Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковь села Богоявленское, Войново




 

Церковь Богоявления Господня с.Богоявленского, Войново построена в 1805-м году помещиком этого села Федором Григорьевичем Меркуловым. Но начал строительство церкви его брат – Алексей. В свое время Алексей Григорьевич, когда Новосильская округа относилась к Воронежской Епархии, просил Епископа Воронежского Тихона о дозволении вместо обветшавшей в селе Воиново деревянной церкви во имя Богоявления Господня построить вновь в том же именовании с приделом святителя и чудотворца Николая каменную церковь. Согласно этому прошению была выдана храмозданная грамота и новая каменная церковь в 1786-м году была «обложена» (заложена). После смерти брата, оставшись в имении законным наследником, Федор Григорьевич с помощью «доброхотных дателей» достроил новую каменную церковь с приделом в 1805-м году «во всей справности, …книгами, серебром, сосудами и всей принадлежностью снабдил».

В 1807-м году Федор Григорьевич Меркулов просит Епископа Тульского и Белевского (Новосильский уезд относился уже к Тульской Епархии) о разрешении на освящение как новой Богоявленской церкви, так и придельной Николаевской, что и было сделано. 18-го августа 1807-го года игуменом Новосильского Свято-Духового монастыря освящена Богоявленская церковь, а на следующий день – церковь Николая Чудотворца.

Из описи церкви того времени: «…новостроенная во имя Богоявления Господня церковь с приделом Николая Чудотворца каменного здания, хорошей архитектуры, покрыта железом и выкрашена черною краскою. Глава на церкви и на колокольне покрашена зеленой краской, внутри и снаружи выштукатурена чистой работы, с трех сторон двери железные.

В настоящей иконостас столярной чистой работы, при котором 10 колонн, с резьбой позлащенною. Царские ворота столярной с резьбой работы с позолотой … с образами Благовещения Пресвятой Богородицы. По правую сторону царских ворот через колонну образ Иоанна Крестителя. У южной двери, близ оных через колонну, образ мученика Андрея Стратилата, Александра Свирского и великомученика Феодора Тирона.

По левую сторону царских ворот через колонну – образ Божьей Матери, держащей младенца Иисуса Христа, а от него через колонну - образ Архангела Михаила. Северная дверь находится между колоннами, «от которых через колонну – образ Николая Чудотворца».

Далее очень подробно описывается все убранство церкви.

В 1857-м году приход церкви села Войново составлял 1418 прихожан и включал населенные пункты: село Богоявленское, Воиново тож, сельцо Филина Зушица, деревня Дубинки, деревня Пущино, деревня Кукуевка, деревня Выселки.

7-го марта 1882-го года дочери умершего помещика Федора Львовича Гринева, Мария и Евгения, сделали пожертвования в церковь Богоявления Господня: все облачение для священника, исключая подризник, бархат малинового цвета на главный престол, который стоил 180 рублей. Кроме этого, на престол и жертвенник придельного Николаевского храма сделали пожертвования лица, пожелавшие остаться в неизвестности: бархат малинового цвета на сумму 95 рублей.

В августе 1895-го года Епископу Тульскому и Белевскому поступило прошение от священника церкви с. Войново Сергея Некрасова с просьбой о разрешении сделать ремонт храма. Он пишет, что краска на куполе и на стенах трапезной вся потемнела, а на панели в настоящей и в трапезной в некоторых частях повредилась штукатурка и начала отпадать от стен. Для ремонта необходимо 139 рублей, которые в церкви имеются.

По справке, выданной в 1894-м году, видно, что церковь Богоявления Господня построена в 1805-м году. Здание каменное с такой же колокольней. Престолов два, утвари достаточно.

Церкви принадлежит церковная сторожка. Церковноприходского попечительства нет, имеется школа грамоты. Церковь пользуется доходами с билетов, вложенных в Банк. Кроме этого, имеются ежегодные доходы от 10 до 75 рублей от сада, сдаваемого в аренду.

Число прихожан – 1671 человек (846+825).

В сентябре 1895-го года разрешение на ремонт было получено: исправить штукатурку стен храма и окрасить их вместе с куполом.

В 1908-м году церковь в селе Войново описывается так: «Здание каменное с каменной колокольней и двумя престолами: во имя Богоявления Господня – в холодной настоящей и во имя святого Николая Чудотворца – в теплом приделе.

Церкви принадлежат и другие здания: сторожка церковная деревянная, крытая железом; часовни: 1-я – при церкви (внутри церковной ограды), построена в 1805-м году неизвестным лицом на месте старой церкви; 2-я – вне ограды с южной стороны храма, построена в 1865-м году неизвестным лицом во имя Святого Чудотворца Николая; 3-я построена на новом кладбище на средства помещика Авдеева для служения панихид; 4-я выстроена при Большой Новосильской дороге на средства неизвестных лиц в 1870-м году и посвящена иконе Святого Николая Чудотворца, обнесена оградой. Все часовни – каменные.

Около церкви имеется новое, наряду со старым, кладбище, землю для которого предоставил помещик села Войново Гринев Никандр Николаевич площадью 2021 квадратных саженей. Дочери Никандра впоследствии обнесли кладбище глубокой канавой, обсадили по канаве сиренью и лозами. Он же, Никандр Николаевич, пожертвовал в церковь икону Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Икона была древняя и хранили ее местные помещики: сначала Меркуловы, потом Гриневы – как фамильную святыню

На содержание притча жалования не поступает. Источниками обеспечения церкви являются выплаты с процентов с вкладов, внесенных в Государственный Банк и Казначейство: 150 рублей с 4- х процентов вклада, внесенному неизвестным лицом в 1859-м году на вечное поминовение рабы Анны (50 руб. получает церковь, 100 руб. – причт); 200 руб. – с 4-х процентов вклада, положенных священником села Войново Сергеем Некрасовым в 1889-м году на вечное поминовение его родственников (все деньги получает причт).

В 1908-м году земли, принадлежащей церкви, было 38 десятин 512 кв. саженей, в том числе: пахотной – 24 дес. 686 кв. саж.; под кустарниками, неудобьями, дорогами – 12 дес. 1816 кв. саж.. Сенокосных угодий не было.

При церкви имелась библиотека, состоящая из 260 томов и 150 книг разных названий. Все книги духовно-нравственного содержания, противораскольнических книг не было. Приходское попечительство открыто в октябре 1897-го года».

Священником в середине 19-го века в церкви села Войново служил Петр Иванович Войнов, который прославился тем, что в 1864-м году (по другим источникам – в 1862-м году) открыл первое в Войновском крае народное училище для крестьянских детей. Родился он в 1823-м году, окончил курсы в Тульской духовной семинарии по 2-му разряду, священником начал работать с 1845-го года в селе Войново. В 1860-м году учредил в с. Войново публичную церковную библиотеку, что привело его к известности по всей Епархии. В 1863-м году он был за это награжден набедренником, получил признательность епархиального начальства в 1864-м году за увеличение сборов на призрение бедных духовного звания.

Мировой посредник 4-го участка в апреле 1865-го года пишет Епископу Тульскому и Белевскому Никандру прошение: «Священник Петр Воинов с неутомимою ревностию озабочиваясь о введении грамотности между временно-обязанными крестьянами своего прихода, так успел расположить их к тому, что от 6-ти до 12-летнего возраста мало мальчиков, которые бы не учились в школе и в настоящее время при одном Волостном училище состоит на лицо до 45-ти учеников, кроме отдаленных деревень, где имеются также до 20-ти учеников, что при 489-ти душах временно-обязанных крестьян составляет уважительную пред другими волостями особенность.

Убеждения об устройстве училища, без приложения собой примера, не могли бы быть осуществимы между крестьянами, еще не совсем созревшими для того, да и не совсем расположенными заводить на свои средства школу, если бы не была особенная его благотворная и безкорыстная деятельность и ревность продвинуть их к тому. Сознавая, что для удовлетворительного обучения грамоте отсутствие помещения может быть главным препятствием в дальнейшем движении народного образования и, вместе с тем обратив внимание, что крестьяне после обнародования Положения об уничтожении крепостной зависимости, оставались совершенно в безпомощном состоянии, он, убеждая крестьян завести училище, не преминул поощрить их к тому и самьим делом, употребивши на учреждение в приходе своем училища для крестьянских детей 100 рублей серебром своих денег. Такие меры не остались без хороших последствий: ныне устроено училище, которое состоит из 2-х отделений, мужского и женского и стоит до 700 рублей – сумма очень значительная по числу душ в волости.

Само училище, устраиваясь по мысли и под надзором священника, по доверию крестьян к опытности и честности его, устроено отчетливо и с соблюдением строгой экономии, что и засвидетельствовано крестьянами с признательностью.

Учебные пособия и другие книги религиозно-нравственного содержания для мальчиков даются им безвозмездно, - на каковой предмет составляется им даровая библиотека при училище».

В 1864-м году в ноябре в училище училось 30 мальчиков, в декабре этого же года – 60 мальчиков и 8 девочек, в марте 1865-го года – 60 мальчиков и 5 девочек.

Мировой посредник Федор Соловьев ходатайствует «о оказании ему Ваших Архипастырских милостей».

Епископ наложил следующую резолюцию: «отзыв о заслугах священника по устройству приходского училища припечатать в Епархиальных Ведомостях, и при обшем представлении к наградам духовных лиц за заслуги по духовному ведомству ходатайствовать о преподании священнику благословения Святейшего Синода».

Но не все так гладко было в службе Петра Войнова. Одиннадцать лет тому назад, летом 1854-го года, помещик сельца Богоявленское, Войново тож, штаб-ротмистр Алексей Сергеевич Минин пишет прошение Епископу Тульскому и Белевскому Димитрию о том, что 21-го июля 1854-го года его крестьянка «Пелагея Васильева ночью страдала родами, наконец, с великим трудом, разрешилась от бремени сыном, но так была слаба, что теряли надежду на ее жизнь…»

Помещик послал за священником, Петром Войновым, который сначала не хотел ехать, но потом все-таки приехал, но сказал, что «сообщить Святых тайн после родов вскоре невозможно.» Крестьянка же в этот день умерла.

«Крестьянин Никанор поехал к священнику спросить, когда можно будет похоронить. Но тот сказал, что хоронить не будет. И послал крестьянина к становому приставу, который известил исправника, чтобы приехал лекарь и стряпчий. Те приехали на другой день и произвели следствие, анатомировали, тогда как священник мог похоронить без всякого следствия, зная причину ее смерти, не причиняя убытку моему крестьянину и не делая неприятностей мне.» Неприятности для помещика заключались в том, что для производства следствия из каждого дома собрали по одному человеку в то время, когда на полях шла жатва.

Одновременно Минин А.С. сообщает и о том, что священник не ходит к его крестьянам совершать таинства, потому что крестьяне не могут заплатить ему назначенную сумму. Бывает и такое, когда «священник хочет венчать, а пономарь не желает, и поэтому очень трудно двух упросить. В праздник Святого Христова Воскресения взимает 30 копеек серебром, кроме хлебного оклада, за молебен. Один крестьянин подал 20 копеек, так священник их забросил. В праздник Рождества Христова кроме денег, берет еще и по курице. За венчание – пол-литра сладкой водки, кроме простого вина, для притча, и деньгами – 2 рубля серебром».

При браке дворового человека Ефима Павлова в 1852-м году, когда Минин А.С. был в Москве, пономарь взял 8 рублей серебром без 40-ка копеек, потому что у Ефима больше не было, и отдал их священнику. «Во время говения великим постом священник заставляет людей молотить свой хлеб, а который не пойдет, этого становит на колени. На пасху не вошел ни в один дом деревни, потому что крестьяне не могут платить ему полностью оклад. Все это продолжается 7 лет. Крестьяне говорят, что до каких пор мы будем терпеть, и господину не угодно за нас заступиться?»

Это дело было поручено расследовать благочинному округа священнику Николаевской церкви г. Новосиля Ивану Тихомирову. Но тот не смог своевременно произвести следствие, поскольку Минин А.С. с августа месяца находился в Москве. «…а без него я опасаюсь приступить к делу». Минин А.С. из Москвы приехал только в феврале. Узнав о производстве дела по его прошению, помещик написал Тихомирову письмо, в котором сообщил, что он «не желает дальнейшего теперь хода дела, никакого следствия, так как он отправляется в Москву и Санкт-Петербург с намерением поступить на службу в Ополчение».

В начале 20-го века священником церкви был Извольский Николай Александрович, сын дьякона. Сначала он с 1890-го года служил священником церкви села Вознесенского, состоял с 1890-го по 1896-й год учителем церковноприходской школы этого же села, а с февраля 1896-го был переведен священником в с. Войново, работал в местной церковноприходской школе законоучителем, с октября состоял председателем церковноприходского попечительства, а с 20 апреля 1900-го года – членом благочиннического совета.

Жена Извольского Н.А., Любовь Сергеевна, дочь умершего священника Некрасова, окончила курсы Тульского епархиального женского училища. Извольские имели пятерых детей – двоих сыновей и троих дочерей: Веру, Софью и Надежду.

В приходе церкви села Войново в 1907-м году состояло 12 населенных пунктов с общим количеством дворов – 270 и количеством прихожан – 1924 человек (969+955).

 

ПРИХОД ЦЕРКВИ СЕЛА ВОЙНОВО В 1907-М ГОДУ:

 

Название населенного пункта Количество дворов Количество прихожан (муж.+жен.) Расстояние от Войново (верст)
С. Войново   204+197  
Д. Вороновка   98+105  
Д. Авдеево   117+125  
Д. Минино   157+146  
Д. Пущино   106+109  
Меркуловские Дворы   53+52  
Войновские Выселки   3+9  
Д. Дубики   64+57  
Д. Сухотинка   43+45 2,5
Д. Кукуевка   64+57  
Войновские Дворики   0+1  
Д. Шейново   60+51 0,5
Двор помещика   0+1 в с. Войново
Всего   969+955 = 1924  

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.