Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личности несовершеннолетних преступников




Криминологическая характеристика особенностей

Любое преступление в большинстве случаев определяется, в конечном итоге, всей предшествующей жизнью человека, теми его личностными чертами и качествами, которые сформированы в процессе воспитания и которые в конкретной жизненной ситуации и предопределяют выбор общественно-опасного варианта поведения.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личностные особенности не первопричина преступления, так как, они формируются и конкретизируются средой воспитания, условиями жизни. Зависимость «личность-преступление» всегда дополняется зависимостью «среда-личность». Будучи сформированы определенной средой личностные особенности во взаимодействии с конкретной жизненной ситуацией и определяют выбор варианта поведения правомерного или противоправного, выбор его целей и средств.

Наукой выявлен обширный комплекс личностных черт и свойств, наиболее характерных для несовершеннолетних, совершающих преступления. Они связаны с дефектами социально-демографического статуса; искаженными потребностями и интересами, искаженной системой жизненно важных ценностей, нравственно-правовых представлений, взглядов, убеждений и основанных на них отношений; привычек, склонностей, устойчивых стереотипов антиобщественного поведения; социально-отягощенных дефектов психофизического и интеллектуального развития и состояния, определяющих эмоционально-волевые характеристики поведения.

Наличие полных сведений о личности несовершеннолетнего позволяет глубоко разобраться в мотивах поведения этой личности, механизме совершения преступления, избрать наиболее конкретные формы и средства воспитательно-предупредительного воздействия.

Можно выделить несколько групп данных, позволяющих получить наиболее полное представление о личности несовершеннолетнего и к их числу относятся:

1. Возраст; 2. Занятость общественно-полезной деятельностью (учеба, работа); 3. Состояние здоровья; 4. Индивидуальные свойства и качества личности (волевые черты и свойства характера, темперамент, уровень интеллектуального развития, увлечения и интересы); 5. Общественное поведение (образ жизни, отношение к учебе или работе, участие в жизни учебного и трудового коллектива, занятие в свободное время, круг знакомств, поведение по месту жительства и пр.; 6. Условия жизни и воспитания.

Главным в характеристике личности несовершеннолетнего является возраст, которым объясняются биологические, психологические, психические, физические изменения в личности. Характеризуя возраст несовершеннолетних преступников криминологи выделяют следующие группы: 14-15 лет и 16-17 лет. При этом следует подчеркнуть, что криминологические, социологические и психолого-педагогические особенности 14-17 летних формируются под влиянием условий жизни и воспитания, начиная с младенчества. Из этого следует, что преступность подростков необходимо рассматривать с учетом правонарушений лиц в возрасте до 14 лет и старше 17.

Как свидетельствует статистика, несовершеннолетними 16-17- летнего возраста совершается более половины преступлений, 14-15-летними 30-32%, а удельный вес совершаемых ими преступлений из года в год растет. Безусловно, не сам по себе возраст, а определяемые им особенности влияют на формирование криминального поведения. К таким особенностям относятся недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования, а часто и искаженность ценностных ориентаций, повышенная внушаемость, значимость участия в неформальной группе, стремление к самоутверждению, независимости и пр.

В структуре преступлений и иных общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними всех без исключения возрастных групп, наибольший удельный вес составляют различного рода хищения. Это особенно относится к 11-13-летним, но также характерно и для подростков более старшего возраста. В возрасте от 14 до 16 лет все больший вес приобретает употребление спиртных напитков. У 17-летних в структуре преступных деяний существенно выделяется удельный вес хулиганства.

В самом общем виде особенности несовершеннолетних преступников по половому составу сводятся к преобладанию среди несовершеннолетних преступников лиц мужского пола. Удельный вес лиц мужского пола среди преступников (90-96%) всегда существенно выше их удельного веса в населении данного возраста, проживающего в соответствующих регионах страны (48-52%); удельный вес девушек, совершивших преступления (4-10%), наоборот, значительно меньше их удельного веса в женском населении. Однако при условии, что рост числа преступлений среди этого контингента лиц в последние годы приобрел достаточно устойчивую тенденцию, соотношение лиц мужского и женского пола среди несовершеннолетних преступников на протяжении длительного периода хотя и незначительно, но изменялось, отмечается возрастание удельного веса преступности девушек на 2-3%.

Удельный вес лиц женского пола в преступности несовершеннолетни в 3-4 раза меньше, по сравнению с аналогичным показателем взрослой женской преступности. Необходимо отметить, что противоправная активность девушек в совершении общественно опасных деяний, как правило, тоже достаточно высока, правда главным образом, до достижения ими возраста уголовной ответственности. По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола среди состоящих на профилактическом учете в органах милиции практически все последние годы примерно в 2-2,5 раза был выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления. Еще выше он среди девушек, совершивших правонарушения и поставленных на внутри-школьные, внутриучилищные учеты (25-30%). Каждая вторая-третья проститутка является несовершеннолетней. Нередко они выступают в роли наводчиц, соучастниц в кражах, грабежах, вымогательствах, мошенничестве и даже убийствах.

При выявлении качественных различий в характере преступлений, совершаемых девушками или юношами во многих исследованиях (Миньковский Г.М., Николин И.Д., Сташинскас И.А., Яковлева Н.Г. и др.) отмечается более высокий процент преступлений, совершаемых девушками в трезвом состоянии, в одиночку и в жилых помещениях, а не на улице. Их преступления, в большинстве своем, носят более скрытый характер, менее дерзки и опасны, чем преступления, совершаемые лицами мужского пола. У девушек несколько иная, чем у юношей, видовая структура преступлений. Наиболее часто они совершают кражи денег и вещей.

Эти различия, связаны, главным образом, с психическими и психологическими особенностями пола, с различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью, решительностью, несдержанностью и другими общехарактериологическими свойствами лиц мужского пола, проявляющимися, в определенных жизненных ситуациях, в том числе в антиобщественных поступках и преступлениях.

Важным показателем характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления, является их место жительства. Традиционно здесь преобладают городские жители – 75%. Это объясняется ослаблением социального контроля, внутриродственных связей, наличием ничем не занятого времени и пр. В последние годы городскую преступность подпитывают мигранты, в том числе выходцы из сельской местности: разорившихся и обнищавших деревень, прекративших существование колхозов и сел. Разрушительные процессы в сельской местности способствовали и росту сельской преступности, причем отмечается быстрый её рост. И городская, и сельская преступность несовершеннолетних, в известной мере, приращивается за счет иммигрантов детей. Прибыв в страну самостоятельно или с родителями, они испытывают языковые и психологические трудности в процессе адаптации в российской среде. Воспринимаемое несоответствие норм своей культуры реальной действительности нередко вызывает неприятие и отторжение ее, и, как следствие, агрессию. Дети иммигранты в принявшей их стране не имеют необходимых социальных связей «среды обитания», что для ребенка изначально пагубно. Кроме того, в силу низкого социального статуса семьи, несовершеннолетним затруднен доступ к бесплатному школьному образованию. Все это отражается на поведенческих установках последних. В общей структуре преступлений этой категории лиц преобладают имущественные, поскольку они часто являются единственным средством существования. Несовершеннолетние бродяги из числа иммигрантов используются для транспортировки наркотиков через границы стран СНГ, с последующим вовлечением в наркобизнес уже в России. Сотрудниками органов внутренних дел ежегодно выявляются десятки несовершеннолетних девушек, приехавших из стран СНГ и занимающихся проституцией под контролем организованных преступных групп.

Особенности личности несовершеннолетнего преступника тесно связаны с его образовательным уровнем. Здесь заметны различия преступной активности несовершеннолетних, в зависимости от рода их занятий. По степени этой активности они из года в год ранжируются (по убывающей) в определенном порядке: неработающие и неучащиеся – работающие – учащиеся профессионально-технических и других специализированных училищ – учащиеся общеобразовательных школ – студенты техникумов и вузов. На протяжении ряда лет идет процесс заметного сближения почти всех (за исключением неработающих и неучащихся) категорий несовершеннолетних по уровню проявляемой ими активности в совершении преступлений. Причем это сближение происходит главным образом за счет опережающего возрастания числа преступных проявлений, зафиксированных статистикой применительно к ранее благополучным учащимся подросткам. Видимо опережающий рост материального благосостояния отдельных групп населения и резкое обнищание основной массы граждан прежде всего и наиболее остро воспринимается в той среде, где воспитываются подростки, имевшие ранее более высокий, в том числе и в материальном отношении, социальный статус (старшеклассниками общеобразовательных школ, учащимися техникумов, студентами вузов). Это, в свою очередь, негативным образом отражается на распространенности противоправного, особенно в корыстном отношении, поведения в их среде. Отмечается рост числа подростков, бросивших школу.

Еще более неблагополучно складывается все последние годы положение с неучащимися и неработающими подростками, которые составляют более 30% от числа несовершеннолетних, совершивших преступления.

Незанятость всегда играла большое значение среди факторов, формирующих социальную и криминогенную напряженность в обществе. В условиях экономического кризиса и общей дестабилизации ее негативная роль возрастает.

Несовершеннолетние, совершившие преступления, нигде не работавшие и не учащиеся, проявляют самую высокую преступную активность и число их среди несовершеннолетних преступников растет наиболее интенсивно. Известно, что общеобразовательная школа при всех ее недостатках в воспитательной деятельности была и остается почти для всех несовершеннолетних наиболее благоприятной средой, формирующей их позитивные личностные качества. Напротив, окончание учебы в школе, как и оставление ее подростками, не получившими среднего образования, в большинстве своем, связано с переходом в те сферы жизнедеятельности, где негативное воздействие на формирование личностных качеств существенно усиливается. Несовершеннолетние, оставившие учебу в общеобразовательной дневной школе до получения ими среднего образования и находящиеся в силу этого вне сферы воспитательного и профилактического воздействия, составляют примерно 35-37% от численности 14-17-летнего населения страны, совершают 75-78% от всех преступлений, регистрируемых по данной возрастной группе. При удельном весе в 13-14% среди населения в возрасте 7-17 лет дети и подростки, не обучающиеся в школе, ежегодно составляют до 38% среди доставляемых в центры временной изоляции, до 47% среди доставляемых за совершение правонарушений в ПДН и до 50% среди состоящих в них на профилактическом учете.

Среди подростков, совершивших преступления, примерно 19% составляют учащиеся ПТУ; около 22% - учащиеся школ, 24% - работающие несовершеннолетние.

На формирование личности ребенка велико влияние семьи. Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях, либо в конфликтных и агрессивных семьях, вовлекающих детей в пьянство, подвергающих различным формам насилия.

Для всех или почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или в конечном счете связан с личностными деформациями, выражающимися в неразвитости позитивных общественных связей, бедности форм деятельности, бессодержательности досуга, узости круга интересов.

Особенности потребностей, интересов, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних, совершивших преступления, включают, прежде всего, стойкую утрату связей с учебным либо трудовым коллективами, полное игнорирование ими правовых требований и нравственных оценок. Среди несовершеннолетних преступников в пять-шесть раз больше лиц, систематически пропускающих занятия без уважительных причин, в шесть-семь раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентаций подростка, такое отношение к учебе существенно затрудняет его социализацию, как и ресоциализацию в процессе исправления.

В производственной сфере их характеризует отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (т.е. как к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоду), отсутствие связанных с ней длительных планов, отчужденность от задач производственного коллектива, его нужд.

В последние годы стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности у правонарушителей все больше замещается досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких лиц ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофируются потребности и интересы, связанные с погоней за материальными благами, информацией, значимой для данной микросреды, и т.д.

В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Соответственно искаженному развитию потребностей развиваются и привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения. Наличие явно выраженных, негативных по своей социальной сущности потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах и т.п., зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц, совершавших преступления и иные правонарушения. Растет число несовершеннолетних, совершающих преступления под воздействием алкогольного опьянения.

Растет и число преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического воздействия. Среди состоящих на профилактическом учете в милиции насчитывается около 9 тыс. несовершеннолетних с медицинским диагнозом «наркомания».

Отмечается также общая ограниченность круга потребностей и интересов, примитивный характер многих из них. В соответствующей микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения к общественным нормам поведения, культивирование вражды с определенными группами подростков и т.д. Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, занятий спортом проявляются в три-четыре раза реже, чем у подростков с позитивным поведением. Здесь необходимо отметить не просто ограниченность их интересов, а именно раннее (по возрасту) замещение интересами и потребностями явно отрицательными.

К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся и достаточно глубокие деформации их нравственных и правовых ценностных ориентаций. Эти деформации проявляются как в выборе перспективных и текущих целей, так и в выборе средств достижения целей. Здесь, как правило, имеют место «ножницы», разрыв между известными, одобряемыми в принципе ценностями нашего общества и фактически используемыми в повседневном поведении в качестве «руководства к действию» ценностями, ориентированными в основном на требования референтной для них, чаще всего нездоровой в социальном отношении микросреды. Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т.п. переосмысливаются этими подростками, исходя из групповых ценностей. Жизненные цели смещаются у них в сторону психологического комфорта в группе, сиюминутных удовольствий, потребительства. Совершая аморальные и противоправные поступки, они стремятся всячески облагораживать их мотивы, искажать оценку поведения потерпевших.

Результаты многих исследований свидетельствуют, что в основе преступного поведения несовершеннолетних лежат такие мотивы, как стремление быть наравне со своими товарищами; любопытство и озорство; стремление во что бы то не стало удовлетворить свои потребности и интересы; устойчивые антиобщественные взгляды; стремление к самоутверждению; ложное понятие товарищества; псевдоромантизм.

У подростков, совершивших преступления, четко фиксируется позиция одобрения или «понимания» большинства преступлений, отрицания или предельного смягчения собственной ответственности. В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если «очень нужно», в том числе, если это требуют интересы группы. Закон рассматривается как совокупность приемлемых ими запретов, а не как правила одобряемого государством и обществом поведения. Необходимость соблюдения его требований соотносится прежде всего со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.

В эмоционально-волевой сфере подростков, совершающих преступления, чаще всего фиксируются ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, несамокритичность. Выраженное ослабление волевых качеств констатируется не всегда, лишь в 15-25% случаев. Следовательно, причина их противоправного поведения чаще всего заключается не в слабоволии, а в отрицательной волевой направленности. Можно выделить по этому основанию по меньшей мере три типа несовершеннолетних правонарушителей. Во-первых, подростков с сильной волей. Они в ряде случаев совершают преступления единолично или выступают в качестве вожаков преступных групп. Во-вторых, подростков с избирательно проявляющимися негативными волевыми качествами. Такие подростки выступают обычно активными участниками подготовки и совершения преступлений. В-третьих, слабовольных подростков, которых втягивают в совершение преступления другие лица.

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также относятся к наиболее распространенным чертам личности несовершеннолетних преступников. При этом речь идет не о возрастных особенностях, а именно о деформациях в морально-эмоциональной сфере.

Среди несовершеннолетних, совершивших преступления, определенная часть отягощена различными нервно-психическими аномалиями, влияние которых на правонарушающее поведение носит косвенный характер. Они, как правило, стимулируют социальную неадаптированность, неадекватность реакций подростков, но не определяют основное содержание конкретных действий, их нравственно-правовую направленность. Наличие нервно-психических аномалий не создает фатальной предрасположенности их к преступлению. Аномалии психики оказывают влияние в качестве условия, ускоряющего процесс деградации личности, а также фактора, сказывающегося на выборе форм реакции на конфликтную ситуацию, на формировании специфической преступной мотивации. Такие подростки часто оказываются в числе вовлеченных в преступления.

В ряде регионов страны в последние годы констатируется более интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних с аномалиями психики, опережающий по темпам рост преступности среди несовершеннолетних в целом. В настоящее время примерно каждый седьмой-десятый подросток, совершающий преступления, имеет достаточно выраженные отклонения в нервно-психическом состоянии. Однако, подавляющую часть среди них составляют лица не с тяжелыми и стойкими заболеваниями, а с психопатическими чертами личности и остаточными явлениями после перенесенных родовых и иных травм. Важно при этом, что эти психопатические черты в основном не связаны с отягощенной наследственностью. Они в 80-83% случаев приобретены ими вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания, что в значительной мере более объективно и последовательно объясняет повышенную их распространенность у преступников, по сравнению с контрольной группой лиц, правонарушений не совершающих.

Основной причиной более интенсивного возникновения и развития психогенно обусловленных аномалий у правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни.

Развитие, трансформация личностных качеств несовершеннолетних происходит в неформальных группах подростков. Иное невозможно. Известно, что человек «как общественное существо» не может жить один. Всегда было, есть и будет стремление человека к общению и объединению с другими людьми для какой-либо совместной деятельности. Группы несовершеннолетних правонарушителей возникают на основе субъективных предпосылок, объективных условий и причин. Объективными причинами являются недостатки семейного, школьного, внешкольного воспитания, отсутствие в обществе полноценной среды социализации, отчужденность подростков от основных сфер позитивной деятельности: семьи, учебного заведения, труда, досуговых учреждений. А субъективными причинами – личностные особенности подростков и их взаимодействие с социальной микросредой. Группы несовершеннолетних правонарушителей возникают в результате деформированной деятельности, отношений и общения в социально-полезных группах.

Как показывают специальные исследования, наиболее значимыми причинами, побуждающими стать участниками группы являются: желание найти друзей, иметь защиту, ссоры с родителями, возможность иметь деньги и престижные вещи, конфликты с учителями и на работе.

Асоциальные группы несовершеннолетних правонарушителей отличаются определенным своеобразием. Одни из них имеют неустойчивый характер и после совершения преступления распадаются, другие создаются для совершения каких-либо преступлений, приобретают характер организованности и подготовленности к противоправным действиям. Важной особенностью групп несовершеннолетних правонарушителей является то, что в них преобладает или господствует отрицательная общественная направленность групповой деятельности и общения. Идейно-нравственное содержание этой отрицательной направленности проявляется прежде всего в субкультуре несовершеннолетних правонарушителей. Для вовлечения несовершеннолетних в криминальную группу применяется прямое или косвенное насилие, угрозы, принуждение, иные меры, в числе которых важную роль играет насаждение в группе норм и образцов поведения субкультуры. Привитие субкультурных правил, установок, системы отношений стимулирует противоправное поведение, побуждает к освоению криминального опыта, пьянству, употреблению наркотиков, определенному сексуальному поведению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.