Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О положениях, связанных с аль-гъиба в Исламе




(Ведение разговоров за спиной человека)

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

 

Определение слова “аль-Гъиба”

От Муталиба ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Гъиба – это то, что сказано о человеке за его спиной из того, что в нем есть». аль-Хараиты в «аль-Ахлякъ». Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1992.

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим 2589.

Передают, что однажды при пророке (мир ему и благословение Аллаха) упомянули одного человека, сказав: “Поистине, он не ест, пока его не покормят, и не садится верхом, пока его не посадят!” И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Вы совершили гъиба на него». Они сказали: “О посланник Аллаха! Мы ведь сказали только то, что ему присуще!” На это он ответил: «Достаточно вам упомянуть о том, что действительно есть в вашем брате!» аль-Асбахани. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 3/128.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды она упомянула об одной женщине, сказав: “Она мала ростом”, на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты совершила гъиба на нее!» Ахмад 6/136, Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 207. Хафиз аль-‘Иракъи подтвердил достоверность хадиса.

Также ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды я стала изображать перед пророком (мир ему и благословение Аллаха) одного человека, и он сказал: «Не хочу я, чтобы передо мной изображали кого бы то ни было, даже если дадут мне за это то-то и то-то!» " Абу Дауд, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5140.

Однажды Мухаммад ибн Сирин упомянув о ком-то, сказал: “Это тот чернокожий мужчина”, - затем он сказал: “Да простит меня Аллаха, я считаю, что совершил гъиба”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 1/196.

Имам ан-Науауи, разъясняя значение гъиба и его виды, сказал: “Гъиба – это упоминание о человеке тем, что не понравилось бы ему. Будь то физический недостаток, изъяны в религии или в его жизненных делах, или в его поведении, или в его детях, либо в том, что касается его жены, его слуг, даже его одежды, его походки или его радостного настроения, или его хмурого вида и тому подобного, что имеет к этому отношение. И все равно, было ли об этих недостатках упомянуто словом, жестом, или мимикой”. См. “аль-Азкар” 288.

Также ученые отнесли к гъиба слова тех, кто при упоминании какого-либо мусульманина говорит: “Да простит нас Аллах”, или: “Да смилостивится над ним Аллах”, намекая при этом на того, кого упомянули, и говоря это с издевкой, делая так, что о том, кого упомянули, начинают думать плохо. См. “Фатх аль-Бари” 10/469, “аль-Азкар” 290.

 

Положение “аль-гъиба” в шариате

Нет никаких сомнений в том, что гъиба запрещено (харам), и на это указывают Коран, Сунна и единогласное мнение ученых (аль-иджма’). Имам аль-Къуртуби говорил: “По единогласному мнению (иджма’), гъиба является большим грехом, за которое необходимо каяться перед Всевышним Аллахом”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 4/354.

Также о единогласном мнении, что гъиба является большим грехом, передали имам ан-Науауи, хафиз Ибн Касир и имам Ибн Муфлих. См. “аль-Азкар” 289, “Тафсир Ибн Касир” 3/567, “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/31.

 

О строгом запрещении “аль-Гъиба” в Исламе

 

Гъиба – это поедание мяса людей

Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не шпионьте друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, ведь вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Худжурат 49: 12).

В толковании этого аята Къатада сказал: “Так же как верующий обязан сторониться употребления мертвечины, так же он должен сторониться и гъиба”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 16/335.

Сообщается, что имам Суфьян ас-Саури называл людей, делающих гъиба – мясоедами (ляхмийун). Однажды его спросили: “Это что, те, кто ест много мяса?” Он ответил: “Нет. Это те, которые делают гъиба!” аль-Къашири в “ар-Рисаля” 1/74.

Передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел рядом с людьми, у которых были ногти из меди, и они царапали ими свои лица и груди. Я спросил: “Кто это, о Джибриль!” Он сказал: “Это – поедающие мясо людей и бесчестящие их”». Ахмад 3/224, Абу Дауд 4878. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал одному человеку: «Ты избавился от кусочков мяса, застрявших в зубах?» Тот ответил: “От чего мне избавляться, если я не ел мяса?!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ты ел мясо своего брата!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 2837.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У арабов было принято брать с собой слуг в путешествие, и также поступили Абу Бакр с ‘Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), взявшие с собой в путь слугу. Однажды они легли спать, а когда проснулись, обнаружили, что слуга тоже спит, не приготовив им еды. И один из них сказал другому: “Этот человек спит так, словно находится у себя дома!” Они разбудили его и сказали ему: “Пойди к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и скажи ему: “Абу Бакр и ‘Умар передают тебе салам, и просят у тебя чего-нибудь из еды!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал слуге: «Передай им салам и сообщи им, что они уже поели!» Они были потрясены этим и пришли к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказали: “О посланник Аллаха! Мы послали к тебе попросить еды, а ты сказал: «Они уже поели!», - чем же мы позавтракали?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мясом вашего брата. Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, я вижу кусочки его плоти между ваших зубов!» Абу Бакр с ‘Умаром сказали пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Попроси для нас прощения у Аллаха!” На что он ответил: «Пусть он (слуга) просит для вас прощения!» ” аль-Хараиты 186, ад-Дыя аль-Макъдиси 2/33. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2608.

А ведь в наши дни мусульмане говорят за спинами друг друга вещи на много страшней, чем то, что Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) сказали за своего слугу!

Однажды ‘Амр ибн аль-‘Асс, проходя с людьми мимо дохлого мула, сказал: “Если человек будет есть это до тех пор, пока не наполнит свой живот, то это будет лучше для него, чем он поест мясо мусульманина!” Абу аш-Шейх, Ибн Хиббан. См. “Сахих ат-таргъиб” № 2838.

 

Гъиба – это зловонье

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы находились с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы почувствовали ужасный, отвратительный запах, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Знаете ли вы, что это такое? Это запах, который исходит от тех, кто делает гъиба за спинами верующих» ”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 324. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани зазвали хадис хорошим.

Имам ас-Самаркъанди говорил: “Некоторые могут спросить: «Почему гъиба во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) имела скверный запах, а в наши дни мы его не чувствуем?» Ответом им служит то, что гъиба в наше время увеличилась и носы, переполнившись ею, перестали чувствовать ее скверный запах. В пример этому можно привести человека, который зайдет в то место, где совершают дубление шкур животных, он не сможет из-за сильного зловонья долго там находиться. Однако те, кто работает в этих местах кушают и пьют там, не чувствуя этого зловонья, поскольку они уже привыкли к этому запаху. То же самое обстоит и с гъиба в наше время!” См. “Танбихуль-гъафилин” 1/175.

Свят Аллах, а ведь это было сказано более, чем тысячу лет назад! Трудно себе представить насколько увеличилось гъиба за эти тысячу лет!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.