Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и термины. Групповая динамика, групповая дискуссия, групповое интервью, качественные методы, малая группа, модератор




 

Групповая динамика, групповая дискуссия, групповое интервью, качественные методы, малая группа, модератор, отчет, топик-гайд, фокус-группа.

 

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте историю возникновения и применения метода фокус-групп.

2. Охарактеризуйте Pееr-группы, номинальные группы, десантные группы, брэйнсторминг, синектические группы, дельфи-группы, группы конфликта, группы обсуждения без лидера, адаптационные группы, расширенные креативные группы (ЕСG). В чем состоит отличие метода фокус-группы от других качественных методов сбора и анализа социологической информации?

3. Опишите преимущества и недостатки фокус-группы, как глубокого группового интервью, по сравнению с глубоким индивидуальным интервью. Как связан метод фокус-групп с наблюдением, контент-анализом, прожективными техниками, массовыми опросами?

4. Что представляет собой план (гайд) для фокус-групп?

5. Как определяется число и размер фокус-групп? Чем предопределяется выбор тем и определяется их число?

6. Опишите характер данных, собираемых с помощью метода фокус-групп, способы анализа и представления этих данных (поэтапный анализ, параллельный анализ, вертикальный и горизонтальный методы анализа данных, лингвистический анализ и т.д.).

7. Охарактеризуйте проективные вербальные техники в групповых качественных социально-психологических методах (завершение предложений, свободные и направленные ассоциации, аналогия, персонификация, персонализация, ролевая игра, фантастические сценарии, гипотетические сценарии).

8. Охарактеризуйте проективные невербальные техники в групповых качественных социально-психологических методах (коллаж, психологический рисунок (лепка), BUBBLES (завершение рисунка), манипуляция с рисунком).

9. Перечислите и охарактеризуйте методики повышения надежности метода фокус-групп?

 

Проблемные задания

 

1. Пользуясь публикацией Б. Нанеишвили, выявите взаимосвязь метода фокус-групп и глубинного интервью.

2. С опорой на схему «Содержание и последовательность операций в количественном и качественном исследованиях»[216] разберите особенности метода фокус-группы.

3. Факторы влияния на групповую динамику: 1) внутриличностные переменные: демографические, физиологические и личностные характеристики участников фокус-группы; 2) межличностные переменные: сплоченность группы, групповая совместимость, групповое восприятие социальной власти; 3) экологические переменные (влияние окружающей среды): территориальность, личное пространство, социальная организация пространства. Охарактеризуйте влияние данных факторов на протекание фокус-группы.

4. Опишите личностные (социально-демографические, психологические и т.д.) и профессиональные требования к модератору. Охарактеризуйте наиболее распространенные типы модераторов. Дайте характеристику основным стратегиям поведения модератора на разных этапах работы фокус-группы. Опишите деструктивные элементы в работе модератора.

5. Опираясь на данные Приложения книги Е. Дмитриевой, составьте план проведения исследования «Изучение информированности общественности г. Твери о ПР-специальности».

6. Составьте сценарий проведения фокус-группы на тему «Вузовские предпочтения тверичан».

7. «Анализ данных и представление результатов включает в себя:

- расшифровку и представление в печатном виде аудиокассет с записью фокус-групп;

- анализ расшифровок фокус-групп, просмотр видеозаписи и написание предварительного отчета;

- обсуждение предварительного отчета, выводов и рекомендаций по результатам исследования с модераторами фокус-групп (если модераторов было несколько человек);

- написание окончательного отчета (в маркетинговых исследованиях вместо или помимо традиционного отчета в письменной форме представляют фильм с фрагментами из различных фокус-групп и комментариями исследователя);

- представление результатов заказчику (в виде отчета, фильма или в форме устной презентации)».[217]

Подумайте, чем отличается данное описание процедуры анализа и представления результатов фокус-группы от процедуры анализа и представления данных в социологических исследованиях общественного мнения.

 

Рекомендуемая литература

 

Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб., 1999.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С. 163-230, 265-278.

Архипова О. 12 способов сбора информации // PR в России. 2001. Вып. 7. С. 46-50.

Белановский С.А. Метод фокус-групп: Учебное пособие. М., 2001.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М., 1997.

Брянцева Е.А. Метод «фокус-групп» в комплексном исследовании. М., 1998.

Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью. М., 2001.

Власова М.Л. Фокус-группа без фокусов // Маркетолог. 1999. № 1.

Глушакова Т., Грызунова Н. Качественные исследования в рекламе: возможности и ограничения // Практический маркетинг. 1997. № 10. С. 2-4.

Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М., 1998.

Девятко И.Ф. Измерение установки: становление социологической парадигмы // Социологические исследования. 1991. № 6. С. 49-59.

Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations. М., 2002.

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999.

Копылова С.С. Фокус-группы: ответ на вопрос «почему» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996. № 2.

Левешко Р.П. Анализ эффективности рекламы. Киев, 2000.

Маслова О.М. Количественная и качественная социология: Методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология. 4М. 1995. № 5-6.

Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М., 1991.

Нанеишвили Б. Фокус-группы как метод качественных маркетинговых исследований // Практический маркетинг. 1998. № 8-9.

Общественное мнение: методологические рекомендации для проведения социологических опросов. М., 1980.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологи. М., 1998.

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники. М., 2001.

Фоломеева Т.В. Метод фокус-групп в исследовании московской аудитории «Би-Би-Си» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. №3. С. 45-52.

Фоломеева Т.В., Цехоня О.С. Проективные тесты в исследовании потребительского поведения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 73-79.

Чумиков А.Н. Связи с общественностью: Учебное пособие для управленческих специальностей вузов. М., 2001.

Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 56-62.

Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология 4М. 1991. № 1. С. 14-31.

Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов // Социология 4М. 1995. № 5-6. С. 16-28.

 

 


Глава 13




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.