Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Объективные предпосылки возникновения и развития теории социальной работы как научной дисциплины




Тема 3.Социально-экономические и политические предпосылки возникновения социальной работы за рубежом.

Список рекомендованной литературы к лекции.

1. Библиотеки за рубежом. М., 1998

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994

3. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: ACADEMIA, 2000.

4. Григорьев С. М., Гуслякова Л.Г. Предмет и объект социальной работы: постановка проблемы // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Барнаул, 1993. Вып. 1.

5. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы/ Пер. с англ. М.: АО Аспект-Пресс, 1995

6. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы: Уч.-метод. Пособие. М.: МГУКИ, 1999.

7. Киселева Т.Г. Глобализация общества и культура мира. М.: МГУКИ, 2002.

8. Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции в современном информационном пространстве: Уч.-метод. пособие. М.: МГУКИ, 2000.

9. Социальная работа за рубежом: Уч. пособие. Волгоград: Волгогр. гос.ун-т, 2001.

10. Справочное пособие по социальной работе. М, 1997.

11. Тезаурус социальной работы. М., 1995.

12. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. М., 1994.

13. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т. Москва-Тула, 1993.

14. Топчий Л.В. Проблемы теоретического обоснования модели развития личности социального работника в современной социокультурной реальности // Социальная работа. М., 1992. Вып. 1.

15. Холостова Е.И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты // Социальная работа. М., 1994. Вып. 6.

16. Шапошников А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции. М., 1992.

 

Подходы к решению социальных проблем, объединение в группы научных дисциплин, предпосылки возникновения социальной работы, характеристика саморазвития соц. работы на Западе.

Современное науковедение, социология науки, основные предпосылки, факторы и условия возникновения отдельных отраслей социального знания, научных дисциплин, как правило, объединяют в три группы. Во-первых, отмечается возникновении новых реальностей в окружающей среде обитания человека, новых проблем воспроизводства и поддержания жизненных сил личности, индивидуальной и социальной субъектности, удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования. Во-вторых, обычно констатируется саморазвитие научного знания как такового, опирающегося на традиционный для него и обновляющийся научный категориально-понятийный аппарат. В-третьих, учитывается феномен индивидуально-личностной субъектности ученого исследователя, потенциал знаний которого, его научная интуиция, исследовательские возможности существенным образом воздействуют на возникновение и развитие новых отраслей знаний, научных дисциплин.

Рассмотрим с учетом названных групп факторов и условий, определяющих развитие научного знания, основные предпосылки возникновения и прогрессивной эволюции теории социальной работы как науки.

Большинство специалистов по социальной истории и истории социальной работы сходятся в признании необходимости определения периода возникновения социальной работы, как современного общественного явления, потребовавшего разработки специальных теоретических основ, особой теории. Этим периодом обычно называется последняя четверть 20 века. Именно в это время в целом ряде индустриально развитых стран возникают группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создаются учебные заведения, готовящие социальных работников, открываются первые факультеты социальной работы университетов. Так, еще в начале 90-х годов XIX в. был открыт факультет социальной работы в Колумбийском университете.

В XIX в. начался поиск теоретических решений нарастающих социальных проблем, появляются первые социальные теории, социальные доктрины, которые и поныне определяют социальную политику государств.

В результате этих теоретических изысканий выработалось три подхода к решению социальных проблем. Первый – революционно-преобразовательный. Такой подход нашел свое воплощение в СССР, странах Восточной и Центральной Европы и некоторых странах Азии Латинской Америки в XX в. Второй – реформистский. По этому пути пошло социальное развитие большинства стран с капиталистической системой хозяйствования. Особенно преуспели в этом скандинавские страны. Третий – антропологический. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

Отчетливо обозначилась специфика образа жизни людей не только в регионально-национальном, территориальном разрезе, но и по различным типам, а также видам поселений. При этом явными оказались и различия в системах жизнеобеспечения населения. Проживающего в разных типах поселений, их зависимость от профиля хозяйственно-экономического развития регионов. Усложнение общественного производства, рост оснащенности работника, в целом – труда, повышение в нем роли и ответственности человека за результаты деятельности больших коллективов, ассоциаций работников, усиление их взаимозависимости, разностороннего влияния на эффективность повышения общих результатов профессиональной деятельности особого внимания к носителю рабочей силы, его здоровью, настроению, благополучию, жизненным ориентациям. И государственные органы, и крупные фирмы начинают во второй половине XIX -начале XX в. все более активно вкладывать капитал не только в образование, профессиональную подготовку населения, что само по себе тоже весьма примечательно, но и в то, что называется сферой поддержания жизнеобеспечения человека, социальной сферой. В каждом государстве характер поддержки, оказываемой «сирым и убогим», несет на себе отпечаток национальной культуры, сложившихся традиций, уровня экономического развития и многих других факторов. Появляются люди, которые не от случая к случаю, а постепенно занимаются благотворительностью. И причем бескорыстно. На этой основе возникают всевозможные благотворительные общества, которые и поныне пронизывают всю систему социальной защиты западного мира.

XX в. стал веком разрушения традиционных каналов социальной помощи: общины, семьи. Связи внутри общины рвутся под напором происходящих процессов индустриализации, урбанизации и индивидуализации общественной жизни. Семья переживает период нуклеаризации (распада), что ограничивает возможности взаимопомощи.

Опережающее развитие индустрии услуг в развитых странах приводит на рубеже веков, и особенно в XX в., к изучению закономерностей поведения человека во все более развитой и технически оснащенной социальной сфере.

Еще одним важным фактором, способствовавшим формированию современной системы социальной работы является борьба трудящихся за свои права. Рост концентрации работников на крупных предприятиях, в городах, усиливая организованность рабочего движения, профсоюзов оказал сильное влияние на буржуазные правительства, предпринимателей и убедил последних в необходимости широкой поддержки различных форм социальной работы, снимающих напряженность в обществе. И, тем более, что на рубеже XIX-XX вв., очевидной была тенденция к росту стачечного движения, случаи вооруженной борьбы трудящихся за свои права.

Нарастание социального неравенства и отсутствие государственных механизмов социальной защиты способствовало социальным взрывам, потрясшим мир в первые десятилетия XX в. революционные движения на Западе, три российские революции, мировая война, «Великая депрессия» в Америке заставили власти западных государств искать адекватные меры по социальной защите населения, проводить активную социальную политику.

Эпоха пролетарских революций наступала наиболее масштабно именно в прошлом столетии, поиск прогрессивной общественностью мирных, эволюционных путей перехода к более справедливому общественному устройству, более гибким современным механизмам решения и традиционных, и новых социальных проблем. В этой связи следует иметь в виду и ряд глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество в конце XIX – первой половине XX века. Они во многом обусловили актуальность возникновения и совершенствования социальной работы как общественного явления, а также ее научного обеспечения, создания теоретических и методологических основ. Наиболее остро и масштабно о себе заявили такие глобальные проблемы, как загрязнение окружающей среды, угроза демографического взрыва, массового голода в слаборазвитых странах и регионах, опасность самоуничтожения человечества в результате использования оружия массового поражения, проблема моральной деградации, социокультурного вырождения, распад семьи как традиционного социального института, составляющего основу воспроизводства общественной и индивидуальной жизни человека. Серьезную проблему защиты большей части населения планеты поставила растущая социальная дифференциация, увеличение различий в уровне жизни народов разных стран и регионов, распространение масс культуры, обострение проблемы миграции, выбора смысла жизненных ориентаций населения индустриально развитых и развивающихся стран.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.