Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень платных услуг и продукции библиотек

Обоснование перечня платных услуг и продукции для библиотек разных видов

Морозов Ярослав. Группа: БИФ/БО-114-3/2.

В условиях малобюджетного финансирования отечественные библиотеки активно реализуют хозрасчетные формы обслуживания заинтересованных пользователей, позволяющие расширить спектр предоставляемых услуг и получить дополнительные внебюджетные средства для развития МТБ, стимулирования труда, социальной защиты сотрудников. При этом можно определить оптимальный перечень платных услуг/продукции, предоставляемых конкретным библиотечным учреждением.

Составляя номенклатуру дополнительного обслуживания, необходимо руководствоваться наличием реальных или прогнозируемых потребностей/запросов, уровнем платежеспособности пользователей, ресурсными возможностями библиотечного учреждения, а также учитывать фактор рентабельности (доходность).

В ходе выполнения практического задания необходимо, руководствуясь нормативными документами, основными теоретическими положениями библиотечной экономики и собственным опытом, составить возможные варианты (модели) номенклатуры платных услуг/продукции для различных видов библиотек. С этой целью из предложенного ниже перечня нужно выбрать, систематизировать и включить в соответствующие графы таблицы те услуги/продукцию, платная реализация которых возможна и целесообразна в определенных библиотеках, не ухудшает законодательно гарантированного общедоступного бесплатного библиотечного обслуживания. Отметим, что в списках платных услуг и продукции для различных библиотек одни и те же наименования могут повторяться; их перечень также может включать и другие услуги, предложенные студентом.

 

- подготовка тематических или фактографических справок,

- запись пользователей в библиотеку,

- репродуцирование (ксерокопирование, микрофильмирование) фондовых документов,

- заказ книг по МБА,

- организация разнопрофильных лекториев, университетов, курсов,

- предоставление читателям электронного каталога,

- переплетные работы,

- размещение в помещении библиотеки и уход за комнатными растениями на период отъезда владельцев,

- продление срока пользования выданными материалами (в т.ч. по телефону),

- доставка литературы (на дом/ на рабочее место),

- бронирование изданий за читателем на определенный срок,

- составление библиографических списков по конкретным запросам пользователей,

- обслуживание внешних абонентов в режиме удаленного доступа (виртуальная справка),

- предоставление книг и других фондовых материалов для переиздания,

- организация и обслуживание местных туристско-экскурсионных маршрутов,

- предоставление кабинета для занятий в помещении библиотеки,



- выполнение тематических запросов с использованием электронных баз данных (в т.ч. Интернет),

- поиск в электронном каталоге,

- распечатка материалов с электронных носителей,

- прием запросов и выдача фактографических справок по телефону,

- подготовка адресно-реквизитных данных о различных предприятиях и фирмах,

- индивидуальное информирование абонентов о новых поступлениях в фонд библиотеки,

- организация работы кружков и клубов по интересам,

- ретроспективный поиск документов по запросам,

- предоставление читальных аппаратов и другой воспроизводящей аппаратуры в условиях библиотек,

- пользование картотеками с конъюнктурной информацией,

- переводческие услуги (прямой и обратный перевод текстов),

- комплексное библиотечно-библиографическое обслуживание юридических и физических лиц,

- составление тематических ретроспективных или текущих библиографических указателей,

- приоритетное обслуживание новыми поступлениями,

- проверка орфографии и пунктуации авторских рукописей,

- выездные выставки-просмотры новой литературы;

- прием заказов на литературу по телефону,

- выдача фондовых документов на дом из читального зала (на ночь, выходные и праздничные дни),

- пользование коммунальными удобствами, имеющимися в здании библиотеки,

- определение классификационных индексов в авторских работах,

- составление тематических картотек по запросам,

- подготовка тематических подборок документов,

- проведение устных консультаций по вопросам информационной грамотности (индивидуальных, групповых),

- компьютерный набор и макетирование текстов,

- предоставление ПК для работы с электронными ресурсами библиотеки и собственными материалами,

- организация публичных мероприятий (встреч, читательских конференций, презентаций и т.д.),

- размещение сторонней рекламы в помещении и на здании библиотеки,

- редактирование библиографических описаний.

 

Таблица

№ пп Общедоступные публичные библиотеки Научные (областные, краевые) библиотеки Отраслевые научно-технические библиотеки Вузовские библиотеки
1. Подготовка тематических или фактографических справок Подготовка тематических или фактографических справок Подготовка тематических или фактографических справок Подготовка тематических или фактографических справок
2. репродуцирование (ксерокопирование, микрофильмирование) фондовых документов репродуцирование (ксерокопирование, микрофильмирование) фондовых документов репродуцирование (ксерокопирование, микрофильмирование) фондовых документов репродуцирование (ксерокопирование, микрофильмирование) фондовых документов
3. составление библиографических списков по конкретным запросам пользователей составление библиографических списков по конкретным запросам пользователей составление библиографических списков по конкретным запросам пользователей составление библиографических списков по конкретным запросам пользователей
4. организация и обслуживание местных туристско-экскурсионных маршрутов организация и обслуживание местных туристско-экскурсионных маршрутов организация и обслуживание местных туристско-экскурсионных маршрутов  
    ретроспективный поиск документов по запросам ретроспективный поиск документов по запросам  
5. переплетные работы переплетные работы переплетные работы  
6. проверка орфографии и пунктуации авторских рукописей проверка орфографии и пунктуации авторских рукописей проверка орфографии и пунктуации авторских рукописей проверка орфографии и пунктуации авторских рукописей
7. компьютерный набор и макетирование текстов компьютерный набор и макетирование текстов компьютерный набор и макетирование текстов компьютерный набор и макетирование текстов
8. размещение сторонней рекламы в помещении и на здании библиотеки размещение сторонней рекламы в помещении и на здании библиотеки размещение сторонней рекламы в помещении и на здании библиотеки размещение сторонней рекламы в помещении и на здании библиотеки
9. распечатка материалов с электронных носителей распечатка материалов с электронных носителей распечатка материалов с электронных носителей распечатка материалов с электронных носителей
10. редактирование библиографических описаний редактирование библиографических описаний редактирование библиографических описаний редактирование библиографических описаний
11. выполнение тематических запросов с использованием электронных баз данных (в т. ч. Интернет) выполнение тематических запросов с использованием электронных баз данных (в т. ч. Интернет) выполнение тематических запросов с использованием электронных баз данных (в т. ч. Интернет)  
12. подготовка адресно-реквизитных данных о различных предприятиях и фирмах подготовка адресно-реквизитных данных о различных предприятиях и фирмах подготовка адресно-реквизитных данных о различных предприятиях и фирмах  
13. подготовка тематических подборок документов подготовка тематических подборок документов    

 

Вывод.

Не все из перечисленных над таблицей услуг подходят под понятие платных.

Не подходят под понятие платных следующие услуги:

1. запись пользователей в библиотеку;

2. заказ книг по МБА;

3. организация разно-профильных лекториев, университетов, курсов;

4. предоставление читателям электронного каталога;

5. продление срока пользования выданными материалами (в т.ч. по телефону);

6. доставка литературы (на дом/ на рабочее место);

7. составление библиографических списков по конкретным запросам пользователей;

8. обслуживание внешних абонентов в режиме удаленного доступа (виртуальная справка);

9. предоставление кабинета для занятий в помещении библиотеки;

10. организация работы кружков и клубов по интересам;

11. ретроспективный поиск документов по запросам;

проверка орфографии и пунктуации авторских рукописей,

12. выездные выставки-просмотры новой литературы;

13. прием заказов на литературу по телефону,

14.выдача фондовых документов на дом из читального зала (на ночь, выходные и праздничные дни);

15. выездные выставки-просмотры новой литературы;

16. прием заказов на литературу по телефону;

17. выдача фондовых документов на дом из читального зала (на ночь, выходные и праздничные дни);

18. пользование коммунальными удобствами, имеющимися в здании библиотеки,

19. определение классификационных индексов в авторских работах;

20. составление тематических картотек по запросам;

21. проведение устных консультаций по вопросам информационной грамотности (индивидуальных, групповых);

22. предоставление ПК для работы с электронными ресурсами библиотеки и собственными материалами;

23. организация публичных мероприятий (встреч, читательских конференций, презентаций и т.д.).

Услуги, которые выделены желтым цветом не подходят под понятие библиотечных.

 

В таблице одни и те же платные услуги подходят явно не каждой библиотеке.

В вузовской библиотеке должно быть больше всего бесплатных услуг и меньше всего платных, потому что такие библиотеки обслуживают только: студентов; преподавателей и сотрудников ВУЗов.

К отраслевым научно-техническим библиотекам, например. Можно отнести и библиотеки различных предприятий. В таком случае все они должны быть бесплатными.

Если брать в расчет отраслевые библиотеки, такие, как Российская Государственная Сельскохозяйственная Библиотека, то там могут быть платные услуги, в том числе и те, которые не могут выполняться в других библиотеках.

Касательно районных и муниципальных общедоступных библиотек, то у них должно быть примерноодно и тоже количество платных услуг.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Перечень платных услуг и продукции библиотек

Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.5.186
Генерация страницы за: 0.107 сек.