Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монтаж фонограмм




Ревербератор при записи музыки

 

За исключением отдельных случаев, акустическая окраска музыкальной записи не зависит от изображения, поэтому, работая с оркестром, звукооператор несколько бо­лее свободен в применении реверберации.

Акустические условия, в которых приходится вести запись музыки, иногда могут быть не удовлетворительны: то ли несовершенна акустическая обработка студии, то ли небольшое ателье испытывает перегрузку от большого со­става оркестра. Это заставляет приближать микрофоны к отдельным группам или солистам, чтобы их партии были слышны отчетливо, но тогда звук производит впечатление некоторой сухости, отсутствует воздушная легкость, свой­ственная хорошим концертным залам. В этом случае ре­вербератор может исправить дефект.

Ревербератор применяют и вне зависимости от акусти­ческих данных ателье. Маломощный инструмент солирует в сопровождении оркестра, недостаточная звуковая энер­гия инструмента не возбуждает акустических отражений достаточной силы и они тонут в оркестре, как, впрочем, и прямое излучение этого инструмента. Остается прибли­зить к солисту микрофон, а чтобы звук из-за этого не был «сухим», подключить ревербератор.

Еще пример: использование высокой тесситуры инстру­мента может сделать его звук жестким, неприятным для слуха. Возьмем флейту. В высоком регистре ее обертона остаются за пределами нашего слуха и звук скорее напо­минает чистый тон звукового генератора, нежели музы­кальный инструмент. С ревербератором звук флейты может стать красивым и на самых высоких нотах.

Применяя ревербератор для записи музыки, не надо допускать, чтобы гулкость отражалась на ясности звука, особенно когда инструмент или группа ведет ритмическую линию.

Реверберация в звукопередаче музыки носит не только характер внешнего оформления, но используется и как средство усиления драматического действия. В фильме «Сережа», когда в опустевшем доме остается одинокий мальчик, в оркестре солирует кларнет. Включение ревер­бератора усилило драматизм сцены: еще больше, казалось, опустел дом, еще меньше и более жалкой стала фигурка оставленного мальчика.

Когда оркестр или его отдельные исполнители являют­ся участниками действия на экране, эффект ревербера­ции целесообразно вводить при перезаписи. Это позво­лит варьировать на основании визуального впечатления.

Выбор характера реверберации зависит от вкуса, опыта и понимания звукооператором художественной задачи.

 

 

 

Звукооператор не монтирует фонограмм, тем не менее он должен знать о возможностях и приемах звукового мон­тажа.

Проследим, как одно из свойств нашего зрения влияет на впечатление от просмотра смонтированного киноизобра­жения. Оговоримся, что в данном случае имеется в виду не монтаж как художественное средство киноискусства — речь идет лишь об одной из его функций — о процессе со­единения отдельно1 снятых отрывков (кадров) в ленту не­прерывного эпизода.

Для человека резкая смена объектов в поле его зре­ния психологически оправдана и дело обычное, — доста­точно перевести взгляд, повернуть голову или отвернуться, чтобы картина перед глазами мгновенно изменилась: мы смотрим в окно — перед нами улица; обернувшись, видим в двери человека; мгновенье —и наше внимание сосредото­чено на лице вошедшего (это ли не крупный план?) (Психофизиологический процесс здесь сложен, Ясно, однако, что в результате своего рода обратной связи зрение как бы настра­ивает восприятие на «крупность» созерцаемого объекта, хотя рас­стояние до него от наблюдателя и масштаб изображения на глаз­ной сетчатке остаются неизменными.)

И с киноэкрана чередование разных кадров в смонти­рованном киноэпизоде воспринимается как явление впол­не естественное, привычное для зрения.

Иное дело слух — он чутко и с раздражением реагиру­ет на внезапные перемены в звуке, если они не оправданы зрительным действием. Показалось бы странным услышать ритмический, акустический или какой-либо другой звуко­вой скачок в диалоге, когда мы переводим взгляд от одно­го собеседника к другому даже если кого-либо из них те­ряем из виду.

В реальной жизни как бы резко мы ни переключали внимание от одного объекта к другому, течение речи для нашего слуха всегда остается плавным (не считая, разу­меется, интонаций). Таким же должно быть ощущение и от просмотра фильма. Смена кадров внутри эпизода не мо­жет оправдать контрастных скачкообразных перемен в фо­нограмме речи или второплановых звуков, сопровождаю­щих действие.

Техника и искусство монтажа делают возможным так соединять фонограммы, чтобы создавалось впечатление не­прерывности речи, хотя звуковая пленка и составлена из отдельно снятых отрывков.

Плохо смонтированная фонограмма не только самим звуком раздражает зрителей, она также выдает и подчер­кивает монтажные склейки, сделанные в изображении, тог­да как удачный монтаж звуковой пленки, наоборот, скра­дывает стыковку кадров и как бы скрепляет чередующиеся на экране планы изображения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.