Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тёмная любовь 5 страница




Дали и Буньюэль жестоко обрушились и на его поэзию. Сцена с дохлыми ослами в фильме содержала в себе следующий подтекст. Речь идет об ослике Платеро, герое повести Хименеса «Платеро и я», очень любимой в Испании. Лорка был последователем традиций «поколения 98-го года» и, в частности, Хименеса. Показав ослика Платеро мертвым и разлагающимся, Дали и Буньюэль как бы намекали: искусство, подобное искусству Лорки, должно сдохнуть. От него давно веет душком.

Сальвадор и Луис позаботились о рекламе фильма. Вернувшись в Париж, Буньюэль признавался Пепину Бельо 10 февраля 1929 года, что он и Дали были «ближе, чем когда-либо», что работали в «глубоком согласии». Фильм должен стать «чем-то действительно крупным». В письме Буньюэль сообщал, что подготовил к печати книгу своих стихов. Когда он и Дали наконец-то остановились на названии «Андалузский пес», говорил он далее, они просто «описались от смеха». Несмотря на хвастовство Бунюэля, его поэтический сборник так никогда и не вышел. Он предложил использовать название книги для фильма, что и было принято Дали под новый взрыв хохота (на этот раз в адрес Лорки).

Фильм Дали и Буньюэля был принят в Париже восторженно, но со скандалом. Собравшиеся на просмотр – кто с возмущением, кто с недоумением, кто с восторгом – глядят на экран, где луна, рассеченная облаком надвое, превращается в человеческий глаз, перерезаемый бритвенным лезвием. Какой‑то зритель, не выдержав, требует объяснить, что все это значит, и тогда из ложи, где сидит Бунюэль, раздается спокойный голос: «Это просто‑напросто отчаянный, неистовый призыв к преступлению». На премьере фильма у Луиса Буньюэля были запасены полные карманы камней, чтобы в случае скандала иметь возможность отбиться от разъярённых зрителей. Опасения режиссёра оказались напрасными. Скандальный успех «Андалузского пса» выдвинул Дали и Буньюэля в качестве главных представителей европейского сюрреализма.

Еще больший скандал, чем «Андалузский пес», произвел второй совместный фильм Дали и Буньюэля - «Золотой век», отмеченный предельным натурализмом зрительного ряда и «кощунственными» ассоциациями с творчеством маркиза де Сада, вызвавшими общественное замешательство. Фильм был запрещен к публичному показу на протяжении 50 лет.

Однако вскоре между Дали с Буньюэлем происходит разрыв. Они так сильно поссорились, что больше уже никогда не разговаривали и не встречались друг с другом. Дали даже отказался от авторства в фильмах Буньюэля. Причины их ссоры неизвестны.

В 1929 году происходит знакомство Сальвадора Дали с женой поэта Поля Элюара – Галой. Настоящее ее имя: Елена Дьяконова. Она была русской, родилась в Казане в 1894 году. О детстве Галы известно мало. Отец, Иван, был московским служащим, а мать, Антонина, культурная женщина, вращавшаяся в артистических кругах, публиковала сборники детских рассказов. Елена учила французский с 7 лет и после всю жизнь общалась с Дали по-французски (сам художник изъяснялся на чудовищной смеси французского, испанского и каталонского). В 10 лет она лишилась отца, и четверых детей, старших Николая и Вадима и младшую сестру Лидию, воспитывали мать и отчим. Гала росла болезненной, и в 1912 году ее отправили в швейцарский санаторий для профилактики туберкулеза. Там она провела два года, познакомившись с молодым поэтом Эженом Гринделем (настоящее имя Поля Элюара). Оба вернулись домой, переписывались, а в 1916 году Гала поехала к Элюару во Францию - в качестве невесты. Именно он дал ей псевдоним «Гала» - «праздник». Будучи женой Элюара, Гала отличалась крайне развратным поведением. Все любовники Галы, среди которых был и известный художник Макс Эрнст, а с ним в придачу и пол-Парижа, были красавчиками – она ненавидела некрасивых. И, конечно, сразу обратила внимание на привлекательного внешне и талантливого Дали. Тем более что финансовые дела Элюаров к тому времени пошатнулись, и в ее душу вернулись детские страхи нищеты. Гала была старше Сальвадора на десять лет, а Дали, словно сошел с ума, когда встретил ее. Лето закончилось, гости уехали из Кадакеса, но Гала с дочерью остались. Начиналась великая ссора Дали с семьей. В то время в Каталонии гулять с француженкой значило гулять с проституткой. А Гала ко всему была еще такой привлекательной, замужней и русской по происхождению. Дон Сальвадор называл пассию сына «ля мадам». Почти сразу он изменил свое завещание в пользу Аны-Марии, которая тоже отнеслась к Гале враждебно. Но не неприязнь к Гале стала главной причиной разрыва Дали с отцом и сестрой. В конце ноября в Париже открылась выставка, на которой в числе работ Дали была картина «Священное сердце». Чернилами на холсте он написал: «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери». Дон Сальвадор проклял своего сына и вышвырнул его из дома. Он считал, что во многом виновата Гала, снабжающая Дали деньгами и наркотиками. Однако все было не так. Выставка имела финансовый успех, и именно Дали стал для Галы источником уверенности в завтрашнем дне.

Сам Дали впоследствии не раз комментировал надпись на своем рисунке, анализируя ее по Фрейду и всякий раз сетуя на непонимание, проявленное родными и друзьями. В частности, он не преминул оскорбить и старинного друга семьи Э. Д’Орса, назвав его после опубликования статьи про выставку «образцовым дерьмом, не способным уразуметь прописные истины психоанализа».

Ана Мария вспоминает о происшествии следующее: «Отец объявил, что отныне двери нашего дома для Сальвадора закрыты — пусть идет на все четыре стороны, раз ему ненавистно все, что свято для нас. И в доме повисла тягостная безысходная тишина. Мы были раздавлены горем: такое чувство, будто Сальвадор умер. Или убил всех нас собственными руками. Понять, как это случилось, мы не могли. Неужели же ради того, чтобы привлечь внимание публики, он готов на святотатство? Или виной всему влияние, которому он не в силах противиться? Брат разрушил нашу семью, и поправить ничего нельзя. Никогда. Но наша беда обернулась бедой и для самого Сальвадора: в душе его что-то надломилось».

Несмотря на отцовские проклятия и угрозы, парочка купила небольшой домик в рыбацком местечке Порт Льигат неподалеку от Кадакеса. Они поселились вместе. Элюар забрасывал Галу письмами и телеграммами, пытаясь вернуть ее. Гала стала религией Дали, его талисманом, его любовью и проклятием. Дали и Гала поженились 30 января 1934. Элюар не присутствовал на церемонии — это было бы слишком для человека, который писал: «Я так тебя люблю, что я уже не знаю, кого из нас двоих здесь нет...»

Гала становится единственной женской моделью и главным сюжетом вдохновения художника, который не прекратит ее восхвалять и представлять её как живой миф и современную икону.

В 1930 году картины Сальвадора Дали стали приносить ему известность. Художник творит в сюрреалистичской манере. Он пишет работы, проникнутые фрейдистским духом, – «Великий мастурбатор» (1929), «Загадки желания: мою мать…» (1929), «Головокружение» (1931). Мир сексуальный переживаний очень важен для этого этапа творчества Дали. Позже он сойдет на нет.

В этот период художник начинает работать и над ставшей вскоре всемирной известной картиной «Постоянство памяти» (1931). В основе художественного метода Дали – проекция снов на реальность, сочетание несочетаемого. Они построены на разрыве логических связей, ориентированы на то, чтобы человек вырвался за границы реальности посредством сна, будь то бредовое видение или кошмар.

Творческий метод Дали хорошо характеризуется его же высказыванием: «Предел тупости рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее».

 

ГЛАВА ПЯТАЯ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.