КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вероучение Нитирэна 2 страница
7. «Мир слушающих голос». Это состояние, в котором находится человек, слушающий голос учителя, проповедующего «Закон». Первоначально «слушающимиголос» (санскр. шраваками) называли учеников Будды, позднее значение этого понятия несколько расширилось, но наличие бинома «учитель — ученик» имелось в виду всегда. В махаяне шраваков относили к приверженцам «малой колесницы», и во многих сутрах им решительно отказывалось в возможности стать буддами. Толкование данного «мира» в брошюре «Сока гак-кай»: «Состояние «мира слушающих голос» возникает тогда, когда человек читает книги, чтобы усвоить суть своей работы, слушает старших товарищей, учится чему-либо, испытывает интерес к общественным проблемам. Таким образом, старание «слушающих голос», когда они приходят учиться у другого человека, и есть то, что действительно ведет к просветлению; «миром слушающих голос» можно назвать такое состояние в жизни, когда, вдумываясь в человеческую жизнь, размышляя о ней, стремятся достичь истинного ее осознания. К тому же на основе такого самосознания формируются условия, направляющие личность на самоусовершенствование» (42. С. 7). 8. «Мир самостоятельно [идущих] к просветлению». Этот «мир» противопоставляется «миру слушающих голос», поскольку, с одной стороны, «самостоятельно [идущие] к просветлению» (санскр. пратьекабудды) стремятся к нирване без чьей-либо помощи. С другой стороны, они ни с кем не делятся опытом достижения спасения, что противоречит идее помощи другим, столь характерной для махаяны. Таким образом, пратьека-будда не может быть ни учеником, ни учителем, и в этом его принципиальное отличие от шраваки. Как и последние, пратьекабудды считались в махаяне представителями «малой колесницы», и, нужно сказать, большого различия между теми и другими не делалось.
В брошюре «Сока гаккай» про этот «мир» говорится: «Видя перед собой явления природы, газетную новость или что-нибудь подобное, сами над этим размышляют, сомневаются, мысленно борются и самостоятельно приходят к просветлению — это и есть состояние пратьекабудды. Типичный случай этого — открытие нового, создание чего-либо; можно сказать, что это состояние наиболее ярко проявляется в жизни людей искусства, выдающихся мастеров своего дела, ученых. Кроме того, то, что служащий прилагает усилия для разработки нового и его внедрения, то, что домашняя хозяйка со знанием дела планирует домашний бюджет, также относится к сфере деятельности пратьекабудды. Здесь явственно присутствует ощущение удовлетворенности, но, если взглянуть на его характер, оно покажется эгоистичным: просматривается тенденция глядеть на других людей свысока. Хотя в данном случае и говорят о просветлении, но это только частичное просветление — в нем ощущается ограниченность» (42. С. 7). 9. «Мир бодхисаттвы». Состояние, полярно противоположное состоянию пратьекабудды. Если последний олицетворяет эгоизм, то единственное желание бодхисаттвы — привести «обыкновенного человека» к просветлению. Бодхисаттва сознательно жертвует собственным благополучием ради спасения других. «[Он] среди обыкновенных людей шести «миров» (пребывающих в первых шести из перечисленных нами «мирах»— состояниях.— Авт.), пренебрегая собой, сосредоточивает все внимание на других людях; на плохое направляет хорошее, [его] мысли отданы другим»,— писал Нитирэн («Дзиппокай мёинга сё»: 31. С. 433). По поводу этого «мира» авторы брошюры «Сока гаккай» пишут: «Хотя в «мирах» «слушающих голос» и «самостоятельно [идущих] к просветлению»» укрепилось осознание самих себя, но это ступени направленной на себя самого выгоды. У бодхисаттвы действия альтруистичны, т. е. это существование, направленное на людей, общество. Однако альтруизм не просто самопожертвование: его источник в том, что бодхисаттва проникнут огромным желанием добиться ничем не разрушаемого счастья для самого себя и всего человечества, а также горячим желанием построить гармоничное общество. Так что особенность этого состояния, очевидно, в том, что оно поддерживается силой сострадания, переполняющего жизнь бодхисаттвы. Сострадание — это жизненная энергия, бьющая из глубины живого; оно проявляется в том, что печали и страдания других людей становятся своими собственными, и, кроме этого, нет большей радости. Можно сказать, что такой путь жизни ради других возвышается над дьявольским характером желаний и эгоизмом, отшлифовывает человеческую сущность» (42. С. 7).
10. «Мир будды». Будде открываются все законы бытия, прошлое, настоящее и будущее. Он освобождается от всяческих страданий, поскольку окончательно преодолевает привязанности ко всем желаниям, кроме одного — спасать живые существа. Идеологи Сока гак-кай описывают состояние будды в самых мажорных тонах: «Если сказать коротко, это («мир будды».— Авт.) — самое чистое и полное энергии начало, скрытое в глубине существования. Можно сказать, что это состояние абсолютного счастья, или, говоря другими словами, состояние, когда жизнь как таковая является радостью. Конечно, «мир будды» присутствует в существовании любого человека, но обычно скрыт дьявольской сущностью жизни, и его невозможно осознать самому. Цель и смысл Закона Будды, проповедовавшегося великим святым Нитирэном, как раз и заключается в открытии этого потаенного «мира будды»» (42. С. 7). Сами по себе «миры»-состояния не являются изобретением Чжии или его соратников. В древности, на уровне мифологического сознания, они воспринимались буквально: где-то, как отдельная территория, существует ад, в каком-то определенном районе обитают «голодные духи» — «преты», в другом — «асуры». На небесах проживают божества и т. д. Естественно, что «населению» каждого «мира» приписывался набор специфических черт поведения. Буддизм ввел «миры» шраваков, пратьекабудд, бодхисаттв и будды. Со временем значение «миров» переосмыслилось: они стали превращаться в «знаки», символы бытия, несмотря на сохранявшуюся наивность их описания.
В тяньтайском учении данный процесс завершился. «Миры» приобрели статус основных модусов бытия; их функционирование, согласно Чжии, осуществляется по десяти параметрам: вид (форма), естество (природа), тело (сущность), потенция развития, действие, внутренняя и внешняя причины, непроявленный и проявленный результаты их существования, фактор, связывающий в функциональную систему все параметры. Нитирэн разъяснял эти параметры в ряде трактатов, в том числе и в таком основополагающем, как «Канд-зин [-но] хондзон сё». Данная сторона онтологической доктрины анализируется и в современной литературе, издаваемой нитирэнистами. Однако и в средневековье, и сейчас такого рода сочинения предназначались (и предназначаются) главным образом для узкого круга интересующихся буддийской философией. Широкой публике предлагаются популярные, без всяких догматических ухищрений описания «миров». В тяньтайской концепции бытия имеются еще две оригинальные черты. Во-первых, «миры» — состояния являются знаками не только бытия человека (живого существа), но и природы, т. е. десять «миров» — модусы всего сущего, носящие универсальный характер (подробнее об этом см.: 6). Во-вторых, краеугольным камнем рассматриваемой доктрины является утверждение о взаимопроникаемости каждого из десяти «миров» — состояний друг в друга (дзиккай-гогу). Основой последнего положения являлось признание за истинное того учения, которое включает в себя или, лучше сказать, объемлет доктрины пропедевтического характера. «Мир будды» пронизывает все остальные «миры» и своеобразным образом объединяет их в себе подобно тому, как «истинный Закон» объединяет «приближенные» истины. Поэтому, утверждают теоретики тяньтайского направления, в «мире будды» скрыт «мир ада» (и все остальные «миры»); «мир ада» в свою очередь несет в себе «мир будды» (и другие восемь «миров»).
Доказательство взаимопроникаемости десяти «миров» всегда, было трудной задачей для апологетов тяньтайской и нитирэновских школ. Оно строилось на соответствующей интерпретаций Лотосовой сутры и поэтому требовало обоснования такой интерпретации, поскольку в самой сутре ни о десяти «мирах», ни об их взаимопроникаемости ничего не говорится. Фундаментальное же значение этой доктрины для тяньтайской философии заставляло искать все новые методы убеждения в ее истинности. Теоретической базой доказательств являлась все та же идея о будде в «теле Закона» как общем субстрате всех «дел и вещей», в данном случае десяти состояний. В спорах с оппонентами сложилась система аргументации, способная, по мнению тяньтайских авторов, удовлетворить самые строгие требования. Снятие оппозиции между буддой и всеми живыми существами имело важнейшее значение и для Нитирэна, поэтому он неоднократно возвращается к этому вопросу в своих сочинениях. Естественно, что главным аргументом выступают «откровения» Будды, зафиксированные в Сутре лотоса благого Закона. В конечном счете из рассуждений Нитирэна следует: противники данного учения не правы, поскольку опираются только на «предшествующие» сутры, в которых запечатлены учения, лишь приближающиеся к «истинному». С другой стороны, те же, кто апеллирует к Лотосовой сутре, говоря об отсутствии в ней какого-либо упоминания о десяти взаимопроникающих «мирах», не доросли до восприятия «сокровенной сути Закона». Таким образом, и в этом случае Нитирэн столкнулся с необходимостью усилить культ этого религиозного текста, что в свою очередь вело к повышению функциональной роли доктрины «пять периодов — восемь учений». Нужно сказать, что и современные идеологи нитирэнизма неустанно подчеркивают исключительное для всего человечества значение Сутры лотоса благого Закона. По словам Д. Икэ-ды, третьего президента Сока гаккай, если человеческая деятельность во всех областях (культуре, общественной жизни, экономике, политике, образовании) хочет стать ценностным проявлением человеческой жизни, она должна «получить силы из философии Лотосовой сутры» (64. С. 19). И в другом месте: «Из всех сутр именно Сутра лотоса благого Закона единственная «сутра-царь»» (14. 1983, № 3. С. 27). Утверждение истинности учения о десяти взаимопроникающих «мирах» позволило сделать Нитирэну вполне логичный вывод: все без исключения японцы (и шире — все люди), как и вся природа, являются буддами в потенции, и к высшему благу остается сделать еще один шаг. Однако то, в каком направлении шагать, знает только он, Нитирэн, «посланец Будды», «столп Японии». Такой вывод, безусловно, в глазах Нитирэна и его приверженцев лишний раз оправдывал самые резкие нападки на учения других буддийских школ. Объявив себя спасителем Японии, носителем высшего знания и единственным человеком, проникнувшим в суть «откровений» Будды, запечатленных в Лотосовой сутре, Нитирэн предложил конструктивную программу достижения всеобщей гармонии, основанной на доктринах хоммона. Для этой цели, утверждал Нитирэн, необходимо следовать так называемым трем тайным законам (сандай хихо). Впервые Нитирэн упомянул эти «законы» в трактате «Хоккэ сюё сё» (1274 г.) и в оставшиеся годы жизни развивал, точнее говоря, систематизировал свои взгляды о «трех тайнах». В конце 1281 г. появляется сочинение «Сандай хихо гэндзё дзи» («О наследовании трех великих тайных законов»), в котором утверждается, что «тайные законы» Нитирэну передал бодхисаттва Вишиста-чаритра. Правда, до сих пор остаются неясности по поводу авторства трактата, но даже если он и не принадлежит непосредственно кисти Нитирэна, идеи, изложенные в этом сочинении, полностью соответствуют нитирэновским. Итак, «три великих тайны» — это: Хондзон — «истинно (изначально) почитаемое». В традиционном понимании это статуя или изображение какого-либо будды, устанавливаемые в храме и являющиеся объектом поклонения. У Нитирэна хондзон — пять знаков: «Мё» — «хо» — «рэн» — «гэ» — «кё». Это, напомним, иероглифы, которыми записывается название «Сутра лотоса благого Закона». Еще Чжии указал на сакральное значение этих знаков: в них якобы заключена квинтэссенция «сокровенных истин» Будды. Каждый иероглиф соотносился с тем или иным доктри-нальным комплексом школы Тяньтай. Нитирэн, как увидим, еще более усилил функциональное значение цепочки «Мё» — «хо» — «рэн» — «гэ» — «кё». Хондзон символизирует так называемое «благо (чудо) истинного (изначального, исконного) плода (результата)» (хонгамё), «возвещенное» в гл. XVI Лотосовой сутры, т. е. истину о вечности Будды. Нитирэн отождествил хондзон с Буддой в «теле Закона» (31. С. 1022), точнее говоря, «истинно почитаемое» у Нитирэна выражает, символизирует наличие «природы (естества) будды» во всем сущем. «Истинно почитаемое» графически изображается в виде мандалы (рисунка-схемы, показывающего буддийское понимание мироздания), которую Нитирэн назвал гохондзоном. В пяти знаках: «Мё» — «хо» — «рэн» — «гэ»—«кё» (т.е. «истинно почитаемом»), нарисованных в центре, следовало видеть заключенные в них пять принципов, выражающих истинную сущность Будды (то, что он вечен, и вытекающий отсюда результат). Гохондзон несет в известном смысле аналогичную христианской иконе функцию. Будучи главным объектом поклонения, гохондзон должен иметься, по мысли Нитирэна, у каждого жителя Японии. Кроме того, помимо индивидуальных гохондзонов предусматривалось наличие общегосударственного объекта поклонения — «великого гохондзона». В Нитирэн сёсю (и соответственно Сока гаккай) различаются два вида хондзона, которые вместе образуют как бы одно целое — «истинно почитаемое - Закон» и «истинно почитаемое - человек» (14. 1981. № 9. С. 32). Под «Законом» имеется в виду доктрина «одно мгновение — три тысячи», причем в ее практическом аспекте, т. е. как основа миссионерской деятельности по обращению людей в нитирэновскую веру. «Человек» — сам Нитирэн (там же). Таким образом, поклоняясь хондзону, адепт поклоняется вполне конкретному и отграниченному от всех других комплексу доктрин, а также основателю движения (который, как уже говорилось, интерпретируется в качестве воплощения «истинного будды»). 2. Кайдан — место почитания гохондзона. Кайдан являлся непременным атрибутом буддийской церкви на Дальнем Востоке. В Китае и Японии так называли площадку или помещение, где послушники проходили церемонию принятия заповедей. Нитирэн существенно изменил роль кайдана. Это место обращения не только монахов, но и мирян, т. е. всех без исключения, поскольку каждый человек в равной степени может и должен приобщиться к «истинному Закону». Это место всеобщего единения. Учитель посвящает каждого пришедшего сюда в «сокровенный» смысл знаков «Мё» — «хо» — «рэн» — «гэ» — «кё». Как полагал Нитирэн, со временем будет сооружен «великий кайдан» с «великим гохондзоном» внутри него Человек, посетивший этот кайдан, переживает духовную революцию, и такая внутренняя метаморфоза должна рано или поздно произойти со всем населением страны, что обусловит общественную гармонию и, следовательно, процветание государства. 3. Даймоку — фраза «Наму Мёхо рэнгэ кё!» («Слава Сутре лотоса благого Закона»), имеющая значение молитвы. Посредством даймоку человек открывает и реализует в себе, согласно Нитирэну, потенцию будды (поклоняясь гохондзону). Доктрина о даймоку была, пожалуй, вторым любимым детищем Нитирэна (после идеи о собственном мессианстве). Он разрабатывал свое понимание этой молитвы всю жизнь, и обсуждение тех или иных ее компонентов можно встретить практически во всех нитирэновских сочинениях. О принципиальной роли фразы «Наму Мёхо рэнгэ кё!» в системе своих доктрин Нитирэн сказал довольно рано. Уже в 1264 г. в трактате «Хоккэ-кё даймоку сё» («Трактат о даймоку по Сутре Цветка Закона») было весьма категорично заявлено: «Спрашивают: «Не зная сути Сутры Цветка Закона, не осознавая также принципов [учения], а ограничиваясь только пятью и семью знаками: «На» — «му» — «Мё» — «хо» — «рэн» — «гэ» — «кё» — и повторяя их раз в день, раз в месяц, в год, десять лет и за всю жизнь, можно ли, освободившись от легких и тяжелых плохих [деяний], не попасть в четыре плохих «мира» и, наконец, достичь необратимого состояния (т. е. достичь такого уровня просветления, при котором полностью исключается пребывание в первых шести из описанных нами выше «мирах» — состояниях.— Авт.)?» Отвечаю: «Можно!»...Даймоку Сутры Цветка Закона является сутью восьмидесяти тысяч святых учений (имеются в виду все буддийские доктрины.— Авт.), глазом всех будд!» (31. С. 940). В этих словах Нитирэна — исчерпывающая характеристика значения даймоку, однако подобное утверждение нуждалось в доказательстве. Даймоку стала одним из краеугольных камней нитирэнизма, поэтому Нитирэн и уделял много внимания обоснованию роли молитвы, используя каноническую и экзегетическую литературу. Название Лотосовой сутры — «истинное слово», выражающее содержание всего идейного комплекса сутры («Каймоку сё» — «Трактат об открывании глаз»: 31. С. 209). Оно якобы было скрыто в так называемой Железной Ступе на юге Индии (там же. С. 209), откуда, как утверждает буддийская традиция, Нагарджуна получил «высшее знание» от Будды, пребывавшего в «превращенном теле». Знак «мё» интерпретируется как «истинное» и одновременно как шесть парамит и восемьдесят тысяч (в данном случае это символ бесконечного множества) деяний — согласно шести парамитам. Парамита — одна из центральных категорий догматики буддизма махаяны. Это способность, в каком-то смысле энергия, обладание которой делает достижимой нирвану. Парамита — то, что перевозит на другой берег (ср.: паром). В переводах этого слова на китайский язык (что вошло соответственно и в японскую буддийскую лексику) идея «переправы» к нирване выражена весьма отчетливо: парамита передается как «достижение другого берега» («другой берег» — распространенное в буддийской литературе метафорическое обозначение нирваны), «достижение точки (цели)», «достижение беспредельного (переправа к беспредельному)». Шесть парамит — это «даяния», «обеты», «терпение (в достижении цели)», «усердие», «сосредоточение», «мудрость». Каждое из перечисленных значений трактуется в особом, буддийском смысле. С другой стороны, «совершенное» — десять взаимопроникающих «миров» (см.: «Кандзин [-но] хондзон сё»: 31. С. 24; «Каймокусё»: 31. С. 209). Таким образом, «мё» является знаковым выражением, во-первых, пути «совершенных деяний» (т. е. этической стороны буддизма) и, во-вторых, основополагающей догмы тяньтайского буддизма. «Мё» к тому же определение знака «хо» («Закон») — все, что скрывается под символом «мё», характеризует «Закон», запечатленный в Лотосовой сутре. Кроме того, посредством названных пяти знаков «бодхисаттвы, выпрыгнувшие из-под земли» спасают обитателей человеческого мира в век «конца Закона» (см. «Кандзин [-но] хондзон сё»: 31. С. 251). Произнесение фразы «Наму Мёхо рэнгэ кё!», прославление «святого названия», как правильно отметил М. Анэсаки, должно было означать проявление будды со всеми его атрибутами в жизни и поступках адепта нитирэновского движения, восстановление исконной (на уровне «абсолютного бытия») связи с Буддой, что эквивалентно реализации истинной сущности молящегося (58. С. 78—79). Гохондзон и кайдан, так сказать, вспомогательные инструменты для просветления обыкновенного человека. На необходимости следования «трем великим тайным Законам» Нитирэн настаивал весьма категорично. Кроме того, в его высказываниях о «тайнах» отчетливо звучит мотив о «всемирном» их значении. В сочинении «Хоон сё» («Трактат о воздаянии 'за благодарность») Нитирэн, отвечая на вопрос, что нужно делать истинному буддисту в век «конца Закона», без обиняков отвечает: «Во-первых, в Японии, а также во всей Джамбудви-пе (по всему миру.—Авт.) истинно почитаемым (хондзо-ном.— Авт.) должен быть Почитаемый Шакья (Будда Шакьямуни.— Авт.) — глава учения хоммона; во-вторых, [установить] кайдан хоммона; в-третьих, в Японии, а также в Китае, Лунных странах (государства в Центральной Азии, откуда в Китай приезжали буддийские миссионеры.— Авт.) — по всей Джамбудвипе каждый человек независимо от того, имеет он мудрость или не имеет мудрости, должен отбросить все другие дела и только произносить «Наму Мёхо рэнгэ кё!»» («Хоон сё»: 31. С. 328). Универсальный характер «тайн» подчеркивается современными идеологами нитирэнизма. И японские, и иностранные адепты учения Нитирэн сёсю — Сока гаккай много говорят о так называемом итай досин — «о разных телах — одном сердце (сердцевине, сути)». Этой формулой выражается единство людей всех национальностей и различных культур, так сказать, на уровне субстрата. Досин — в данном случае «естество будды», наличествующее в каждом человеке. Итай по отношению к досин — нечто внешнее. Таким образом, утверждается важный для идеологов Сока гаккай тезис: нитирэнизм эффективно «работает» на каждого индивида в отдельности и на все человечество в целом. Другими словами, достижение человеком счастья, некоего абсолютного блага возможно только при реализации указанных Нитирэном основополагающих условий. «Почему нужно верить (имеется в виду в нитирэновское учение.— Авт.)? У человека суровые жизнь и судьба, отмеченные рождением, старостью, болезнями и смертью. Великий святой Нитирэн полагал: «У всех живых существ не может быть другой радости, помимо произнесения «Наму Мёхо рэнгэ кё!»». Поэтому единственно лишь произнесение даймоку перед гохондзоном стало указанием основополагающего пути их спасения. Ведь только посредством великого Закона «Наму Мёхо рэнгэ кё!» можно раскрыть [истинную суть] страданий, ниспосланных судьбой. И убедиться, что можно прожить радостную жизнь, к которой стремится человек. Поэтому необходима вера. Равным образом вопрос о смерти имеет для всех абсолютное значение. Когда человек умирает, то, находясь на ступени веры в достижение состояния будды, он ничего не будет бояться. Счастливого освобождения, не разрушающего жизнь, нельзя достичь ни при помощи политики, ни при помощи науки. Ничем иным — только произнесением даймоку перед гохондзоном. Это изначальное условие не мы придумали. Оно вытекает из священных писаний великого святого Нитирэна»,— говорил Д. Икэда на одной из встреч с функционерами зарубежных филиалов Нитирэн сёсю — Сока гаккай (14. 1980. № 12. С. 43). Нитирэн не ограничился рецептами только индивидуального спасения от «зол мира». Тяньтайские и его собственные доктрины стали основой учения о теократическом государстве. Как и Сайте, Нитирэн исходил из факта недолжного бытия современной ему Японии. Хрестоматийными стали начальные строки нитирэновского трактата «Риссё анкоку рон»: «С недавних пор до последних дней волнения в небе, стихийные бедствия на суше, голод, эпидемии болезней повсюду наполняют Поднебесную и бурно распространяются по земле. Быки и лошади падают на перекрестках, и [их] скелеты заполняют дороги. Число людей, которые призывают смерть, уже превысило половину [населения страны], и не осталось решительно ни одного человека, которого бы это не печалило... Нищие везде, куда ни кинь взгляд, смерть [повсюду] в глазах людей. Собирают трупы в кучу и, посмотрев [на них], поверх трупов сооружают мостки» (31. С. 17). Непосредственной причиной такой оценки положения в стране явились, как говорилось в предыдущих главах, вполне реальные события. Нитирэн гораздо категоричнее Сайте высказывался об упадке, в котором оказалась Япония. Он не только описывает различные беды, обрушившиеся на острова, и сетует на уход оттуда «добрых божеств», но и рассматривает эти события через призму буддийских представлений о наказании государства за ложный путь его правителей. Антитезой упадка являлось обещание превратить Японию в «страну Будды», если предложения Нитирэна будут реализованы. Центром теократической системы должна была стать нитирэновская школа во главе с основателем. У Сайте «бодхисаттва-монах» обезличен: это член объединения Тэндай. Нитирэн же подчеркивал, что лидер именно он. Если Сайте предложил позитивную программу деятельности «бодхисаттв-монахов», то Нитирэн сделал акцент на карающей функции приверженцев своей веры. В трактате «Риссё анкоку рон» обсуждается вопрос о допустимости физического уничтожения последователей других буддийских учений (в первую очередь амидаистов), и Нитирэн приходит к выводу, что защита «истинного Закона» и Японии от несчастий с оружием в руках отнюдь не противоречит основным принципам буддизма. Как и во многих других случаях, широко используется метод ссылок на канонические тексты, в частности Сутру о нирване. Напомним, что основной формой деятельности членов своего движения по распространению «истинного Закона» Нитирэн сделал сякубуку. Итак, краеугольным камнем теократической доктрины Сайте и Нитирэна является институт бодхисаттв. С. С. Аверинцев отметил, что с «возникновением цивилизации выдвигаются три фигуры, притязающие быть воплощением идеи теократии: царь, жрец и пророк» (2. С. 199). В рассматриваемых учениях в подобном качестве выступают «жрец» («бодхисаттва-монах» Сайте) и «пророк» (сам Нитирэн как воплощение бодхисаттвы Вишиста-чаритра). «Царю» в обоих случаях отводилась подчиненная роль. Вообще говоря, для японской политической традиции всегда было характерно почитание императора («царя») как символа нации. Хорошо известно, что на протяжении многовековой истории страны императоры редко обладали реальной властью, однако даже после установления сёгуната с собственной столицей в Кама-кура сёгун Минамото Еритомо, а позднее и его преемники не посягали на трон. Более того, многие важные указы формально согласовывались с монархом и выходили за его подписью, несмотря на то что императорская власть была номинальной. Нитирэн также разделяет функции светского и духовного правителей и не делает попыток представить сегуна (или сиккзна), не говоря уже об императоре, воплощением какого-либо будды. В данном случае наблюдается отрыв от континентальной традиции: китайские буддисты не так уж редко объявляли монархов буддами или бодхисаттвами. Население Японии, по мысли Нитирэна, должно обязательно «следовать трем великим тайным законам». Главный гохондзон и главный кайдан как бы связывают воедино индивидуальные гохондзоны и местные кайда-ны. Каждый человек, к какой бы социальной группе он ни принадлежал, оказывается включенным в единую систему, поскольку почитает Лотосовую сутру, поклоняется вместе со всеми одной и той же иконе (гохондзону), посещает храм (кайдан) и произносит ту же, что и все, молитву (даймоку). Простота выявления в себе сущности будды должна была благоприятствовать распространению веры в Лотосовую сутру, а другими словами — нитирэновского учения, во всех концах страны, даже среди самых необразованных слоев населения. Интересующимся доказательствами истинности предложенного пути спасения было приготовлено догматическое обоснование. Буддийское объединение во главе с Нитирэном (или его преемником) хранит «истинный Закон» и руководит всеми идеологическими институтами. Именно оно должно указывать светской государственной власти на необходимость тех или иных шагов во внутренней и внешней политике страны, поскольку деятельность правительства во всех аспектах должна соотноситься с культом Лотосовой сутры, подчиняться ему. Выше уже говорилось, что, согласно онтологической доктрине школы Тяньтай (соответственно Тэндай и Нитирэн), человеческий мир в конечном счете — «мир будды» («земля Будды», «страна Будды», «владения Почитаемого Шакья»), и нитирэновские монахи по замыслу своего наставника должны были помогать каждому жителю страны выявлять потенцию будды через описанные выше организационные институты. Во времена Нитирэна термин «владения» в выражении «владения Почитаемого Шакья» употреблялся также в отношении феодального владения. Таким образом, получалось, что человеческий мир — владения Шакьямуни, а Шакьямуни в свою очередь хозяин феодального поместья, называемого «тремя мирами»,— мира в трех временных ипостасях (прошлом, настоящем и будущем) (9. Т. 3. С. 124). Нитирэн, следовательно, управляющий (от имени Шакьямуни) этим поместьем, а правительство, так сказать, арендатор. Политическая власть дается «по распоряжению» Будды Шакьямуни и с одобрения ками, поэтому правительство ни в коем случае не должно безучастно относиться к «клевете на Закон» и тем более поощрять ее, иначе божества покинут страну, и в государстве, согласно пророчествам буддийских сутр, возникнут многочисленные несчастья. И только один Нитирэн знает, когда правительство блюдет «Закон» (нитирэнизм), а когда способствует его извращению (поддерживая амидаизм, дзэн и другие буддийские учения), поскольку Нитирзн — «подвижник Лотосовой сутры» («Хоккэ-кё-но гёдзя»). Это и есть схема теократического государства, компоненты которой описываются во всех основных сочинениях Нитирэна. В регулировании отношений между членами идеального социума немалое значение Нитирэн придавал конфуцианству. Достоинства и недостатки учения Кун-цзы обсуждаются в трактате «Каймоку сё». С буддийской точки зрения, главный недостаток конфуцианцев — в их неспособности знать прошлое и будущее людей, поэтому они не могут видеть карму (31. С. 186— 187). Тем не менее Нитирэн очень высоко оценивал конфуцианство как учение, посредством которого устанавливается и поддерживается «порядок в Поднебесной». Говоря о деятельности мифических и исторических древнекитайских императоров и «ванов», эталонных героев конфуцианских книг, Нитирэн подчеркивает, что именно в периоды их правления возникли государственность и культура (31. С. 186—187). Отсюда вывод: «Есть трое, которых должны почитать все люди. Это хозяин, учитель, родители» (31. С. 186), т. е. утверждается основополагающий конфуцианский принцип взаимоотношений между членами социума. Государство, отвечающее нормам изложенной выше теократической доктрины, Нитирэн назвал «государством, [в котором], установлены справедливость (порядок, сообразность закону) и мир» («риссё анкоку»). Необходимо подчеркнуть, что эти определения предполагали также «утихомиренную», «защищенную» природу. В нитирэновских трактатах постоянно присутствует мотив беспорядка в природе как знамение неурядиц в обществе или как наказание за них. И наоборот, порядок в государстве — гарантия успокоенности в природе, т. е. сингармоничность между обществом и средой обитания — само собой разумеющееся условие (и результат) функционирования теократического государства.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |