Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У животных тоже есть мораль




Те, кто отрицает наличие морали у животных, обычно придерживаются двух убеждений: либо это невозможно, поскольку «люди — единственные существа, благословленные обладанием такой чертой», либо это невозможно, поскольку все животные, включая человека, объективно по сути своей аморальны и безнравственны. Я бы хотел сразу же обратиться к этим двум предубеждениям, поскольку они могут помешать нам сохранять открытым ум и увидеть животных такими, какие они есть.

Тех, кто ставит человека на пьедестал над всеми другими существами, пугает возможность существования морали у животных, поскольку это «угрожает» особому и уникальному положению человека в мире. Идея, что люди являются самыми добродетельными существами, обычно подсказана религией, поэтому говорить о том, что животные обладают моралью, — значит угрожать глубоко укоренившимся религиозным убеждениям. Это, конечно, не так. Да и сама эта ситуация не отвечает альтернативе «или-или»: только ли человек уникален или никто не уникален. И то и другое может быть правдой: у человека есть представление об этике и духовной осознанности, а животные демонстрируют в своем поведении некий моральный кодекс. Единственное, что пугает в предположении, что животные являются существами с моралью, это вера в то, что мораль сама по себе определяет нашу «человеческую природу». Для меня то, что выделяет нас, — это лишь способность воспринимать свою «человеческую природу». Как я уже говорил, собаки — это собаки, и, скорее всего, они не осознают свою «собачесть», — но они понимают, когда другая собака обманывает их доверие, и они могут устыдить ее или избегать в будущем. На самом деле, есть хороший эволюционный смысл в том, чтобы предполагать эволюцию морали у других животных, и уже не в первый раз окажется, что черта, призванная отделить человека от животных, на самом деле тесно их сближает. Например, до того, как Джейн Гудолл совершила свое революционное открытие, было принято считать, что использование орудий — исключительная привилегия человека. Но теперь нам известно, что многие другие приматы, так же как врановые, создают и используют орудия.

Кроме того, есть и скептики, и пессимисты. В свободное время на очередном собрании «Общества поведения животных» один из моих уважаемых коллег, услышав, как я рассуждаю о морали среди животных, прошел мимо, почесав голову и полагая, что я выпил слишком много пива. Он был особенно обеспокоен тем изобилием безнравственного поведения, которое человек демонстрирует ежедневно. «Итак, — воскликнул он, — как ты можешь говорить о морали у животных, в то время как мы сами совершенно аморальны?!»

В какой-то степени он был прав: люди могут быть эгоистичными, нечестными, небрежными, а их моральные устои иногда оказываются

расплывчатыми, двойственными и отражающими лишь собственные интересы. Достаточно пробежать по диагонали первую полосу газет: убийство семьи во время ограбления считается неприемлемым, при этом убийство в качестве самозащиты или за честь страны в далекой, «оправданной» войне таковым не считается. Люди лгут, крадут и обманывают, при этом оправдывая свои действия так, что никогда не будут чувствовать себя «плохими». Действительно, временами трудно себе даже представить, что кто-то может считать человека в моральном смысле «выше» любых других животных.

Впрочем, также легко мы находим и примеры человеческой доброты, сострадания и великодушия. Люди способны как на добродетельное, так и на менее добродетельное поведение, совсем так же, как нечеловекообразные животные демонстрируют свою способность к честному и нечестному поведению. Я не высказываю предположения, что животные более добродетельны, чем люди, а лишь то, что у многих видов в той или иной степени существуют социальные стандарты поведения. Индивиды могут нарушать эти правила или поддерживать их, но они все их понимают, и они понимают также, что все, что они делают, влечет за собой социальные последствия. Также я не предполагаю, что мораль у собак идентична морали, принятой у шимпанзе, или что мораль шимпанзе — это то же самое, что мораль человека, и т. д., но я убежден, что мы можем обнаружить эволюционные корни того, что мы называем человеческой моралью, внимательно изучая поведение других животных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.