Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проекты Пятой и Шестой Рамочных программ




В 2002 году завершилась реализация 5-й рамочной программы Комиссии Европейского Сообщества, инициировавшей и организовавшей реализацию целого ряда проектов научных исследований и разработок. К этому времени в Комиссии Европейского Сообщества произошли серьезные структурные изменения, которые отразили новый подход к культурному наследию: были созданы Генеральный директорат по культуре и образованию и Генеральный директорат по технологиям информационного общества, в рамках которого был организован Отдел прикладных программ по культурному наследию, именно этот отдел стал заниматься организацией научно-исследовательских проектов, связанных с электронной культурой. Российским учреждениям культуры, принимавшим участие (правда, весьма ограниченное) в проектах 5-й рамочной программы (EVAN, Cultivate-Russia, Pulman-XT), удалось хорошо зарекомендовать себя перед европейскими партнерами, освоить правила и особенности участия в Европейских проектах.

Тем не менее, еще в процессе выполнения 5-й рамочной программы стало очевидно, что выбранные направления и приоритеты не успевают за современными темпами развития технологий и подходов общества к проблемам информатизации. Поэтому в марте 2000 года Европейским Союзом была принята рассчитанная на 10 лет рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, где в отношении культуры была поставлена цель создания «Европейского культурного пространства» (European Cultural Area), и в первую очередь – стимулирование международного сотрудничества для создания единого европейского культурного наследия. Был выработан целый комплекс программ и инициатив: программа «Технологии информационного общества» (IST – Information Society Technologies), план мероприятий «Электронная Европа» (e-Europe), а также программа поддержки создания, распространения и использования электронных ресурсов по европейской культуре и науке (e-Content).

План мероприятий e-Europe 2002 – это крупнейший политический проект, направленный на то, чтобы обеспечить гражданам Европы доступ с помощью цифровых технологий к информации, связанной со всеми сферами их жизни; в проекте подчеркивается, что «Музеи, библиотеки, архивы и другие учреждения культуры играющие ключевую роль в образовании, должны быть присоединены к широкополосным линиям связи». В рамках этого проекта предусматривалась возможность проводить исследования и разработки как на уровне Европейской Комиссии, так и на уровне отдельных государств. Затем эта деятельность продолжилась в рамках плана мероприятий e-Europe 2005, ориентированного на развитие инфраструктуры широкополосной связи, в котором подчеркивается, что "Музеи, библиотеки, архивы и другие учреждения культуры, играющие ключевую роль в образовании, должны быть подсоединены к широкополосным линиям связи".

Программа e-Content является составной частью проекта (e-Europe). Для того, чтобы каждый член общества мог, обратившись в ИНТЕРНЕТ, удовлетворить свои культурные, научные и образовательные потребности, необходимо представить в глобальной сети в оцифрованном виде ресурсы, отражающие все многообразие и богатство национальных культур народов, населяющих наш континент, обеспечив при этом многоязычный доступ к этим ресурсам. Именно на решение этой задачи направлена программа (e-Content). Новая программа Европейского Сообщества eContentplus[3], являющаяся развитием программы eContent, ориентирована на развитие многоязычных информационных ресурсов для инновационных on-line услуг в Европе, на улучшение доступа и использования географической информации, информации по культуре и ресурсов для образования.

Параллельно в рамках Европейского Союза проводится и ряд других инициатив, направленных на реализацию стратегии обновления и развития Европейского культурного пространства. В 2001 году в г. Лунде (Швеция) экспертами стран-членов ЕС был разработан документ «Лундские принципы»[4], в котором были изложены основные принципы политики, план действий и механизмы реализации программ оцифровки европейского культурного наследия. Была создана постоянно действующая Группа постоянных представителей (National Representatives Group NRG) для реализации этих механизмов и координацией плана действий в соответствии с меняющимися приоритетами и достигнутыми результатами; в настоящее время в эту группу входит и представитель от России. Группа NRG проводит постоянный анализ состояния работ по созданию и сохранению оцифрованного культурного наследия, публикуя аналитические отчеты и методические рекомендации. Основным же механизмом реализации стратегических задач, декларируемых Европейским Сообществом, являются рамочные программы Европейской Комиссии.

Проект MINERVA (MInisterial NEtwoRk for Valorising Activities in digitisation), который выполнялся в 5-й рамочной программе в 2002 – 2004 гг, был одним из первых и основополагающих проектов, направленных на реализацию Лундских принципов. Цель проекта – сетевое взаимодействие Министерств культуры европейских стран для координации и усиления деятельности по оцифровке культурного наследия. В проекте участвовали министерства культуры и отдельные организации из 14 стран.

6-я рамочная программа Комиссии Европейского Сообщества (2002 - 2006) была принята к реализации в декабре 2002 года и должна обеспечить переход от информационного общества к обществу, основанному на знании, в котором производство, приобретение, распространение и практическое применение знания превращается в главную движущую силу социально-экономического развития. Ведущую роль в этой программе играют технологии информационного общества, сетевое взаимодействие учреждений культуры, науки и образования, создание и интеграция электронных информационных ресурсов и обеспечение открытого доступа к ним. Приоритетами 6-й рамочной программы объявлены социальная направленность проектов и международное сотрудничество. Особое внимание уделяется проблемам поддержки культурного разнообразия и многоязычия в глобальных сетях, а также проблемам сохранения цифрового культурного и научного наследия и обеспечения долговременного доступа к ним.

Проведены и организационно-структурные изменения: создан генеральный директорат «Информационное общество и медиа», отдел прикладных программ по культурному наследию переименован в Отдел сохранения и усиления роли культурного наследия (Preservation and Enhancement of Cultural Heritage) в соответствии с новыми приоритетами программы. К участию в программе приглашены организации из стран – кандидатов на вступление в ЕС, а также из России. Условия участия российских учреждений в проектах Комиссии Европейского Сообщества изменились: Россия получила те же права, что и другие страны – не члены Европейского Сообщества.

Проект MINERVA PLUS[5], являющийся дальнейшим продолжением и развитием проекта MINERVA, признан одним из важнейших проектов 6-й рамочной программы. Его цель – объединение усилий по оцифровке культурного наследия в странах Европы, преодоление «цифрового неравенства» за счет предоставления равных возможностей доступа к новым средствам коммуникации. В рамках этого проекта организовано реальное сетевое взаимодействие Министерств культуры и учреждений европейских стран с целью координации национальных программ оцифровки культурного наследия, создания согласованных рекомендаций, методик и стандартов, выработки единых принципов многязычного доступа к данным, хранящимся в глобальной сети, обеспечения сохранности этих данных. Министерство культуры Российской Федерации стало одним из участников проекта MINERVA PLUS, что явилось важнейшим этапом включения России в общеевропейскую деятельность по созданию оцифровке культурного наследия.

Проект MICHAEL (Multilingual Inventory of Cultural Heritage in Europe, Инвентаризация многоязычного описания культурного наследия в Европе) - проект, целью которого является разработка многоязычного портала для представления европейского культурного наследия. Сервисные службы MICHAEL предоставят пользователю возможность на основе многоязычного доступа к информации находить и изучать материалы по культурному наследию, хранящиеся в ИНТЕРНЕТ. В консорциум входят Министерства культуры Франции, Италии и Соединенном Королевстве, а также негосударственные компании (Dedale, AJLSM и др.).

ПроектEROS (European Research Open System) – еще один проект, направленный на обеспечение многоязычного доступа к культурному наследию. В рамках этого проекта под руководством французского исследовательского центра “Centre de Recherche et de restauration des Musees de France (C2RMF)” создается многоязычая (в настоящее время – около 20 языков) база данных о музейных коллекциях[6]. EROS является итогом более чем десятилетней исследовательской работы, проводимой Центром; в нем интегрированы результаты ряда проектов Европейской комиссии, которые выполнялись в предыдущие годы. В первую очередь речь может идти о проекте NARCISSE, в котором была поставлена и успешно решена задача создания банка данных компьютерных изображений высокого разрешения, управляемого многоязычной текстовой базой данных.

Проект BRICKS[7]–один из наиболее важных и инновационных проектов по информационным и коммуникационным технологиям в области культуры, целью которого является интеграция существующих цифровых ресурсов в общую распределенную Электронную Библиотеку, которая должна содержать не только цифровые коллекции музеев («Электронный музей»), но и цифровые ресурсы архивов («Электронный архив»), библиотек и других организаций и учреждений. Исследования, проводимые в рамках проекта BRICKS, направлены на проектирование таких информационных структур и таких технологических решений, которые позволят получить максимальный эффект от интеграции уже существующих или находящихся в различных стадиях разработки баз данных о европейском культурном наследии, обеспечив при этом сохранение культурного разнообразия.

Так как многие проблемы, определенные Лундскими документами, до сих пор остаются актуальными, одним из приоритетов рабочего плана Совета Европейского Союза на 2005 – 2006 гг. является продолжение координации в соответствии с обновленным Динамическим Планом Действий[8], который является продолжением Лундского плана.

Совет Европейского Союза подтвердил актуальность Лундских принципов и подчеркнул стратегическое значение оцифровки культурного и научного наследия:

(a) для создания богатых и разнообразных цифровых ресурсов, необходимых для образования, научных исследований, развития туризма и индустрий культуры;

(b) для обеспечения доступа гражданам к цифровым ресурсам по европейскому культурному наследию на национальном, региональном и местном уровнях;

(c) для продвижения инициативы «Европейские цифровые библиотеки».

В 2005 – 2006 гг. идет подготовка 7-й рамочной программы научных исследований и разработок на 2007 – 2013г. Программа будет принята к середине 2006 г., а первый конкурс проектов может быть объявлен уже в конце 2006 г. Эта программа является завершающей стадией реализации Лиссабонской стратегии, должна стать основой построения европейской экономики, основанной на знаниях, и продолжить построение Европейской сферы научных исследований и разработок, ориентированной на максимальное использование знания для экономического и социального развития.

2.2 ЮНЕСКО: Программа «Информация для всех»

О том, насколько серьезно мировая общественность относится к проблеме информатизации в социальной сфере (и в частности – в музейной, библиотечной и архивной деятельности), свидетельствуют инициативы, проявленные в последние годы Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)[9].

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» родилась в 2000 году; эта программа является базовой для организации дискуссий о политических, правовых, этических и социальных проблем, связанных с построением глобального информационного общества, а также для подготовки проектов, ориентированных на обеспечение всеобщего доступа к информации.

Основная цель программы – создание общей схемы международного сотрудничества и партнерства, разработка инструментария и эффективная реализация ее базовых элементов для построения глобального информационного общества. Само название программы свидетельствует о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании сущности рассматриваемой проблемы: если ранее информатизация в социальной сфере рассматривалась с позиций аппаратных и технологических решений, то теперь в первую очередь уделяется внимание гуманитарным, социальным и политическим аспектам, а во главу угла новой мировой информационной политики поставлен конечный потребитель информации – человек.

В программе предусмотрено пять направлений деятельности:

· Разработка информационной политики на международном, региональном и национальном уровнях;

· Развитие человеческих ресурсов и возможностей в соответствии с требованиями информационной эры;

· Усиление роли учреждений в обеспечении доступа к информации;

· Развитие механизмов и систем обработки информации и управления информацией;

· Информационная технология на службе образования, науки, культуры и коммуникации.

В 2001 году в соответствии с рекомендациями Межправительственного комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и решением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был создан Российский комитет Программы, куда вошли представители органов государственной власти, науки, образования, культуры, коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур. Комитет является связующим звеном между Россией и Межправительственным советом Программы и обеспечивает реализацию основных политических решений и мероприятий Программы в России. Важнейшим мероприятием Программы было проведение с 17 по 19 мая 2005 года в Санкт-Петербурге Международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного Саммита по информационному обществу», в которой приняли участие 482 представителя из 50 стран мира.

В рамках Программы осуществляется плодотворное сотрудничество с другими международными и национальными программами, с заинтересованными неправительственными организациями, с частным сектором. На международных встречах, проводимых в рамках реализации Программы, были выработаны важнейшие стратегические документы, в частности – «Хартия о сохранении цифрового наследия» и «Рекомендации о развитии и использовании многоязычимя и всеобщем доступе к киберпространству», принятые на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО.

За мероприятиями Программы на регулярной основе ведется (и будет вестись) наблюдение. Общая оценка результатов программы будет проведена в 2007 году, что совпадает с последним годом действия Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на период 2002 – 2007 гг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.