КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия и термины. Агитация, влияние, внушение, манипулирование, подражание, принуждение, пропаганда, социальная проблема
Агитация, влияние, внушение, манипулирование, подражание, принуждение, пропаганда, социальная проблема, социальная технология, способы воздействия на общественное мнение, способы манипулирования, убеждение.
Контрольные вопросы
1. Какие детерминирующие факторы можно отнести к «объективным» предпосылкам и условиям развертывания общественного мнения, а какие – к «субъективным»? 2. Раскройте основные объективные условия и предпосылки формирования и функционирования общественного мнения. 3. Раскройте основные субъективные факторы формирования и функционирования общественного мнения. 4. Кого и почему можно называть субъектами воздействия на общественное мнение? 5. Опишите главные способы и методы воздействия на общественное мнение. 6. Каковы основные формы манипулирования общественным мнением и главные способы его предупреждения?
Проблемные задания
1. Проанализируйте, кто (власть, друзья и знакомые, средства массовой информации и т.д.) и что (социальные проблемы, индивидуальные потребности, коллективные интересы и т.п.) в наибольшей степени влияет на процессы формирования и функционирования общественного мнения. 2. Опишите разницу в следующих феноменах эволюции общественного мнения: предпосылки общественного мнения, условия существования общественного мнения, факторы и механизмы трансформации общественного мнения. 3. Составьте схему, отображающую механизм (механизмы) влияния на общественное мнение различных факторов – ближайшего окружения человека, СМИ, господствующих стереотипов и т.д. Попытайтесь при этом указать на качественный характер и определить количественные параметры их воздействия. 4. Когда и при каких условиях опросы общественного мнения превращаются в средство манипуляции общественным мнением? Что надо и возможно сделать для недопущения этого? 5. Приведите примеры воздействия корпораций на общественное мнение в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и т.д. (например, с помощью спонсорства, благотворительности, патронажа и т.д.). 6. Г.О. Павловский в своей рецензии на книгу Патрика Шампань «Делать мнение: новая политическая игра» пишет, что есть «два способа заткнуть рты. Во-первых, не давать болтать… Другой путь: не запрещать, но самому болтать… Такова стратегия позитивной структуры». Можно ли считать, что опросы общественного мнения превратились сегодня в «канал манипуляции элитами от лица масс», а само общественное мнение в «результат опросов общественного мнения»?[103]
Рекомендуемая литература
Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб., 1999. Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использование в управлении социальными процессами. М., 1987. Аникеев В.И. Общественное мнение как духовно-практическое образование. Ростов-на-Дону, 1980. Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения: повседневное использование и злоупотребление. СПб., 2002. Бендлер Р., Гриндер Д. Структура магии. СПб., 1995. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. М., 1978. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. СПб., 1898. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании: Паблик Рилейшнз: Предмет и мастерство. М., 2001. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public relations. М., 1995. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981. Ганчев Д. Изучение и формирование общественного мнения. М., 1983. Гарник А.В. Взаимодействие общественного мнения и социального опыта масс. Л., 1988. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. М., 1998. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.,2001. Клозе Ф. Массы и манипуляция. М., 1997. Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. М., 2000. Липпман У. Общественное мнение. М.,2004. Махатадзе И.Г. Система формирования общественного мнения и паблик рилейшнз. М., 1995. Минина В.Н. Социология социальных проблем: аналитический обзор современных концепций // Журнал социологии и социальной антропологии. 1993. №3. С. 74-90. Ноэль Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996. Общественное мнение и власть: механизмы взаимодействия. Киев, 1993. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2001. Парамонова Т., Красюк И. Формирование общественного лица фирмы // Маркетинг. 1998. № 6. С. 60-63. Попов Е. Формирование общественного мнения // Маркетинг. 1997. №5. С. 43-49. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 1998. PR в России: сценарии и технологии. М., 2000. PR: международная практика. М., 1997. Социальные технологии: 500 терминов. М., 1994. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань, 2000. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. Уолтон Д. Аргументы ad hominem. М., 2002. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000. Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. Ширков Ю. Модель формирования массовых представлений // Реклама и жизнь. 1999. № 11-12; 2000. № 13.
Глава 7
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |