Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория общественного выбора




Рыночная экономика определяет объем и структуру производства благ для индивидуального использования через ценовой механизм, который обеспечивает равновесие спроса и предложения на эти блага. Относительно производства благ коллективного потребления этот ценовой механизм не срабатывает. Распределение ресурсов для производства общественных благ возлагается на органы государственной власти. Власти организовывают производство и распределение общественных благ, согласовывает субъекты, которые будут осуществлять это производство, выбирает способы и механизмы распределения общественных благ.

Теория общественного выбора возникла в середине ХХ ст. Ее предметом является исследование взаимосвязи политических и экономических факторов в выборе объема и структуры, общественных благ, способов их производства и распределения. Эта теория основывается на частном интересе, который является определяющим, как в индивидуальной, так и в общественной жизни. Но здесь есть разница: за производство товаров индивидуального пользования потребитель голосует деньгами, а общественные товары могут быть потребленными и теми, кто не оплачивает их производство.

Определение ассортимента и необходимого объема производства общественных товаров в демократических обществах решается с помощью выборной системы. Кандидаты предлагают свои программы избирателям, которые голосуют за того, кто лучше будет отстаивать их интересы.

В условиях прямой демократии, каждый налогоплательщик по закону имеет также право проголосовать за любой вариант, связанный с финансированием общественных благ.

В современной действительности преобладает представительная демократия: лица с правом голоса выбирают в законодательные органы своих представителей, которые должны защищать интересы своих избирателей, в частности решать проблемы финансирования производства общественных благ. В этих условиях возможность принятия неоптимальных решений не исчезает, но появляются способы решения проблем: депутаты объединяются в группы давления (лобби), создаются союзы предпринимателей и отраслевые профсоюзы, союзы банкиров, арендаторов или фермеров и т.д. Эти группы давления получают политическую ренту, которая способствует решению частных интересов, как производителей, так и самих депутатов.

Итак, государство в современных условиях не может остаться равнодушным к проблемам экономики и, в частности, производства общественных благ. Но это не значит, что именно государство обязано их производить. Правительства могут заключать соглашения с частным сектором на производство общественных благ. Между тем, сочетание государственного управления с бизнес деятельностью порождает новые проблемы:

– Создание административных барьеров для вхождения нежелательных субъектов на рынок общественных благ;

– создание закрытой монополии, когда ограниченное количество предприятий предлагает общественные блага, производство которых делегирует власть;

– платежи бюрократии за право производить общественные блага приобретают форму политической ренты - то есть власть формирует бизнес на «барьерах»;

– развивается экономический оппортунизм (от латинского «opportunos» - удобный, выгодный) - когда одна из сторон стремится заключить сделку таким образом, чтобы подавляющую долю расходов и ответственности переложить на своего партнера.

Проблемными являются не только вопросы - что производить и кто будет производить, но и на какой основе эти блага предоставляться: платной или бесплатной.

Предоставление платных общественных услуг (благ) целесообразно осуществлять тогда, когда это создает у их производителей стимулы для повышения качества и / или снижение себестоимости этих благ при условии, что такие стимулы не могут создаваться в рамках бюджетного финансирования.

Бесплатное обеспечение общественными благами имеет основания при условии, что они являются социально значимыми, а введение платности обусловит уменьшение их потребления ниже оптимального уровня. Но это будет иметь негативное влияние на уровень и состояние экономики в долгосрочном периоде.

Одновременно следует предостеречь, что полная бесплатность социально значимых благ приводит чрезмерное их потребление и неоптимальное распределение ресурсов. Для уменьшения этого негативного эффекта, правительство использует «символическую» плату за эти блага.

Правительство через перераспределительные процессы осуществляет также программы социального страхования и социального обеспечения, много делает для сохранения окружающей среды, здравоохранения и труда, защиты потребителей от недоброкачественных продуктов и т.д.

Кроме указанного, государство выполняет еще одну важную функцию - разработку экономических прогнозов.

Экономическое прогнозирование основывается на изучении всеобщих закономерностей развития экономических явлений и процессов, выявлению альтернативных способов решения макроэкономических проблем, предусмотренные вероятных альтернативных вариантов развития экономики с учетом внутренних и внешних условий как экономических, так и политических, психологических, ментальных.

Экономическое прогнозирование приобретает две формы: поисковую и нормативную: поисковая связана с выявлением альтернативных вариантов развития явлений, процессов и событий в экономике; нормативная - с выявлением желаемого направления развития и экономических явлений и процессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.