Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Социальная работа в контексте социокультурных проблем




Тема 2. Социально-культурная работа как научно-педагогическая проблема.

Список рекомендованной литературы к лекции.

Рефераты

Вопросы по теме лекции №1-2

· Раскрыть сущность понятия «социальная работа».

· Каковы основные цели социальной работы за рубежом.

· Перечислите теоретические модели социальной работы.

Задания для самостоятельной работы по теме лекции №1-2

1. Раскройте теоретические модели социальной работы.

2. Выявите сферы социальной работы за рубежом.

3. Выявите предпосылки возникновения социальной работы за рубежом.

 

1. Сущность и основные направления организации социальной работы за рубежом.

2. Основные факторы развития социально-культурной работы за рубежом.

3. Истоки рационального досуга и социальной помощи в Античной истории Древнего Востока, Древней Греции.

4. Популярные формы проведения свободного времени и организации социальной защиты населения в Древней Греции и Риме.

5. Средневековье как следующий этап в истории развития социально-культурной работы за рубежом.

6. Становление социально-культурной работы за рубежом в 17-18 веков.

7. Социально-культурная работа за рубежом в 19 – нач. 20 в.

8. Социально-культурная работа за рубежом в нач. 20 в. – 90г. 20 в.

 

Электронные ссылки:

· http://www.twirpx.com/file/81171/

· http://www.pedlib.ru/Books/3/0197/3_0197-16.shtml#book_page_top

· http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00066187_0.html

1. Батищев. Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. – М., 1987. – 312 с.

2. Библиотеки за рубежом. М., 1998

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.; 1994.

5. Волков. Ю.Г. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений / Волков Ю.Г. – М.: Гардарики, 2006 – 300с.

6. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы/ Пер. с англ. М.: АО Аспект-Пресс, 1995

7. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы/ Пер. с англ. М.: АО Аспект-Пресс, 1995

8. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы: Уч.-метод. Пособие. М.: МГУКИ, 1999.

9. Киселева Т.Г. Глобализация общества и культура мира. М.: МГУКИ, 2002.

10. Социальная работа за рубежом: Уч. пособие. Волгоград: Волгогр. гос. ун-т, 2001.

11. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т. Москва-Тула, 1993.

 

Проблемы социальной работы, социальная работа как наука, принципы социальной работы, история развития социальной работы на Западе.

Высокий уровень жизни населения стран Запада, казалось бы, дает основание считать, что на Западе нет тех проблем, с которыми приходится сталкиваться населению других стран с менее развитой экономикой. Однако это не так. Большинство стран Запада сталкивается с теми же проблемами, что и другие страны в большей или меньшей степени. Эти проблемы, по существу, стали интернациональными, глобальными. И думать над их решением приходится как каждой стране в отдельности, так и мировому сообществу в целом.

Существующие проблемы:

1. Безработица (бедность, бездомность).

2. Психическое здоровье (алкоголизм, наркомания).

3. Социальная справедливость (сиротство, социальная изоляция и одиночество).

4. Образование (проблемы беженцев).

5. Здравоохранение (насилие над личностью, неравенства).

6. Помощь по уходу за членами семьи (защита интересов семьи и детства, инвалидов, престарелых людей).

7. Рост преступности.

8. Просчеты в воспитании и организации культурно-досуговой работы, в неумении части молодежи правильно организовать свой досуг, заполнить его социально значимыми видами деятельности и пр.

Перечисленные проблемы определяют характер и направление деятельности социальной работы в зарубежных странах.

Социальная работа за рубежом организуется на разных уровнях: государственном, региональном и местном (муниципальном). Ее направления можно классифицировать по территориальному и отраслевому принципам. Территориальный – работа на уровне региона или по месту жительства. Отраслевой – работа со специфическими группами клиентов (инвалидами, представителями групп риска и т.п.). Направления социальной работы можно классифицировать и в зависимости от форм работы: индивидуальные, групповые (работа с индивидом, в семье, в общине, в студенческой аудитории). Но такое деление, во многом, весьма условно, т.к. здесь частично пересекаются территориальный и отраслевой принципы. Работа охватывает людей из разных социальных групп, что ставит перед социальными работниками разные задачи – от оказания финансовой помощи до консультирования, от помощи на дому до создания молодежных объединений. Социальная работа имеет и свои специфические особенности. Просматривается типология стран по сложившимся системам социальной работы – по роли государства в решении проблем социальной защиты населения: американская система (с преобладанием негосударственных форм помощи и поддержки социально слабых слоев) и европейская (с преобладанием государственных форм помощи и поддержки населения).

При этом выбор форм и методов воздействия определяется спецификой субъекта, на которого направлена деятельность социального работника. Этим субъектом могут быть индивид и его семья, группа людей, объединенных по различным признакам: территориальная общность, близость проблем, этническое происхождение, возраст и т.д.

Важным моментом деятельности социальных работников является объединение их усилий с представителями других профессий. Социальные работники входят в межпрофессиональные группы, вместе с судьями, психологами, юристами и представителями других профессий комплексно решают проблемы клиентов. Создание межпрофессиональных групп при работе не может не затрагивать и вопросов воспитания и организации досуга. Здесь с наибольшей степенью смыкаются задачи представителей различных гуманитарных профессий, в том числе социальных работников, социальных педагогов и представителей сферы рекреации, адаптации и досуга.

Социальных работников разделяют на три основные группы:

I - те, кто занимается уходом за больными людьми и инвалидами. Работают в основном в лечебных учреждениях.

II - социальные педагоги.

III – собственно, социальные работники (патронаж). Это наиболее эффективно многочисленная группа социальных работников, в т.ч. и исследователей.

В настоящее время основные направления социально-культурной работы за рубежом реализуются в следующих учреждениях:

· работа в больницах и психиатрических клиниках;

· в домах престарелых;

· в детских домах; дома инвалидов;

· в местах заключения;

· в школах; интернаты;

· в бюро по предоставлению рабочих мест;

· по месту жительства (отделы индивидуальных услуг, отделы для работы с неблагополучными семьями, работа в общине и т.п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.