Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лев Семенович Выготский




Ве­ликий психологом Лев Семенович Выготский яв­ляется основателем культурно-исторической психологии. Имен­но ему принадлежит идея знакового опосредования сознания человека, которая дает новые ответы на вечные вопросы о раз­витии психики ребенка.

Известно, что знаки - особые предметы, обладающие двой­ной (материальной и идеальной) природой. С одной стороны, знаки являются материальными предметами, имеющими свою внешнюю форму (зрительную, слуховую и пр.), а с другой - знак несет в себе значение, которое вбирает в себя идеальное пред­ставление (образ) некоторого предмета, процесса или явления.

Таким образом, знак является заместителем реальности и по­зволяет перевести эту реальность в идеальную форму.

Гениальная мысль Выготского заключается в том, что знаки — не только заместители других предметов, но и средства, орудия внутренней психической жизни человека. По аналогии с ору­диями труда знаки являются психологическими орудиями, кото­рые позволяют осознать себя, свои действия и овладеть ими. Согласно концепции Выготского человеческое поведение осу­ществляется посредством знаков, т.е. оно опосредовано знака­ми. Основная функция знаковых средств заключается в объек­тивации собственного поведения, в превращении его в особый предмет, отдельный от человека. Это поведение перестает «со­впадать» с субъектом активности, в результате чего становится возможным отношение к нему и его осознание.

Наиболее универсальной системой знаковых средств явля­ется речь. Поэтому центральной линией развития сознания ре­бенка, по Выготскому, является развитие речевого опосредо­вания. Универсальное значение речи состоит в том, что она освобождает человека от давления наличной ситуации и дела­ет его поведение осознанным. Сказав (вслух или про себя), что и для чего мы делаем, мы можем осознать свое поведение и оце­нить его. Выготский писал: «С помощью речи ребенок создает рядом со стимулами, доходящими из среды, другую серию вспомогательных стимулов, стоящих между ним и средой и на­правляющих его поведение. Именно благодаря созданному с по­мощью речи второму ряду стимулов поведение ребенка подни­мается на более высокий уровень, обретая относительную свободу от непосредственно привлекающей ситуации; импуль­сивные попытки преобразуются в планируемое, организован­ное поведение». Исследования и наблюдения клинических пси­хологов показали, что любые речевые расстройства (афазии) резко повышают зависимость человека от ситуации, делают его рабом зрительного поля. Таким образом, именно речь делает поведение человека свободным и осознанным.

Однако речь не является единственным средством осознания своего поведения и овладения им. В качестве таких средств могут выступать различные образцы, правила или способы действия. Ученик и последователь Л. С. Выготского Д. Б. Эльконин свя­зывал становление произвольного и осознанного поведения ребенка со способностью действовать по образцу. Действия ре­бенка становятся осознанными и произвольными, когда они опосредованы представлением о том, как «нужно действовать». Этот образ поведения может быть задан в форме обобщенного правила, игровой роли или поведения конкретного человека. Важно, чтобы этот образ выступал как регулятор поведения, что­бы он стал образцом, с которым ребенок сравнивает свое пове­дение. Это сравнение с образцом и есть осознание своего по­ведения и отношение к нему. Таким образом, осознанность собственного поведения предполагает его опосредованность, т. е. наличие некоторого средства, с помощью которого человек может выйти за пределы непосредственной ситуации и отнес­тись к себе и своему поведению как бы со стороны, с точки зрения этого средства (речевого знака, образца, правила, нор­мы и пр.). Это делает его свободным от непосредственной ситу­ации и позволяет овладеть собой и своим поведением.

Психика человека, с позиции культурно-исторической кон­цепции, имеет опосредованный, или опосредствованный характер. Она опосредована достижениями культуры, в которую ребенок попадает с первых дней своей жизни. Способы человеческой де­ятельности, произведения искусства, правила социального по­ведения, научные понятия и пр. являются своеобразными сред­ствами, с помощью которых человек строит себя, свой внутренний мир, свои способности. Конечно, у человека есть врожденные, натуральные психические функции и процессы (условные и безусловные рефлексы, непроизвольное внимание и память, защитные и пищевые реакции и пр.). Но они не опре­деляют специфику и сущность психики человека, а являются лишь предпосылками ее развития. Над этими «нижними эта­жами» надстраиваются (и во многом преобразуют их) другие, высшие психические функции, которые имеют не натуральную, а культурную основу. Высшие психические функции опосредованны и произвольны по своей природе. Человек сам владеет ими:

он может по своей воле заставить себя быть внимательным, за­помнить то, что требуется, подумать над проблемой, вести себя определенным образом и пр. Эти высшие психические функ­ции и составляют сущность и своеобразие человеческой пси­хики и коренным образом отличают ее от психики всех живот­ных. Психическое развитие ребенка, исходя из этого, можно

представить как процесс освоения и присвоения культурно за­данных средств овладения собой или как становление высших психических функций.

Однако здесь возникает вопрос: каким образом возможно это освоение? Могут ли сами средства или предметы культуры сформировать у ребенка человеческие способности? Конечно, нет. Ведь сам маленький ребенок никогда не откроет функции знаковых средств, не научится говорить, не поймет произведе­ний искусства и тем более не будет овладевать своим поведени­ем. Но дело в том, что ребенок никогда не оказывается один на один с окружающим миром. Рядом и вместе с ним всегда нахо­дятся взрослые.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.