Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивный диссонанс (Леон Фестингер, 1956)




Или неудовлетв.)

           
   
 
     
 


Осознание

Когнитивная карта; Когнитивная программа; Когнитивное пространство

Когнитивные карты – ментальные репрезентации (представления) человека о пространственной организации окружающей среды. Ошибки и искажения в когнитивных картах рассматриваются с точки зрения психофизического и функционального подхода.

С точки зрения психофизического подхода основным вопросом является соответствие между характеристиками реального пространства и его субъективной репрезентации.

Термин предложен в 1948 г. Э. Толменом в работе «Когнитивные карты у крыс и человека».

Термин является пространственной метафорой и об этом всегда необходимо помнить.

Когнитивные карты относятся к ранним компонентам памяти, они являются как бы схемой, канвой, или эскизом для формирования других предметных отражений. У. Найссер считает, что они контролируют частные образы воображения. По сравнению с элементами реального пространства у когнитивных карт бывают систематические искажения.

Например, пересечения путей представляются близкими к прямому углу, хотя в действительности могут быть далеки от прямого угла, изогнутые пути представляются прямыми, знакомые пути – длиннее, незнакомые – короче.

В соответствии с когнитивно-социальной теорией научения, познавательные процессы являются как бы посредником между внешними стимулами и поведением человека (животного), таким образом, у научения – социальная природа.

В общем случае, когнитивная карта – это субъективная картина, которая создается в результате активных действий в окружающей среде и имеет пространственные координаты: верх-низ, право-лево, близко-далеко, она определяет местоположение отдельных восприни-маемых предметов.

Часто важны не размеры карты а ее наполненность (интенсивность), ее многоплановость, многоаспектность (тень от пролетевшей птицы, отметить любую мокрицу и т.п.). Когнитивная карта (точнее, набор когнитивных карт) должен включать также наши мечты, надежды, сновидения, впечатления и когнитивные карты других людей. Только тогда наша собственная когнитивная карта будет функциональной (полноценной).

В конечном итоге, все карты, когда-либо бывшие в употреблении накапливаются в памяти каждого человека. В этом отношении мы все – собрания карт, по которым так или иначе перемещаемся и понимание любого человека означает понимание его когнитивного атласа. Атлас мужчины не то же, что атлас женщины, атлас ребенка отличен от карт взрослого, атлас христианина от атласа мусульманина, образованного человека от не имеющего образования и т.д. (аналог с когнитивными и личностными пространствами)

Виды когнитивных карт:

– карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту (на основании заданного критерия)

– карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения

объектов.

 

Когнитивные карты дают возможность человеку (животному) ориентироваться в пространстве, двигаться и осуществлять свою деятельность. Процесс образования когнитивных карт длитель-ный, он проходит ряд психологических трансформаций, благодаря которым человек получает, хранит, вспоминает и использует информацию о пространственном окружении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.