Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соблюдение этических норм




Суицид

Иные насильственные действия

Убийство

В принципе, следуя первому предписанию, буддисты считают предосудительным отнимать жизнь у живого существа при любых обстоятельствах. Но в некоторых буддийских странах, особенно в Таиланде и Мьянме (Бирме), смертная казнь как наказание иногда практикуется.

Притом, что на акт убийства наложен запрет, поскольку убийство является уголовно наказуемым, важно проявлять сострадание в любых случаях. Следует с состраданием относиться к любому человеку в любых обстоятельствах – независимо от действий, им совершенных.

 

Едва ли надо говорить, что все мировые религии выступают в принципе против насилия. На практике же встает вопрос, что делать, когда применение насильственных действий необходимо для того, чтобы сохранить конкретную веру или культуру?

Буддисты всегда занимали позицию однозначного непротивления насилию, злу в исключительно жестоких ситуациях. И в священных текстах, и в буддийском учении указывается, что социальная гармония является результатом мира и покоя в душе человека. «Дхаммапада» (буддийский труд, содержащий этические заповеди) провозглашает: «Пусть один человек в битве даже тысячу раз победит тысячу человек, величайшим будет тот, кто победит самого себя… Лучше власти над землей, лучше небесного царства, лучше владычества над всеми мирами, – первый шаг по пути благородства. Ненависть нельзя прекратить посредством ненависти, ненависть можно остановить только посредством любви. Это вечный закон»[18].

Конечно, этот идеал не всегда воплощается в действительность.

 

Строго говоря, суицид нельзя отнести к разряду нравственных проблем, поскольку речь о морали заходит, когда наши действия затрагивают других людей. Великий буддийский учитель Нагарджуна объяснял: «В соответствии с «Трактатом о дисциплине» самоубийство – не убийство. О понятиях вины или заслуги можно говорить, когда вина или заслуга являются, соответственно результатом плохого поступка по отношению к другим людям. Высоконравственное или недостойное поведение человека обусловливаются вовсе не тем, что он поддерживает жизнь в своем собственном теле, все же уничтожает его»[19].

Самоубийство, так же как все прочие осознанные действия или волевые акты, подчинено закону кармы. Самоубийство – это глупый поступок, продиктованный желанием прекратить собственное существование. Результат такого поступка – последующее рождение в царстве сансары и, значит, дальнейшее страдание[20].

Тем не менее, если речь идет о благородном существе, о человеке, который уже избавился от всех желаний, то акт самоубийства может быть оправдан. Последствия поступков такого человека для него самого уже не имеют никакого значения. Смерть в данном случае выступает как способ уничтожения его истончившейся связи с миром, за тем следует переход в нирвану.

Существует еще и такая форма религиозного суицида, как самосожжение, осуществлявшегося буддийскими монахами во Вьетнаме в знак протеста против режима. Важным моментом здесь, конечно, является не сам по себе акт, но вопрос о его мотиве и о состоянии души, повлекшем к нему.

Также известен в истории Индии факт самосожжения вдов, поскольку это являлось важной традицией буддизма. Но затем сожжение было заменено на обривание головы, а сами вдовы не имели права ни с кем общаться, они могли выполнять лишь самую грязную работу в доме.

 

 

Кодекс поведения жаждавшего достичь нирваны буддийского монаха сводился главным образом к соблюдению строгих норм этики. И первые пять основных обетов и все остальные запреты и ограничения сводились преимущественно к этому. Применительно к буддизму кастовая система упразднилась, и, тем не менее, Будда сдержанно относился к тому, чтобы принимать в монашеский орден женщин. В монастырях четко оговаривалось разделение мужчин и женщин с той целью, чтобы исключить ситуации, провоцирующие похотливые желания.

В чем же был смысл столь широкого и строгого следования по пути этических рекомендаций и запретов? Как уже говорилось, в законе кармы: буддисты, как и вся древнеиндийская традиция, рассматривали карму как сумму добродетелей и пороков данного индивида, причем не только в его нынешней жизни, но и на протяжении всех его прежних перерождений. Собственно, именно эта сумма, складывавшаяся из известного (текущая жизнь) и множества неизвестных (прошлые перерождения), давала тот самый итог, который, в конечном счете, и определял готовность данного индивида достичь нирваны, т. е. ту степень незамутненности сознания, которая способствовала или препятствовала восприятию и тем более реализации учения Будды во всей его полноте и завершенности, вплоть до достижения конечной цели ревностного монаха.

Буддийская концепция кармы несла на себе отпечаток свойственного именно буддизму акцента на этическую норму: под кармой понимались не столько вообще действия, сколько сознательные поступки или даже намерения, моральные (кусала) и аморальные (акусала). Существовала обстоятельно разработанная систематизация различных типов сознания, способствовавших рождению как позитивной, так и негативной (вредной) кармы. Среди них в качестве вершины выделяются несколько типов завершающего, неземного сознания, сознания мудрости, цель которого вообще избавиться от кармы и тем обеспечить возможность достижения нирваны.

Закон кармы в его буддийской интерпретации сыграл огромную роль в укреплении этического стандарта поддерживавших буддизм мирян. Пусть они не становятся на путь монахов и не стремятся к нирване – каждому свое время. Но пусть каждый хорошо осознает, что в сегодняшней жизни он может и должен заложить фундамент своей будущей кармы, причем такой, обладая которой, он мог бы в последующих перерождениях рассчитывать иметь незамутненное сознание и реальные шансы на нирвану. А для этого каждый должен вырабатывать и культивировать в себе такие формы сознания и вести себя таким образом, чтобы позитивная карма увеличивалась, а негативная ослабевала. Собственно, это не было открытием буддизма. Но буддизм сделал на этом резкий акцент. Достаточно заметить, что буддисты строго соблюдали принцип ахимсы. Ахимса (санскр.) – непричинение вреда, религиозный принцип буддизма, отказ от намеренного и случайного убиения живых существ[21]. И не только ахимса, но и даже непротивление злу насилием стал одним из ведущих этических постулатов буддизма, как затем и индуизма.

Этика раннего буддизма в его первоначальной форме Хинаяны была, несмотря на ее вполне ощутимый социальный резонанс, в основном индивидуальной, даже в определенном смысле эгоистичной: каждый вел себя по отношению ко всем остальным и к обществу в целом хорошо лишь потому, что это было необходимо для него самого, для улучшения его кармы и для конечного освобождения от нее. Ситуация несколько изменилась с формированием на севере Индии нового направления доктрины, буддизма Махаяны («Широкого пути к спасению»).

 

 


ГЛАВА 3. Отражение буддизма в искусстве Востока

 

Буддизм наложил глубокий отпечаток на восточное искусство. Прежде всего, следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока. Именно буддизм с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику важный методологический принцип, позволивший ему создать неповторимый мир образов восточного искусства. Суть художественного творчества в дальневосточном регионе прекрасно выражает афоризм Су Ши: «Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет»[22]. Благодаря буддизму на Востоке незавершенность есть универсальный принцип, пронизывающий как традиционное, так и современное искусство.

В буддизме, самой древней мировой религии, особенно ярко проявляется изначальное значение образного слова, которое придает его философско-этическим абстракциям эмоциональную убедительность и «достоверность»[23]. И вообще для буддизма характерно тяготение к притчам, к образной метафоре и сравнению. Доминирующее значение образного слова неизбежно требовало его реализации в действии, поэтому он очень активно использует различные формы национальных народных художественных традиций, в том числе театр. Например, в Японии буддизм почти полностью ассимилировал древний театр "Но", наполнив его своим содержанием.

Современные исследователи отмечают, что под влиянием древних традиций буддизма в искусстве Востока очень сильны декоративные принципы. Декоративность особенно проявляется в изображении сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой Индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и так далее.

Буддизм – и как религия, и как мифология – вызвал к жизни замечательное искусство: храмовое зодчество, иконографию в виде живописи и скульптуры.

Многие памятники искусства сохранились до наших дней и поныне поражают воображение всякого, кто их видит.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мы рассмотрели основные положения и ценности буддизма – самой древней мировой религии.

Буддизм оказал огромное влияние не только на культуру Востока, но и на культуру вообще. Большое число людей принимает буддизм как основное вероисповедание, и тенденции роста данной религии по народонаселению имеют прогрессирующий характер. Более того, буддизм можно назвать не только межгосударственной религией, но и межнациональной, то есть она предполагает не только объединение народа в одном государстве, но и объединение нации, что очень актуально на современном этапе. Буддизм живая и жизнеспособная религия.

Данная религия в выгодном свете отличается от иных большим человеколюбием, терпимостью и демократичностью. В корне отсутствуют столь серьезные социальные и культурные ограничения для отдельных категорий людей (в данной ситуации женщин), а также отсутствует отрицательная реакция к исповедующим другую религию.

Многие исследователи считают, что этика в буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации.

В заключение я бы хотел сделать следующие краткие выводы:

1. Основатель учения – Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама).

2. Вера в четыре Благородные истины и закон причинно-следственного происхождения (карма) и перерождения (сансара)

3. Отсюда вытекает цель: освобождение (нирвана) в Хинаяне или достижение состояния Будды для освобождения всех живых существ (путь бодхисатвы) – в Махаяне.

4. Соблюдение 5 «заповедей праведной жизни».

5. Отрицание сакральности каст и сословий, отрицание значимости социального статуса для достижения освобождения.

6. Базовая ценность сострадания как ведущего этического принципа.

7. Отсутствие веры в Бога-Творца; буддизм – атеистическая религия.

Мы видим, что еще 25 веков тому назад буддизм провозглашал этические нормы, которые актуальны и по сей день. Подлинная ценность личности, богатство индивидуальности определяется не тем, к какому сословию относится семья, в которой человек родился, а его образом жизни и духовностью.

Буддизм предложил универсальную систему истин и этических ценностей, значение которой является, по сути, вневременным.

Я сам являюсь сторонником учений Будды.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Блаватская Е. П. Теософский словарь. М.: Сфера, 1994.

2. Буддийские притчи. П.: Алмазное сердце, 2003.

3. Гуревич П. С. Культурология. М.: Гардарики, 2004.

4. Далай-Лама. Буддийская практика. М.: ИД София, 2004.

5. Дхаммапада. П.: Алмазное сердце, 2003.

6. Ермошина А. Г. Исцеляющие эмоции. Н. Новгород: Деком, 2004.

7. Жуковская Н. П., Корнев В. И. Учение Будды: буддизм как культурно-исторический феномен // Знамя мира: духовно-образовательная газета. 1997. №3.

8. История религий. Лекции и хрестоматия. М: Гардарика, Экспертное бюро, 1997.

9. Кочетов А. Н. Буддизм. М.: Политиздат, 1968.

10. Крывелев И.А. История религий. Т. 2, М: Мысль, 1988.

11. Рампа Л. Мудрость древних. К.: София, 2003.

12. Сказкин С. Д. Настольная книга атеиста. М.: Изд. полит. лит-ры, 1987.

13. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

 

 


[1] Крывелев И.А. История религий. Т. 2. С. 27.

[2] Кочетов А. Н. Буддизм. С. 62.

[3] Кочетов А. Н. Буддизм. С. 71.

[4] Советский энциклопедический словарь. С. 417.

[5] Блаватская Е. П. Теософский словарь. С. 371.

[6] Кочетов А. Н. Буддизм. С. 78.

[7] Блаватская Е. П. Теософский словарь. С. 197.

[8] Знамя мира. С. 5.

[9] Советский энциклопедический словарь. С. 888.

[10] Блаватская Е. П. Теософский словарь. С. 83.

[11] Там же. С. 385.

[12] Там же. С. 250.

[13] Рампа Л. Мудрость древних. С. 97.

[14] Сказкин С. Д. Настольная книга атеиста. С. 217.

[15] Дхаммапада. С. 64.

[16] Знамя мира. С. 4.

[17] Ермошина А. Г. Исцеляющие эмоции. С. 75.

[18] Дхаммапада. С. 38.

[19] Дхаммапада. С. 107.

[20] Ермошина А. Г. С. 31.

[21] Блаватская Е. П. Теософский словарь. С. 66.

[22] История религий. С. 93.

[23] Там же. С. 94.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.