Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины




Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование раздела дисциплины Лекции Семинары СРС
  Предмет науки и религии. Введение      
  Сущность религии.      
  Происхождение религии.      
  Методология науки и современное естествознание      
  История становления и развития науки. Диалог с богословием.      
  Наука и христианство.      
  Модели взаимоотношения религии и науки.      
  Православное учение о чудесах.        
  Библия и наука.      
  Историческая апологетика.      
  Учение о христианском откровении.      
         

 

 

 

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
  Предмет науки и религии. Введение Наука и религия. Естественно-научная апологетика: История и современность. Естественно-научная апологетика: предмет, задачи, методология Краткий обзор истории естественно-научной апологетики. «Модели» Бога/мира. Монархическая «модель» Бога/мира. Деистическая «модель» Бога. Процессуальная модель Бога/мира. Гносеологический аспект веры. Современные исследовательские центры проблем религии и науки.
  Сущность религии.   Необходимость решения вопроса о сущности религии. Этимология слова «религия», различные гипотезы: Цицерон, Арнобий, Лактанций, блаж. Августин, современные концепции. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и в сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Священное. Отличие Церкви от тоталитарной секты. Виды религий: теизм, деизм и пантеизм; монотеизм и политеизм, мировые и племенные религии, язычество.
  Происхождение религии.   Важность правильного решения вопроса об изначальном характере религии. Критический обзор различных атеистических теорий о происхождении религии: а) религия – вымысел жрецов, б) страх как причина возникновения религии, в) евгемеризм (обожествление великих людей), г) просветительская концепция (невежество как причина религии), д) учение Фейербаха, е) марксистская концепция (классовые корни религии), ж) анимистическая теория, з) теории об особом психическом органе религиозного сознания (Якоби), и) фрейдизм. Христианское учение об изначальности религии в человеческом роде. Прамонотеизм и возникновение политеизма в результате грехопадения. Доказательства в пользу первоначальности монотеизма. Свидетельства современной науки (этнографии) в пользу прамонотеистической концепции о происхождении религии.
  Методология науки и современное естествознание Характерные черты науки. Отличие науки от других сфер культуры. Наука и религия. Наука и философия. Предмет и общая структура науки: естественнонаучная и гуманитарная культура. Структура научного познания. Внутренняя логика и динамика развития естествознания. Методы науки. Принцип системности и его христианское осмысление. Редукционизм и холизм.
  История становления и развития науки. Диалог с богословием.   Натурфилософия и естественное богословие. Святоотеческое богословие и естественные науки. Античная и средневековая наука на Востоке и Западе. Предпосылки появления современной науки. Основные этапы развития науки. Первая научная революция (XVII в.). Вторая научная революция (XVIII в. – нач. XIX вв.). Третья научная революция (сер. XIX в. – сер. XX в.). Четвертая научная революция (кон. XX в.). Противоречия современной науки. Естественно-научная картина мира и ее неполнота.
  Наука и христианство.   Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из христианских и философских положений. Вера в Бога – Творца и Законодателя мира как необходимая предпосылка возникновения науки. Иные постулаты, лежащие в основе современной науки: учение о человеке как образе Божием, Боговоплощение как освящение мира, математизация естествознания, его теоретичность. Антиеретическая и антиоккультная направленность науки в XVII веке. Оккультизм и ненаучность учения Джордано Бруно. Суд над Галилео Галилеем. Отношение католической церкви и науки в XVII-XIX вв. Отсутствие конфликта с наукой в Православии. Особенность религиозности ученых: Кеплер, Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Фарадей, Максвелл, Коши, Мендель, Эйнштейн, Планк, Гейзенберг и др. Причины отхода многих ученых от Церкви в XX веке.
  Модели взаимоотношения религии и науки.   Проблема соотнесения научных данных со Сверхъестественным откровением и установления демаркации между богословием и наукой. Модели взаимоотношения религии и науки. Вопрос о допустимости «естественно-научного» прочтения Священного Писания и церковная рецепция научных картин мира. Библейский Шестоднев – не «репортаж с места событий». Когда смерть вошла в мир: вопрос о качественном состоянии мира до и после грехопадения человека. Привлечение научных концепций в целях толкования Священного Писания в прошлом и в настоящее время. Феномен чуда и естественные науки.
  Православное учение о чудесах.   Природа чудес. Проблема определения чуда. Чудо как событие, противоречащее законам природы. Онтологическое обоснование возможности чуда. Примеры чудес: уникальные (в т.ч. евангельские) и постоянно действующие. Жизнь как чудо с точки зрения физики. Попытка Шрёдингера объяснить жизнь с точки зрения физики, ее неудача. Евхаристия как наиболее наглядное чудо. Причины непризнания людьми даже самых очевидных чудес.
  Библия и наука.   Историческая уникальность библейского описания сотворения мира. Соответствие «шесто-днева» положениям современных наук: физики, геологии, биологии. Креационизм и эволюционизм в понимании сотворения и развития мира. Христианство и частные науки: физика, математика, геология, биология, антропология. Антропный принцип. Проблема возникновения жизни, отношение к эволюции, происхождение человека.
  Историческая апологетика.   Уникальность Библии. Доказательство историчности ветхозаветных событий: археологические данные, кумранские рукописи, тщательная методика переписывания Ветхого Завет в древности как гарантия подлинности текста. Историчность евангельских событий. Свидетельства нецерковных историков о Христе (Иосиф Флавий, Тацит, Плиний Младший, Светоний). Надежность Евангелий как исторических документов. Мученичество апостолов как свидетельство истинности Евангелий. Критика учений о «естественности» воскресения Христа (обморок и т.п.). «Туринская плащаница».
  Учение о христианском откровении.   Понятие об откровении и его главных видах. Определение. Разделение на сверхъестественное и естественное, непосредственное и опосредованное, внешнее и внутреннее. Ложные понятия об откровении: рационалистическое, ложно-мистическое, одностороннее супранатуралистическое. Условия возможности сверхъестественного откровения: существование сверхъестественного вообще и отсутствие оснований для утверждения его невозможности: метафизических (логическая мыслимость), физических (непротиворечие законам природы), динамистических (сила божественного всемогущества) и нравственных (способность человека сознательно и свободно воспринимать сверхъестественное откровение). Признаки сверхъестественного откровения: чудеса и пророчества. Пророчества и чудеса в Библии. Неполнота ветхозаветного откровения и его приготовительное значение к явлению полного откровения в христианстве. О Божественном происхождении христианской религии. О Божественном достоинстве Основателя христианской религии.

 

Основная литература:

1. Аринин Е. И. Наука и религия: Учеб. пособие в 2 тт. Т.2. - Владимир: Владимир. гос. ун-т, 2004.

2. Девятова С.В. Современное христианство и наука: Учеб. пособие для вузов. - М.: Наука, 1994.

3. Зеньковский В.В. Апологетика // Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1997.

4. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. М., 1999.

5. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884.

6. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. Клин, 2000.

Дополнительная литература:

1. Девятова С.В. Современное христианство и наука. М., 1994.

2. Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология // Карнап Р. Значение и необходимость. М.: ИЛ, 1959. С. 298 - 320.

3. Кейпер Ф.Б.Я. Космогония и зачатие: к постановке вопроса // Труды по ведийской мифологии. М.: Наука 1986. С. 112-146.

4. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: Refl-book, 1994

5. Койре А. Галилей и Платон // Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985. С. 128-153.

6. Койре А. Ньютон, Галилей и Платон // Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985. С. 154-174.

7. Койре А. Гипотеза и эксперимент у Ньютона.// Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс. 1985. С. 175-203.

8. Кудрявцев П.С. История физики. М.: Учпедгиз. 1948. С. 70-72.

9. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс. 1977. С. 158-168.

10. Леви-Стросс К. Деяния Асдиваля // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М.:Наука. 1988. С. 35 - 77.

11. Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. СПб.: ОРИС, 1993. С.5-29.

12. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988.

13. Паев М.В. Решение двух античных проблем. // Киев: Наукова думка, 1987. С. 124-154.

14. Платон. Государство. Фрагмент 546 ВС // Соч. в 3-х тт. - М.: Мысль. Т. 3. Ч. 1.

15. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.

16. Рабинович Б.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука,1979.

17. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985.

18. Роджер Бэкон. Великое сочинение // Матузова В.И. Английские средневековые источники. М.: Наука, 1979.- С. 189 - 234.

19. Рожанский И.Д. Развитие естествознание в эпоху античности. М.: Наука, 1979. С. 304-351.

20. Семенцов В.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы (Ритуальный символизм) // M.: Наука, 1981. С. 27-47.

21. Скибицкий М.М. Мировоззрение, естествознание, теология. М., 1968.

22. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. М.: Наука, 1984.

23. Тибетская книга мертвых.СПб.,1993. С. 31-47.

24. Успенский П.Д. Tertum organum. Ключ к загадкам мира. СПб.: Андреев и сыновья, 1992. С.238 - 241.

25. Фома Аквинский. Из произведений Фомы Аквинского // Боргош Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1975. С. 141 - 176.

26. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М.: Прогресс, 1981. С. 167-170.

27. Эйнштейн А. Религия и наука // Эйнштейн А. Собр. научн. трудов. М., 1988.

28. Элиаде М. Аспекты мифа // М.: Инвест-ППП, 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.