Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предопределение как довод для оправдания




Бесплодная дискуссия

По этому поводу может возникнуть вопрос: "Совершил ли я зло по воле Аллаха или нет? Мог бы я этого не сделать? По чьему замыслу я совершил деяние – по своему собственному или по замыслу Аллаха?" и т.д. Подобные доводы заполняли многочисленные тома ученых книг. Все это – бесплодная дискуссия, ведь нельзя сравнивать Творца с творениями, а человеческий разум не в состоянии судить об Аллахе и Его проявлениях (сыфат).

С Аллаха не спросится за то, что Он вершит. Это Он нас спрашивает о наших деяниях. Аллах справедлив, нет сомнения в Его справедливости. Нам стоило бы следить за собой, правильно употреблять свой ум, стараться направлять свою волю на благо и воздерживаться от дискуссий об Аллахе, как воздерживались наши праведные предшественники. Они не занимались такими ДИСКУССИЯМИ!!!

 

Многие грешники оправдывают свое ослушание предопределением. Так, если спросить прелюбодея: "Почему ты прелюбодействовал?", он скажет: "Потому, что это мне предопределено!" Такой довод неуместен и опровергается с двух сторон.

Во-первых, расчет и наказание зависят от действий как таковых, а также мотивов и поводов для этих действий. Ведь этот прелюбодей не познакомился с хранимой скрижалью и, узнав, что ему предопределено прелюбодеяние, пошел, как он утверждает, прелюбодействовать, выполняя предопределенное решение. Нет, он подчинился своему страстному влечению и, спеша получить наслаждение, послушался зова сатаны.

Многобожники также использовали для оправдания подобный довод:

"«Если б Аллах желал того, мы б соучастников Ему не придавали…» [на что Аллах ответил]: Скажи: "«Владеете ли вы определенным знанием об этом? И если «да», представьте нам его»."
(Сура 6, аят 148)

Иначе говоря, когда вы стали прочить Аллаху равных, откуда вам было известно, что вам предопределено многобожие? Разве вы познали веру и установили, что она для вас недостижима?

Во-вторых, если бы этот оправдывающийся предопределением был искренним, он с удовольствием принял бы то, что ему предопределил Аллах: бедность, болезни, голод, потерю любимых людей или имущества. Однако, как мы видим, он не довольствуется этим, хотя это ему предопределено, и не мирится с этим, а прилагает усилия, чтобы накапливать деньги, избегать болезни и утолять голод. Он страдает от потери любимых людей или имущества. Так почему же он прилагает все свои усилия и использует все свои чувства и ощущения, добиваясь мирского наслаждения и отстраняясь от боли, однако не употребляет свой разум для того, чтобы сопротивляться своей страсти и отказать душе в желанном для нее незаконном деянии, зная, какую кару повлекут за собой такие деяния?


Мы и наши предшественники
перед доктриной предопределения

Враги Ислама обвиняют мусульман в вялости и лени вследствие веры в предопределение. В этом обвинении есть некая доля справедливости, проистекающая, однако, из весьма неправильного понимания этой концепции некоторыми мусульманами последних эпох. Многие неграмотные мусульмане приняли для себя эту доктрину как оправдание для совершения грехов и повод для лени и бездеятельности. Хотя наши праведные предшественники воспринимали предопределение как стимул для труда и священной борьбы.

Мы читаем о доктрине предопределения, о том, что удел установлен каждому человеку: "То, что вам уделено, придет к вам, даже если вы слабый, и того, что уделено иному человеку, вы не достигнете, несмотря на все ваши усилия". Одни люди пришли отсюда к выводу о том, что нет необходимости зарабатывать себе на жизнь, можно не трудиться и бездельничать, ожидая, пока небо осыплет нас золотом и серебром, и отправляться в путешествие без подготовки и без денег...

Однако наши праведные предшественники, прочитав об этой доктрине, толковали ее таким образом: "Надо трудиться как только можно и изо всех сил, чтобы заработать деньги законным путем". А исчерпав все свои возможности, они довольствовались тем, чего добились, не гневаясь на Бога, не завидуя тем из своих товарищей, которым удалось заработать больше, чем они. Богатство не делало их высокомерными, а бедность не ввергала их в отчаяние.

Мы слышали о неизбежности смерти и стали использовать это как оправдание небрежного отношения к мерам безопасности и осторожности, утраты ответственности и неумения отличить преднамеренное преступление от случившегося по предопределению без каких-либо признаков преступления. Подобно шоферу, который, нарушая правила движения, собьет кого-нибудь, а затем заявит, что это столкновение предопределено. Или подобно студенту, который плохо учится и в результате не сдаст экзамен, а затем вдруг заявит, что неудача была ему заранее предопределена.


Наши праведные предшественники также слышали о неизбежности смерти. Они сказали: "Если смерть неизбежна, никто не умрет преждевременно, даже если плавился в пламени огня и грудью пошел на пики. И никто не отсрочит ее, даже укрывшись внутри крепости за семью стенами. Так давайте же сделаем то, что угодно Аллаху: будем усердствовать своей душой на пути Аллаха, не боясь смерти, так как она предопределена и имеет срок, который нельзя опередить или отложить, будем усердствовать в своих речах, отрицая дурное и противостоя скверному тирану справедливым словом." Поэтому наши праведные предшественники отважно боролись, не боясь никого в борьбе за справедливость и не страшась ничего, кроме Аллаха.

Признав, что всякая вещь предопределена, мы не обратили внимания на порядок, установленный Аллахом во вселенной, и на законы природы, которые наш Господь сделал источником и блага, и вреда. Наши же праведные предшественники серьезно изучали эти законы, освоили суть этих наук и развивали способы их применения на благо человечества. Однако наша небрежность привела нас, мусульман, к упадку с вершины славы, и мы оказались преданными забвению.

Наши благородные предшественники, опираясь на свою веру, стали известными специалистами в разных областях науки и жизнедеятельности. А мы дали возможность другим властвовать над нами и стать нашими хозяевами. Наши предшественники силой праведного оружия завоевали одну треть цивилизованного мира, а мы позволили нашему врагу завоевать нашу родину мечом вероломства.


 

  след.»

Причина придания ореола святости нашим предшественникам

Некоторые из нас, видя всю испорченность этой жизни и униженность ныне живущих, вспоминая славу и величие наших предшественников, стремятся превратить наше сегодняшнее отчаяние в надежду на возвращение былых времен. Отсюда придание ореола святости мертвым, упование на их поддержку и помощь. Нам кажется, что их успехи могут помочь нам совладать с нашими неудачами. Поэтому мы строить им грандиозные мавзолеи с высокими куполами и стали прославлять их до такой степени, что уподобились культам язычников доисламской эпохи: мы стали давать обеты могилам, добиваясь заступничества у мертвых, что является запретным. Мы даже позволили себе просить у них благ и вреда, а сами ничего не делаем для достижения своей цели. Все это является реакцией на нашу суровую действительность в сравнении с великолепием нашего прошлого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.