Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика выборов и применения методов ПО




Билет № 25

1.. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

2. Соблюдение принципа простоты для проведения демонстрационного опыта.

3. Методика проведения опыта «Взаимодействие кислот со щелочами».

 

Составлено, утверждено решением кафедры химии

протокол № ___ от «____»_____________ 20__г.

Заведующий кафедрой __________ Сулекешова Г.К.

 

Рассмотрено и утверждено на заседании УМС факультета

протокол № ___ от «____»_____________ 20__г.

 

Председатель УМС естественно-географичес к ого

факультета __________ Тургумбаев А.А.

 

Все методы ПО можно условно разделить на 2 группы:

I) Обучение непосредственно на рабочем месте:

1. Инструктаж — разъяснение и демонстрация приемов работы непосредственно на рабочем месте. Ограничен во времени, ориентирован на освоение конкретных операций или процедур входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося. Является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков.

2. Ротация. Представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Широко используется на предприятиях, требующих от работников владение несколькими профессиями

3. Ученичество и наставничество. Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственней связью с производственными функциями сотрудника. Данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков требуемых для выполнения текущих производственных задач.

 

 

II) Методы ПО вне рабочего места в рабочем классе

1. Лекция — изложение большого объема учебного материала в короткий срок

2. Рассмотрение практических материалов (кейсов) — групповое обсуждение воображаемых или реальных ситуаций,которые могут быть представлены в виде описания. В основе лежит дискуссия, групповое обсуждение в котором обучающиеся играют активную роль, а педагог направляет и контролирует их работу. Использование данного метода позволяет учащимся познакомиться с опытом других организаций, а так же развить навыки анализа принятия решений, разработки стратегии и тактики.

3. Деловые игры — представляет собой метод обучения, наиболее близкий к реальной проф деятельности. Преимущество состоит в том что являясь моделью реальной организации они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и тем самым показать участникам к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Носят управленческий характер и локальный характер.

4. Самостоятельное обучение. Минимум затрат. Обучающийся сам определяет темп обучения, число повторений, продолжительность занятия. Недостаток — отсутствие обратной связи.

5. Упражнения. Навыки и умения формируются путем упражнений — многократные повторения определенных действий в целях их сознательного совершенствования.

6. Электронное обучение — при помощи обучающих программ.

 

Методика осуществления контроля в процессе производственного обучения

Контроль включает в себя 2 главных составляющих:

1) Проверка, основной дидактической функцией которой является обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение объективной информации о степени усвоения учебного материала.

2) Оценивание и оценка (как процесс и результат проверки). Это качественное и количественное выражение степени успеваемости учащихся.

Функции контроля

1) Обучающая — во время выполнения контрольных заданий учащиеся обобщают изученный материал, выделяют новые понятия, углубляют и систематизируют знания.

2) Закрепляющая — обеспечивает условия для закрепления знаний.

3) Воспитывающая — контроль является стимулом познавательной активности учащихся.

4) Управляющая — позволяет осуществлять эффективное руководство процессом обучения.

 

Способы контроля ПО

1) Текущие наблюдения за учебной деятельностью учащихся — осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявление пробелов в знаниях учащихся.

2) Итоговый контроль — проводится в конце семестра, учебного года. Цель — определить достигнутый уровень сформированности навыков и умений учащихся.

Методы контроля

1) Текущее наблюдение — позволяет правильно оценить и при необходимости скорректировать, пополнить уровень необходимых ЗУН. Мастер производственного обучения может анализировать рост либо замедление интеллектуальной активности и профессионального мастерства каждого учащегося, дифференцированно воздействовать на будущего специалиста.

2) Хронометраж — позволяет оценить нормы времени, затраченные на выполнения контрольного практического задания.

3) Проверка результатов практической деятельности.

 

Организационные формы контроля

1) Индивидуальный контроль — позволяет провести более тщательную и полную проверку навыков и умений учащихся.

2) Фронтальный контроль — позволяет активизировать всю группу, но является более поверхностным.

3) Групповой контроль — проводится с отдельным звеном или бригадой.

4) Контроль с привлечением самих учащихся:

а) взаимная фронтальная проверка.

б) проверка работ одним из учащихся

в) проверка работ групп учащихся

5) нетрадиционные формы контроля

а) контроль в форме соревнований и игр

б) контроль, основанный на формах и методах работы известных в общественной практике (интервью, рецензия, репортаж)

в) контроль, напоминающий публичные формы общения (теле передачи, аукцион, ринг и т. д.).

 

Пятибальная оценка знаний

5 — умеренное и точное владение приёмами работы, самостоятельное выполнение работ и самоконтроль за выполнением действий, работы выполняются в полном соответствии с требованиями технической и технологической документации, а так же с учетом ученических норм времени, соблюдение требований безопасности труда.

4 — возможны отдельные несущественные ошибки при применении приемов работ, исправляемые самим учащимся. Самостоятельное выполнение работ при несущественной помощи мастера и самоконтроль за выполнением действий. Работы выполняются в основном с требованиями технической и технологической документации с несущественными ошибками, но в рамках ученических норм времени. Соблюдаются требования безопасности труда.

3 — Недостаточное владение приемами работ и контроля качества продукции. Самоконтроль за выполнением действий при овладении приемами работы с помощью мастера производственного обучения. Работы выполняются в основном в соответствии с требованиями технической и технологической документации с несущественными ошибками исправляемыми с помощью мастера. Допускаются незначительные отклонения от установленных норм времени. Соблюдение требований безопасности труда.

2 — неточные выполнения приемов работ. Контроль качества продукции с существенными ошибками, неумение осуществлять самоконтроль, невыполнение ученических норм времени и нарушение требований безопасности труда.

1- неумение выполнять приемы работы, осуществлять контроль качества продукции и самоконтроль.

 

Для контроля практических навыков и умений в ПО применяют следующие коэффициенты:

Количественные показатели:

1) Ко — коэффициент овладения практическими умениями Ко=N1/N2 где N1 — кол-во правильно выполненных операций практического задания за определенное время, а N2 — кол-во операций предусмотренных практическим заданием.

2) Кпр — коэффициент производительности Кпр=W1/W2 где W1 — выполненный объем работы (число операций в стандартизированную единицу времени), W2 — установленный объем работы.

3) Ка — коэффициент автоматизации Ка=tуч/tучителя, где tуч — время установленное учащемуся для выполнения работ (с учетом поправочных коэффициентов) tучителя — время установленное специалисту для выполнения работы.

Качественные критерии:

1) Соблюдение технико-технологических требований (качество выполненной работы).

2) Соблюдение требований безопасности труда, санитарии, гигиены.

3) Организация рабочего места.

4) Рациональное использование рабочего времени.

5) Самостоятельность, творческая инициатива в работе.

 

Методика инструктажа в производственном обучении

Под инструктажем понимается формирование исполнительских действий являющихся предметом инструктирования.

Проинструктировать специалиста значит дать указания, систему ориентиров в решении профессиональной задачи.

Проинструктировать учащихся, значить научить их определенным действиям.

Функции инструктажа

1) Разъяснение целей и задач предстоящей учебно-производственной деятельности.

2) Актуализация теоретических понятий служащих основой формирования профессиональных умений.

3) Анализ конструкций устройств, применяемых в ходе практических действий.

4) Изучение структуры действий, движений необходимых для выполнения учебно-производственного задания.

5) Объяснение последовательности выполнения приемов и операций.

6) Объяснение условий техники безопасности и правил организации рабочего места.

7) Управление практической деятельностью учащихся.

 

Классификация инструктажа

I) По месту в процессе обучения:

1. вводный инструктаж — проводится в начале урока ПО и как правило предшествует учебно-производственной деятельности учащихся. Включает в себя 3 составных элемента:

а) целевая установка (педагог сообщает учащимся тему и цель занятия)

б) актуализация знаний

в) создание ориентировочной основы действия (методом проб и ошибок, по принципу «делай как я», по принципу «подумай и сделай сам»)

2. Текущий инструктаж — проводится во время выполнения учебно-производственной работы и необходим для корректировки деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ. Педагог проводит целевые обходы и индивидуальные консультации. При этом можно использовать следующие приемы: замечание, советы, рекомендации, беседы, повторные объяснения и повторный показ, личный пример. Основные правила текущего инструктажа:

а) наблюдать за учащимися незаметно

б) при индивидуальной консультации не упускать из поля зрения работу всей группы.

в) правильно определить момент оказания помощи учащимся

г) приучать учащихся к постоянному самоконтролю и анализу своих действий не только после получения конечного результата, но и в процессе его выполнения.

д) не доделывать работу за учащимся

е) приучать учащихся к самостоятельному планированию своего труда

ж) использовать взаимопомощь учащихся друг другу

з) в процессе выполнения упражнений обеспечивать правильный режим труда и отдыха (делать 10 минутный перерыв после двух часов работы)

и) выполнять требования правил техники безопасности

к) с учетом индивидуальных особенностей больше выделять внимания слабым учащимся и давать более сложные задания успевающим.

л) использовать документы письменного инструктирования разных видов и форм

м) если в процессе текущего инструктажа педагог обнаруживает типичную ошибку необходимо остановить работу и провести повторный либо фронтальный либо групповой инструктаж

3. Заключительный инструктаж — проводится с целью подведения итогов. Выполняется анализ недостатков и успехов учащихся в процессе выполнения работ. Даются указания по подготовке к следующему занятию. Правила:

а) отцентрировать внимание на выполнение поставленных целей. отмечать чему конкретно научились.

б) Придавать заключительному инструктаж обучающий характер чтобы учащиеся закрепляли и расширяли свои знания, опыт.

в) вовлекать учащихся в активное обсуждение итогов. Привлекать к самостоятельному анализу выполненных работ.

г) практиковать сравнение работ с эталоном

д) аргументировать /комментировать выставляемые оценки, отмечать качество выполненных практических работ.

II) По количеству учащихся охватываемых инструктажем

1. индивидуальный инструктаж (для 1 учащегося)

2. групповой — проводится в небольших группах. Касается выполнения различных операций и действий

3. Фронтальный — для большой группы учащихся которые выполняют или будут выполнять одинаковые операции или учебно-производственные работы.

III) по объему:

1) Полный инструктаж — на начальном этапе обучения, когда необходимо дать ориентиры, сформировать полную систему действий по выполнению учебно-производственной работы.

2) С информационными пробелами — ставить перед учащимися задачу самостоятельно найти техническую информацию, необходимую для выполнения предстоящей работы.

3) Избыточный инструктаж — содержит информацию которая приводится для выработки у учащихся умений самостоятельно оценивать ситуацию и отбирать необходимую информацию.

IV) По форме предъявления:

1) устный инструктаж (разновидностью устного является вводный, текущий и заключительный).

2) Письменный инструктаж — может применяться как самостоятельный вид, так и с сочетании с устным. Такой вид инструктажа является выражением в письменной форме перечня выполняемых операций, а так же последовательности и способов выполнения каждой операции.

Достоинства письменного инструктажа:

а) более эффективный

в) способствует лучшей организации занятий

г) способствует более глубокому осмыслению материала

д) готовит учащихся к умению пользоваться технической документацией

Может носить различные формы, это могут быть инструкционные карты, карточки-задания, плакаты-инструкции и т.д.

 

 

Метод демонстрации трудовых приемов

Цель: создание в сознании учащихся точного и четкого зрительного образа трудовых действий с которыми они будут сравнивать свои действия в процессе выполнения приемов и способов работы. Показ трудовых действий обычно проводится педагогом во время вводного инструктажа. Осуществляется на рабочем месте преподавателя или одного из учащихся. При этом около преподавателя собирается вся группа или отдельное звено. Осуществляется показ в 3 этапа по схеме:

1 этап в рабочем темпе

2 этап в замедленном темпе

3 этап в рабочем темпе.

В основе данной по этапности лежат особенности восприятия. Вначале показ трудовых действий запечатлевается в общем виде поэтому начинают показ с рабочего темпа. Затем для того чтобы учащиеся смогли осознать показываемое и разобраться во всех его подробностях им нужно продемонстрировать каждый элемент раздельно. Для этого выполняют трудовое действие и отдельно составляющие его движения в замедленном темпе разделяя прием на отдельные части. Делая паузы между ними и фиксируя внимание учащихся не только на конечных результатах, но и на промежуточных моментах. Воспринимая показ трудовых приемов учащиеся должны не только понять, но и запомнить то, что им показывают, поэтому показ повторяют несколько раз подряд. В итоге учащиеся четко воспринимают целостное трудовое действие, поэтому показ всегда должен начинаться и показываться в нормальном рабочем темпе.

 

 

Условия повышения эффективности показа трудовых приемов

1) При демонстрации важно учитывать выбор места, освещенность, правильное расположение и количество учащихся.

2) Показ приемов обязательно должен сопровождаться пояснениями.

3) Разделение трудового процесса на отдельные действия или приемы и показ в замедленном темпе по частям с остановками после каждого приема.

4) Обязателен повторный показ в рабочем темпе.

5) Необходимо сочетать показ трудовых действий и демонстрацию наглядных пособий.

6) Необходим индивидуальный показ приемов на рабочем месте во время текущего инструктажа.

 

Метод упражнений

Упражнение — целенаправленное многократное повторение изучаемых трудовых приемов.

Основные требования:

1) каждое упражнение должно иметь четкие взаимосвязанные цели: теоретические знания и практические умения.

2) В результате каждого упражнения учащиеся должны продвигаться вперед, делать очередной шаг в развитии ЗУН.

3) Наличие у учащихся прочной и четкой ориентировочной основы действий, то есть они должны знать что делать, как делать, для чего, с помощью чего и как контролировать.

4) Проводится под обязательным руководством учителя.

5) Упражнения должны проводится в определенной системе, которая предполагает взаимосвязь их учебных целей (отработка правильности выполнения изучаемых трудовых действий, их качества, достижения определенной скорости в работе, формирование самостоятельности и творческое отношение к труду).

 

Классификация упражнений

I) По дидактической цели:

1. упражнения формирования первоначальных умений.

2. Упражнения формирования сложных умений.

3. Упражнения формирования навыков.я в

II) По содержанию:

1. упражнения в выполнении трудовых приемов

2. Упражнения выполнения трудовых операций

3. Упражнения выполнения простых комплексных работ

4. Сложных комплексных работ

5. Упражнения в управлении технологическими процессами.

III) По характеру деятельности

1) воспроизводящие упражнение

2) тренировочные

3) Творческие

Упражнения всегда сочетаются с инструктажем.

 

Учебно-материальная база производственного обучения

К учебно материальной базе УНПО относят учебные здания, учебные кабинеты и лаборатории, мастерские и помещения, библиотеки, учебно-спортивные кабинеты, сооружения, помещения административно-хозяйственного, санитарно-бытового и медицинского назначения, а так же соответствующее учебное оборудование.

По функциональному признаку все оборудование можно разделить на следующие группы:

1) Основное оборудование индивидуального пользования, которое включает в себя инструменты, приспособления и другое оснащение рабочих мест учащихся.

2) Основное оборудование группового пользования на котором учащиеся эпизодически выполняют лабораторные или практические работы.

3) Оборудование рабочего места мастера производственного обучения.

4) Учебно наглядные пособия и аудиовизуальные средства.

5) Вспомогательное оборудование.

 

Производственная практика

это заключительный период практического профессионального обучения. Включает в себя 2 этапа учебного процесса:

1) Производственное обучение учащихся в условиях производства где учащиеся отрабатывают умения и навыки, выполнение трудовых операций и процессов, которые невозможно или нецелесообразно осваивать в учебных мастерских.

2) Специализация учащихся на выполнение определенных видов производственных работ.

Производственная практика организуется на штатных рабочих местах, в цехах базового предприятия. Предприятие как правило выделяет инженерно технических работников или квалифицированных рабочих для руководства практикой.

Задачи:

1) Социальная психологическая и физиологическая адаптация учащихся к производственным условиям.

2) Совершенствование и конкретизация профессиональных ЗУН.

3) Специализация по избранной профессии

4) Накопление опыта самостоятельной работы при выполнении сложных производственных работ.

5) Изучение заводской, технической и технологической документации и формирование навыков и умений применять знания на практике.

 

Порядок организации производственной практики учащихся на производстве

1) Изучение производственного процесса и организации труда рабочих применяемой на предприятии.

2) Определение подразделений (цеха, отделы, участки) где будут проходить производственную практику учащиеся.

3) Определение форм организации производственной практики (в составе ученических производственных бригад, в составе бригад квалифицированных рабочих, специалистов, наставничество).

4) определение совместно с руководителями подразделений рабочих мест где учащиеся будут проходить производственную практику.

5) Заключение договора между учебным заведением и предприятием о проведении производственной практики.

6) Разработка графиков перемещения учащихся по производственным подразделениям.

7) Разработка учебной программы производственной практики.

8) Проведение инструктажей по технике безопасности.

 

Защита не более 5 минут.

Актуальность, цель, предмет, предмет, задача. ПРЕЗЕНТАЦИЯ!!!! 7-8 слайдов.

1 слайд титульник.

2 сл цель, объект, предмет, задача.

3 задачи

4-6 — теория. Основные понятия, тезисы.

Последний слайд выводы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.