Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скоростные способности и методика их развития




Физкультурное воспитание в системе среднего профессионального образования

Физкультурное воспитание в системе среднего профессионального образования осуществляется на протяжении всего периода обучения, по расписанию учебного дня и во внеурочное время в соответствии с государственной программой. Содержание учебного материала каждого из ее разделов имеет преемственность с программой по физическому воспитанию общеобразовательной школы. В процессе физического воспитания учащихся решаются следующие задачи:

1. Формирование осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни;

2. Обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни и трудовой деятельности, военной службе;

3. Развитие физических качеств и обеспечение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности учащихся;

4. Совершенствование в избранном виде спорта.

Добиться решения поставленных задач возможно путем систематического использования средств физического воспитания: физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.

Программа по физическому воспитанию предусматривает проведение занятий по следующим четырем основным разделам:

1. Уроки физической культуры. Основные виды физического воспитания на уроках физической культуры следующие:

Гимнастика. В нее входит изучение строевых, общеразвивающих, акробатических упражнений, а также упражнений на снарядах.

Легкая атлетика. В нее входят разновидности бега, прыжков, метаний.

Спортивные игры. Включают в себя занятия по баскетболу, волейболу, футболу, ручному мячу. В течение всего срока обучения, в профессиональном училище учащиеся должны овладеть техникой и тактикой одной из спортивных игр, выбор спортивной игры зависит от условий, которыми располагает учебное заведение, специализации преподавателя и желания учащихся.

Лыжная подготовка. Предусматривает изучение различных способов передвижения на лыжах и развитие физических качеств. Проводится в виде урока длительностью до 90 минут

Профессионально-прикладная физическая подготовка. Содержит материал, способствующий развитию физических качеств и психофизических функций, необходимых в конкретной трудовой деятельности, а также формирование двигательных умений и навыков прикладной направленности. Объем профессионально – прикладной физической подготовки составляет на первом-втором годах обучения 30%-110% времени, а на третьем 50%-60%. Наиболее высокого уровня развития профессионально важных качеств, учащиеся долы достигнуть к концу второго года обучения. Задача третьего года - удержать достигнутый уровень до начала самостоятельной работы.

Плавание. Как обязательный вид физической подготовки учащихся предусматривает изучение различных способов плавания и развития физических качеств. Отмена занятий возможна при отсутствии условий.

Единоборства (юноши). В целях повышения уровня военно-прикладной подготовленности предусматривает изучение элементов из различных видов борьбы.

Художественная и ритмическая гимнастика включает элементы без предмета, с предметом, комплексы аэробики.

Факультативные и дополнительные занятия по физической культуре и спорту проводятся для учащихся имеющих недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность. Они планируются один раз в неделю после основных уроков, по дополнительному расписанию и организуются для учащихся, не занимающихся в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах. Занятия проводятся еженедельно. Цель - повышение общей физической работоспособности.

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: вводная гимнастика - проводится в течении 5-7 минут перед началом работы в мастерских и на производстве. Она стимулирует функциональные возможности организма. Комплекс состоит из 6-8 ОРУ.

Физкультурная пауза проводится в течение 3-5 минут в середине учебного или рабочего дня, а так же после утомительной работы, длительных неподвижных поз, комплекс состоит из 5-7 упражнений.

Физические упражнения на длительных переменах. Применяется комплексы физических упражнений оздоровительной направленности, игры под музыку, комплексы упражнений игрового характера.

3. Физическая культура во внеучебное время. Утренняя зарядка. Проводится в течение 20-30 минут.

Занятия в группах ОФП. Задачи - рациональное использование свободного времени, укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, повышение общей работоспособности. В процессе занятий используются гимнастические, акробатические и л/атлетические упражнения, бег на лыжах, спортивные игры, плавание, занятия на тренажерах.

Занятия в спортивных и туристических секциях. В спортивных секциях учащиеся повышают свое спортивное мастерство, готовятся к выполнению разрядных норм и требований в избранном виде спорта и к участию в соревнованиях. В секциях туризма проводятся практические занятия с учащимися по обучению приемам туристкой техники и тактики, а также туристские соревнования, зачетные и тренировочные походы. Занятия в секциях проводятся 2-3 раза в неделю по 1,5 ч.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями. В процессе самостоятельных занятий учащихся закрепляют теоретический и практический материал по предмету, готовятся к сдаче учебных нормативов, их эффективность проверяется преподавателем на уроках физической культуры.

4. Спортивные массовые и туристические мероприятия включают в себя: Дни здоровья и спорта, которые приводятся раз в месяц.

Соревнования по видам спорта: соревнования по программе спартакиады учащихся профтехобразования; массовые соревнования, соревнования по спортивным играм и профессионально-прикладным видам спорта; соревнования по летним и зимним видам спорта.

Туризм: туристические походы, слеты и соревнования (по туристским навыкам, технике и по ориентированию на местности).

Показателем эффективности физического воспитания в ПТУ служат состояние здоровья и физическая подготовленность в соответствии с требованием программы физического воспитания.

Под скоростными способностями понимают комплекс морфофункциональных свойств человека, определяющих быстроту выполнения действий.

Скоростные способности являются комплексным физическим качеством. Существуют три формы их проявления: скорость двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота движений (темп).

Скоростные способности являются самыми трудно тренируемыми физическими качествами. Это обусловлено, что физиологической основой быстроты является мало поддающееся совершенствованию, врожденное свойство центральной нервной системы - подвижность нервных процессов (смена возбуждения и торможения).

Средства - соревновательные упражнения, специально-подготовительные, ОРУ. Требования при использовании этих средств состоят в том, чтобы они были хорошо освоенными, по продолжительности кратковременными (не более 20-22 сек.) и выполнялись с предельной скоростью.

Методика воспитания скорости двигательной реакции. Существуют 2 вида двигательной реакции: простая и сложная.

Простая реакция - латентное время реагирования известным движением на заранее обусловленный сигнал (старт в беге на выстрел или команду).

Сложная двигательная реакция делится на два вида: реакция на движущий объект (на полет мяча); реакция с выбором, связанная с необходимостью выбора из нескольких вариантов одного наиболее подходящего действия.

Основным методом воспитания скоростных способностей является повторный.

Метод - быстрое многократное реагирование на внезапно появляющийся сигнал (старт в спринте, изменение движения или остановка по сигналу). Идея повторного метода в том, что для воспитания простой реакции необходимо заставить мышцы как можно быстрее начать движение после сигнала. Исследования показывают, что реакция осуществляется по следующей схеме: сигнал восприятия - оценка - ответ действием. В этой схеме наибольшее время занимает оценка сигнала. Отсюда следует, что преподаватель должен нацеливать не на восприятие, а на ответное действие.

Дополнительные методы - аналитический и сенсорный.

Идея аналитического метода - отдельно тренировать быстроту реакций в облегченных условиях и скорость последующих движений. Например, спринтер находится в положении высокого старта, руками держится за вертикальные стойки. Это позволяет ему ускорить начало движения ногами и руками.

Сенсорный метод - основан на тесной взаимосвязи между быстротой реакции и способностью человека, различать микроинтервалы времени.

Методика воспитания скоростных способностей. Скоростные способности зависят от динамической силы, гибкости, техники выполнения упражнений, умения расслабляться по ходу движения, волевых усилий, поэтому их необходимо постоянно совершенствовать. А так же применять конкретные методы. Одним из них является повторный метод. При его использовании необходимы следующие требования:

§ упражнение должно выполняться с максимальной скоростью и темпом, продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы скорость его выполнения к концу работы не снижалась;

§ оптимальная продолжительность оптимальной нагруз­ки равна 3-10 секундам, допустимая 20-22 секунды;

§ число повторений определяется началом снижения скорости передвижения;

§ интервалы отдыха между повторениями должны быть полными;

§ в структуре урока развитие скоростных способностей надо планировать в начале основной части.

Кроме повторного метода используется вариант повторно-прогрессирующий метод. Его особенность в том, что каждое следующее повторение несколько увеличивается. Например, бегун выполняет повторные нагрузки по схеме: 30м + 40м + 50м.

В спринтерских видах широкое применение получил метод соревновательный с установкой на улучшение своего личного движения или победу над соперниками. В массовой практике скоростные качества хорошо совершенствуется при игровом методе, где каждый участник стремится превзойти соперника в процессе игры. Поэтому важно подбирать игры, требующие проявление быстроты движений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.