КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современная философия накануне нового жизненного выбора 2 страница
Предварительным и непременным условием Понимания является та или иная сумма знания, независимо от того, кем, когда и каким способом она была накоплена, организована и обоснована. Функцией понимания по отношению к этой уже имеющейся сумме знания всегда было и остается внесение в нее смысла целостности. В историческом плане первые герменевтические практики сложились еще в античности. Их авторами были софисты и грамматики (первые специалисты в «технике» чтения и письма), а сама герменевтика понималась как учение об искусстве изложения мыслей в документах и сочинениях. Акцент на отношении между целостным смыслом некоторого документа и его составными частями вынуждал грамматика искать мысленный контекст для каждого отдельного слова, многократно возвращаясь от части к целому и от целого вновь к части. В процессе интенсивного внимания к этой форме движения мысли, говоря иначе, к рефлексии, и рождалось Понимание. Без рефлексии, конечно, не обходилась и догадка, но там она была всего лишь мгновенным озарением. В Вере рефлексия становится уже периодически возобновляемым ритуалом, подкрепляясь молитвой, причащением, религиозными праздниками и т.д. В сфере Знания рефлексия впервые обособляется в качестве специальной методологической процедуры, назначение которой связано с задачей поиска наиболее эффективных путем получения желанного результата. Но лишь в Понимании рефлексия становится от начала и до конца самой формой ее движения – обратной связью, герменевтическим кругом. Еще одной особенностью Понимания является его способность становиться органическим «подобием» любой из форм духа. Вокруг «тайны уподобления» (предмета отображения его объекту или художественных средств отображения возможностям их субъективного восприятия и т.д.) кипят, например; нешуточные страсти в искусстве. Искусство немыслимо без творческого озарения и вдохновения творца, но само творение ориентировано на возможное понимание и признание как минимум ближайшим творческим окружением, а как максимум каждым без исключения человеком. Невидимым, но непременным «соучастником» всех этих душевных волнений и духовных завоеваний и является Понимание. На уровне религиозного сознания «тайна уподобления» складывается уже вокруг некоторого Абсолюта, например, Дао, Атмана или Бога. В связи с этим Понимание как желанный спутник на долгом и трудном пути каждого верующего к Абсолюту принимает совершенно другой вид. Озарение теперь воплощается в такое богатство форм, которое захватывает души всех людей и притом уже не в возможности, а реально. Одних оно заставляет переживать свое убеждение в необычной близости к Богу, других – сопереживать просветление, испытанное первыми пророками и духовидцами, а третьих – в той или иной мере понимать и принимать свою духовную общность с единоверцами. В Науке потребность в понимании появляется уже на почве Знания, а не веры и оформляется по мере нарастания познавательных затруднений. Создается впечатление, что Понимание обладает необычной способностью со всеми без исключения формами Духа, принимая очертания той формы, в которой Дух непосредственно, «здесь и теперь», является. Это делает Понимание своеобразной формой всех форм духовной жизни людей.
И, наконец; еще одним истоком Понимания является зависимость любого акта его воз рождения от структурной направленности на Культуру. Вопрос этот нуждается в особом, более основательном рассмотрении и будет рассмотрен позднее. Но уже сейчас, предварительно, следует зафиксировать тот кажущийся простой тривиальностью факт, что и целостной сфере Культуры есть нечто такое, что не просто отличает ее от природы, но еще и делает это отличие самоорганизующейся реальностью. Активной стороной процесса самоорганизации этого типа, как известно, всегда выступает живой индивид. Но сама индивидуальная способность быть элементарным носителем Культуры зависит от способности Культуры возрождаться в бесконечном разнообразии своих форм и явлений, включая и самого человека. Проще говоря, Культура притягательна, и эта притягательность каким-то непонятным образом структурирована, но... структурирует Культуру все-таки человек. Налицо круг. И его специфику определяет феномен, вынуждающий уже не отдельного индивида, а их общность спонтанно и многократно проходить весь путь, связывающий Природу, Культуру, Дух и сам Род людской целостной совокупностью прямых и обратных связей. Этот феномен люди называют духовностью. В своем элементарном виде, на бессознательном уровне бытия людей, духовность воспринимается человеком в качестве внутренней притягательности Культуры. На уровне интеллектуального становления человека духовность осознается и понимается как способность человека проникаться духом непрестанно возрождающейся Культуры и отождествлять свой способ бытия с ее сохраняющейся в бесконечных трансформациях структурой. Но историческая онтология бесконечно возрождающейся Культуры, ее отношение к духу остается тайной и для интеллекта.
Подведем итог. Ситуация предельной и необычной множественности, с которой столкнулась современная философия, оказалась неожиданной и непонятной для нее самой в силу трех основных обстоятельств. На первое место среди таковых приходится ставить трагический разрыв между Жизненными мирами индивидов и Большим Специализированным миром техногенного социума. Живые люди, и философы в их числе, сотворили этот Большой мир, но продукт их творения оказался чужим и чудовищно непохожим на тот желанный «образ», который рисовался им изначально. Вторым радикально новым и столь же неожиданным открытием людей ХХ века явилось осознание ими принудительной власти языка. Для философов это «второе открытие» оказалось ничуть не менее чуждым и горьким, нежели первое. Веками они спорили о том, где и в чем искать единство мира. Одни видели его в «материальности»; другие – в субъективной (мыслительной) способности вносить порядок в мир вещей и явлений, а третьи – в объективном, независимом от сознания людей бытии Идей, Абсолютного Духа, Мировой Воли. Были и такие философы, которые полагали, что мир в принципе дуален или даже множествен. А теперь приходилось, вольно или невольно, признавать, что искомое единство нашего мира организуется Языком, обладающим какой-то непонятной логической необходимостью.
Наконец, «третьим открытием» ХХ века стала своеобразная девальвация практически всех без исключения ценностей, с помощью которых люди традиционно оформляли свои желания, ожидания, намерения и цели. В повседневной жизни люди еще продолжают руководствоваться ими, но их целостный смысл уже оказался утраченным. Для одних людей очевидна бессмыслица безудержной погони за властью или богатством; другие, напротив, не усматривают никакого практического смысля в стремлении к «вечным» ценностям – к истине как таковой, к красоте, к добру и справедливости. Существенное понижение престижа традиционных ценностей наиболее болезненно сказалось на философии, претендующей на целостное понимание бытия: ее актуальная значимость и роль оказались под угрозой постепенного угасания. Но если перед нами на лицо не логический (не тупиковый), а типичный герменевтический (поисковый) круг, то обязательным конечным итогом его осмысления должна стать не констатация глубокого непонимания той целостной ситуации, которая сложилась на нашей Земле к началу третьего тысячелетия новой эры, а ясность в понимании выхода из накопившихся основных затруднений. Такой выход есть, но он требует от философов мужественного отказа от тех традиционных приоритетов, которые себя изжили, и признания фактичности происшедших перемен в реальной жизни людей.
Необходимо, во-первых, переосмыслить тот самый «привычный» Мир, в котором живет сейчас «подавляющее большинство индивидов», каждый из которых начинает свою неповторимую жизнь с выбора одного из прекрасных и желанных ориентиров (ценностей), но в конечном итоге обнаруживает, что жизненный мир всего множества людей, по крайней мере в нашем веке, трагичен и абсурден.
Было бы большим искажением сути дела сказать, что феномену «Мир» и сопутствующим ему представлениям, понятиям и концептуально оформленным «картинам мира» философия Нового времени и современная философия, в частности, положенного внимания не уделяла. Скорее, наоборот. Но во всех своих попытках выработать целостное представление о Мире философия сталкивалась с неустранимой множественностью «миров» и принципиальным непониманием того, как можно свести это эмпирически очевидное многообразие к единому духовному знаменателю или, наоборот, вынести из некоторого единства его имманентную множественность. В своем стремлении решить эту важнейшую для жизни людей проблему философия прошла дна весьма характерных этапа. На первом, метафизическом, этапе понятие «мир» осваивалось в качестве философской универсалии. Все попытки увидеть за термином «мир» предельно абстрагированный, категориальный и безличный смысл наталкивались, однако, на какие-то странные, субъективные по своей природе препятствия. Для Канта, например, мир – это в первую очередь «космологическая идея» и в своем целостном виде - «вещь в себе». Наше знание о любом предмете (и о «мире», в частности) имеет два источника – чувственное созерцание и мысленное понятие. В созерцании мир нам дан, но не может быть осмыслен. В понятиях, наоборот, мир мыслится, но непосредственно уже не дан. Мир «существует только в эмпирическом регрессе ряда явлений и сам по себе не встречается»¹. Гегель концептуально различает природный и духовный мир: первый «постоянно лишь возвращается в себя», во втором «имеет место также прогресс». Учитывая это, Гегель полагает, что конечной целью мира является благо, и с этой точки зрения делает вывод: «объективный мир есть в себе и для себя идея и вместе с тем вечно полагает себя как цель и получает свою действительность благодаря деятельности»². По Шопенгауэру, «Мир,... с одной стороны, - всецело представление, с другой, всецело воля. Реальность же, которая была бы не тем и не другим, объектом в себе,... не более чем пригрезившаяся нелепость, и допущение ее – блуждающий огонек и философии»з. Ничуть не меньшие затруднения испытывал в решении этом проблемы и материализм. Для одних философов мир - «это все, что существует независимо от человека» (Т. И. Ойзерман); это понятие, отражающее «объективное единство окружающих нас космических, географических и социальных объектов» (В. О. Овчинников). Но такой способ понимания феномена «мир» слишком откровенно сближал его с категорией «материя», а попытки уточнить их взаимный смысл столь же явно «выводили» понятие «мир» из сферы философских универсалий. Например, В. П. Иванов считает, что «мир ближайшим образом есть человеческий мир», добавляя, что субстанциальной его основой является материя. Последнюю точку на этом пути поставил П.В.Копнин. Он указал не только на крайнюю многозначность термина «мир», но еще и на беспредельную разнородность тех сочетаний, и которых этот термин встречается. Даже в ограниченном множестве сочетаний, таких, например, как «микромир», «античный мир», «мир деревенской общины», «мир без войны», «мир искусства» и «мир эмоций», невозможно уловить единый смысл, стоящий за термином «мир». Но ведь таких сочетаний неизмеримо больше. Исходя из этой калейдоскопической множественности смысловых значений термина «мир». П. В. Копнин делает вывод, что это понятие вообще не является философской категорией. Не имеет смысла и его применение к универсуму в целом: «Мир в целом еще никто и никогда не изучал, а поэтому не мог создать достоверную картину о мире в целом». Второй этап философского освоения феномена «Мир» начинается с осознания принципиальной необходимости в нем при анализе исторических судеб человечества и всего множества социальных форм его бытия. В отличие от первого, метафизического этапа эту стадию можно назвать социально-исторической. Среди множества сочетаний, с которыми вступает в смысловую связь понятие «мир», сама историческая практика «выбрала» сочетание «жизненный мир». И это не является случайностью даже в самом абстрактном виде: феномен «жизнь» соединяет род людей со всей остальной природой, а в своем сочетании с феноменом «мир» создает принципиальную возможность гносеологически («мировоззренчески») отделить их друг от друга. Термин «жизненный мир», как известно, был впервые предложен Гуссерлем в работах последнего десятилетия его жизни – в конце 20-х – 30-х гг. нашего века. Творческие идеи Гуссерля в эти годы складываются под непосредственным влиянием событий, развернувшихся в послевоенной Германии. Трагический опыт первой мировой войны и глубокое нравственное потрясение, которое она вызвала в умах и чувствах людей, переживших этот вселенский ужас, послевоенный период с его недолгим возрождением былых надежд и ожиданий и начало новых потрясений, связанных с приходом к власти фашизма, - все это требовало философского осмысления. Гуссерль, который в свое время считал своей главной задачей обоснование научного знания и философии как строгой науки, вынужден был теперь вносить коррективы в оставшиеся еще скрытыми предпосылки научного знания. Он полагает, что кризис европейского человечества коренится в «заблуждениях рационализма», в натуралистических и объективистских «извращениях» рационализма4 и доказывает, что наука должна исходить из «жизненного мира», т. е. сферы непосредственных изначальных очевидностей, предшествующих всякому познанию. Такую безусловную очевидность, по Гуссерлю, может дать только поворот к еgо cogito, к той последней почве, на которой может и должна быть основана радикальная философия. Радикально мыслящий философ должен рассматривать в качестве простого феномена бытие трансцендентального Эго, царство чистых возможностей, постоянно текущий поток жизни сознания, в котором всегда сохраняется идентичное Я. Идеи Гуссерля о необходимости критики «объективистской» ориентации науки, о зависимости науки от жизненного мира были подхвачены социологией повседневности. В отличие от традиционной социологии, ориентированной на получение объективного («истинного») знания об общественных структурах, ролевых функциях и социальном статусе людей, внимание феноменологической социологии обратилось к обыденному знанию «рядовых» людей, в практической жизни своей не отделяющих друг от друга «реальность» и «знание» об этой реальности. Начиная с работ А. Шюца и его последователей – А. Сикурела, Г. Гарфинкеля, П. Бергера и Т. Лукмана. социология жизненного мира все основательнее переключается на изучение того, как люди конструируют «социальную реальность», события в которой происходит не только в их жизни, но и в уме; как они живут в сфере интерсубъективности и какой должна быть методологическая позиция социолога, изнутри исследующего этот мир. В течение второй половины ХХ века социология повседневности добилась на этом пути значительных успехов, но если определять место ее представлений о феномене «Мир» в общем нисходящем движении от анализа универсальных картин бытия к постижению форм уникальности существования живых индивидов, то это место окажется где-то на середине пути. Предмет ее особого интереса связан с пониманием «жизненного мира социальных общностей» с помощью таких категорий, как «социальная реальность», «коммуникация», «социальные иллюзии», «седиментация» и т.д. В едином ряду этих социологических универсалий понятие «жизненный мир» все более утрачивает свой первичный концептуальный смысл, оттесняясь куда-то на периферию социологической теории. Еще один шаг в движении «сверху вниз», от универсального смысла, скрывающегося за термином «Мир», к его непосредственному жизненному смыслу, сделал Ю. Хабермас. Понятие «жизненный мир» он рассматривает в контексте дихотомии с «системным миром». К жизненному миру Хабермас относит ту часть социокультурного пространства, которая складывается на основе непосредственных коммуникаций между людьми в неформальной обстановке – в семье, в дружеской компании, на работе и в общественных объединениях. Именно здесь происходит социальная интеграция субъектов коммуникативного действия, опосредованная ценностями, нормами и институтами социокультурного происхождения. К «системному миру» Хабермас относит безличные связи, опосредствованные анонимными, например, денежными отношениями или официальными институтами. Феномен жизненного мира, обоснованный в работах Хабермаса, непосредственно соединяет социологию повседневности с социокультурной антропологией. Но при всей значимости идей этого рода все они остаются в рамках академических интересов. В первую очередь социолог озабочен наличным состоянием социологического знания, совершенствованием концептуального аппарата своей науки и необходимостью создания «алгоритмов технологий организации социального взаимодействия»6. Жизненные миры самих индивидов, взятые в контексте 4гх собственных тревог и надежд, их глубинных интересов и забот, во всех этих трансформациях социологического и социально-философского знания, остаются практически незатронутыми. Понятие «жизненный мир» было введено Гуссерлем ради того, чтобы понять глубинные корни кризиса европейской цивилизации накануне второй мировой войны. Второй вселенской катастрофы избежать не удалось, а события второй половины нашего века свидетельствуют о продолжающемся углублении и расширении кризиса цивилизации. Ныне кризис стал глобальным, и одним из его частных симптомов является узкий практицизм и академизм в постановке и решении тех вопросов, которые относятся к проблематике «жизненного мира индивидов». В первую очередь следует понять, почему в своем настойчивом стремлении выработать целостное представление о Мире, в котором мы живем, современная социологическая наука и социальная философия остановились перед темой «жизненного мира индивидов». Граница, которая отделяет две темы – тему «жизненного мира» и тему «жизненного мира индивидов», - кажется непреодолимой, прежде всего, с точки зрения здравого смысла и элементарной логики. Преодолеть эту границу кажется в принципе невозможным, поскольку индивидов слишком много (миллиарды!), и каждый из них отличается бесконечным разнообразием. Более того, преодолевать эту границу кажется не ненужным, поскольку каждый человек, взятый вместе с его внутренним миром, есть существо социальное и интерсубъективное, а эти феномены уже изучаются социологией и социальной философией. Оба эти аргументы несостоятельны. Во-первых философию множественность интересует только в ее отношении к целостности, а они, хотя и связанны между собой, но друг к другу не сводимы. Что же касается целостности, то она становится мыслимой лишь в том случае, когда все разнообразие социальной жизни людей соотносится с Универсумом родовой жизни, с одной стороны, и неповторимой уникальностью индивидов, с другой. Во-вторых, необходимость обращения философии к той или иной проблематике и в прежние времена и ныне диктуется глубинными потребностями самой реальной жизни, а не внутренними интересами научного знания. В настоящее время такая необходимость продиктована тем обстоятельством, что жизненные миры подавляющего большинства индивидов оказались практически урезанными и ущемленными за счет неумеренного преувеличения и своеобразной фетишизации роли социума в целостной жизни людей. Опыт всего ХХ века свидетельствует, что в исторически актуальном развитии человечества все более явственно выходит на первый план дихотомия между «Жизненными мирами индивидов» и «Большим Специализированным миром техногенного социума». Разрыв между ними стал трагически ощутимым. Он происходит внутри наличной жизни людей, но от воли самих людей не зависит. Первичные ориентации людей все более раздваиваются. Сложность Специализированного мира вынуждает людей уделять его интересам все больше времени, сил и внимания, в то время как на «простые» жизненные радости, на отдых, свободный от вечной озабоченности, и дружеское общение сил и времени остается все меньше и меньше. Между тем «целостность» Специализированного Мира становится все более непостижимой, и чем дальше заходит в своем неудержимом развитии специализация, тем острее становится у индивидов чувство общей абсурдности бытия. Органически сплетенная с развитием техники сфера мировой политики и экономики все основательнее подчиняет себе жизненные миры индивидов, незаметно превращая их в некое подобие шагреневой кожи, которая становится все меньше и все беднее в своих реальных проявлениях и возможностях. Все это ставит философию перед ситуацией особого, быть может, самого острого выбора в определении путей ее развития и вынуждает донести понимание феномена «Мир» до его «конечного» концептуального завершения. Прежние (метафизические и социологические) способы понимания феномена «Мир» лишь отчасти и на время могли удовлетворить мыслящий разум, поскольку все они не имели генетически и онтологически единой точки отсчета. В результате они постоянно теряли из вида то глубинное, никогда не исчезающее основание, которое определяло и ближние «пределы» мира, и его непрерывно раздвигающиеся дальние горизонты. Как немыслимы в отрыве друг от друга для физического знания «вещество и поле», а для биологии – «организм и его среда», так и в континууме культуры не представимы по отдельности «индивид и мир». Индивид является уникальным представителем человеческого рода; Мир – это столь же уникальное единство тех предметных, социальных и языковых отношений, которые образуют культурную «ауру» индивида, «среду» его наличного существования, конкретное «поле» его взаимодействия с другими людьми и их столь же уникальными мирами. Генетический мир начинает формироваться практически одновременно с рождением индивида и в своем становлении проходит четыре главные стадии, детерминированные онтогенезом индивида и преобразованиями той родовой культуры, внутри которой индивид появляется на свет и которую он в дальнейшем непрерывно трансформирует. На первой, генетически родовой, стадии мир представляет собой непосредственно связанную с ребенком сферу культуры (элементарную предметность, семью или иное ближайшее социальное окружение и первичную знаковую реальность), которая «запечатлевается» в нем в качестве исходного, собственно человеческого основания, сохраняющегося потом во всех последующих преобразованиях его жизни. Семья преобразует природную ритмику детского организма, приноравливая ее к временной ритмике культуры, «пробуждая» ее первичный интерес к предметной среде и кодируя с помощью знаков как отдельный контакт ребенка с предметом, так и весь его «путь» в континууме культуры. Вторая, игровая, стадия начинается с того момента, когда процесс интериоризации элементарной культуры завершается возникновением механизма рефлексии, т. е. обратной связи. Внешне это проявляется в тот момент, когда дитя человеческое впервые произносит фразу «Я сам». С того момента начинается непосредственное и активное формирование индивидом своего мира – своей предметной среды, своих отношений с ближайшим окружением и своей языковой ауры – социально и индивидуально значимых жестов и поз, мимики и слов. На третьей стадии, начинающейся с подросткового возраста, мир становится внутренне нормативным. Игра с этого времени происходит по коллективным правилам, отношение к ближайшему окружению и предметности становится избирательным, и на этой основе все более интенсивно формируется способность к выбору, определяющему внутренний круг влечений и интересов, мотиваций и эмоциональных переживаний, фиксируемых во внутренней речи. На четвертой стадии становления индивида его мир становится уже не игровым и даже не внутренне нормативным, а жизненным. Выход индивида в сферу «взрослых» жизненных забот и обязанностей на разных этапах исторического развития культуры, а также в зависимости от региональных условий и обстоятельств социального порядка уже утрачивает жесткую взаимозависимость с возрастом. В архаических обществах этот выход в реальную жизнь общины происходит практически сразу после подростковой инициации, а ныне, в условиях, требующих специализированного обучения (и при наличии материального достатка), может надолго затянуться. Оказавшись, по доброй ли воле или же под давлением внешних обстоятельств, внутри жизненного мира, индивид уже навсегда остается связанным с ним. Мир становится теперь для индивида уже не генетически детерминированной реальностью (как это было на трех предыдущих стадиях), а онтологически очевидным феноменом культуры, сохраняющейся в самых разнообразных изменениях и превращениях. По отношению к жизни других людей «жизненный мир индивида» остается автономным образованием, парадоксальным по существу, многообразным по своим внешним проявлениям и способным к трансформациям троякого рода. С одной стороны, он остается «собственным», внутренне переживаемым, но вполне реальным миром индивида как существа, обладающего свободой выбора и возможностью деятельного отношения ко всему иному. Но этот же самый мир является «жизненным миром» и других индивидов. В этой совместной сфере сохраняются субъективные составляющие жизненного мира каждого из индивидов, но возникают иные связи, превращающие их в участников социального отношения. Эти связи уже объективны; то есть независимы от сознания и воли каждого отдельного индивида. Они «интерсубъектны» и проявляются в разнонаправленных и расходящихся отношениях доминирования и лидирования, а потому порождают спонтанную потребность в нормах и надежду в том, что с их помощью сфера человеческой совместности может быть оптимально отрегулирована. Способом реализации стихийно возникающей потребности в нормах и намеренного расширения их влияния на иные типы и формы совместной (социальной) жизнедеятельности индивидов становится язык. Будучи относительно независимым и от индивида, и от любого устойчиво функционирующего группового объединении, и от каких угодно временных форм социальных объединений людей, язык начинает жить по своим особым, но столь же объективным законам. В трехкомпонентной структуре жизненного мира язык оказывается наиболее амбивалентным образованием. Для каждого из двух других его составляющих (индивидуальной и социальной сфер совместной жизни людей) язык выглядит всего лишь в качестве зависимого от них средства выражения индивидуальных внутренних интенций (в речи) и передачи социально значимой информации (в общении). Но в действительности в качестве уникального для них межгруппового эффекта, тяготеющего к коммуникативной «сборке» родовых смыслов и родовой воли людей, язык все более обнаруживает свою подлинную властную «натуру». Говоря иначе, жизненный мир индивидов остается таким же трехкомпонентным образованием, как и на генетически родовом уровне, но, конечно же, неизмеримо более сложным во всех своих ипостасях и проявлениях. При этом структура его онтологична во всех своих «аспектах», «срезах» и «конкретных составляющих» - субъективных и объективных, индивидуальных и социальных, знаковых и значимых. Столь же парадоксален и пространственно-временной континуум жизненного мира. С одной стороны, время и пространство сферы совместного бытия индивидов являются для каждого из них априорными формами чувственного созерцания. Делая акцент на этой, гносеологической стороне проблемы пространства и времени, И. Кант, безусловно, прав. Он не смог объяснить лишь «природу» этого априори, поскольку в те времена различие между Большим Миром и жизненными мирами индивидов еще не доросло до масштабов явного разрыва. Не сталкиваясь с явной рассогласованностью жизни индивида и социума, трудно понять, что гносеологическому (осознаваемому) априори предшествует априори оптическое (неосознаваемое). Априорность форм созерцания времени и пространства связана с тем обстоятельством, что на генетически родовой стадии становления системы «индивид – мир» чувственность индивидов складывается спонтанно и бессознательно, в то время как на стадии оформленного «жизненного мира» она становится уже иной, социально воспитанной и осознаваемой. Два других уровня жизненного хронотопа уже апостериорны по происхождению и объективны. Осознание того факта, что в интерсубъективном континууме жизненного мира происходит встреча индивидов с разным опытом психологического восприятия времени и пространства, порождает необходимость в объективной синхронизации и стандартизации форм совместной жизни. Так формируются многообразные варианты уже не субъективно воспринимаемого, а объективированного социального времени и социального пространства. И, наконец, на знаковом основании формируются представления, идеи и понятия, соединяющие друг с другом не только индивидуально-психическую и социально-экономическую ритмику и толику социума, но и весь теряющийся в бесконечности и вечности природно-космический хронотоп, ничтожно малой частью которого начинает осознавать себя индивид. Благодаря тому, что язык соединяет все со всем на сохраняющемся основании культуры, появляется возможность помнить о пошлом и проецировать «жизненные миры индивидов» в будущее; конструировать виртуальную техносферу и создавать утопии; вглядываться в самое сокровенное для себя (имманентное) и в запредельное для родового опыта (трансцендентное). Итак, за термином «Мир» «ближайшим образом» находится уникальный мир индивида, а тем универсальным основанием, которое сохраняется во всех изменениях, является культура, границы которой и схвачены языком. Казалось бы, именно их интересы и должны быть приоритетными на деле и во всех отношениях. Словесное признание этой истины всеми без исключения социальными институтами и всяческое выхолащивание ее в действительной жизни в моральном отношении есть фарисейство, а в метафизическом плане – глубинная причина переживаемого ныне кризиса всей современной цивилизации. Существенное переосмысление философских представлений о Мире, в котором вынуждено жить сейчас подавляющее большинство индивидов, требует от философии столь же радикального пересмотра нашего отношения и к тому разрыву, который уже обособил Жизненный мир индивидов и Большой Специализированный Мир техногенного социума. Можем ли мы сказать, что к настоящему времени такой пересмотр хотя бы наметился? К сожалению, нет. Пересмотр предполагает не только констатацию того, что человечество находится ныне «на переломном рубеже истории», и не только наличие трезвой оценки перспектив, наметившихся уже сейчас в процессе глобального проникновения техники во все «поры» реальной жизни людей. Необходима еще и позитивная программа перемен. Но в настоящее время первое место в этих программах может занимать все что угодно, кроме массового отношения индивидов к Специализированному Миру. Типична, например, позиция Дж. Мартина, выраженная им в книге «Новая технократическая волна на Западе»: «Сегодня нам легче уничтожить нашу планету, чем ликвидировать уже нанесенный ей ущерб. Ради оздоровления общества мы должны развивать новые технологии, новые социальные модели, новые виды потребительских товаров, новые способы создания и потребления материальных благ»7. Ясно, что реализация программы такого рода в состоянии только увеличить тот разрыв, который давно уже обозначился между поднимающейся все выше и выше «технократической волной», с одной стороны, и растущим непониманием ее значимости и смысла для полнокровной жизни каждого индивида, с другой. В настоящее время подавляющее большинство людей относится к этому разрывы негативно, как к той зияющей бездне, в которую рискует низвергнуться весь наш привычный, индивидуально значимый и личностно переживаемый мир. Но тот же самый «разрыв» может быть осмыслен и иначе, - по крайней мере, реалистически, как та фактичная трудность в развитии человеческого рода, которую мы, ныне живущие, обязаны преодолеть.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |