КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профориентационная игра
Условно игры, используемые в профориентации, можно разделить на 4 группы (типа). Первый тип: игры-«заигрывания», которые в строгом смысле не являются профориентационными и используются психологом для налаживания контакта с учащимися. Примером могут служить игровые ситуации в тренинге общения и даже в психотерапии. Второй тип: игры, моделирующие профессиональную деятельность. Цель их — знакомство учащихся с конкретными профессиями. Такие игры больше соответствуют ситуации, когда профессия (или группа профессий) уже выбрана и необходимо либо уточнить, либо перепроверить свой выбор. При работе в классе данные игры позволяют моделировать в основном про- фессии типа «человек — человек» (различные ситуации общения, взаимоотношения работников друг с другом или с клиентами). Третий тип: моделирование самого процесса выбора профессии. ИГРА «АССОЦИАЦИЯ» [102] Цель: выявить истинное отношение школьников к разным профессиям и по возможности подкорректировать это соотношение. Условия игры. Количество участвующих — весь класс (учащиеся VII — VIII классов, а также учащиеся более старших классов). Время на первое проигрывание — 15 минут, последующие проигрывания по 5—7 минут. Для игры необходима классная доска. Процедура (этапы) игры. Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа (вхождение в игру осуществляется на первом-втором этапах). 1. Объявляется название игры и выбираются 3 главных игро 2. Объясняются условия игры (инструкция): «Сейчас 3 чело
человек. Опыт показывает, что не все учащиеся сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах — что-то связано со спиртом (лекарство слишком наводящий ответ), мебель — стеклянный шкаф или кушетка... 3. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2—3 минут продумайте свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке отгадать профессию». 4. Три человека выходят из класса. Класс быстро загадывает 5. Ведущий приглашает трех человек (отгадывающих), кото 6. Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны 7. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти от
Обсуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл. При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии. Участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления учеников о профессии. У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл (возможен и ничейный результат). Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о классе в целом и об отдельных учащихся, так как за один урок в отдельной игре могут принять активное участие многие школьники. Типичные трудности. Бывают случаи, когда отгадывающие входят в класс с неподготовленными вопросами или не успевают придумать варианты ответов. Ведущий должен не помогать играющим, а, наоборот, обострять игру: «Если вы не готовы, то ваша команда проигрывает...» В этом случае школьники поймут, что играют с ними серьезно, и это повысит их интерес как к игре, так и к теме занятия. Перспективы использования игры. В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отгадывающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовывать игру и обсуждение в ситуации меньшей неопределенности. Можно также использовать в игре не одну, а две (соревнующиеся) группы отгадывающих. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные заведения, образ типичных представителей тех или иных профессий (типичных работников).
Специфика игры «Ассоциация» — в ориентации на эмоциональные отношения учащихся, развернутая схема анализа профессии предлагается в игре «Угада'5* профессию». ИГРА «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ» Цель: знакомство школьников с научной схемой анализа профессий. Условия игры. Игра рассчитана на работу с классом (учащиеся VII — VIII, а также более старших классов). Время на первое проигрывание — 10—15 минут, а на последующие — 7—10. В игре активно используется классная доска, желательно иметь таблицу анализа профессий. Процедура (этапы) игры. Подготовительный этап. На предшествующем занятии или сразу перед игрой школьники должны быть ознакомлены с «формулой профессии». Желательно не только рассказать о «формуле», но и проанализировать с ее помощью несколько профессий вместе с классом. 1. Перед классом вывешивается таблица с «формулой про 2. По желанию выбирается группа из трех человек. 3. Дается общая инструкция: «Сейчас 3 человека выйдут из
4. Отгадывающие выходят из класса, а класс быстро загады 5. Ведущий приглашает отгадывающих, которые наблюдают 6. Каждый отгадывающий выбирает по одному человеку из 7. После этого отгадывающие оценивают все три варианта за 8. Класс оценивает, отгадали они профессию или нет, назвав Обсуждение игры (проигрывание). По каждому пункту схемы анализа профессии ведущий вместе с классом определяет по всем трем вариантам, выписанным на доске, правильные и неправильные ответы. При окончательном подведении итогов игры можно определить и ввести следующий критерий (еще до обсуждения): если общее количество неправильных ответов на доске будет больше десяти, то команда загадавших профессию проигрывает. После этого окончательно определяется победитель. Диагностические возможности игры. Игра позволяет выяснить знания учащихся о конкретной профессии, а также определить уровень овладения схемой анализа профессий. Типичные трудности. Опыт показывает, что учащиеся VII— VIII классов легче отгадывают профессии в игре «Ассоциация», чем в данной игре. Кроме того, «Угадай профессию» — более сложная игра по самой организации. Поэтому если проводить много проигрываний, в которых отгадывающие не найдут ответа, то интерес к игре может снизиться. Если игра получается плохо, больше двух проигрываний лучше не делать, В случае, когда загадана сложная профессия и сам ведущий затрудняется ее охарактеризовать по некоторым пунктам схемы анализа, профессию следует либо заменить, либо анализировать по другим пунктам. Перспективы совершенствования игры. Главная линия развития данной игры состоит в поиске более оптимальной (игровой) схемы анализа профессии. Возможны также некоторые процедурные усовершенствования: заполнение времени на обдумывание стимулирующей музыкой и т.д. ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ» (для работы с группой в 3—4 человека) Цель: познакомить учащихся с процедурой правильного построения личных профессиональных планов (ЛПП), а также научить школьников оказывать некоторую профориентационную помощь своим товарищам. Условия проведения игры. Игра рассчитана на учащихся VII—X классов-. Для игры необходима отдельная комната. Время на первое проигрывание — 30—50 минут, на последующие '— 15—40 минут. Общее время игры не должно превышать 1,5—2 часа. Процедура (этапы) игры. Подготовительный этап. Ведущий кратко знакомит учащихся с основными элементами ЛПП (в более простых случаях — с «тремя китами» выбора профессии: «хочу, могу, надо»). На подготовительном этапе важно рассадить участников игры за общим столом. Сам отбор в игровую группу осуществляется только на добровольных началах. 1. Ведущий знакомит участников с условиями игры (инструкцией): «Сейчас в нашей стране развивается служба профессиональной консультации. К специалистам-профконсультантам 33! приходят дети с родителями, чтобы посоветоваться о выборе профессии. Цель вашей игры — научиться правильно оказывать помощь товарищам в выборе профессии, тем самым научиться лучше решать свои собственные проблемы. Давайте распределим роли: «профконсулътант» (лучше выбрать двоих), «учащийся» и его «родители». «Профконсультант» и «родители» должны держаться серьезно, как взрослые, а «учащийся» пусть будет самим собой. Старайтесь, чтобы в игре каждый сказал свое слово. Если нет вопросов, можете начинать игру. Я постараюсь не вмешиваться» (при этом ведущий немного отсаживается от играющих). 2. Школьники самостоятельно ведут игру, а ведущий сидит рядом и наблюдает за их действиями. При организации своего вмешательства в игру ведущий должен иметь в виду следующие моменты: а) на первых порах учащиеся, как правило, осваивают не б) при попытках с ходу решить возникшие проблемы школь в) если конструктивных предложений у учащихся нет и воз г) ведущий должен вмешиваться в следующих случаях: — игровой конфликт перерастает в межличностный; — кто-либо из участников (особенно «профконсультант») уве — игроки сами просят ведущего дать им информационную — игроки увлеклись обсуждением какого-либо частного во
— одни игроки ведут себя слишком активно, а другим не — игроки начинают явно дурачиться. Все вмешательства ведущего должны быть минимальными. Кроме непосредственного вмешательства, ведущий может подбадривать некоторых участников с помощью взглядов, жестов. Не следует ожидать от «профконсультанта» идеального консультирования и обязательного решения всех проблем, так как в игре важно осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения. Обсуждение игры (проигрывание). При обсуждении ведущий может спросить у «учащегося» и его «родителей»: «Заслуживает ли «профконсультант» вашей благодарности?» После этого ведущий сам может назвать некоторые ошибки «профконсультанта», а также ошибочные высказывания «родителей» и «учащегося» и кратко рассказать или показать, как можно было бы действовать более правильно. При этом важно опираться на общую схему ЛПП. После обсуждения школьники меняются ролями и организуется следующее проигрывание, которое проходит более динамично и с меньшим числом ошибок. Диагностические возможности игры. Игра позволяет определить готовность учащихся работать с различными элементами ЛПП, а также со всей схемой ЛПП. Поскольку работа ведется с небольшой группой, психолог получает ценную информацию о каждом учащемся. Типичные трудности. Так как школьники совершают в игре немало ошибок, психологу постоянно хочется подсказывать, вмешиваться в игру, тем самым снижая ее активизирующий эффект. Данная игра имеет высокую содержательную насыщенность, и нередко бывает трудно сохранить логику игры, не дать ей возможность развиваться стихийно. Особенно часто это проявляется при первом проигрывании. В игре могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам ведущий, поэтому желательно иметь под рукой различную справочную литературу. Перспективы развития игры. Игра может стать совершеннее при введении в нее дополнительных активизирующих приемов, при использовании компактных справочников, при более продуманном подборе игровых групп. Перспективным представляется использование специальных игровых протоколов для фиксации хода игры. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ КЛАССА Цель консилиума: изучение индивидуальных особенностей учащихся VIII класса, их профессиональных намерений в целях оказания консультативной помощи ученикам, родителям и педагогам в подготовке к выбору профессии и организации проф-ориентационной работы. Предварительная работа 1. Провести диагностику общих способностей профессиональ 2. Изучить план профориентационной работы классного ру 3. Прочитать лекцию для педагогов и родителей учащихся 4. Понаблюдать за детьми на уроках (индивидуальные осо 5. Провести профконсультацию для учащихся по итогам ди 6. Прочитать для учащихся беседы: «Способности и их раз 7. Подготовить к педконсилиуму профкарты на учащихся 8. Составить рекомендации по выбору профессии. Ход педагогического консилиума 1. Выступления классного руководителя (прогнозирование 2. Выступление психолога (анализ способностей учащихся и 3. Выступление школьного врача (состояние здоровья уча
4. Выступление представителя администрации «Роль школы 5. Принятие рекомендаций консилиума. Заключая наш разговор о самом важном для молодого человека — выборе жизненного пути, мы еще раз подчеркиваем роль научно обоснованных рекомендаций икольного психолога, который подсказывает выбор. Ошибка психолога, к сожалению, стоит очень дорого — несостоявшаяся, не реализовавшая себя личность, несложившаяся судьба. Помните об этом, уважаемые коллеги! ЗАКЛЮЧЕНИЕ Справочная книга школьного психолога содержит конкретные материалы в помощь практической организации психологической службы. С первой до последней страницы книги, рассказывая об авторской модели тактики школьного психолога, мы старались провести мысль о его гуманистической миссии в школе. Включение психолога в воспитательно-образовательный процесс должно способствовать решению главнейшей задачи школы — развитию личности ребенка^ Зная общие закономерности развития, способы диагностики его индивидуальных вариантов, пути коррекции и оптимизации, психолог стремится к тому, чтобы главной фигурой педагогического процесса стал ребенок. Именно психологу более чем другим членам педагогического коллектива свойственна роль защитника. Защитить ребенка от педалирования его возможностей и способностей, от безжалостной эксплуатации его ума, памяти, чувств и эмоций и т. д. Школьный психолог сегодня — это своеобразный эколог детства, который понимает, что школа не только и не столько должна быть местом, где учащихся «топят» в море знаний (часто не лучших), где передаются умения и навыки (нередко устаревшие), идеалы (сплошь и рядом излишне идеологизированные и догматические), традиции, подавляющие желание ребенка быть самим собой и равным миру. Следовательно, стратегия психологической службы заключается в том, чтобы декларированные много десятилетий назад лозунги нашей школы о «всестороннем и гармоническом» развитии хотя бы чуточку приблизить к реальному воплощению. Выдвижение в противовес пресловутым ЗУНам альтернативной сверхзадачи школы — развития личности ребенка как главной ценности всей педагогической работы ставит психолога перед необходимостью повернуть учителя от «бездетной», формальной педагогики, от ориентации на детей и учащихся «вообще» — безликих, бесполых, бесчувственных — к живому, конкретному, переживающему ребенку. Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал прежде всего сам учитель. Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода. Когда учителю будет виден весь человек, с его плюсами и минусами, и он таковым же осознает самого себя, когда он научится смотреться в ученика как в зеркало, а не мстить ему двойками за собственную несостоятельность, станет совершенно невозможным отождествлять ученика, не усвоившего какой-то раздел программы, с плохим человеком. Именно школьному психологу предстоит заняться личностью учителя: мотивами его деятельности, уровнем его притязаний и самооценки, профессионально важными качествами, психическими состояниями и многими другими проблемами. И как психолог, педагоги со временем придут к осознанию абсолютной необходимости их постоянного взаимодействия. Проблема гуманизации воспитательно-образовательного процесса касается не только школы. В равной, если не в большей, мере нужна гуманизация семейных отношений. Мы убеждены, что ни одна школьная проблема не может и не должна решаться без взаимодействия с семьей. Однако известно, что многолетняя порочная практика родительского всеобуча отвратила многих родителей от психолого-педагогического знания. Школьный психолог поможет школе преодолеть анонимность и без-адресность психолого-педагогической помощи семье. Сложность и многогранность задач психологической службы предъявляют высокие требования к профессии практического психолога. Наша многолетняя практика показала, что в школе лучше приживается психолог, который не только имеет хорошую специальную подготовку, необходимые профессионально значимые психические свойства и качества личности, но и прекрасно ориентируется в педагогическом процессе, имеет положительный личный опыт отношений в школьном коллективе и житейскую мудрость. В этой книге мы стремились показать благородную и трудную миссию новой для нашей школы службы помощи человеку. На ее страницах представлено наше видение модели такой службы, ее тактика, рассмотрены содержание и формы работы школьного психолога. Мы уверены в том, что, постоянно сталкиваясь с новыми непредвиденными школьными ситуациями, новыми коллективами и людьми, практический психолог най- Данные свидетельствуют о информированности интересов к тем или иным областям деятельности, но ярко выражено неприятие профессий типа «человек — художественный образ». 4. Методика Д.Голланда на определение профессионального F = 3, И = 9, С = 8, К = 5, П = 10, А = 7. Результат данного исследования свидетельствует о несфор-мированности профессионального типа личности, 5. «Карта интересов» А. Е. Голом штока:
Вывод: поверхностные интересы, отсутствие отрицательных и положительных выборов в 7 сферах деятельности из 19 предложенных свидетельствуют о недостаточном уровне осведомленности учащегося о мире профессий, а большинство положительных выборов (транспорт, журналистика, право, астрономия) и явное отрицание сферы обслуживания свидетельствуют о влиянии возрастных и половых различий. Данные анкеты ученика: Андрей в будущем мечтает стать крановщиком, как и его отец. Любимые предметы — труд и физкультура. Нелюбимый предмет — русский язык. В свободное время предпочитает чтение художественной литературы, итлтает все подряд, без разбора. Сегали и кружки не посещает. Успешность обучения (средний балл)
Хорошая успешность обучения при низких показателях перцептивно-мыслительной деятельности свидетельствует о большой усидчивости, добросовестности, старании учащегося, его интересе к учебной деятельности. Заключение Андрей Гурьев, V класс, средний балл школьной успеваемости — 4. Абсолютно здоров. Плохо информирован о мире профессий. Профессиональный план на данный период имеется. Интересы не сформированы. Направление работы — формирование познавательных интересов и склонностей с привлечением родителей и учителей. Необходимо также расширение знаний о профессиях. Можно показать на примере одной из испытуемых соотношение личностных характеристик с будущим профессиональным выбором, Анна С. хочет работать в области искусства, быть искусствоведом. «Карта интересов» показывает, что выбор не поверхностен. Девочка закончила музыкальную школу, занимается в группе экскурсоводов при музее изобразительных искусств, много читает об истории театра, живописи. Ее выбор на 100% определен в сфере «художественный образ». Показатель по тесту Гол-ланда — артистический тип (А — 10), Данные по Кэттелу следующие: А - 16 -(• — общительность высокая. 6 = 7 + — хорошо развитые умственные способности. С ~ 12 + — эмоциональная стабильность (хотя для подростков характерна эмоциональная нестабильность). О = 9 — • - очень непоказательное для данной группы испытуемых спокойствие, благодушие. Подавляющее большинство подростков нетерпеливы, несдержанны, обладают завышенной самооценкой. Показатели F \\ G в пределах средних данных. Н = 13 + — высокая социальная смелость. 1= 164 - очень важный показатель в гуманитарных профессиях.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |