Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Покров Божией Матери




Случилось это в городе Константинополе в начале 10-го века. В ночь под воскресенье во Влахернском храме по обычаю служили Всенощное Бдение. Среди прихожан в храме молились Андрей юродивый и его друг Епифаний. На рассвете их очам предстала Божия Матерь в сонме ангелов, которая простирала над молящимися и всем миром Свой омофор — покрывало, что находилось на Ее главе. Тогда блаженный Андрей обратился к святому Епифанию: «Видишь ли ты то, что вижу я?» Тот ответил: «Да, отче, вижу и ужасаюсь!»

Много лет, рассказывая об этом видении, мы считали себя людьми, близкими к духу блаженного Андрея, думали, что и над нами простерт тот же омофор, что и десять веков назад. Но когда в нашей обители случился пожар, у многих возникло недоумение: Божия Матерь дала обетование покрывать обитель, сказав, что она будет всем изобиловать… Тем не менее в ней начался пожар и даже дошел до храма Покрова Божией Матери. Чтобы рассеять это смущение, необходимо заняться вопросом: какова причина пожара (причина духовная, разумеется). Церковь всегда считала пожар наказанием за грехи, действием, очищающим человека от многих беззаконий, попущением Божиим, которое предваряет человека огнем временным, земным, избавляя его от огня вечного, геенского.

Вероятно, главный грех, за который Господь попустил пожар в Академии — это измена тому, чему обучают в этих стенах. Праздник Покрова учит нас, какой должна быть православная духовность. Нужно обратить внимание на то, видения удостоились не все люди в храме, а только Андрей, Христа ради юродивый и святой Епифаний. Подвиг юродства всегда показывал, что мудрость человеческая ничто перед Богом, она кичится, гордится и возвышается, сопряжена со многими заблуждениями. Мудрость же Божия свята и прикасается к человеку только тогда, когда сердце его чисто. Мудрость Божия до такой степени превосходит человеческую мудрость, что последняя по сравнению с первой кажется буйством и юродством. Некоторые люди специально принимали на себя подвиг юродства для того, чтобы внешним буйством посрамить буйство мира.

Знаменательно, что пожар произошел на следующий день после праздника Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. Как говорил апостол Павел: «Пред Крестом Христовым упраздняется мудрость человеческая», (1кор.1,17) чтобы «немудрое Божие оказалось премудрее всякой человеческой мудрости» (1Кор.1,25). О том, какой она должна быть в человеке, писал апостол Иаков: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не мудрость, исходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, есть беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3,13-17). Поэтому, когда мы стремимся не к божественной мудрости и изменяем духовным познаниям, то совершаем один из главных грехов пребывая здесь.

В Евангельском чтении, посвященном Покрову Пресвятой Богородицы (Лк.10,38-42; 2, 27-28) рассказывается о том, как Господь пришел в одно селение и был принят в дом, где жили две сестры. Мария села у ног Спасителя и слушала Его слова, сестра же ее — Марфа, заботилась о большом угощении и так увлеклась, что совсем забыла, зачем пришел к ней Христос. А так как не успевала, то стала просить Господа, чтобы Он укорил сестру и заставил помогать ей готовить. Тогда Господь сказал ей: «Марфа, Марфа, ты заботишься и печешься о многом…», одно же только необходимо — слушать неотступно Слово Божие и исполнять его. В этом поучении мы видим еще один урок духовности: угождение Богу должно быть не телесное, а духовное. Когда мы отягчаемся житейскими попечениями, даже если они простираются на то, чтобы послужить Богу, наш ум омрачается, сердце становится закрытым для Него.

Посмотрите, в какое неразумие пришла Марфа»! Люди искали Христа, чтобы только прикоснуться к нему, услышать Его слово. К Марфе Господь Сам пришел, а она и не собиралась Его слушать. Многие обращались к Господу с просьбами о помощи. Марфа же просила, чтобы Бог заставил Своей силой другого человека обратиться к ненужному делу. Все нужно было оставить ради беседы с Христом, но житейские заботы настолько омрачили ее сердце, что она забыла о том, какую жизнь проводил Христос. Она наверняка знала, что он постился сорок дней и ночей, малыми хлебами насыщал тысячи людей?! Зачем Ему нужно было это многое попечение, когда Он Сам мог доставить их дому богатое угощение, если бы оно требовалось.

Отсюда вывод: служение Богу мы должны проводить в духовном праздновании, а не в плотском, телесном угождении и житейском попечении. Есть две мудрости: человеческая, плотская и Божественная, духовная. Есть два попечения: плотское и духовное. Есть два человека: внешний и внутренний. И когда внешний человек тлеет, внутренний все белее и более обновляется. И есть два Покрова Божией Матери: один – внешний, от внешних бед и зол, а другой — внутренний, которым Она покрывает наше сердце от омрачения и греха, чтобы мы не забыли за плотскими нуждами духовных. Если мы живем по Заповедям Божиим, но по немощи и по своему произволению грешим и в исповеди каемся в этом, Божия Матерь покрывает нас и внешним и внутренним Покровом. Если же грешим и не каемся или, хуже того, считаем, что правы, Божия Матерь, дабы сохранить души, снимает с нас внешний Покров. Тогда мы подвергаемся различным бедствиям. Ничто не щадит Божия Матерь: ни храмы, ни средства, ни силы, ни время, ни жизни ради спасения человека: ибо какой выкуп даст человек за душу свою, если он не будет здесь нести наказания за грехи?

Пожар обители не может рассматриваться как событие местного, лаврского значения. Если горит сердце России, дым ест глаза всей России. Если сердце истекает кровью, боль пронизывает все тело. Церковь едина, и это видно в поддержке людей. Для того чтобы вернуть внешний Покров, мы должны покаяться в том, что должно не стяжали духовной мудрости и духовного попечения об угождении Богу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.