Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Актуальность проблемы наркопрофилактики среди несовершеннолетних вызывает необходимость искать различные варианты работы




 

Актуальность проблемы наркопрофилактики среди несовершеннолетних вызывает необходимость искать различные варианты работы, нарабатывать арсенал методов и средств, адекватных современной ситуации. С этой целью вниманию социальных педагогов ОУ предлагаются основные компоненты модели и варианты работы с подростками «группы риска наркотизации», то есть предрасположенными к злоупотреблению ПАВ, и методические рекомендации по предупреждению наркозависимости у детей и подростков.

Исходя из современного понимания проблемы развития аддиктивных расстройств, основными стратегиями как профилактической, так и реабилитационной работы с зависимостями являются стратегии, направленные на развитие, «выращивание», укрепление структур здоровой личности. Эти стратегии реализуют позитивный подход, который в области первичной профилактики выражается в создании для ребенка системы благоприятных условий, способствующих развитию потенциала здоровой личности. Здоровая личность способна управлять собой, объективно оценивать свои действия и поступки, верит в свои силы и возможности, способна достигать социально значимых результатов, конструктивно справляться с неизбежными трудностями, строить свою судьбу. В области вторичной и третичной наркопрофилактики стратегии эффективной работы основываются на возможностях «терапии средой», активном включении подростка в альтернативные формы социально значимой и общественно приемлемой активности, на осуществлении индивидуальной психолого-педагогической коррекции.

Помимо личностно-ориентированной психолого-педагогической работы, к позитивному подходу можно также отнести грамотную пропаганду здорового образа жизни и реализацию различных программ укрепления здоровья. При этом поощряется развитие здоровых привычек (занятия спортом, активный творческий досуг, здоровый режим труда и питания), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и могут служить альтернативой употреблению ПАВ. Принципы подхода к проблеме рассмотрены в первом разделе настоящего сборника.

Основные компоненты наркопрофилактической работы в ОУ

В образовательном учреждении профилактическая работа может включать в себя три компонента.

1. Образовательный компонент:

Специфический - информирование с целью развития у обучающихся представления о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития заболевания, о болезни и тех последствиях, к которым приводит химическая зависимость.

Целы научить ребенка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

Неспецифический - помочь детям обрести знания об особенностях своего личностного и психофизического здоровья, научить заботиться о себе.

Цель: способствовать формированию у обучающихся развитой концепции самопознания.

2. Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих предрасположенность к употреблению ПАВ, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков группы риска.

Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, ответственного отношения к своему здоровью, развитие умения осуществлять ответственный осмысленный выбор, принимать решения, развитие навыков ассертивного поведения и сопротивления манипулированию.

3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающий среды, обучение навыкам эффективного общения, здорового образа жизни.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в социуме [6].

Направления деятельности

В соответствии с функциями и ролью социального педагога в образовательном учреждении, непосредственно в сфере его деятельности логически проводится работа по специфическим направлениям:

1. Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок. Формы работы: родительский университет, организация групп родительской поддержки для «проблемных» семей.

2. Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними. Формы работы: семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи «проблемной» семье.

3. Оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал наркотизироваться; уходит из дома; прошел антинаркотическое лечение, находится на реабилитации и т.д.). Формы работы: консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, информирование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля наркотизации, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов «Как жить с ребенком, который начал употреблять ПАВ».

4. Разработка и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий. Формы работы: тематические «круглые столы», дискуссии и конференции, ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия наркотикам и иным ПАВ.

5. Формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками и способностями для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ [7].

Задачи наркопрофилактической деятельности.

1. Формирование и развитие мотивации на эффективное физическое и социально-психологическое развитие. Формирование у подростка позитивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями злоупотребления ПАВ.

2. Формирование мотивации на социалъно-поддерживающее поведение. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку «значимого другого». Так как она есть не у всех, важно научить людей социально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие)* легче справляются с проблемами, могут более эффективно преодолевать стрессы.

3. Развитие культуры здорового и социально-эффективного поведения, личностных ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения. Подросток, эффективно использующий поведенческие стратегии, имеющий социально-поддерживающее окружение, успешно использующий копинг-ресурсы, оказывается более защищенным перед лицом стрессовых факторов. В этом случае уменьшается вероятность употребления им наркотиков.

4. Формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков у детей и родителей. Информирование подростка о действии и последствиях злоупотребления ПАВ в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптивных форм поведения помогают сформировать у него образ жизни, способствующий здоровью.

Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения. Подобная работа проводится с группой риска и членами их семей. Для того, чтобы они захотели изменить свое поведение, необходимо сформировать у них желание, мотивацию на изменение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные программы.

6. Содействие изменению дезадаптивных форм поведения на адаптивные. Это работа с подростками, употребляющими наркотики. Прежде чем стать «выздоравливающим наркоманом», подросток проходит длинный, тернистый путь от осознания своих подлинных чувств, преодоления психологических защит, осмысления деструктивности своего поведения до желания замены дезадаптивных форм своего поведения наиболее адаптивными. Он должен понять, что употребление наркотиков мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его. Для этого ему необходимо осознать свои реальные чувства, преодолеть те психологические защиты, которые невротическая часть личности выстраивает для ухода от решения проблем, осознать свои поведенческие проявления и захотеть изменить их на более адекватные формы поведения.

7. Поощрение стремления подростков к прекращению употребления психоактивных веществ и минимизация вреда от такого употребления. Это также работа с теми, кто уже употребляет наркотики. В данном случае усилия направляются на формирование у человека желания уменьшить и прекратить их употребление.

8. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Любой подросток должен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если у него нет естественных социально поддерживающих сетей, необходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать поддержку. Следует расширять обучение сверстников и взрослых, формировать у них навыки социально-поддерживающего и стресс-преодолевающего поведения.

9. Формирование мотивации на изменение поведения у труднодоступных для контакта подростков и взрослых, употребляющих наркотики и другие психоактивные вещества. Для решения этой задачи применяются технологии так называемой «уличной» работы [7].

Первичная, вторичная и третичная формы профилактики тесно связаны между собой, и разделить их очень сложно. Кроме того, стоит помнить, что информация о нахождении подростка на наркоучете, прохождении лечения в наркодиспансере или центре реабилитации является конфиденциальной. Социальный педагог отвечает за сохранение конфиденциальности, независимо от того, получил он эту информацию от самого подростка, его родителей или случайно от каких-либо других лиц.

Основные стратегии наркопрофилактической работы.

Для построения профилактических программ важно, на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временныерамки, осуществляется ли воздействие на саму личность или на окружающую среду ив какой форме это происходит. С учетом этих факторов определеныследующие стратегии профилактической работы.

1. Профилактика, основанная на работе в школе, создание сети «здоровых классов», «здоровых школ», включение профилактических занятий в учебные программы всех школ.

2. Профилактика, основанная на работе с семьей.

3. Профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах.

4. Профилактика с помощью средств массовой информации.

5. Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах — на территориях, улицах, с безнадзорными, беспризорными детьми.

6. Систематическая подготовка специалистов в области профилактики [7].

Подростки как целевая группа

Приведем данные, которые могут помочь социальным педагогам представить отношение детей, подростков и молодежи к наркотикам в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе.

8— 11 ЛЕТ. Ребят интересует все, что связано с наркотиками, их действие, способы употребления. Наркотик - это неизвестный и запретный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках отрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителей (передаточное звено).

Данный возраст — это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирования моды на наркотики. В этом возрасте школьники начинают играть в наркоманов, интересоваться видеофильмами о борьбе с наркомафией. Часто (практически всегда) непрофессиональное обсуждение о проблеме наркотиков средствами массовой информации по большей части дает прямо противоположный эффект, т.е. усиливает любопытство к наркотикам и наркоманам.

1113 ЛЕТ. Основной возраст начала наркотизации. Интерес у ребят вызывает возможность употребления так называемых "легких" наркотиков. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь немногие, некоторые уже пробовали наркотик из любопытства» С потребителями и распространителями наркотиков знакомы практически все. О наркотиках знают много из опыта знакомых или по рассказам, многие сведения недостоверные, информации об отрицательных сторонах действия наркотиков у ребят практически нет. Отношение к наркотику если не позитивное, то с присутствием определенного «ореола привлекательности». Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11—13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ, аддиктивное поведение.

1416 ЛЕТ. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный — через близких знакомых и друзей. Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими у подростка формируется и все более и более определенное отношение к наркотику.

В этом возрасте формируется пять групп по отношению к наркотикам:

I. Употребляющие и втягивающие других. Употребление считается признаком уверенности, независимости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический смысл: исследуются различные формы наркогенных веществ, идет поиск путей повышения эффекта при одновременном снижении риска. Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности или быть продиктовано негативными стремлениями: нанесением вреда, разрушением имиджа «чистоты», материальной выгодой (распространение наркотиков за
возможность скидок при покупке для себя).

II. Употребляющие, но понимающие опасность. Не стремятся распространять наркотики, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то «доказать миру».

Ш. Активные противники. Это самая малочисленная группа, позиция ее представителей: «Я никогда не буду употреблять наркотики и буду противостоять распространению этого зла среди моих друзей». Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще — на эмоциональном отражении. Во втором случае «грамотный» наркоман может поколебать уверенность активного противника.

IV. Равнодушные противники. Входящие в эту группу отказываются от наркотиков при допущении их употребления другими: «Я наркотики не употребляю, а судьба других меня не касается. Хотят травиться — их дело».

V. Не определившие свое отношение к наркотикам. Члены этой группы выступают потенциальными участниками четырех предыдущих [8].

Диагностика уровней предрасположенности к наркозависимости

Эффективность профилактической работы во многом определяется адекватностью выбранного в каждом конкретном случае метода, выбор которого должен учитывать логический уровень субъективной репрезентации проблемы. Простую и изящную модель мышления и картины мира человека, объясняющую механизмы личностных и поведенческих изменений в процессе психокоррекционной работы, предложил Р. Дилтс [3]; с ее помощью можно определить наилучшую точку вмешательства, чтобы произвести желаемое изменение. Эта модель лежит в основе предлагаемой Н.В. Подхватилиным [4] системы профилактики подростковой наркозависимости и может использоваться как при проведении диагностики уровня предрасположенности к наркозависимости, так при выборе методов профилактической и коррекционной работы (см. Таблицу 1).

При диагностике предрасположенности к наркотикам важно выяснить уровень рассуждений на эту тему подростка, понять, на каком логическом уровне находятся информация и убеждения (мнение) подростка на этот счет. Диагностика осуществляется в процессе беседы с подростком. Выделяются три группы риска: слабой, умеренной, наиболее вероятной предрасположенности.

К первой группе относятся типы рассуждении о наркотиках, исходящие из первого и второго логических уровней. Например: подросток знает о существовании наркотиков и эмоционально на них реагирует. На этих уровнях у подростка еще не сформировано желание попробовать наркотик, но опасность появления такого желания существует по мере накопления информации о наркотиках.

Ко второй группе относятся суждения подростка о наркотиках с позиции их функционального использования. На этом уровне подросток уже знает, для чего, где, когда и с кем принимаются наркотики. Такие «знания» могут привести подростка к решению «побаловаться» наркотиками, попробовать, что это такое.

Третью группу риска составляют подростки, считающие возможной легализацию наркотиков, поскольку некоторые люди их употребляют. Для них характерны рассуждения типа:

«Люди потребляли наркотики, потребляют и будут потреблять, поэтому они имеют право на существование».

Суть профилактики сводится к тому, чтобы выявить степень предрасположенности, а затем понизить уровень вероятности приобщения к наркопотреблению. Если работа проведена качественно, подросток начинает рассуждать о наркотиках на более низком логическом уровне.

Работа с убеждениями предполагает следующее условие: изменение убеждений осуществляется с более высокого логического уровня, чем уровень предрасположенности.

Например: рассуждения о наркотиках как социальном явлении и людях, которые их употребляют, относятся к первому и второму логическим уровням. Следовательно, психологическую коррекцию осуществляют с третьего или четвертого уровня. Поэтому тему обсуждения ведут с позиции необходимых в реальной жизни навыков (логический уровень способностей), обеспечивающих объективное существование человека в этом мире.

Таблица 1.

 

Логические уровни Уровни предрасположенности к наркозависимости Методы профилактики
1.Внешнее окружение Знает о существовании наркотиков Информирование о вреде наркотиков
2. Поведение Эмоциональная реакция на наркотики Техники, обучающие социальному взаимодействию
3. Способности Знает о причинах потребления наркотиков другими людьми Техники тренингов умений, уверенности в себе
4. Ценности и убеждения Думает о наркотиках как о способе решения каких-то жизненных проблем Техники, формирующие новые ценности
5. Идентичность Рассуждает о наркотиках как о неотъемлемой части жизни Техники, формирующие мировоззрение
6. Духовность Рассуждает о наркотиках с позиции мистики и предназначения Экзистенциальная психотерапия

 

Специалистами описывается структура убеждений, влияющих на формирование личности. Мозг имеет многоуровневую организацию, как и несколько уровней обработки информации. С психологической точки зрения можно говорить о пяти основных уровнях.

1. Базовым (поверхностным) является наше внешнее окружение, внешние сдерживающие факторы.

2. Мы взаимодействуем с внешним окружением своим поведением.

3. Наше поведение направляется сформировавшимися в мозге моделью мира и стратегиями действий.

4. Наши способности организуются посредством систем убеждений.

5. Сами убеждения организуются через идентичность, «Я-образ».

6. Идентичность, или «Я-образ», осуществляется через осознание своего
предназначения в этом мире, через его духовное понимание.

Когда человек испытывает какое-либо затруднение, то следует определить, приходит ли данное затруднение из внешнего мира (1), или причина в том, что конкретный человек не обладает выработанным типом поведения (2), или он не разработал подходящей стратегии действий (3), или у него отсутствует система убеждений (4), или он не самой дентифицировал себя (5), или не имеет особенных мировоззренческих установок, адекватных «Я-образу» (6).

Таким образом, мы можем говорить о градации значимости (важности) рассуждений человека в зависимости от того, на каком логическом уровне он ведет разговор. Например:

♦ «Я кое-что слышал о наркотиках» — 1-й уровень;

♦ «Видел, как принимают наркотики» — 2-й уровень;

♦ «Знаю, как и зачем потребляют наркотики» — 3-й уровень;

♦ «Уверен и убежден, что в некоторых ситуациях наркотики помогают в жизни» — 4-й уровень;

♦ «Наркотики помогают жить. Вон, на Востоке их всю жизнь потребляют — и ничего!» — 5-й уровень;

♦ «Наркотики изменяют сознание и дают возможность доступа в иные миры, к иным реальностям» — 6-й уровень.

Чем глубже человек рассуждает о каком-либо явлении или поведении, тем большую значимость оно для него имеет, соответственно он с большей вероятностью склонен реализовать его. Приведенные в качестве примера уровни рассуждений могут являться и диагностическим средством. Все это — важные различия, полезные для любого, кто работает в области обучения, общения или развития личности [5].

Роль реабилитационного потенциала

Организуя психолого-социалько-педагогическую работу в рамках вторичной и третичной наркопрофилактики в образовательном учреждении с наркозависимыми подростками, социальному педагогу важно учитывать уровень реабилитационного потенциала [1].

Реабилитационный потенциал (РП) - это совокупность физических, психических, социальных, духовных возможностей детей и подростков в преодолении зависимости от ПАВ и ее последствий, в восстановлении или формировании их личностных и социальных качеств, способствующих возвращению в семью и к общественно полезной деятельности без употребления ПАВ. Основные составляющие РП могут быть условно разделены на четыре блока: (1) информация об особенностях развития ребенка от рождения до начала употребления ПАВ; (2) особенности злоупотребления им ПАВ; (3) особенности его социального статуса и социальных последствий употребления ПАВ; (4) личностные особенности реабилитируемого ребенка или подростка.

В зависимости от степени выраженности основных составляющих РП дети или подростки могут быть разделены на три группы: реабилитируемые с высоким, средним и низким уровнем реабилитационного потенциала.

Уровень реабилитационного потенциала (УРП) - это показатель, который оценивает особенности развития личности на всех этапах формирования наркозависимости (от предшествующих развитию наркомании до постановки реабилитируемого. Он также объединяет индивидуальные когнитивные, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные, морально-этические особенности к основное направление личностного и социального развития, а также ценностную ориентацию ребенка или подростка. Реабилитационный потенциал несовершеннолетних не остается на постоянном уровне, он увеличивается или уменьшается в зависимости от выбора и осуществления ими той или иной линии поведения, ориентированной на употребление или отказ от употребления ПАВ.

Для детей и подростков с высоким УРП характерны следующие особенности. В предшествующем развитию зависимости периоде, как правило, отсутствует наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями» отмечается нормативное психическое и физическое развитие, преимущественно благополучные семейные отношения и условия воспитания. Клинические особенности злоупотребления ПАВ включают: короткие сроки употребления ПАВ (3-4 месяца), в основном, способ употребления наркотических средств через носоглотку или через полость рта, эпизодическое влечение к ПАВ; отсутствуют передозировки наркотиков и суицидальные тенденции. Наркотический абстинентный синдром характеризуется низкой интенсивностью и непродолжительностью (2-3 дня). Как правило, у таких наркозависимых отсутствуют соматические заболевания (гепатиты, ВИЧ-инфекция, заболевания, передаваемые половым путем и пр.) и психопатологические нарушения (эмоциональные и поведенческие расстройства), обычно приобретаемые в период злоупотребления ПАВ. Формально сохраняется критическое отношение к употреблению ПАВ. Мотивация на участие в реабилитационных программах носит добровольный характер, преобладает желание продолжить учебу, получить образование, приобрести профессию и пр. Конфликты в семьях таких подростков имеют преимущественно ситуационный характер и в основном связаны с употреблением ПАВ. В случаях мелкого воровства подростки легко сознаются в своих проступках, раскаиваются, просят прощения. Отсутствует вовлеченность в полукриминальные и криминальные структуры. Родственники таких подростков охотно контактируют с воспитателями, врачами, психологами и активно противодействуют употреблению ПАВ. Морально-этические отклонения носят нестойкий характер и тесно взаимосвязаны с обострением влечения к ПАВ и их употреблением. Когнитивные и выраженные эмоциональные нарушения у этой группы фактически отсутствуют.

Для несовершеннолетних со средним УРП характерна развернутая стадия заболевания, значительные нарушения социального статуса (постоянные конфликтные отношения с родителями, девиантное поведение, асоциальность, сниженный круг интересов, плохая успеваемость и пр.). Морально-этические отклонения характеризуются стойкостью и часто не связаны с обострением влечения к ПАВ и их употреблением. Преобладают эгоцентризм, лживость, безответственность. Интеллектуально-мнестические расстройства проявляются в виде снижения памяти, снижения концентрации внимания, способности к обобщению и пр. Часто наблюдается эмоциональная неустойчивость, тревожность, сниженное настроение, плаксивость. Описанные расстройства, касающиеся когнитивной сферы, поведения, эмоциональных нарушений, при длительном воздержании от ПАВ и проведении реабилитационных мероприятий поддаются коррекции и приобретают переменный характер.

У несовершеннолетних с низким УРП отмечаются раннее начало и многолетнее употребление ПАВ, развернутая стадия заболевания, соматическая патология (гепатиты, заболевания, передающиеся половым путем, иногда ВИЧ-инфекция и пр.), асоциальное поведение (воровство, хулиганство, лживость), вовлеченность в криминальные структуры. Большинство морально-этических нарушений приобретают стабильность. У наркозависимых этого типа формируются своеобразные отклонения в психике, вызванные злоупотреблением ПАВ (психопатии, психоорганические изменения и др.). Эти дети и подростки нуждаются в продолжительных лечебно-реабилитационных мероприятиях, которые в значительной мере способствуют их реадаптации и ресоциализации.

УРП позволяет дифференцированно и оптимально использовать потенциальные возможности подростка и реабилитационной социально-психолого-педагогической среды, реабилитационных программ и технологий. Дети и подростки с высоким УРП без ограничений привлекаются к работе или учебе, к занятиям спортом, к участию в кружках по интересам. Кроме того, для этой категории реабилитируемых могут быть использованы такие виды реабилитационных технологий, как все виды арт-терапии, бьюти-терапия, организованный досуг.

Осуществляя реабилитационную работу в ОУ, социальному педагогу важно постоянно и согласованно взаимодействовать с семьей и ближайшим окружением подростка, а также с психологом. При этом усилия направляются на психокоррекционную работу, устранение острых межличностных и внутриличностных конфликтов подростка. Родители обучаются конструктивному взаимодействию со своими детьми, умению контролировать их поведение и собственные поступки, которые могут привести к обострению или разрыву отношений, дезадаптации и аддиктивному срыву. Родители детей с высоким УРП имеют целый ряд преимуществ в отношении гармонизации семьи. В данном случае существует возможность в максимально короткие сроки полностью восстановить функциональные семейные отношения.

Для зависимых от ПАВ подростков со средним и особенно с низким УРП вводится целый ряд ограничений. Прежде всего, в первые полтора-два месяца после прохождения лечения в наркодиспансере рекомендуется снизить интенсивность физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, сократить продолжительность рабочего дня, учебы, занятий спортом, объем арт-терапии и организованного досуга (исключаются танцы, психодрама, аэробика, культ- и турпоходы). Для этой категории подростков основной акцент переносится на максимальную реализацию психолого-социо-педагогических мероприятий и психокоррекцию реабилитационной средой с включением в посильную трудовую деятельность [1].

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Правила, которых следует придерживаться,

если возникло подозрение в том, что подросток (обучающийся)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.