Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.2. Семинарское занятие. Основные формы, свойства и уровни организации живой материи




Концепции взаимодействий и структур в микромире

Цель занятия: изучить волновые свойства света. Законы теплового излучения, кризис классической теории и появление квантовой теории. Планетарная модель строения атома. Корпускулярно-волновые свойства вещества. Движение микрочастиц. Принципы дополнительности, причинности и неопределенности. Радиоактивность. Представления о строении атомного ядра

При подготовке к занятию необходимо дополнить теоретический материал практическими примерами.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Охарактеризуйте развитие представлений о свете. Как и кем показано, что свет есть электромагнитная волна? В каких явлениях проявляются волновые свойства света?

2. Охарактеризуйте дискретность и непрерывность материи. В каких явлениях проявляются корпускулярные свойства света?

3. Опишите спектр электромагнитного излучения. Как были открыты и изучены инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, рентгеновские лучи?

4. Как законы фотоэффекта показали противоречия и кризис классической науки? Как определяется фотон? Какое давление создает излучение с длиной волны 0,6-10-6 м, если на каждый квадратный сантиметр поверхности, полностью его поглощающей, падает 3 • 1018 фотонов за 1 с?

5. Каково значение открытия электрона? Какие модели строения атомов появились в начале XX в.? В какой степени атом похож на Солнечную систему? Дайте представление об энергетических уровнях и переходах?

6. Что такое равновесное излучение, как оно моделируется, каковы его законы? Какие проблемы теории теплового излучения привели к «фиолетовой катастрофе», предрекающей крушение «классической физики? Какой выход был найден?

7. Суть гипотезы Луи де Бройля, какое значение для естествознания имеет использование корпускулярно-волновых свойств вещества?

8. Поясните смысл гипотезы о дискретном характере испускания и поглощения света.

Дайте представление о появлении вероятностных законов вынужденного и спонтанного испускания света.

9. Поясните смысл понятия «фотон». Какие явления и каким образом объяснены с помощью квантовой теории света?

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 57-67], [6.1.3, с. 169 - 207]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В целях контроля достижения целей лекционного и семинарского занятий по теме 2.4. обучающиеся письменно отвечают на вопросы теста.

 

 

Цель занятия: изучить общую характеристику науки о живом и развитие традиционной биологии. Основные свойства живой материи. Уровни организации живой природы на Земле. Молекулярно-генетический уровень организации живой материи. Строение макромолекул белков, молекул ДНК и РНК. Молекулярный механизм процессов обмена веществ и энергии. Молекулярно-генетический уровень. Генетика и эволюция.

При подготовке к занятию необходимо дополнить теоретический материал практическими примерами.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

  1. Как происходит процесс биосинтеза белка?
  2. Каково значение ДНК человека?
  3. Какое значение для биологии и естествознания имеет подразделение живого на уровни организации? Имеет ли оно практическое значение?
  4. Назовите свойства живой материи, отличающие ее от неживой.
  5. Какими общими чертами характеризуются разные уровни организации живого?
  6. На чем основаны представления о том, что генетическим материалом являются нуклеиновые кислоты?
  7. Охарактеризуйте молекулярно-генетический уровень организации живой материи.
  8. Охарактеризуйте биологическое значение АТФ. ПочемуАТФ называют основным источником энергии в клетке?
  9. Каково значение молекулярно-генетических исследований наследственности и изменчивости?

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 3 – 13], [6.1.3, с. 415 -464]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В целях контроля достижения целей лекционного и семинарского занятий по темам 3.1., 3.2. обучающиеся письменно отвечают на вопросы теста.

Тема 3.3. Семинарское занятие. Концепции эволюционной биологии. Основные гипотезы происхождения живого

Цель занятия: изучить понятие микро - и макроэволюции. Основные положения клеточной теории. Строение и функции основных органелл клетки. Функции клеточных мембран. Понятия микро - и макроэволюции. Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина – Холдейна. Биологическая эволюция. Классификация К. Линнея. Теория эволюции Ч. Дарвина. Основные принципы теории эволюции.

При подготовке к занятию необходимо дополнить теоретический материал практическими примерами.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Какие виды изменчивости Вам известны, в чем их сходства и отличия? Какая форма изменчивости дает исходный материал для естественного отбора в природе.

2. Сопоставьте понятия «популяция» и «вид». Почему разные популяции одного вида отличаются по частоте генов?

3. Каковы основные положения и значение клеточной теории в развитии биологии? Какими методами удалось изучить состав живой клетки и ее молекулярное строение? Каковы особенности строения и функции ядра клетки и цитоплазмы?

4. Раскройте сущность микро- и макроэволюции, приведите примеры действующих в них процессов. Каковы доказательства эволюции органического мира?

5. Опишите строение и функции клеточных мембран. Что такое « ионный насос»?

6. Оцените гипотезы происхождения живого на Земле с современных позиций.

7. Охарактеризуйте онтогенетический уровень организации живой материи.

8. Что такое «мутация» и какие мутации бывают? Как определить, что приобретенные признаки не наследуются?

9. Дайте понятие о неодарвинизме и синтетической теории эволюции.

10. Поясните, как происходит эволюция видов с точки зрения генетики. Какова роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого?

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 14-28], [6.1.3, с. 465 -518]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В целях контроля достижения целей лекционного и семинарского занятий по теме 3.3. обучающиеся письменно отвечают на вопросы теста.

 

 

Тема 4.2. Семинарское занятие. Галактика, ее форма и строение. Солнечная система. Солнце

Цель занятия: изучить многообразие мира галактик. «Космология Большого Взрыва».Галактика, ее форма и строение. Солнечная система в Галактике. Многообразие мира галактик. Содержание и значение закона Хаббла.

При подготовке к занятию необходимо дополнить теоретический материал практическими примерами.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Поясните, что такое «галактика», каковы форма и строение галактик? Где находится Солнечная система в нашей Галактике?

2. Расскажите, что такое Вселенная, каковы ее размеры, какие объекты ее составляют и какие модели развития Вселенной Вам известны?

3. Назовите эмпирические подтверждения расширения Вселенной. Что означают понятия «стационарность» и «нестационарность» Вселенной, какова природа реликтового излучения?

4. Какие наблюдения подтвердили модель Большого Взрыва?

5. Как связаны общая теория относительности и модель расширяющейся Вселенной?

6. Почему в результате первичного нуклеосинтеза не могли образоваться химические элементы, существующие сейчас во Вселенной?

7. Каково содержание и значение закона Хаббла? Опишите эволюцию Вселенной от Большого Взрыва до начала первичного нуклеосинтеза.

8. Дайте представление об инфляционной теории рождения Вселенной.

9.Опишите процессы эволюции Вселенной от ее «просветления» до образования

галактик и звезд.

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 33-45], [6.1.3, с. 337-367]. [6.6.1, 6.7.1 - 6.7.4] Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В целях контроля достижения целей лекционного и семинарского занятий по теме 4.2. обучающиеся письменно отвечают на вопросы теста.

 

 

Тема 5.1. Семинарское занятие. Концепции строения и функционирования на биосферном уровне организации живой материи.

Цель занятия: изучить основы учения В.И. Вернадского о биосфере. Биотический круговорот. Биосферный уровень организации жизни. Биотический круговорот. Биосфера и космические циклы. Биоэтика. Литосфера – основа жизни. Экологические функции литосферы (Ресурсная, геофизико - и геохимическая).

При подготовке к занятию необходимо дополнить теоретический материал практическими примерами.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Охарактеризуйте биогеоценозный уровень организации живой материи. Дайте определения понятиям «биогеоценоз», «экологическая ниша», «биоценоз». Чем определяется их устойчивость, какие связи существуют между организмами в экосистеме?

2. Каково значение круговорота веществ для биосферы?

3. Назовите основные выводы учения Вернадского о биосфере.

4. Как формировался климат на Земле и каковы перспективы его изменения?

5. Какие факторы определяли изменение климата планет? Чем доказывается единовременное происхождение тел Солнечной системы? Каковы размеры «пояса жизни» в Солнечной системе?

6. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 57-61], [6.1.3, с. 557-592]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В целях контроля достижения целей лекционного и семинарского занятий по теме 5.1. обучающиеся письменно отвечают на вопросы теста.

 

 

Тема 5.2. Семинарское занятие. Концепции эволюции и ноосферы

Цель занятия: изучить концепции эволюции и коэволюции растительного и животного мира. Принцип универсального эволюционизма. Понятие ноосферы. Человек — качественно новая ступень развития биосферы.

При подготовке к занятию необходимо дополнить теоретический материал практическими примерами.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Опишите этапы эволюции жизни до появления человека.

2. Обоснуйте на основе эволюционных представлений о развитии структурных уровней организации живой материи становление ноосферы. Существует ли ноосфера в настоящее время?

3. Как происходила эволюция с позиции концепции коэволюции?

4. Поясните выражение «Земля – живой организм».

5. В чем феномен человека?

6. С какого времени начинается человеческая история?

7. Проблемы социальной экологии, этологии и социобиологии.

 

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 62-64], [6.1.3, с. 519-530]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В качестве текущего контроля по теме 5.2. обучающиеся отвечают на вопросы теста.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.