Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. 1. Понятия пространства, времени и материи. Структурные уровни организации материи




Тема 1.2. Логика познания и методология естественных наук.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на сущность научного метода. Методы естествознания. Дифференциация и интеграция научного знания. Системный подход. Понятия: «научная картина мира», «научная революция».

Вопросы для самоконтроля:

Представление о критерии истинности знания.

2. Каковы отличия научного познания от ненаучного? Чем отличаются естественно-научная и гуманитарная культуры, естественнонаучный подход от философского?

3. Какие общенаучные методы используются в естествознании? Дайте определение понятиям «мысленный эксперимент» и «модельный эксперимент» и приведите примеры.

4. Какова последовательность этапов развития научного знания? Чем отличается дисциплинарный подход от междисциплинарного?

5. Назовите этапы развития естествознания.

6. Дайте определение понятию «научная революция» и приведите примеры.

7. Дайте определение понятию «научная картина мира» и приведите пример смены картин мира.

8. Охарактеризуйте свойства систем и системный подход.

9. Дайте определение понятию НТР и сформулируйте ее проблемы.

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 5-10], [6.1.3, с. 18-30], интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

 

 

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на понятие «пространство». Масштабы расстояний во Вселенной. Методы оценок размеров и расстояний. Понятие «время» в своем развитии. Временные масштабы во Вселенной. Методы измерения времени. Свойства пространства и времени.Микро-, макро - и мегамиры.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как измеряют расстояния в микромире?

2. Дайте понятие о метрической системе.

3. Где на Земле можно наиболее приблизиться к ее центру?

4. Как определяют возраст археологической находки, нашей планеты?

5. Какие движения Земли легли в основу календаря?

6. Как измерили размеры Земли. Луны, Солнца? Каков диапазон расстояний во Вселенной? Как оценили размер Галактики, Вселенной?

7. Как определяют расстояния до звезд?

8. Как изменились представления о пространстве и времени Ньютона?

Рекомендуемая литература: [6.1.1 - 6.2.1, с.32-37] [6.1.3, с. 71-88]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

 

Тема 2.2. Понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на понятие поле, близкодействие, дальнодействие. Типы фундаментальных взаимодействий в физике. Теория Максвелла. Свет — электромагнитная волна.

Вопросы для самоконтроля:

Охарактеризуйте концепции близко - и дальнодействия.

Поясните понятие «поле».

Кто и как создавал теорию электромагнитного поля?

Какие фундаментальные взаимодействия выделены в физике и почему они так названы?

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 11-19], [6.1.3, с. 44-70]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

 

 

Тема 2.3. Корпускулярно- волновой дуализм света материи. Концепции взаимодействий и структур в микромире

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на понятия:

Волновые свойства света. Законы теплового излучения, кризис классической теории и появление квантовой теории. Планетарная модель строения атома. Корпускулярно-волновые свойства вещества. Движение микрочастиц. Принципы дополнительности, причинности и неопределенности. Радиоактивность. Представления о строении атомного ядра.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте развитие представлений о свете. Как и кем показано, что свет есть электромагнитная волна? В каких явлениях проявляются волновые свойства света?

2. Охарактеризуйте дискретность и непрерывность материи. В каких явлениях проявляются корпускулярные свойства света?

3. Опишите спектр электромагнитного излучения. Как были открыты и изучены инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, рентгеновские лучи?

4. Как законы фотоэффекта показали противоречия и кризис классической науки? Как определяется фотон? Какое давление создает излучение с длиной волны 0,6-10-6 м, если на каждый квадратный сантиметр поверхности, полностью его поглощающей, падает 3 • 1018 фотонов за 1 с?

5. Каково значение открытия электрона? Какие модели строения атомов появились в начале XX в.? В какой степени атом похож на Солнечную систему? Дайте представление об энергетических уровнях и переходах?

6. Что такое равновесное излучение, как оно моделируется, каковы его законы? Какие проблемы теории теплового излучения привели к «фиолетовой катастрофе», предрекающей крушение «классической физики? Какой выход был найден?

7. Поясните суть гипотезы Луи де Бройля. Как она была экспериментально подтверждена, какое значение для естествознания имеет использование корпускулярно-волновых свойств вещества? Что узнали о живой материи с помощью электронного микроскопа; на каких принципах он работает?

8. Поясните смысл гипотезы о дискретном характере испускания и поглощения света.

Дайте представление о появлении вероятностных законов вынужденного и спонтанного испускания света.

9. Поясните смысл понятия «фотон». Какие явления и каким образом объяснены с помощью квантовой теории света?

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 57-67], [6.1.3, с. 169-207]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

 

 

Тема 3.1. Основные формы, свойства и уровни организации живой материи.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на общую характеристику науки о живом и развитие традиционной биологии. Основные свойства живой материи. Уровни организации живой природы на Земле. Молекулярно-генетический уровень организации живой материи. Строение макромолекул белков, молекул ДНК и РНК. Молекулярный механизм процессов обмена веществ и энергии. Молекулярно-генетический уровень. Генетика и эволюция.

Вопросы для самоконтроля:

Как происходит процесс биосинтеза белка?

2. Каково значение ДНК человека?

3. Какое значение для биологии и естествознания имеет подразделение живого на уровни организации? Имеет ли оно практическое значение?

4. Назовите свойства живой материи, отличающие ее от неживой.

5. Какими общими чертами характеризуются разные уровни организации живого?

6. На чем основаны представления о том, что генетическим материалом являются нуклеиновые кислоты?

7. Охарактеризуйте молекулярно-генетический уровень организации живой материи.

8. Охарактеризуйте биологическое значение АТФ. ПочемуАТФ называют основным источником энергии в клетке?

9. Каково значение молекулярно-генетических исследований наследственности и изменчивости?

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 3 – 13], [6.1.3, с. 415 -464]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.