Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плавание как вид спорта и средство физического воспитания в школе




Средства обучения и тренировки.

Методика обучения спортивному плаванию

Методическая схема обучения одному способу плавания или элементу техники выглядит следующим образом:

§ демонстрация способа или элемента в целом;

§ краткий анализ техники выполнения;

§ методические указания с постановкой двигательных задач;

§ практическое выполнение: а) на суше; б) в воде.

Учитывая это, схему последовательного соединения элементов техники в единое целое рекомендуется строить следующим образом:

§ изучение движений ногами;

§ изучение движений руками;

§ изучение дыхания;

§ изучение движений ногами в согласовании с дыханием;

§ изучение движений руками в согласовании с дыханием;

§ плавание с помощью движений руками и ногами без ды­хания;

§ плавание в полной координации.

Этапы в обучении двигательным действиям в плавании В процессе обучения двигательному действию традиционно выделяют три этапа:

§ начального разучивания;

§ углубленного разучивания;

§ совершенствования.

При обучении плаванию и в спортивной тренировке используются следующие средства:

1. общеразвивающие упражнения;

2. подготовительные упражнения;

3. специальные упражнения;

4. игры и развлечения на воде;

5. упражнения для изучения и совершенствования техники спортивных и прикладных способов плавания.

Указанные средства используются на суше и в воде.

Все подготовительные упражнения классифицируются на группы:

1. Элементарные передвижения в воде

2. Погружение

3. Всплывания и лежания

4. Упражнения на дыхание

5. Прыжки и спады в воду

6. Скольжения

7. Опорные упражнения

Плавание – один из 6наиболее массовых и популярных видов спорта, который является доступным средством физического воспитания различных возрастных групп населения. Это вид спорта, которым можно заниматься практически всю жизнь: дети уже с шестинедельного возраста способны осваивать азы плавания, взрослые могут продолжать занятия до глубокой старости.

В конце XIX столетия спортивное плавание включено в программу Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из заплывов «вольным стилем».

В 1900 г., на II Олимпиаде, в программу соревнований включено плавание на спине.

В 1904 г. в самостоятельный способ выделен способ плавания брасс.

В 1908 г. ФИНА разработала единые правила соревнований, по которым и стали проводиться все крупные соревнования. В настоящее время проводятся соревнования и регистрируются рекорды на дистанциях: вольным стилем – 50, 100, 200, 400, 800 (женщины), 1500 (мужчины); брасс – 50, 100, 200 м; кроль на спине – 50, 100, 200м; баттерфляй или дельфин – 50, 100, 200 м; комплексное плавание – 100, 200, 400 м; эстафета вольным стилем – 4 x 50, 4 x 100, 4 x 200 м; комбинированная эстафета – 4 x 50; 4 x 100 м. Отдельно регистрируются рекорды в бассейнах с длиной дорожек 25 и 50 м.

Помимо соревнований в спортивных бассейнах проходят состязания по дольним заплывам в естественных водоемах на дистанциях 5, 10, 25 км.

В системе физического воспитания плавание представлено как средство разностороннего физического развития, освоение необходимого практического навыка, закаливания, как вид массового детского и юношеского спорта, спорта высших достижений.

Плавание успешно применяется как средство общей и специальной физической подготовки для развития определенных двигательных качеств. Занятия плаванием способствуют пропорциональному развитию мускулатуры, повышают функциональную способность органов дыхания и кровообращения, укрепляют нервную систему, улучшают обмен веществ, совершенствуются процессы терморегуляции.

Как учебный процесс плавание представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия организма пловца с водой – средой, в которой организуются его двигательные действия.

Все задачи физического воспитания школьников решаются и средствами плавания. Вместе с тем помимо этих задач можно выделить группу специальных задач:

§ адаптироваться к водной среде, исключить водобоязнь;

§ научиться свободно, держаться на воде;

§ овладеть необходимым фундаментом двигательных умений и навыков, нужных для последующего овладения техникой спортивного плавания;

§ овладеть техникой спортивных способов плавания;

§ овладеть техникой прикладного плавания;

§ научиться оказывать первую помощь пострадавшему;

§ способствовать закаливанию организма;

§ воспитывать привычки личной гигиены;

§ использовать плавание в системе спортивной тренировки.

Начинать освоение навыка плавания рекомендуется с IV класса. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, можно приступать к обучению с первого класса. Для обучения плаванию следует широко использовать близлежащие бассей­ны, открытые водоемы в теплое время года, занятия плавани­ем в загородных лагерях. Если в начальной школе главными задачами обучения являлось овладение основными умениями проплывать 50 м, соблюдая правильную координацию движений рук, ног, в сочетании с дыханием, а также умения прыгать и погружаться в глубокую воду, то в V—IX классах требования к плавательной подготовленности учащихся повышаются. Основной целью освоения данного раздела в V—IX классах является приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде. Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач: прочное освоение техники одного из способов спортивного плавания; приобретение умения плавать, используя второй спортивный способ; дальнейшее совершенствование разнообразных плавательных умений (ныряние, старт, повороты, финиш) и развитие координационных и кондиционных (главным образом, выносливости) способностей. Одновременно с этим включаются новые элементы по освоению прикладного плавания. Учащимся, достигшим хороших результатов, можно давать задания по овладению всеми спортивными способами, разнообразить материал. элементами фигурного плавания (для девушек), водного поло (для юношей). Включать игры и эстафеты на воде.

В X — XI классах следует усилить акцент на использование водных процедур, занятий плаванием для укрепления здоровья и закаливания, формирования умений осуществлять закаливающие процедуры с дошкольниками и младшими школьниками

Урок плавания.

Основная форма организации занятий плаванием – урок. Уроки проводятся так же, как и по другим дисциплинам, с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий.

В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.

Урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть проводится на суше и включает перекличку, объяснение задач, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми элементами техники движений, которые дети будут выполнять в воде.

В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, играют в воде.

В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Заканчивается урок перекличкой, подведением итогов, заданием на дом посильных упражнений и организованным уходом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.