Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод вращения




На шкиве имеется шпилька, на которую накидывается петелька нити с привязанным к другому ее концу грузом. Вращением колеса нить наматывается на шкив, груз при этом от иола поднимается на максимальную высоту h. Если в таком положении колесо остановить и предоставить самому себе, то груз под действием разности силы тяжести и силы натяжения нити приобретает ускорение и начинает опускаться, приводя при этом шкив, а вместе с ним колесо во вращательное движение. Вращение здесь возможно, конечно, только в том случае, когда вращающий момент силы натяжения нити больше противодействующего момента силы трения, т. е. при условии:

где т — масса груза, r — радиус шкива, r' — радиус трущейся части оси.

Потенциальная энергия Еp поднятого груза при его опускании переходит частично в кинетическую Еk того же груза, частично в кинетическую Е'k вращательного движения системы (колесо, ось, шкив), и частично превращается в тепловую энергию. Работа Атр против силы трения равна выделяемой тепловой энергии. На основании закона сохранения энергии можно написать:

(1)

Посмотрим, как выражаются отдельные члены, входящие в это уравнение.

1. Ер = mgh, где m — масса поднятого груза, h — высота его поднятия (от пола до нижнего основания груза в верхнем положении).

2. , где V — скорость груза в момент достижения им пола.

3. ,

где I — момент инерции вращающемся системы, ω — угловая скорость в момент достижения грузом пола. В отношении силы трения сделаем упрощающее предположение: будем считать, что она не зависит от скорости вращения. Ясно, что работа против силы трения при этом будет зависеть только от числа совершенных оборотов, т. е. , где Атр — работа против силы трения, совершаемая за один оборот, n1 — число оборотов колеса, совершенное в процессе опускания груза. Уравнение (1) можем записать в виде

(2)

Из уравнения (2) можно вычислить I, если экспериментально определить все остальные, входящие в него величины, т. е. m, h, V, ω, А’тр и n1.

Масса m определяется при помощи весов, высота h измеряется линейкой.

Для определения V используют закон движения груза. Так как моменты сил, действующие на колесо, постоянны, то колесо вращается с постоянным угловым ускорением, а груз падает равноускоренно. Тогда V легко вычислить из соотношения , если измерить время падения секундомером. Так как нить разматывается со шкива без скольжения, линейная скорость любой точки на поверхности шкива всегда равна скорости груза, т. е. угловая скорость шкива в момент достижения грузом пола.

, или

Работу А'тр против силы трения за один оборот колеса легко определить из закона сохранения энергии. После остановки груза (он остается на полу) колесо обладает кинетической энергией, которая к моменту остановки колеса целиком расходуется па работу против сил трения.

,

где n2 — число оборотов колеса с момента остановки груза до момента остановки колеса.

Для более точного определения n2 удобно сначала заметить положение окрашенной спицы при касании грузом пола. В опыте сосчитать число полных оборотов, а долю последнего неполного оборота отсчитать по положению окрашенной спицы остановившегося колеса.

Число оборотов n1 колеса при опускании груза (с высоты h) легко подсчитать, если принять во внимание, что за одни оборот груз опускается па расстояние 2 π r.

 

Воспользовавшись формулой (3), (4), (5), можем переписать (2) в виде:

Отсюда и определим I.

Опыт следует повторить три раза, из результатов каждого опыта по формуле (7) вычислить I и взять среднее из этих найденных значений. То же самое проделать со вторым грузом и взять среднее из двух найденных при разных грузах значений I. Найденное таким образом I является моментом инерции всей вращающейся системы.

Для того, чтобы найти интересующий нас момент инерции I k колеса, следует из I вычесть моменты инерции I’ и I” оси и шкива, которые легко вычислить:

ПРИМЕЧАНИЕ: Так как ось имеет утолщение, то I’ следует под­считать как сумму моментов инерции отдельных ее участков.

Момент инерции сплошного цилиндра (рис. 2) вычисляется по формуле:

Момент инерции полого цилиндра (рис. 3) вычисляется по формуле:

Масса М в обоих случаях вычисляется по формуле М = , где V — определяется из размеров, измеренных штангенцир­кулем. Плотность стали ρ = 7,8 г/см3.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.