Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Годы XX века




Вопрос.

Версальско-вашингтонская система мирного урегулирования

система империалистического мира, установленная государствами-победителями, главным образом, Великобританией, Францией, США и Японией, после 1-й мировой войны 1914—18. Была рассчитана на закрепление послевоенного передела мира и направлена не только против побежденных государств, но и против Советского государства и национально-освободительного движения в колониях и зависимых странах. Основу этой системы составили Версальский мирный договор,связанные с ним договоры с бывшими союзниками Германии и соглашения,заключённые на Вашингтонской конференции 1921-22 гг. В.-В. с. не могла уничтожить противоречий между империалистическими державами. С началом 2-й мировой войны 1939—45 В.-В. с. окончательно развалилась.

Причины неустойчивости:

1 — версальский порядок не был всеобъемлющим, из енго выпадали СССР и США, две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в европе ьыло уже невозможно.

Фактически ьыла установлена мноополярная структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, вырывавшихся вперед по всем показателям.

2- новое государственное размеживание полностью разрушало экономич связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо единого рынка, Европа оказалась террит разбитой на несколько деятков маленьких, отгородившихся друг от друга тамож стенами рынков.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг привел к резкому ухудшению отношений между странами-победителями так и побежденными. Все это привело к краху ВВ системе и 2 мировой войне.

 

На рубеже 20-30 гг разразился жесточайший мировой экономический кризис. Сигналом которого стал биржевой крах в США. Он был всеобщим. Произошел спад торговли, что привело к полному фин кризису и увеличению безработицы. МО в этот период носили напряженный характер. Усилилась борьба за рынки сбыта. Версальская система потерпела крах. Германское правительство добивалось созыва конфер и пересмотра решений о репарациях и плана Дауэса. Самая заинтересованная сторона в получении репараций — Франция, согласилась на персмотр плана Дауэса, но настивала на пересмотре своих выплат англии и США за поставленную военную технику и продовольствие во время 1 мировой войны, которые она гасила с помощью немецких репараций. После долгой работы был разработан документ «план Юнга», который снизил немецкие репарации на 20% по сравнению с планом дауэса. Позже в 1932 г. репарации с германии были ликвидированы. В это время созревал план создания пан-Европы, этот план был направлен против влияния англии в Европе и прежде всего в лиге наций, также он носил антисоветскую направленность. Однако он так и остался планом. Англия, Германия и италия выступили против него. Появился новый между Австрией и германией, которые подписали соглашение о тамож союзе в 1931 г. Особенно встревожилась Франция, и ссылаясь на статью версальского договора о запрещении объединения германии и австрии она подала жалобу в межд суд в Гааге. И тамож союз был признан невозможным, но за 2 дня до решения нерм и австрия сами отказались от его создания.

Также развернулось соперничество в строительстве судов. На конференции в Лондоне был определен предельный тоннаж военных судов трех стран: США, Англии и Японии. После нее Япония, приняв новую программу строительства флота, стала увеличивать его ускоренными темпами.

Однако установленный мораторий на выплату нем репарации не остановил кризис. Английский банк не сумнв сократить сокращение золотых резервов, добился отены золотого стандарта, также сделали и другие страны. Вместо фунтов стер в Европу хлыынули америк доллары.

Мировой экон кризис привел Европу к политич кризису и осложнению отнош между странами.

Женевская конфер 1932 года по разоружению. СССР и США несмотря на то, что они не явл членами лиги наций, были приглашены. Сов делегация внесла проект о полном разоружении. Англичане главное место уделяли запрещению подводных лодок, а также сокращению армий.

В декабре 1932 англия организ в Женеве совещ 5 стран: Англии, Франции, США, италии и Германии, где была принята резолюция предоставляющая Германии равноправие в обеспечениии безопасности.

Во Франции все больше говорили о расширении торговых связей с СССР. По инициативе Франции в конце 1930 г начались переговоры о развитии торговых и экономических отношений с СССР, а также заключении пакта о ненападении. Наращивание Германией военнго потенциала заставляло ряд стран в тч и Францию пересматривать свое отношение к СССР.

 

 

32 вопрос.

Систему МО, сложившуюся после Второй мировой войны, стали называть Ялтинско-Потсдамской. Само название весьма условно. Конференции «большой тройки» (лидеров СССР, США и Великобритании) в Ялте (4—11 февраля 1945 г.) и в Потсдаме (17 июля — 2 августа 1945 г.) лишь наметили общие контуры послевоенного устройства. Вместе с тем они приняли некоторые конкретные решения (например, по территориальным вопросам), которые пережили Ялтинско-Потсдамскую систему и сохраняют свою силу и по сей день.
Ялтинско-Потсдамская система МО базировалась на новом соотношении сил, сложившемся в результате Второй мировой войны. Наиболее характерным было усиление международных позиций США и СССР.

Германия была разгромлена и на некоторое время перестала существовать как независимое государство, Япония капитулировала и превратилась в оккупированную страну. Италия (с.6) была побеждена и утратила свое международное влияние. Франция переживала экономические и политические трудности и не могла более претендовать на ту ведущую роль, которую она играла до Второй мировой войны. Даже Великобритания, как это вскоре выявилось, вышла из войны ослабленной в финансовом и экономическом отношении, утратившей прочность и устойчивость своей империи.
Определяющее влияние СССР и США на всю Ялтинско-Потсдамскую систему МО придавало ей биполярный характер. Позднее СССР и США стали называть двумя сверхдержавами послевоенного мира. Они являлись гарантами новой системы МО.
Вместе с тем биполярность Ялтинско-Потсдамской системы не была абсолютной, СССР и США не могли контролировать все субъекты и события международной жизни.

В 60—70-е годы происходило становление новых центров силы: Западная Европа, Китай, затем Япония. Будучи не в состоянии конкурировать с СССР и США эти новые центры силы все же заставили считаться со своим возросшим весом в международных делах.
Тем не менее, именно США и СССР являлись двумя полюсами Ялтинско-Потсдамской системы, ее опорами. США вступили в послевоенный мир с неоспоримым преобладанием в экономике и финансовой сфере.

По ее окончании на долю США приводилось примерно половина мирового промышленного производства, около трети мирового экспорта товаров, более половины всего золотого запаса.

В июле 1945 г. Соединенные Штаты Америки провели успешное испытание ядерного устройства, а 6 и 9 августа сбросили первые атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Таким образом, США стали обладателем атомного оружия, они приобрели ядерную монополию, заметно усилившую их международные позиции.

К началу послевоенного периода вооруженные силы США находились в Западной Европе, включая западную часть Германии и Австрии, они оккупировали Японию, занимали Филиппины и ряд других островов в Тихоокеанском регионе, размещались в Китае и Южной Корее.

При асимметричности мощи и влияния СССР и США именно эти две державы заняли определяющее положение в Ялтинско-Потсдамской системе. Ее биполярность усиливалась наличием у обеих держав союзников и сателлитов. СССР и США сформировали под своей эгидой международные экономические организации, военно-политические блоки, пропагандистско-идеологические организации.
новые элементы появились в ситуации с 1957 г., с успешного запуска первого советского искусственного спутника Земли, когда Советский Союз наладил производство межконтинентальных баллистических ракет, способных поражать территорию США. Ядерное оружие стало инструментом «сдерживания»

Ядерные потенциалы оказывали стабилизирующее воздействие на Ялтинско-Потсдамскую систему международных отношений. Они способствовали предотвращению опасной эскалации конфликтов, ранее зачастую приводивших к войне.

 

 

30 вопрос.

Ялтинская конференция

Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 — 11 февраля 1945) — вторая из трёх встреч лидеров стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце в Ялте, в Крыму.

Все решения Ялты в общем и целом касались двух проблем.

Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников — дело, которое было начато ещё в Тегеране.

Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и СССР потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий.

Были определены и согласованы военные планы союзных держав и намечены основные принципы их послевоенной политики с целью создания прочного мира и системы международной безопасности.

Ее главным итогом считается рождение Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, которая стала распадаться после крушения в 1991 году СССР.

Ялтинская конференция стала наивысшей в истории точкой взаимодействия СССР, США и Великобритании - государств, которые объективно являлись ключевыми элементами любой архитектуры систем международных отношений XX века. рожденный тогда биполярный мир позволил нам прожить целых 50 лет в относительной стабильности

"Главный урок Ялтинской конференции - то, что разные страны, разные социальные системы не только нашли пути сотрудничества в военное время, но и заложили основы послевоенного мира. Без Ялты в годы "холодной войны" было бы очень легко "сползти" к войне "горячей"

 

31 вопрос.

Потсдамская конференция 1945, Берлинская конференция, конференция глав правительств СССР, США и Великобритании: председателя СНК СССР И. В. Сталина, президента США Г. Трумэна, премьер-министра Великобритании У. Черчилля, которого 28 июля заменил новый премьер-министр К. Эттли. Проходила с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме, близ Берлина. В работе П. к. участвовали министр иностранных дел, военные советники и эксперты. Решения П. к. явились развитием решений Крымской конференции 1945.

Центральное место в работе П. к. заняли вопросы, связанные с демилитаризацией, денацификацией и демократизацией Германии, а также многие др. важнейшие аспекты германской проблемы.

Участники П. к. достигли соглашения по вопросу об основных направлениях общей политики в отношении Германии, рассматривавшейся как единое экономическое и политическое целое. В соответствии с решениями Крымской конференции 1945, потсдамские соглашения предусматривали полное разоружение Германии, роспуск её вооруженных сил, уничтожение монополий и ликвидацию в Германии всей промышленности, которая могла бы быть использована для: военного производства, уничтожение национал-социалистской партии, подконтрольных ей организаций и учреждений, предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности или пропаганды в стране. Участники конференции подписали специальное соглашение о репарацияхподтверждавшее право народов, пострадавших от герм. агрессии, на компенсацию и определявшее источники получения репарационных платежей. Была достигнута договорённость об учреждении центральных германских административных департаментов (финансов, транспорта, коммуникаций и др.).

На конференции была окончательно согласована система четырёхсторонней оккупации Германии, которая должна была служить её демилитаризации и демократизации; предусматривалось, что на время оккупации верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции, каждым в своей зоне оккупации; по вопросам, затрагивавшим Германию в целом, они должны были действовать совместно в качестве членов Контрольного совета.

Потсдамским соглашением была определена новая польско-германская граница по линии Одер — Западная Нейсе, установление которой было подкреплено решением П. к. о выселении немецкого населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии. П. к. подтвердила передачу Советскому Союзу Кенигсберга (с 1946 — Калининград) и прилегающего к нему района. Она учредила Совет министров иностранных дел (СМИД), возложив на него подготовку мирного урегулирования с Германией и её бывшими союзниками.

По предложению советской делегации на конференции был обсужден вопрос о судьбе германского флота и принято решение разделить весь германский надводный, военно-морской и торговый флот поровну между СССР, США и Великобританией. По предложению Великобритании было решено потопить большую часть германского подводного флота, а остаток поделить также поровну.

 

29 вопрос.

Сан-Францисская конференция 1945, конференция 50 государств — учредителей Организации Объединённых Наций (ООН). Проходила с 25 апреля по 26 июня 1945. Была созвана от имени СССР, США, Великобритании и Китая для подготовки, во исполнение решения Крымской конференции 1945, окончательного текста Устава ООН. Первоначально приглашения участвовать в конференции были разосланы правительствам 42 стран, подписавших Декларацию Объединённых Наций от 1 января 1942 или присоединившихся к ней и объявивших войну странам фашистского блока: Австралии, Бельгии, Боливии, Бразилии, Канады, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Чехословакии, Доминиканской Республики, Экуадора, Египта, Эфиопии, Греции, Гватемалы, Гаити, Гондураса, Индии, Ирана, Ирака, Либерии, Ливана, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, Новой Зеландии, Никарагуа, Норвегии, Панамы, Парагвая, Перу, Филиппин, Франции, Сальвадора, Саудовской Аравии, Сирии, Турции, Южно-Африканского Союза, Уругвая, Венесуэлы, Югославии. 30 апреля 1945 конференция пригласила к участию в ней правительства БССР, УССР, а также (вопреки возражениям СССР) правительство Аргентины, проводившее враждебную Объединённым Нациям политику (войну Германии оно объявило лишь 27 марта 1945). 5 июня 1945 было направлено приглашение правительству Дании. Польша из-за враждебной польскому правительству позиции западных держав на конференцию приглашена не была. Однако 23 июня 1945 по настоянию СССР конференция решила оставить в Уставе ООН место для подписания его представителями Польши (т. о. Польша вошла в число государств — учредителей ООН).

Главное внимание С.-Ф. к. уделила вопросам о целях и принципах ООН, структуре и полномочиях её органов. За основу проекта Устава ООН были приняты предложения, согласованные на Думбартон-Окс конференции 1944, участники С.-Ф. к. внесли много дополнений и поправок к этим предложениям.

С.-Ф. к. проходила в обстановке острой борьбы, особенно по вопросам о правах Совета Безопасности, о процедуре голосования в Совете Безопасности, о колониях и зависимых территориях, о целях международной опеки. Стремясь заставить СССР и его союзников подчиняться в ООН решениям враждебного Советскому Союзу механического большинства, некоторые государства (главным образом латиноамериканские страны) пытались предоставить Генеральной Ассамблее такие же права, как и Совету Безопасности, возражали (Австралия, Канада, Нидерланды и др.) против принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности при решении всех политических вопросов. Эти попытки не увенчались успехом благодаря твёрдой позиции СССР. Принцип единогласия был принят.

На конференции было решено включить в Устав ООН декларацию, формулирующую принципы обращения с колониями и зависимыми территориями. Все участники С.-Ф. к. согласились, что мандатные территории должны быть включены в систему опеки международной. Советская делегация предложила, чтобы одной из основных целей опеки была подготовка этих территорий при активном участии их населения к самоуправлению, самоопределению и достижению ими полной независимости. Это предложение встретило возражения со стороны западных держав и было принято в урезанном виде.

Конференция учредила Международный суд ООН, статут которого является частью Устава ООН.

После длительных дебатов Устав ООН был принят. 26 июня 1945 состоялось его подписание. 24 октября 1945 Устав ООН, после ратификации его всеми постоянными членами Совета Безопасности и большинством других подписавших его государств, вступил в действие. С тех пор 24 октября ежегодно отмечается как День Объединённых Наций.

 

28 вопрос.

ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1943 г., конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне 1939-1945 (СССР, США и Великобритании): председателя СНК СССР И.В.Сталина, президента США Ф.Д.Рузвельта и премьер-министра Великобритании У.Черчилля. На конференции, проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943, впервые в полном составе собралась "Большая Тройка" — Сталин, Рузвельт и Черчилль.

На конференции четко обозначилось стремление Рузвельта и Сталина договориться. Черчилль первоначально держался прежней стратегии изоляции русских. Рузвельт же предложил, чтобы советский представитель присутствовал на всех англо-американских встречах перед общей беседой. Идея глобального регулирования международных отношений равно импонировала Рузвельту и Сталину. Черчилль в этом отношении был консервативен, не особенно верил в послевоенное сотрудничество с СССР, сомневался в эффективности будущей новой международной Организации Объединенных Наций (ООН) и видел за этой идеей план оттеснить Великобританию на периферию международной политики.

Главное место в работе Тегеранской конференции заняло согласование планов военных действий союзников. Несмотря на решения предшествующих союзных конференций, Черчилль вновь поставил вопрос о том, чтобы отложить высадку англо-американских войск во Франции и вместо нее провести ряд операций на Балканах (надеясь предотвратить разрастание советской сферы влияния). Однако Сталин и Рузвельт воспротивились этому, считая север Франции единственно пригодным местом для открытия второго фронта. Было договорено, что второй фронт будет открыт на севере Франции в мае 1944. Сталин пообещал, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт.

Большая Тройка согласилась попробовать заставить Турцию вступить в войну на стороне союзников.

На конференции обсуждался вопрос о будущем Германии. Рузвельт и Сталин высказались в пользу раздробления Германии на мелкие государства с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин сделал особый упор на том, что объединение Германии должно быть предотвращено любой ценой. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было.

Болезненным на конференции и спорным для советско-британских отношений был вопрос о Польше. К этому времени Сталин порвал отношения с размещавшимся в Лондоне польским правительством в изгнании. Выдвигаемый при поддержке англичан вопрос о расстрелах польских военнослужащих в Катынском лесу под Смоленском Кремль рассматривал как шантаж с целью заставить Москву пойти на территориальные уступки.

В Тегеране Сталин подтвердил, что восточная советско-польская граница должна проходить по линии, установленной в сентябре 1939, и предложил передвинуть западную польскую границу к Одеру. Понимая, что Москва в этом вопросе будет стоять насмерть, Черчилль согласился с этим предложением, заметив, что земли, получаемые Польшей, гораздо лучше земель, которые она отдает. Сталин заявил также, что СССР рассчитывает получить Кенигсберг и передвинуть границу с Финляндией дальше от Ленинграда.

На конференции четко обозначилось согласие западных союзников пойти навстречу Сталину в территориальном вопросе. Здесь же была сделана заявка на то, что послевоенный мир будет управляться четырьмя державами (СССР, США, Англия, Франция), действующими под эгидой новой международной организации. Для СССР это был колоссальный прорыв; США также впервые, после Вильсона, брали на себя глобальные функции; Великобритания, роль которой относительно уменьшалась, должна была довольствоваться уже тем, что не выпала из Большой Тройки.

На конференции была принята "Декларация об Иране", в которой участники заявили "о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана".

В заключение Сталин дал обещание о вступлении СССР в войну против Японии после поражения Германии.

Тегеранская конференция укрепила сотрудничество главных держав антифашистской коалиции и согласовала планы военных действий против Германии.

 

 

39 вопрос.

На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.

 

 

41 вопрос.

Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.