Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кришна и Христос 11 страница





Наука и лженаука

 

Цель познания

 

В приведенной ниже беседе Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит с профессором физики Калифорнийского университета в Ирвине доктором Грегори Бенфордом об относительной ценности разных отраслей знания, а также о различиях в целях и методах познания современной науки и ведической философии.

 

Шрила Прабхупада. Говоря о «научном прогрессе», вы имеете в виду прогресс от воловьей упряжки к автомобилю? Вы считаете научным прогрессом то, что с уровня воловьей упряжки мы поднялись до уровня сложного механизма автомобиля, верно?

 

Д-р Бенфорд. Это прогресс технологии.

 

Шрила Прабхупада. Технология и наука - одно и то же. Нас интересует прогресс духовной души. Что известно науке о вечной душе?

 

Д-р Бенфорд. О душе практически нет никаких научных данных.

 

Шрила Прабхупада. Следовательно, научного прогресса как такового не существует.

 

Д-р Бенфорд. Хм, научное знание - это особая форма знания. Вы можете отдавать предпочтение одной из множества различных форм знания, но это уже другой вопрос.

 

Шрила Прабхупада. Возможно. Есть разные отрасли знания. В частности, одна отрасль медицины изучает физиологию и анатомию тела. Это одна из дисциплин. Но помимо тела есть еще интеллект и ум. Их изучает психология. Это тоже наука, наука об уме.

 

Д-р Бенфорд. Эта наука находится на очень низком уровне развития.

 

Шрила Прабхупада. Возможно, но тем не менее ее признают наукой, не так ли? Психология и метафизика занимаются умом и интеллектом. А над умом и интеллектом стоит вечная душа. Таким образом, есть много отраслей знания: медицина, изучающая тело; психология, изучающая ум, и, наконец, духовная, трансцендентная наука. Тело и ум просто-напросто покрывают вечную душу, точно так же как ваше тело покрывают рубашка и пальто. Если вас интересуют только рубашка и пальто, а до человека, находящегося под ними, нет дела, считаете ли вы это прогрессом науки?

 

Д-р Бенфорд. Я думаю, что нет такой отрасли знания, которая была бы бесполезной.

 

Шрила Прабхупада. Мы не говорим, что это научное знание бесполезно. Механика, электроника - тоже знание. Но разные отрасли знания различаются по степени важности. Скажем, вкусно готовить - это тоже наука. В науке много разделов, но самый главный из них - наука о душе, атма-гьяна.

 

Д-р Бенфорд. Вы выдвинули положение, с которым я не могу полностью согласиться, хотя и нахожу его вполне логичным. Единственная форма знания, поддающаяся проверке, то есть проверке, с которой все согласятся, - это знание, которое может быть доказано логически или экспериментально.

 

Шрила Прабхупада. Наука о вечной душе может быть обоснована логически.

 

Д-р Бенфорд. Как это?

 

Шрила Прабхупада. Возьмите, к примеру, ваше тело. Когда-то у вас было тело ребенка, а теперь этого тела больше нет; у вас другое тело. И все-таки каждому понятно, что когда-то у вас было тело ребенка. Это факт. Значит, ваше тело изменилось, а вы остались тем же.

 

Д-р Бенфорд. Я не уверен, что это тот же самый «Я».

 

Шрила Прабхупада. Да нет, вы та же самая личность. Например, когда ребенок вырастает, его родители говорят: «Ой, посмотрите, как наш сын вырос». Он остался той же личностью: это подтвердят его родители, друзья, кто угодно. Это может засвидетельствовать любой. Вы должны согласиться с этим положением под давлением многочисленных свидетельств. Даже ваша мать не скажет, что вы другая личность, несмотря на то что у вас другое тело.

 

Д-р Бенфорд. Но я могу быть не тем, кем я был.

 

Шрила Прабхупада. Совершенно верно. «Быть не тем» в том смысле, например, что ребенок может говорить всякую чепуху, но когда он вырастет и получит тело взрослого, то перестанет говорить глупости. Хотя он остался той же личностью, но с изменением тела у него развилось другое сознание. Но вечная душа, личность, остается неизменной. Она действует в соответствии со своим телом, вот и все - в соответствии со своим положением. Собака, например, тоже вечная душа, но так как у нее тело собаки, она живет и ведет себя как собака. Подобно этому, душа, находящаяся в теле ребенка, ведет себя как ребенок. Получив другое тело, та же душа ведет себя как взрослый человек. В соответствии с обстоятельствами образ ее действий меняется, но личность остается неизменной. Например, вы ученый. Но в детстве вы не были ученым, в то время вы не занимались научной деятельностью. Образ наших действий может меняться в соответствии с обстоятельствами, но личность остается неизменной.

 

Так мы пришли к выводу, содержащемуся в «Бхагавад-гите» (2.13): татха дехантара-праптир дхирас татра на мухйа ти - «Когда тело умирает, душа оставляет его и получает другое тело». Татха дехантара. Дехантара означает «другое тело». Так это сформулировано на санскрите в «Бхагавад-гите». Вечная душа, введенная в лоно женщины, формирует маленькое тело. Постепенно в процессе эмульсификации секреций, благодаря присутствию души, тело вырастает до размеров горошины. Одно за другим в теле формируются девять отверстий: глаза, уши, рот, ноздри, половые органы и анус. Так за семь месяцев развитие тела завершается. Затем в нем появляется сознание.

 

Д-р Бенфорд. В семь месяцев?

 

Шрила Прабхупада. Да. Ребенок хочет выйти оттуда. Ему там неудобно, и он молит Бога освободить его из заточения. Он обещает стать преданным Бога, когда освободится. Так через десять месяцев* он выходит из чрева матери. Но если его родители не преданные, то под влиянием среды он забывает Бога. Только в том случае, если отец и мать ребенка - преданные, он продолжает развивать сознание Бога. Следовательно, это большая удача - родиться в семье вайшнавов, тех, кто обладает сознанием Бога. Сознание Бога - это подлинная наука.

 

* Имеются в виду лунные месяцы. (Прим. переводчика.)

 

Д-р Бенфорд. Правда ли, что дети таких родителей в духовном отношении выше детей других родителей?

 

Шрила Прабхупада. Как правило, да. У них есть возможность получить соответствующее воспитание в семье. На мое счастье, мой отец был великим преданным, и я получил надлежащее воспитание с самого раннего детства. Не знаю уж, почему, но во мне была эта искра сознания Кришны, и отец обнаружил ее. Потом я принял духовного учителя. Так я дошел до уровня санньясы. Я очень обязан своему отцу за его заботу о том, чтобы я развил в себе совершенное сознание Кришны. Он принимал дома много святых людей и каждого просил: «Пожалуйста, благословите моего сына, чтобы он стал слугой Радхарани». Это было его единственным желанием. Он учил меня играть на мриданге. Матери это не очень нравилось. Она обычно говорила: «Зачем ты учишь его играть на мриданге?» А отец отвечал: «Нет, нет, он должен научиться немного играть на мриданге«. Отец был очень ласков со мной. Он никогда не наказывал меня. Таким образом, если благодаря прошлой благочестивой деятельности человек получает хороших отца и мать, это открывает перед ним очень благоприятные возможности для развития сознания Кришны.

 

Д-р Бенфорд. Что будет с вами потом?

 

Шрила Прабхупада. Мы вернемся к Кришне. У нас есть все: имя Кришны, адрес Кришны, и мы знакомы с деятельностью Кришны. Мы все знаем и идем к Нему. Кришна заверяет нас в этом в «Бхагавад-гите» (14.9): тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со 'рджуна - «Покидая это тело, он не рождается снова в этом материальном мире, а входит в мою вечную обитель, о Арджуна». Не только преданные достигают этого, но каждый, кто понимает Кришну. Так сказано в «Бхагавад-гите» (4.9): джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттва тах - «Тот, кто обладает подлинным, научным знанием обо Мне, - говорит Кришна, - достоин войти в царство Божье».

 

Д-р Бенфорд. Откуда вы знаете, что люди возвращаются снова в какой-то другой форме?

 

Шрила Прабхупада. Мы видим множество разных форм. Как возникли эти различные формы? Форма собаки, кошки, дерева, формы пресмыкающихся, насекомых, форма рыбы? Как вы объясните наличие этих разных видов? Этого вы не знаете. Д-р Бенфорд. Эволюция.

 

Шрила Прабхупада. Может быть, и эволюция, но различные виды существуют одновременно. Рыба существует, человек существует, тигр существует, все существуют. Это напоминает разные типы квартир в Лос-Анджелесе. Вы снимаете ту, которая вам по средствам, а все остальные типы квартир продолжают существовать одновременно с вашей. Так и живое существо в соответствии со своей кармой получает возможность занять одну из телесных форм. Но существует также и эволюция. Следующей после рыбы эволюционной ступенью является растение. Из растительных форм живое существо может перейти в тело насекомого. Из тела насекомого оно может перейти в тело птицы, потом в тело млекопитающего, и наконец душа достигает человеческой формы жизни. И после человеческой формы, если живое существо заслужит этого, оно может пойти дальше. В противном случае ему придется снова пройти эволюционный цикл. Поэтому человеческая форма жизни является важным перекрестком в эволюционном развитии живого существа.

 

Как говорится в «Бхагавад-гите» (9.25):

 

йанти дева-врата деван

питЌн йанти питри-вратах

бхутани йанти бхутеджйа

йанти мад-йаджино пи мам

 

«Те, кто поклоняется полубогам, родятся среди полубогов; те, кто поклоняется предкам, отправятся к предкам; те, кто поклоняется привидениям и духам, родятся среди этих существ, а те, кто поклоняется Мне, будут жить со Мной». Во вселенной есть различные локи, планетные системы, и вы можете отправиться на высшие планетные системы, где живут полубоги, и получить тело там или туда, где живут Питы, предки. Можно получить тело здесь, на Бхулоке, земной планетной системе, или отправиться на планету Бога, Кришналоку. Можно достичь всего, чего пожелаешь. Метод перенесения себя в момент смерти на любую избранную планету называется йогой. Есть разные пути йоги: физическая йога, философская йога и йога преданного служения. Преданные могут попасть сразу на ту планету, где находится Кришна.

 

Д-р Бенфорд. Вам, безусловно, известно, что, как на Западе, так и на Востоке, есть люди, считающие, что в вопросах теологии, с интеллектуальной точки зрения, более оправданно занимать позиции агностицизма. Они более или менее сходятся на том, что, если бы Бог захотел, чтобы мы узнали о Нем больше, Он сделал бы это знание доступным.

 

Шрила Прабхупада. То есть вы не верите в Бога?

 

Д-р Бенфорд. Я не не верю в Бога; я просто никогда не составляю своего мнения до тех пор, пока не получу доказательств.

 

Шрила Прабхупада. Как вы думаете: Бог существует или нет?

 

Д-р Бенфорд. Я подозреваю, что существует, но это не доказано.

 

Шрила Прабхупада. «Подозреваю, сомневаюсь». Это значит, что вы не совсем уверены.

 

Д-р Бенфорд. Да.

 

Шрила Прабхупада. Но иногда вам кажется, что существования Бога нельзя исключить, так ведь?

 

Д-р Бенфорд. Да.

 

Шрила Прабхупада. Значит, вы сомневаетесь, подозреваете, вы не уверены, но вы склонны думать, что Бог есть, так? Поскольку ваше знание несовершенно, вы сомневаетесь, вот и все. А так вы склонны думать о Боге. Являясь ученым, вы это не примете, пока не получите научных доказательств. Это ваша позиция. Но сами вы верите в Бога.

 

Д-р Бенфорд. Временами.

 

Шрила Прабхупада. Да. Временами или все время, это не имеет значения. Все находятся в таком же положении. Пока мы имеем человеческую форму жизни, неважно, цивилизованы мы или нет, в каждом из нас дремлет сознание Бога. Просто его необходимо развить в процессе обучения, как, впрочем, и все остальное в жизни. Например, получив соответствующее образование, вы стали ученым. Аналогичным образом, дремлющее сознание Бога, сознание Кришны, есть в каждом. Просто, чтобы пробудить его, необходимо получить образование. Однако в университете этому не учат. Это недостаток современного образования. Хотя предрасположенность к сознанию Кришны есть в каждом, власти, к сожалению, не заботятся о том, чтобы учить людей науке о Боге. Поэтому люди становятся безбожниками, не находят настоящей радости и не получают удовлетворения в жизни.

 

В Сан-Диего несколько христианских организаций собираются созвать конференцию, чтобы установить причины, по которым люди отворачиваются от религии и перестают посещать церковь. Но причина проста. Оттого что правительство не знает, что цель жизни, особенно человеческой, - осознать Бога, оно оказывает всестороннюю поддержку всем отраслям знания за исключением главной - науки о сознании Бога.

 

Д-р Бенфорд. Конечно, причина в том...

 

Шрила Прабхупада. Причин может быть много, но главная в том, что сейчас Кали-юга. Люди этого века не обладают большим разумом, а потому не проявляют интереса к этой самой важной отрасли знания. Их интересуют только те его разделы, которые занимаются изучением животных потребностей человека. Ваш прогресс в познании заключается в понимании четырех вещей: как есть, спать, совокупляться и защищаться. Например, вы изобретаете много видов смертоносного оружия, а политики используют их в целях обороны. Вы изобретаете огромное количество химических препаратов, чтобы препятствовать беременности, и это используется, чтобы предоставить людям больше возможностей для занятий сексом.

 

Д-р Бенфорд. А как быть с полетом на Луну?

 

Шрила Прабхупада. Это тоже спячка. Вы летите туда, спите и растрачиваете деньги, вот и все. А что еще там можно делать?

 

Д-р Бенфорд. Можно полететь туда, чтобы изучать Луну.

 

Шрила Прабхупада. Вы летите туда и спите, вот и все. Сон. Вы тратите миллиарды и ничего не получаете взамен.

 

Д-р Бенфорд. Мне это представляется более стоящим делом.

 

Шрила Прабхупада. Нет, ничуть. За этим стоят все те же четыре принципа: еда, сон, совокупление и оборона. Если ваши знания ограничены материальным телом, вы не способны выйти за пределы телесных представлений. Другие сферы знания для вас закрыты. Это может быть великолепное, рафинированное телесное знание, но вся ваша деятельность не выходит за пределы четырех принципов: есть, спать, совокупляться и обороняться. Это знание доминирует также и среди низших животных. Они знают, как есть, они знают, как спать, они знают, как вступать в половые отношения, и знают, как защищаться. Д-р Бенфорд. Но они ничего не знают о ядерной физике!

 

Шрила Прабхупада. Это еще не делает вас лучше животных. Это та же самая вещь, только отлакированная, вот и все. Ваш прогресс, это прогресс от воловьей упряжки до автомобиля, только и всего. Это просто преобразование материального знания.

 

Д-р Бенфорд. Мы познаем структуру физического мира.

 

Шрила Прабхупада. Но это напрасная трата энергии, так как в своих действиях вы не способны выйти за пределы телесной сферы: сна, еды, совокупления и самозащиты. У вас может быть роскошная спальня, но когда вы в ней спите, то получаете от сна такое же удовольствие, какое и спящая собака. Пусть собака спит на земле, а вы спите в очень хорошей квартире, но во время сна вы находитесь в одинаковом положении. Вы спите в хорошей квартире, а она спит на траве, но вы оба забываете обо всем. Вы забываете, что спите в роскошной вилле или фешенебельном небоскребе, а собака забывает, что спит на земле. Для чего вам эта хорошая квартира? Когда вы там спите, вы ничем не отличаетесь от собаки. Вы можете иметь всевозможные электрические приборы и другие материальные удобства, но когда вы спите, то забываете обо всем. Поэтому заниматься устройством этих роскошных спальных апартаментов - пустая трата времени.

 

Д-р Бенфорд. Мне кажется, вы главным образом делаете упор на то, что дает знание. А как же чистая радость изучения природы? Например, сейчас мы думаем, что понимаем такие феномены, как эта трава (показывает на траву, на которой они сидят). С помощью экспериментов, теории и анализов мы устанавливаем, что она состоит из невидимых частиц, и можем проанализировать ее свойства экспериментально. Мы знаем, что она состоит из молекул. Мы понимаем некоторые силы, обеспечивающие ее существование, и мы узнали об этом только недавно. Раньше это не было известно.

 

Шрила Прабхупада. Но какая от этого польза? Хоть вы и знаете каждую частицу этой травы, но какой в этом толк? Трава растет. Она будет расти и с вашим знанием, и без него. Вы можете знать об этом или не знать, разницы никакой нет. Материальными аналитическими методами можно изучать все, что угодно. Какую бы ерунду вы ни взяли, вы можете изучать и изучать ее и писать целые тома. Но что это дает?

 

Д-р Бенфорд. Я, кажется, смотрю на мир, как...

 

Шрила Прабхупада. Возьмем, к примеру, эту траву. Я могу написать тома о том, когда она возникла, когда она умерла, что такое волокна, что такое молекулы. Я могу описать эту ничтожную травинку тысячами различных способов. Но какая от этого польза?

 

Д-р Бенфорд. А если она бесполезна, то зачем Бог создал ее? Разве это не стоит изучать?

 

Шрила Прабхупада. Я хочу сказать только, что вы предпочитаете изучать ничтожную траву, а не Бога, который создал все. Если бы вы могли понять Его, трава стала бы вам понятной сама собой. Но вы хотите отделить Его траву от Него самого, изучая ее отдельно. Вы можете составить тома и тома на эту тему, но зачем растрачивать на это свой интеллект? Ветвь дерева прекрасна, пока она растет на стволе, но как только ее отрубят, она засохнет. Поэтому какой толк изучать засохшую ветвь? Это бессмысленная трата интеллектуальной энергии.

 

Д-р Бенфорд. Но почему бессмысленная?

 

Шрила Прабхупада. Конечно, бессмысленная, потому что результат бесполезен.

 

Д-р Бенфорд. А что тогда полезно?

 

Шрила Прабхупада. Знать себя, что мы собой представляем.

 

Д-р Бенфорд. Чем знание о себе лучше знаний о растении?

 

Шрила Прабхупада. Понимая себя, вы понимаете и все остальное. Это называется атма-таттва, атма-гьяна, самопознание. Вот что важно. Я - вечная душа, и я рождаюсь во множестве видов жизни. Но каково мое положение? Я не хочу умирать, так как боюсь менять тело. Поэтому я боюсь смерти. Этот вопрос должен быть поставлен в первую очередь: я не хочу быть несчастным, но несчастья приходят. Я не хочу умирать, но смерть наступает. Я не хочу болеть, но болезни настигают меня. Я не хочу стареть, но старость все равно наступает. Почему все это случается со мной вопреки моему желанию? Если какая-то сила навязывает мне это, то что это за сила, и почему я подчинен ей? Кто навязывает мне это? Я не знаю, но именно в этом и есть проблема, которую нам надлежит решить. Я не хочу, чтобы было слишком жарко, но жара наступает, и я вынужден прибегать к помощи техники: холодильника, охлаждающего устройства. Почему? Я не хочу этой жары; чем я виноват? Вот какие вопросы нужно решать, вместо того чтобы изучать зелень и писать об этом тома книг. Это бесполезная трата энергии. Изучайте самого себя. Вы не хотите страдать, но почему же вам навязывают страдания? Кто принуждает вас? Почему меня принуждают? Этого вы не знаете.

 

Д-р Бенфорд. Следовательно, стоит попытаться покончить с жарой и болезнями, верно?

 

Шрила Прабхупада. Вы, может быть, и хотите покончить с жарой, но не в состоянии этого сделать. Ваше научное знание несовершенно, поэтому вы не можете положить конец жаре. Следовательно, кто-то другой насылает ее. Над этим стоит задуматься: почему меня вынуждают терпеть все это? Кто виновен в этом? Я не хочу жары, поэтому вынужден установить кондиционер. Но это только временная мера. Вы знаете достаточно много, чтобы делать хорошие лекарства, почему же вы не можете положить конец болезням?

 

Д-р Бенфорд. Мы еще недостаточно хорошо понимаем причину болезней.

 

Шрила Прабхупада. Следовательно, вы глупы. Раз вы чего-то не понимаете, значит вы глупы.

 

Д-р Бенфорд. А вы можете остановить процесс старения?

 

Шрила Прабхупада. Не сразу, но мы практикуем метод, с помощью которого его можно остановить. Как человек, которого лечат от какой-то болезни: он все еще страдает, но сам факт, что он находится на излечении, означает, что его страдания прекратятся.

 

Д-р Бенфорд. Мы ставим перед собой ту же цель. Мы хотели бы покончить с болезнями и даже со смертью.

 

Шрила Прабхупада. Все хотят этого, но вашим методом этого не достичь.

 

Д-р Бенфорд. Но я не хочу страдать. Зачем это нужно?

 

Шрила Прабхупада. Виной тому законы природы. Мы воруем у Кришны, пытаясь наслаждаться независимо от Него. И потому законы природы наказывают нас. Сам Кришна не хочет, чтобы мы страдали. Ему не нравится наказывать нас, но это необходимо, чтобы исправить наш характер. Вор не любит полицию и думает: «Почему они мешают мне воровать?» Но полиция нужна. Правительство знает, что полиция необходима, чтобы держать в рамках воров и мошенников. Хотя ворам это может и не нравиться, сам институт полиции тем не менее совершенен. Полиция необходима.

 

Ученик. Почему полиция не может просто объяснить вору, что он поступает неправильно?

 

Шрила Прабхупада. Потому что он негодяй. Он не будет слушать. Закон и порядок установлены для каждого, и чтобы поддерживать порядок среди населения, необходима полиция. Когда полицейский на перекрестке дает знак уличному движению остановиться, все должны остановиться. Он не имеет высокого чина, но поскольку он представляет закон, вы должны остановиться, даже если вы очень богаты и влиятельны. Таков закон и таков порядок, и каждый должен им подчиняться. Аналогично этому, законы природы устанавливают полубоги - представители Кришны. Каждый должен им подчиняться, в противном случае он будет наказан. Вам это может не нравиться, но закон есть закон. Поэтому вокруг столько страданий.

 

Д-р Бенфорд. Да, но почему все это происходит? Чего мы пытаемся достичь? Почему мы испытываем все эти страдания?

 

Шрила Прабхупада. Потому что вы не выходите за пределы телесной концепции жизни. Весь ваш прогресс - это продвижение от одного страдания к другому, но если вы хотите избавиться от всех страданий, то должны принять сознание Кришны и предаться Ему. Вот наше предложение: не испытывать одно страдание за другим, а покончить с ними и предаться Кришне. Это наше предложение. Каждый пытается положить конец мучениям: и люди, и животные, как в науке, так и в повседневной деятельности. Это настоящая битва. Жизнь в этом мире сводится к страданиям и борьбе за их прекращение. И люди принимают эту борьбу за счастье. Но настоящее счастье, настоящий, постоянный экстаз, может быть только в духовном мире, где нет боли. А это материальное счастье называется майей, иллюзией. На самом деле люди несчастны.

 

Д-р Бенфорд. А почему такой человек, как я, пытающийся рационально понять этот мир, не может этого сделать?

 

Шрила Прабхупада. Да, вы пытаетесь познать мир рационально, но вы не обращаетесь за помощью к настоящему учителю.

 

Д-р Бенфорд. В мире есть ученые люди, которые просто изучают природу.

 

Шрила Прабхупада. И тем не менее вам необходим опытный учитель. Конечно, вы можете изучать природу, но далеко не каждый настолько умен, чтобы постичь ее как следует. Например, если вы изучаете природу, почему вы делаете вывод, что после смерти нет ничего, кроме пустоты? В природе нет пустоты, она полна разнообразия. Следовательно, ваше знание о природе несовершенно. В природе нет пустоты, мы сидим здесь, окруженные ее разнообразными проявлениями: вокруг нас многообразие цветов, листьев, растений. Если вы говорите, что природа пуста, тогда ваше знание о природе несовершенно.

 

Д-р Бенфорд. Наверное, мы еще не понимаем этого.

 

Шрила Прабхупада. Это ваше невежество, но вы не можете утверждать, что она пуста.

 

Д-р Бенфорд. Да, мы считаем, что наше...

 

Шрила Прабхупада. Вы считаете, вы, а другие так не считают. Не говорите «мы».

 

Д-р Бенфорд. Мы, ученые.

 

Шрила Прабхупада. Но есть другие ученые, которые понимают вещи иначе. Вы не единственный ученый.

 

Д-р Бенфорд. Но я считаю, что если я изучаю мир, то должен существовать метод, с помощью которого можно проверить мои заключения. Вы изучаете мир и думаете, что поняли какой-то физический процесс. Тогда вы ставите эксперименты, проверяете свои идеи, а потом смотрите, где можно использовать этот физический процесс.

 

Шрила Прабхупада. Это очередное проявление невежества, так как вы не знаете, что вы несовершенны.

 

Д-р Бенфорд. О, я знаю, что я несовершенен.

 

Шрила Прабхупада. В таком случае, какой толк в ваших исследованиях? Если вы несовершенны, то и результат будет несовершенным.

 

Д-р Бенфорд. Это правда.

 

Шрила Прабхупада. Да. Тогда зачем вы тратите на это время?

 

Д-р Бенфорд. Но другого пути познания, как будто, нет.

 

Шрила Прабхупада. Поэтому вы должны обратиться к учителю, который сможет указать вам путь. Чтобы стать ученым, вы должны поступить в университет и найти профессора, который сможет обучить вас.

 

Д-р Бенфорд. Я мог бы это сделать, просто читая книги.

 

Шрила Прабхупада. Но учитель тоже нужен, иначе вы не получите диплома. Верно?

 

Д-р Бенфорд. Да.

 

Шрила Прабхупада. Итак, если вы хотите чему-либо научиться, то должны обратиться к учителю, и если учитель совершенен, то вы сможете получить совершенное знание. Это делается так. Если учитель такой же мошенник, как и вы, то любое знание, которое вы получите от него, не принесет вам никакой пользы. Учитель должен быть совершенным, он должен обладать настоящим знанием. Тогда он может учить. Поэтому прежде всего вам необходимо найти совершенного учителя. Если вам повезет и вы найдете такого совершенного учителя, вы сможете все постичь. Но, если вы пойдете к учителю, который так же слеп, как и вы, вы ничему не научитесь.

 

Д-р Бенфорд. А много ли в мире совершенных учителей?

 

Шрила Прабхупада. Да. А иначе вообще не имело бы смысла принимать учителя. Первый совершенный учитель - это Кришна, а другие - те, которые учились у Него. Например, вы ученый. Представьте, что я чему-то учусь у вас. Даже если я не ученый, уже только потому, что я учился у вас, мое знание будет научным.

 

Д-р Бенфорд. Я не понимаю.

 

Шрила Прабхупада. Предположим, ребенок идет к учителю математики, и тот говорит: «Два плюс два - четыре». Ребенок не математик, но если он безоговорочно верит учителю: «Два плюс два - четыре», - и повторяет это, то его знание совершенно.

 

Д-р Бенфорд. Но как узнать, совершенен ли учитель? Это очень трудно.

 

Шрила Прабхупада. Нет, это совсем не трудно. Совершенен тот учитель, который учился у совершенного учителя.

 

Д-р Бенфорд. Это только передвигает проблему на одну ступень.

 

Шрила Прабхупада. Нет, это не проблема. Есть совершенный учитель, Кришна. Все философские школы признают Его своим учителем. В Индии ведическая цивилизация держится на ведических учителях. И все ведические учителя признают Кришну высшим учителем. Они берут у Него уроки и несут Его учение дальше. Таков метод.

 

Д-р Бенфорд. Значит, если я встречу кого-то, кто признает Кришну совершенным учителем, он и будет совершенным учителем?

 

Шрила Прабхупада. Да, так как он учит только тому, чему учит Кришна. Как в том примере, который мы привели раньше: сами они могут быть несовершенными, но все, что они говорят, - совершенно, потому что это слова Кришны.

 

Д-р Бенфорд. То есть вы несовершенны.

 

Шрила Прабхупада. Нет, я не совершенен. Никто из нас не может претендовать на совершенство; у нас столько недостатков. Но поскольку мы не говорим ничего, кроме того, чему учит Кришна, наше учение совершенно. Скажем, почтальон может доставить вам денежный перевод на тысячу долларов. Сам он может не быть богатым человеком, но, если он просто доставит вам извещение, вы сможете получить деньги по переводу. Он может не быть богатым человеком, но то, что он делает как почтальон, совершенно, потому что, хотя сам он и не богат, он может принести вам тысячу долларов. Аналогичным образом, мы не можем считать себя совершенными. Мы полны несовершенств, но мы не отступаем от учения Кришны. Это наш метод. Как в примере, который мы привели раньше: маленький ребенок не математик, но так как он повторяет то, чему учит совершенный учитель математики: «Два плюс два - четыре», - его утверждение тоже совершенно: «Два плюс два - четыре».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.141 сек.