или смерти мужа) до полного окончания этого периода. Если брак закончился смертью мужа или у женщины был полный развод, во время периода выжидания разрешено намекнуть о намерении жениться (сказав, например: "Я хотел бы жениться" или "Я молю Аллаха, чтобы Он наградил меня хорошей женой"), но не говорить об этом прямо.

- Женщина не должна быть помолвлена. Нельзя предлагать замужество женщине, которой уже сделали предложение. Имам Аль-Бухари, Муслим и другие сообщают о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "...и мужчина не должен предлагать замужество женщине, которой уже ваш брат по вере сделал предложение и получил утвердительный ответ, до тех пор, пока он не откажется от нее". Единственное, она не должна быть родственницей человека, уже сделавшего предложение, при этом она, естественно, не сможет выйти за него замуж.

Мужчина и женщина при явном намерении сочетаться браком должны хорошо познакомиться друг с другом. Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о том, как быть, когда взгляд падает на женщину, то есть если мужчина имеет твердое намерение жениться, то разрешается ли ему смотреть на будущую невесту? Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Если заложил Всевышний в сердце юноши намерение помолвки с девушкой, то не грешно ему смотреть на нее". Имам ат-Тирмизи сообщил от аль-Мугера ибн Шубана (аль-Мугира ибн Шу’ба -надо) (да будет доволен им Аллах), что, когда он предложил женщине вступить в брак, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Посмотри на нее, и это поможет разжечь любовь между вами".

Может возникнуть вопрос, на какие части тела можно смотреть? Разрешается смотреть на лицо и кисти рук. Если кто-то пожелает оспорить это положение и скажет, что данные части тела не говорят о человеке в полном объеме, то он глубоко заблуждается. На лице и кистях рук присутствует большая часть точек, активизирующих внутреннюю и внешнюю жизнедеятельность человеческого организма. Если всмотреться только в кисти рук и в то, как реагируют лицо человека и его глаза на те или иные ситуации, то о нем можно узнать довольно много.

Оставаться наедине с невестой после помолвки и до заключения канонического брака запрещено. Имам ат-Тирмизи сообщил о достоверном хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: "Мужчине нельзя оставаться с женщиной наедине, ибо шайтан будет третьим для них". Это разрешено только после заключения никяха (брака).

Жениху не разрешается пожимать руку невесте, обнимать ее до бракосочетания, ибо она до этого времени продолжает оставаться посторонней, то есть неприкосновенной личностью.

Если мужчина после общения с женщиной по какой-либо причине не захотел жениться на ней (ему не понравилась ее внешность или он почувствовал дискомфорт), он не должен никому рассказывать об этом. Ведь это может ранить ее и ее семью. То, что не понравилось ему, может понравиться другому мужчине. То же самое касается и женщины, отказавшей мужчине в женитьбе.

В некоторых кругах жених позволяет себе встречаться и поддерживать отношения с невестой без ограничений, мотивируя это желанием лучше узнать друг друга, привыкнуть друг к другу. Это явно противоречит принципам Ислама и нормам нравственности.

Каждый из молодых старается скрыть свои отрицательные качества до заключения брака. Жених обычно не замечает отрицательных качеств невесты, поскольку желание скорейшего сближения с нею ослепляет его разум. Если после долгих встреч и прогулок один из них отказывается от свадьбы, то жених или невеста приобретают дурную славу и репутацию. С другой стороны, постоянные их встречи и общение отнюдь не способствуют реализации их цели. Сколько пар встречались друг с другом, но после брака они проводили лишь несколько месяцев или лет совместной жизни и разводились.

Если мужчина решил не доводить дело до свадьбы, или женщине не понравился ее жених в период, предшествующий заключению брачного контракта, они вправе отказаться от брака. Обручение является залогом, но не твердым обязательством бракосочетания. Если обручение аннулировано, все подарки, которыми жених и невеста успели обменяться, должны быть возвращены, так как больше не существует повода для их дарения. Если подарки успели использовать или потратить, их возвращение неуместно (в соответствии с мнением имама Абу Ханифы и некоторых других ученых).

Условия бракосочетания по Шариату

Перед заключением никяха нужно тщательно подготовиться и постараться провести этот акт в соответствии с Шариатом.

1. Первым условием правильного заключения никяха является наличие разрешения со стороны опекуна девушки (вали). Опекуном в шафиитском, маликитском и ханбалитском мазхабах является отец. Если отца нет, то необходимо получить разрешение деда, если же нет и его, то кого-либо из следующих родственников: прадеда, брата, сына брата, внука брата, дяди по отцу, сына дяди, внука дяди. Если нет и их, то в качестве опекуна может быть кадий (судья по Шариату) или кто-нибудь из благочестивых должностных лиц города или села. В никяхе вали определяется по очередности наследования. Только в шафиитском мазхабе опекуном не может быть ни сын, ни внук кого-либо из родственников.

По ханафитскому мазхабу совершеннолетней дееспособной девушке необязательно получать согласие опекуна на замужество, но перед заключением никяха необходимо получить согласие самой девушки. Тот, кто получил от невесты согласие, становится ее доверенным лицом (вакиль). Если девушка не давала согласия, то никях считается недействительным. Если у сирот нет опекунов мужского пола, то по ханафитскому мазхабу их опекунами могут быть матери.

2. Вторым условием по ханафитскому мазхабу является обязательное присутствие совершеннолетних и дееспособных свидетелей. Ими могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин из числа мусульман. По шафиитскому и ханбалитскому мазхабам свидетелями могут быть только двое мужчин, причем обязательно из числа благочестивых мусульман (салих). По ханафитскому мазхабу при никяхе достаточно присутствия опекуна или доверенного лица (мужчины) вместе с еще одним мужчиной – свидетелем; или же должны присутствовать один мужчина и две женщины в качестве свидетелей.

По маликитскому мазхабу присутствия посторонних свидетелей не требуется, но обязательным условием является присутствие опекуна, а также необходимо известить знакомых и родственников.

3. Третьим условием является обоюдное согласие брачующихся. По шафиитскому и ханбалитскому мазхабам необходима договоренность двух мужчин с использованием слов "муж", "жена", "никях" или других слов, имеющих схожее значение. Одним из мужчин должен быть жених или его представитель, другим должен быть опекун или доверенное лицо невесты.

В книге "Нигмат-и Ислам" Мухаммада Зихни (ум. 1914) говорится: "Согласно ханафитскому мазхабу, совершеннолетние и дееспособные мужчина и женщина могут заключать брак в присутствии двух свидетелей. Также этот никях могут провести представители одной или обеих сторон. Доверенное лицо должно быть дееспособным и разбирающимся в этих вопросах. Этим лицом может быть и мужчина, и женщина..."

В книге "Мизан-уль-кубра" Абдуль-Ваххаба Шарани (ум. 1565) говорится: "Согласно шафиитскому и ханбалитскому мазхабам при никяхе необходимо присутствие опекуна. По Шариату женщина не может быть опекуном. По ханафитскому мазхабу женщина может обручаться без присутствия опекуна, назначив лишь доверенное лицо. Однако если опекун посчитает, что брак неравный, он может аннулировать этот никях. По маликитскому мазхабу для никяха со стороны женщины достаточно присутствия доверенного лица. Но если женщина богата или происходит из знатной семьи, то необходимо присутствие опекуна. По шафиитскому и ханбалитскому мазхабам опекуном не может быть неблагочестивый мусульманин, а в других двух мазхабах это допускается. По шафиитскому мазхабу, в отсутствие ближайшего по очередности опекуна (например, опекун в отъезде), разрешен никях с согласия следующего по очереди опекуна. В других трех мазхабах такой никях запрещен и необходимо дожидаться настоящего опекуна. Если неизвестно местонахождение ближайшего опекуна, то по ханафитскому и маликитскому мазхабам решение принимает брат девушки.

Когда речь идет о равенстве жениха и невесты, то по шафиитскому мазхабу имеется в виду равенство рода, культуры, религии, стыдливости и свободы; по маликитскому мазхабу учитывается лишь религия, а по ханафитскому мазхабу учитывается равенство религии, рода и имущества.

В трех мазхабах никях без свидетелей считается недействительным, а если он совершен при свидетелях, то разрешается не оглашать этот акт. В маликитском же мазхабе разрешено заключать никях без свидетелей, но необходимо после этого известить знакомых о состоявшемся браке. По ханафитскому мазхабу разрешено совместное свидетельство мусульман в составе одного мужчины и двух женщин, и при этом не требуется выяснения степени их благочестивости.

В трех мазхабах при заключении никяха между мусульманином и немусульманкой необходимо присутствие в качестве свидетелей двух мусульман. По ханафитскому мазхабу свидетели могут быть немусульманами".

4. Махр – подарок супруге. "И давайте женам их вено в дар..." (4:4).

Махр, пишет Абдуррахман аль-Джазири, – это условленное количество денег, или драгоценного металла, или другого ценного имущества, которое должен будет отдать жених своей будущей жене в качестве подарка.

Махр может быть подарен сразу целиком или разделен на две части и отдан частями. В этом случае первая часть будет называется "махр-и му'аджаль". Ее необходимо отдать сразу после заключения никяха до первого уединения с супругой. Вторая часть, которая называется "махр-и муаджаль", отдается в трех случаях, указанных ниже. Она, так же как и первая, оговаривается перед заключением никяха, не может уменьшиться ни при каких обстоятельствах и должна быть отдана сразу же при возникновении трех условий. Они могут вступить в силу после первой близости или простого уединения при отсутствии всяких помех для супружеской близости ("мешру халвет"). Если это произошло, то муж обязан будет по первому требованию (при наступлении времени, указанного в договоре) отдать вторую часть махра в случае возникновения следующих условий:

- если мужчина захочет аннулировать брак;

- в случае смерти жены (тогда эта часть махра отдается ее наследникам);

- в случае смерти мужа (тогда она отдается жене из наследства мужа).

Здесь надо учитывать, что жена неполученную часть махра в качестве подарка может оставить мужу, а если он умрет, то его наследникам, однако это ее право, но не обязанность.

Если при уединении супругов имелась какая-либо помеха для половой близости и мешру халвет не состоялся, то, стало быть, нет причин для того, чтобы отдавать вторую часть махра. Такое бывает в том случае, когда один из супругов болен, в ихраме (особом ритуальном состоянии для совершения хаджа), постится в месяц рамадан и т. п.

Если после никяха супруга совершит действия, ведущие к разводу (например, отступничество и т. д.), то она лишается права на получение отложенной части махра.

Если при никяхе не было оговорено количество махра, то надо будет отдать установленный Шариатом минимальный размер (махр-и мисл), равный 10 дирхемам серебра (33,6 г серебра или 4,8 г золота, так как по ханафитскому мазхабу 1 г золота условно приравнен к 7 граммам серебра). Давать махр меньше стоимости 33,6 г серебра или стоимости 4,8 г золота нельзя, даже если оговаривалась меньшая сумма.

Мухаммад Кок-Коз

Ислам и махр

Некоторые женщины, проникнутые западной культурой, поднимают шум вокруг проблемы махра, который, согласно Исламу, предоставляется женщине и является ее правом. Они утверждают, что махр – это плата за то, что мужчина использует женщину для сексуального удовлетворения, и поэтому требуют отмены махра.

Невежество – это опасная болезнь. Но она становится более опасной, когда невежда еще претендует на глубокие познания и преподносит себя в качестве учителя и наставника. Как сказал поэт Башар: "Сбился с пути тот, кого слепец направляет". Эти женщины, а также мужчины, которые ими двигают, являются слугами западной идеологии и не имеют об Исламе ни малейшего представления. Если бы они придерживались разумного, объективного подхода, то не преминули бы уточнить у сведущих людей неясные для себя вопросы. Однако они предпочли порок невежества, порок предвзятости и претензии на ученость. "...А есть ли более заблудшие, чем те, кто следует своим страстям без руководства от Аллаха..." (28:50).

Если бы они не ставили знак равенства между законами Ислама и унаследованными традициями людей, не имеющих к Исламу никакого отношения, то мы стали бы с ними в одном ряду. Или попросили бы разъяснений у просвещенных специалистов по Исламу... Но, к сожалению, от них исходят речи, которые никогда не произнесет мусульманин или мусульманка, избравшие Аллаха своим Господом, Ислам религией, а Мухаммада (мир ему и благословение) Пророком.

Значение правового института махра в системе Шариата состоит в следующем.

- Почитание женщины. Именно женщина является желанной для мужчины, а не наоборот, как это принято в традициях отдельных народов, согласно которым женщина обязана выделить мужчине определенную часть своих денежных средств или средств родственников с тем, чтобы мужчина согласился взять ее в жены. В частности, подобные традиции мы можем встретить в Индии. Даже мусульмане, проживающие в Пакистане и Индии, вплоть до сегодняшнего дня еще не избавились от пережитков языческих обычаев. Некоторые семьи вынуждены продавать свое имущество, чтобы выдать дочь замуж! Остается только жалеть несостоятельного отца девушки или одинокую бедную мать.

- Проявление любви. Мужчина преподносит жене брачный подарок, а не плату за нее, как это предполагают некоторые. По этому поводу в Коране открыто и ясно сказано: "По щедрости души давайте своим женам дар предбрачный, и коль они [жены] по своей доброй воле вам предоставят часть его, питайтесь им во здравие свое и благость" (4:4).

- Уведомление в серьезности намерений. Супружество для мужчины – это не игра или забава. Трата собственных средств доказывает серьезность намерений мужчины относительно создания семьи. Если люди в своих деловых отношениях, доказывая серьезный характер своих намерений, оставляют залоги, то брачные отношения тем паче заслуживают подобного подхода. Именно поэтому, если до вступления в супружескую близость брак расторгается по инициативе мужа, женщине выплачивается половина махра в знак уважения и почитания священных брачных уз; это указывает на то, что "сексуальное удовлетворение мужчины" не является основой и причиной выплаты махра: интимных отношений ведь не было. В Коране говорится: "Но если вы развод даете женам, к которым вы еще не прикасались, а ваш предбрачный дар уже исчислен, им половина этой доли надлежит, коль они сами [в пользу мужа не простят]..." (2:237).

- Справедливость. Ислам устанавливает в семье главенство (арабское кивама означает еще ‘охрану’, ‘попечение’) мужчины. Мужчина, благодаря своим природным, врожденным качествам, более способен управлять семейной "компанией", нежели женщина. Для соблюдения справедливости, мужчина подвергается денежным штрафам в обмен на его главенствующую роль. Кроме того, махр установлен для того, чтобы он не пренебрегал узами семьи и не разрушал ее по ничтожным причинам. В случае развала семьи все материальные убытки несет муж. "Мужья над женами стоят [блюдя очаг их и сохранность] за то, что Бог одним из них дал преимущество перед другими, а также потому, что весь расход на содержание семьи из их имущества исходит..." (4:34).

При этом надо отметить следующее.

1. Шариат рекомендует не завышать чрезмерно размер махра. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: "Наиболее высокой благодатью обладают те женщины, которые обладают наименьшим махром (брачным подарком)". Сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) женился, подарив несколько дирхемов (серебряных монет). Он точно так же выдал замуж своих дочерей, которым преподнесли очень малый махр. Достаточно сказать, что Пророк (мир ему и благословение) выдал свою любимую дочь Фатиму за Али ибн Аби Талиба, который преподнес ей в дар собственную кольчугу!

2. В достоверной Сунне говорится о том, что Пророк иногда соединял в браке мужчин и женщин вообще без какого-либо брачного подарка. Однажды он сказал бедному арабу: "Поищи хотя бы железное кольцо". Когда бедняк не смог найти и этого, выяснилось, что он знает наизусть несколько сур Корана. Тогда Пророк сказал: "Мы даем ее тебе в жены за твое знание Корана".

3. Наслаждение в интимной жизни супругов является обоюдным. Так об этом говорит Коран: "Вам в ночь поста разрешено к супругам приближаться: они – одежда вам, а вы – одежда им.." (2:187).

Каждый из супругов выполняет для своего спутника функцию одежды: защищает, согревает, дает комфорт, украшает, сближается и все остальное, что включает в себя значение слова "одежда". Так что, утверждение о том, что мужчина предоставляет махр в плату за сексуальное удовлетворение, лишено здравого смысла, поскольку последнее является обоюдным в интимной жизни.

4. Описывая супружество, Коран акцентирует внимание не на материальной, а именно на духовной составляющей брачной жизни: "И из его знамений – то, что он для вас из вас самих супруг вам сотворил, чтоб жить вам вместе, взрастил меж вами милость и любовь. В этом, поистине, знамения для тех, кто предается размышленьям" (30:21).

"Совместное проживание", "милость и любовь" – это психологические, чувственные моменты в супружеской жизни, даже если "совместное проживание" подразумевает также интимную жизнь, влекущую и притягивающую супругов друг к другу согласно врожденному инстинкту и всеобъемлющему брачному закону Вселенной.

В этом заключается смысл существования института махра в правовой системе Ислама.

Первая брачная ночь

Хорошим деянием в брачную ночь считается подношение женихом невесте сладостей (мед), дозволенных напитков (молоко) и пряностей и угощение ее ими.

Жениху желательно (Сунна) перед вступлением в интимную связь положить руку на лоб своей супруге и произнести следующую мольбу: "Именем Аллаха. Пусть Аллах сделает нас благодатными друг для друга!" Сообщается также, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал и такую молитву: "О Аллах, я прошу у Тебя блага от нее и от ее потомства. Также ищу защиты у Тебя от зла ее и ее потомства" (аль-Бухари и Абу Дауд).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.