Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика товарного рынка




Классификация, стандартизация и качество товара

 

В условиях рыночной экономики вся деятельность субъектов рынка осуществляется вокруг товара – индикатора экономической силы и активности производителя. От того, какой товар предлагается потребителю, зависит экономический успех производителя и посредника, который работает на рынке. Если товар является прогрессивным, надежным, качественным, конкурентоспособным, отвечает современному уровню научно-технического прогресса, то он всегда найдет потребителя.

Знание основных потребительских свойств и ассортимента товаров дает возможность субъектам рынка определять потребность в них, заниматься их закупкой и продажей, решать вопрос замены одних товаров на других, определять их состояние на рынке, а также зависимость попившую на них от изменения конъюнктуры, формировать ценовую политику.

Продукция – это результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. В сфере обращения она становится товаром и получает признание как потребительская ценность.

Товар – это материальная продукция, наделенная целым комплексом свойств, которые предназначены для удовлетворения потребностей потребителей.

Главным в товаре является его потребительские свойства. Каждый товар владеет совокупностью компонентов: функциональное назначение, надежность, долговечность, дизайн, упаковка, обслуживание, гарантии, сопроводительные документы, и т.п. Потребительская ценность товара тем выше, чем больше она отвечает требованиям потребителей.

Классификация – это распределение товаров на отдельные категории по общим и отдельным, характерным для них признакам: исходные материалы, назначения, конструкция, способ производства.

Кодировка – это предоставление каждому виду товаров номенклатурного номера (кода). Код – это знак, совокупность знаков, цифр, букв или их соединения, штрихи, то есть – это единственный мировой «язык», с помощью которого могут достичь взаимопонимания субъекты международной торговли. Классификация и кодировка необходимы при осуществлении автоматизированной обработки экономической информации, для изучения рынка товаров, разработки прейскурантов и каталогов, для статистического анализа производства и товарооборота на всех уровнях управления.

Методы классификации и кодировки используются при создании классификаторов. Классификатор – это утвержден официальный документ, в котором наводится систематизированный перечень наименований и кодов групп и объектов классификации. Классификатор продукции Украины адаптирован к аналогичным зарубежным классификаторам и охватывает всю продукцию, которая регламентируется стандартами и техническими условиями, другими нормативными документами.

Важным группированием товаров является ассортимент – совокупность товаров и изделий определенного назначения, объединенных в группы за классификационными признаками. Ассортимент может быть групповой, видовой и межвидовой, может характеризоваться широтой, глубиной, гармоничностью, полнотой. Все эти характеристики используются при формировании товарного ассортимента и товарной политики предприятий.

Номенклатура промышленной продукции – это систематизированный перечень продукции в натуральном виде с установленных кодов, что используется при автоматизированной обработке экономической информации.

В рыночных условиях конкурентоспособность продукции обеспечивает ее качество. В Международном стандарте Is0 8402 дается такое ее определение: «качество товара – это совокупность свойств товара, которая обусловливает его возможность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением».

Продукция (товары) производственно-технического назначения изготовляется в соответствии с требованиями стандартов и сертификатов.

Стандартизация – это деятельность, которая направлена на достижение оптимальной степени упорядочивания в определенной сфере жизни путем установления положений для общего и многоразового использования в решении реально существующих и потенциальных заданий.

Стандарт – это нормативный документ, в котором установлены правила, требования, общие принципы осуществления разнообразных видов деятельности и их результатов для достижения оптимальной степени упорядочивания в определенной сфере. Нормативные документы из стандартизации распределяют за такими категориями:

• международные стандарты;

· государственные стандарты Украины – ДСТУ;

· отраслевые стандарты Украины – ГСТУ;

· стандарты научно-технических и инженерных обществ и союзов Украины – СТТУ;

· технические условия Украины – ТУУ;

• стандарты предприятий – СТП.

Государственные стандарты Украины разрабатываются на:

· организационно методические и общетехнические объекты: организация проведения работ из стандартизации, научно-техническая терминология, классификация и кодировка технико-экономической и социальной информации, техническая документация, информационные технологии, организация работ, из метрологии, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ;

· изделия общемашиностроительного приложения;

· составные элементы народнохозяйственных объектов государственного значения (банковско-финансовая система, транспорт, связь, энергосистема, охрана окружающей естественной среды, оборона и тому подобное);

· продукцию межотраслевого назначения;

· продукцию для населения и национального хозяйства;

· методы испытаний.

Отраслевые стандарты разрабатывают на продукцию при отсутствии государственных стандартов Украины или в случае необходимости установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов.

Стандарты научно-технических и инженерных обществ и союзов разрабатывают в случае необходимости распространение результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в отдельных отраслях знаний, или сферах профессиональных интересов.

Отраслевые стандарты, как и стандарты научно-технических и инженерных обществ и союзов, не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов и подлежат государственной регистрации в Госстандарте Украины.

Технические условия – нормативный документ, который разрабатывают для установления требований, которые регулируют отношения между поставщиком и разработчиком (производителем) продукции, для которой отсутствующие государственные или отраслевые стандарты (или в случае необходимости,наприклад: конкретизации требований отмеченных документов).

Стандарты предприятия разрабатывают на продукцию (процессы, услуги), которые производят и применяют (осуществляют, предоставляют) лишь на конкретном предприятии.

В соответствии со спецификой объекта стандартизации, составу и содержанию требований, установленных к нему, для разных категорий нормативных документов из стандартизации разрабатывают стандарты таких видов: основополагающие, на продукцию, услуги, на процессы, на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают организационно методические и общетехнические положения для определенной отрасли стандартизации, а также сроки и определения, общетехнические требования, и правила, нормы, которые обеспечивают упорядоченность, совместимость, взаимосвязь и взаемопогодженисть разных видов технической и производственной деятельности, во время разрабатывания, изготовления, транспортировки и утилизации продукции, охрану окружающей естественной среды.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной или конкретной продукции или услуг, которые обеспечивают ее соответствие своему назначению.

Стандарты на процессы устанавливают основные требования к последовательности и методам (средств, режимов, норм) выполнения разных работ (операций) в процессах, которые используются в разных видах деятельности и которые обеспечивают соответствие процесса его назначению.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают последовательность работ, операций, способы (правила, режимы, нормы) и технические средства их выполнения, для разных видов и объектов контроля продукции, процессов, услуг.

Стандарты и технические условия должны использоваться на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Государственные стандарты на территории Украины применяют все предприятия независимо от форм собственности и подчинения, граждане-субъекты предпринимательской деятельности, министерства (ведомства), органы государственной исполнительной власти, на деятельность которых распространяется их действие.

Отраслевые стандарты на территории Украины применяются предприятиями (учреждениями, организациями) сферы управления органа, который их утвердил, и предприятиями-смежниками, а также на добровольных началах другими предприятиями и гражданами-субъектами предпринимательской деятельности.

Стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов) применяют добровольно предприятия, отдельные граждане-субъекты предпринимательской деятельности, которые считают целесообразным использовать новые передовые средства, технологии, методы, и т.п., требования к которым содержатся в этих стандартах. Использование таких стандартов для изготовления продукции возможно лишь при согласии заказчика или потребителя этой продукции, что закреплено договором или другим соглашением.

Технические условия используют предприятия независимо от форм собственности и подчиненности, граждане-субъекты предпринимательской деятельности за договорными зобовъъязаннями або/та лицензиями на право изготовления и реализации продукции (предоставление услуг).

Стандарты предприятия применяют лишь на конкретном предприятии и на предприятиях, которые входят в состав объединений (концернов, ассоциаций и т.п.), которые утвердили эти стандарты.

Международные, межгосударственные и региональные стандарты, национальные стандарты других стран, применяют в Украине в пределах ее международных договоров за порядком, который устанавливает Госстандарт Украины.

Позволяется применение этих стандартов и стандартов фирм других стран для изготовления и поставки продукции на экспорт на предложении потребителей (заказчиков) этих стран на договорных (контрактных) принципах в соответствии с международно признанным законодательством в сфере защиты авторских прав.

В случае поставки продукции на экспорт в соответствии с требованиями международных, региональных и национальных стандартов других стран или стандартов фирм зарубежных стран, которые установлены в контрактах на поставку на предложение потребителя (заказчика), следует выполнять обязательные требования государственных стандартов Украины во время изготовления продукции, ее хранения и транспортировки на территории Украины.

Продукция предприятий Украины или граждан-субъектов предпринимательской деятельности не подлежит реализации по назначению, если она не отвечает обовъъязковим требованиям, предусмотренным действующими стандартами или техническими условиями.

Продукция, которая импортируется, должна отвечать обязательным требованиям государственных или отраслевых стандартов Украины относительно безопасности и охраны окружающей естественной среды.

Для подтверждения соответствия качества продукции требованиям, международных, национальных стандартов стран-импортеров продукции, государственных стандартов, проводится ее сертификация. При соответствии продукции требованиям стандарта выдается специальный документ – сертификат качества (или знак соответствия). Существует добровольная сертификация (направленная на повышение и сдержку конкурентоспособности продукции) и обязательная (преследует цель обеспечить безопасность и экологичность продукции).

В Украине главным органом из стандартизации является Государственный комитет по стандартизации, метрологию и сертификации и Министерство строительства и архитектуры Украины.

В соответствии с нормативными документами продукция должна отвечать уровню качества, иметь набор свойств, специфическое оформление и упаковку, марочное наименование или товарный знак, маркировку.

Марка – это имя (срок, символ, знак), предназначенное для идентификации товаров и дифференциации их от товаров конкурентов. Кроме того, марка – это и реклама продукции. Маркировка предназначается для определения типов, видов, марок продукции, в соответствии с ДСТ и ТУ.

Свойства товара (продукции) объъективно проявляются при ее изготовлении, оценке, хранении, переработке, транспортировке, потреблении и эксплуатации. От исходных свойств сырья и материалов зависит качество готовых изделий, их надежность и долговечность, в эксплуатации. Основными свойствами продукции является: физические, химические, механические, технологические.

Физические свойства товара – плотность, объемная масса, масса 1м2, пористость, температура плавления, тепловое расширение, термическая стойкость, огнестойкость, электропроводимость, электрическое сопротивление, магнитная проникненисть, звукопроникненисть, акустические свойства, цвет, блеск, и т.п. необходимо знать при выборе сырья и материалов для определенных целей.

Химические свойства продукции – стойкость к кислотам и лугам, водостойкость, кислотоустойчивость, щелочестойкая, маслобензиностийкисть, отношение к действию света (старение), активность вступать во взаимодействие с другими продуктами и тому подобное значительно влияют на качество промышленной продукции, такие физически химические свойства, как вязкость, растворимость, теплота сгорания, детонационная стойкость, температура вспышки, температура застывания.

Механические свойства: прочность на растягивание, сжатие, сгибание, деформация – растягивание, сгибание, скручивание, сжатие, твердость, ударная вязкость, хрупкость, упругость, пластичность, прочность учитываются при характеристике сырья и материалов (изделий), которые в процессе эксплуатации испытывают влияние разных внешних нагрузок. От механических свойств зависит назначение использования сырья и материалов, надежность и долговечность деталей и изделий. Механические свойства регламентируются стандартами и указываются в паспортах и сертификатах качества.

Технологические свойства продукции характеризуют свариваемость, обрабатываемость, способность подлежать разнообразным видам обработки. Основными технологическими свойствами является способность к ковке, прожарке, сварке, склеиванию, обрабатываться резанием, испекаться, укрываться, высыхать и затвердивати и т.п. Знание показателей технологических свойств необходимое для определения режимов технологической обработки материалов и готовых изделий, а также влияния разных методов изготовления изделий, на их качество. Показатели технологических свойств регламентируются государственными стандартами.

Свойства продукции, которые определяют ее полезность в процессе эксплуатации, называются потребительскими: естественные, функциональные, эргономичные, экологические, эстетичные, экономические, гигиенические.

Все свойства товара определяют его качество и возможность удовлетворять потребности потребителей. Для оценки качества материалов и изделий используются разнообразные методы контроля; микро- и макроструктурные анализы, методы измерения и внешний обзор, химические, физические, механические и технологические методы испытаний.

 

На пути от производителя к потребителю товар проходит через несколько ланок, от одного владельца к другому, постепенно увеличивая свою стоимость. Длина этого канала зависит от разнообразия производственного ассортимента, территориальной отдаленности производителя, от конечного потребителя, видов транспорта и транспортных средств, минимальных норм отгрузки товаров и других факторов (рис.4.3).

 

Рис. 4.3. Субъекты товарного рынка

Первыми звеньями товароруху являются предприятия оптовой торговли, последним звеном – розничное торговое предприятие. Эти предприятия являются активными субъектами инфраструктуры товарного рынка, образуют ее основу. К ним принадлежат предприятия с правом собственности на товар (предприятия оптовой торговли со складским хозяйством, розничные торговые предприятия с сетью магазинов, павильонов, киосков, палаток, и тому подобное). Отмеченные субъекты непосредственно продвигают товары: закупают их за собственные или одолженные средства, принимают на свои составы, проверяют качество, осуществляют фасование, подсортировку, упаковку, нарезку, составление и другие складские операции, продают и централизовано доставляют товары покупателям, то есть выполняют технологические и частично производственные операции в сфере товарного обращения.

Впрочем, и производитель, и кто-либо из активных субъектов инфраструктуры товарного рынка пользуются платными услугами разных посреднических структур: агенты, оптовики, – консигнаторы, оптовики-комиссионеры, брокеры, торгово-промышленные палаты, выставки и ярмарки, рекламные организации, товарные биржи, банки, оптовые и розничные магазины, транспортные организации, предприятия-экспедиторы, таможенные брокеры, владельцы составов временного хранения и таможенных лицензионных составов.

Осуществляя выбор непрямых (обслуживающих) субъектов, владелец товара ориентируется на их полезность, стоимость и качество услуг, какие они предоставляют. От количества и составу этих субъъектив зависит конечная цена товара, его конкурентоспособность, объем спроса и время пребывания товара, в сфере товарного обращения, в чем заинтересован, в первую очередь, производитель. Именно субъекты инфраструктуры товарного рынка (предприятия оптовой и розничной торговли), которые завершают круговорот средств, вложенных в производство товаров, возмещают расходы на услуги, предоставленные непрямыми субъъектами на всем пути перемещения товаров от производителя к конечному потребителю.

Самый простой товарный рынок являет собой место осуществления торговых операций. Такой рынок, где продают «из рук в руки», является наиболее наглядной формой обмена. Она существовала в Древней Греции, Риме, фараонном Египте и Вавилоне. И доныне понятие «рынок» употребляется в этом его узком понимании.

Появление рынков исторически повъъязана с развитием городов. В городе нуждались создания зон снабжения, которые бы отвечали их размерам. Сначала городские товарные рынки функционировали один или два раза на неделю: нужно было время, чтобы сельские жители собрали, произвели и доставили в город свою продукцию.

По мере углубления общественного разделения труда, расширения товарообмена, формируются новые рыночные элементы: скамьи, торговые палаты, биржи, банки. Развитию рыночных отношений содействовали субъекты кредитования и деятельность купцов. Значительную роль в хозяйственной жизни государств стали играть большая торговля и внешнеторговые звъъязки. Рынок стал не конкретным местом ведения торговли, а совокупностью всех соглашений покупки-продажи товаров.

Появляется множество производителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Этот тип ведения хозяйства окончательно порвал с натуральным производством. Товарное производство и обращение приобрели регулярный характер, а рыночные цены определялись колебаниями спроса и предложений. Все виды производственной и коммерческой деятельности все специализировались, производство все более ориентировалось на конечного потребителя.

Связывая производство и потребление, рынок указывает производителям, какие товары следует изготовлять и в каком количестве. Через рынок потребители влияют на производство. Это значит, что содержание понятия «рынок» как обмену становится шире. Он касается всех фаз общественного производства – именно производства, распределения, обмена и потребления. В этом понимании рынок – это система воссоздания, которая саморегулируется и все звенья которой находятся под постоянным влиянием спроса и предложения.

Рынок предусматривает наличие носителей рыночных отношений, то есть субъъектив. К субъектам рынка принадлежат производители, продавцы, покупатели и потребители, – юридические и физические лица.

Объекты товарного рынка – это все блага и услуги, по поводу которых возникают рыночные отношения. К ним принадлежат предметы потребления и услуги, средства производства и другие.

Чтобы рынок товаров функционировал, необходимы такие социально-экономические условия:

1. Общественное разделение труда и специализация производителей. В отличие от натурального хозяйства специализация производства обусловливает невозможность удовлетворения потребностей производителей лишь продукцией собственного производства и объективно нуждается в обмене на продукцию многих других специализированных производителей.

2. Частная собственность (единоличная, корпоративная). Частная собственность обусловливает полную свободу выбора каждым субъектом рынка своих партнеров и цивилизованное экономическое поведение.

3. Ограничена экономическая роль государства. Государство вмешивается в отношения между субъектами рынка только в тех случаях, когда это необходимо для создания конкурентной среды и поддержание конкуренции.

Отделенность субъектов рынка. Личные экономические интересы независимых субъектов направлены на максимизацию доходов при минимизации расходов. Такие интересы являются основным мотивом их деятельности, безустанных поисков путей ее совершенствования и, наконец, повышения экономической эффективности общественного производства.

По территориальному признаку мировой рынок товаров разделяется на: рынки частей света (Азии, Америки, Австралии и Океании, Европы); рынки группы стран (рынок ЕС, СНГ); рынки отдельных стран (рынок Украины); другие региональные и местные рынки конкретной страны.

Потребительский рынок составляют такие сегменты:

• рынок продовольственных товаров;

• рынок непродовольственных товаров;

• рынок бытовых услуг;

• рынок коммунальных услуг;

• рынок транспортных и транспортно экспедиционных услуг;

• рынок услуг культуры и образования;

• рынок жилья;

• рынок зданий и сооружений непроизводственного назначения.

Целью потребительского рынка является достижение равновесия между спросом населения и его товарным покрытием.

Для производства товаров потребительского рынка предприятия используют совокупность средств и предметов труда, которые являются составляющими производственных сил общества и национального богатства страны и, в свою очередь, состоят из естественных богатств (недр, воды и земли, и тому подобное) и результатов труда. В производстве и торговле средства производства чаще всего объединяют по назначению в группы:

• энергетические машины, энергетическое и общепромышленное оборудование;

• сварочное оборудование;

• отделочные инструменты и измерительные приборы; складское оборудование;

• подшипники.

Рынок средств производства включает также:

• рынок производственных зданий и сооружений;

• рынок орудий труда (машин, оборудования, инструментов, и тому подобное);

• рынок сырья, материалов, энергии и других видов продукции производственного назначения;

• рынок полезных ископаемых.

Специфическим является сегмент рынка информации и интеллектуального продукта:

• рынок информационного продукта (информационных услуг);

• рынок инноваций, изобретений;

• рынок продукта творческого труда (книги, кинофильмы и тому подобное).

Таким образом, на товарном рынке продаются и покупаются товары, которые являются продуктами человеческого труда и естественной деятельности, а также действия (услуги). Рынок формирует свою инфраструктуру. Срок «инфраструктура» происходит от латинских слов «infra» (ниже, под) и «structure» (строение, расположение, порядок). Инфраструктура означает комплекс составляющих или внутреннее строение.

Инфраструктура товарного рынка – это совокупность субъъектив товарного рынка (предприятий и организаций), которые осуществляют разные виды деятельности в сфере товарного обращения. Инфраструктура товарного рынка способствует взаимодействию между производителями товаров и потребителями, предложением и спросом. От того, насколько четким будет этот механизм, в значительной мере будет зависеть эффективность функционирования экономики страны.

Инфраструктура товарного рынка состоит из разных субъъектив. Субъекты инфраструктуры товарного рынка – это предприятия и организации, которые занимаются покупкой-продажей товаров или специализируются на предоставлении однородных услуг владельцам товаров на пути их движения от производителя к потребителю. При этом они могут непосредственно (активно) или непрямой касаться товара.

К активным субъектам инфраструктуры товарного рынка принадлежат:

• предприятия оптовой торговли с полным и ограниченным циклами обслуживания. Они осуществляют закупку товаров у поставщиков за свой счет, хранят их на составах, занимаются фасованием, подсортировкой, доставкой товаров, в розничную сеть или другим оптовым покупателям. Такие предприятия имеют собственную, материально-техническую базу (составы, автотранспорт, разгрузочную технику, и тому подобное);

• предприятия розничной торговли (в том числе предприятия общественного питания и владельцы объъектив розничной сети), которые осуществляют продажу товаров населению через магазины, палатки, павильоны и тому подобное.

Эти предприятия являются заказчиками услуг, которые предоставляются непрямыми субъектами инфраструктуры товарного рынка.

К непрямым субъектам инфраструктуры принадлежат предприятия и организации, которые предоставляют услуги по продвижению товаров производителю и активным субъектам, в частности:

• посреднические структуры, которые не имеют права собственности на товар;

• организаторы оптового оборота (товарные биржи, выставки и оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки);

• торгово-промышленные палаты;

• таможни и таможенные брокеры;

• владельцы составов временного хранения и таможенных лицензионных составов;

• транспортные организации и предприятия-экспедиторы;

• охранительные организации и предприятия;

• рекламные агентства, средства массовой информации и другие распространители рекламы;

• маркетинговые и информационно коммерческие центры и тому подобное.

Основное отличие непрямых субъъектив инфраструктуры товарного рынка от активных субъектов заключается в том, что непрямые не имеют права собственности на товар, получают вознаграждение от владельца товара в виде процентов от его стоимости или как плату за выполненную работу на основе установленных или согласованных в договоре тарифов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.