Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зло и искупление. Проблема теодицеи




 

…Человек подавлен бессмыслицей и злом мировой жизни. В религии, в вере прорывается он к миру смысла и получает силу, исходящую от иного мира, в котором любовь побеждает ненависть, единение побеждает раздор, вечная жизнь побеждает смерть. Существование зла ставит проблему теодицеи, оправдания Бога. Почему Бог терпит такое страшное зло, почему допус­кает его торжество?<...>

...Проблема теодицеи разрешима лишь свободой. Тайна зла есть тайна свободы. Без понимания свободы не может быть понят иррациональный факт существования зла в Божьем мире. В основе мира лежит иррациональная сво­бода, уходящая в глубь бездны. В глубине мира лежит бездна, и из нее льются темные потоки жизни. Все возможности скрыты в этой бездне. Эта бездонная, предшествующая всякому добру и всякому злу тьма бытия не может быть до конца и без остатка рационализирована, в ней всегда скрыты возможности прилива новых непросветленных энергий. Свет Логоса побеждает тьму, кос­мический лад побеждает хаос, но без бездны тьмы и хаоса, без нижней беско­нечности нет жизни, нет свободы, нет смысла происходящего процесса. Сво­бода заложена в темной бездне, в ничто, но без свободы нет смысла. Свобода порождает зло, как и добро. Поэтому зло не отрицает существование смысла, а подтверждает его. Свобода не сотворена, потому что она не есть природа, свобода предшествует миру, она вкоренена в изначальное ничто. Бог всеси­лен над бытием, но не над ничто, но не над свободой. И потому существует зло.

До конца серьезное и ответственное отношение к жизни связано с видени­ем зла, с признанием его существования. Невидение и неведение зла делает человека безответственным и легким, закрывает глубину жизни. Отрицание зла есть утеря свободы духа, сбрасывание с себя бремени свободы. Наша эпоха стоит под знаком страшного нарастания сил зла и вместе с тела отрица­ния самого существования зла. Человек остается безоружен перед лицом зла, когда он его не видит. Личность выковывается в различении добра и зла, в установлении границ зла. Когда стираются эти границы, когда человек находится в состоянии смешения и безразличия, личность начинает разла­гаться и распадаться. Крепость самосознания личности связана с обличением зла, с рассекающим мечом. В смешении и Безразличии, в утере способности видеть зло человек лишается свободы духа. Он начинает искать гарантированной необходимости добра и переносит центр тяжести жизни из глубины вовне, он перестает определяться изнутри...

Бердяев Н. А. Философии свободного духа: Проблематика

И апология христианства. М., 1994. С. 112, 113.

 

Список рекомендуемой литературы

 

Бердяев Н. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. М., 1994.

Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994.

Кураев А. В. Наследие Христа. Что не вошло в Евангелие? М., 1998.

Лейн Т. Христианские мыслители. СПб., 1997.

Лосский В. Н. Догматическое богословие. // Мистическое богословие. Киев, 1991.

Маритен Ж. Интегральный гуманизм. // Философ в мире. М., 1994.

Платон. Апология Сократа. Собр. Соч. М., 1994. Т. 1.

Протоирей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс-Москва, 1992.

Соловьёв Вл. С. Оправдание добра. Нравственная философия. // Сочинения. М., 1988. Т. 1.

Тиллих П. Мужество быть. // Избранное. Теология культуры. М., 1995.

Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1990.

 

 

Глава V

«О классическом трактате нового времени:

от монадологии к номадологии»

… Я не вижу поэтому основания

почему бы вокруг всего Земного шара

не дуть одному только восточному ветру…




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.