Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение объекта и предмета исследования




В теории познания объектом называется любой предмет, на который направлены внимание и деятельность познающего субъекта. Существуют разные (дискуссионные) взгляды на предмет психологии. Г.В. Суходольский считает неверным ограничение предмета психологии психикой и только психикой (психической деятельностью). Поскольку она изучается в деятельности и в связи с биологической и социальной сущностью человека, в предмет психологии «…помимо психики жизнедействующих субъектов включается в той или иной мере все остальное бытие, реальное и мнимое, воображаемое» [17, с.39]. Он предлагает проводить конкретизацию психологических объектов по степени их сложности с позиций системного подхода, представляющего психику как особую систему, которая обладает определенным строением, развивается и функционирует под действием потребностей и ценностей, существует и проявляет себя в особых формах и в связи со всем этим обладает многочисленными качественными и количественными характеристиками. Качественные характеристики психики – это психические свойства и сущности, количественные – это психические константы и переменные, позволяющие устанавливать психологические законы.

Носителем психики является целостный организм – человек или животное, а вовсе не мозг (там же). Поэтому психику как сложную многоуровневую систему можно рассматривать как подсистему относительно соматических систем организма (биологических и физиологических), с одной стороны, и с другой – ряда систем, в которых осуществляется бытие человека (человек – природа, человек – человек, человек – знак и т.д.) в мире. Любая из названных подсистем имеет право на выделение в качестве объекта психологического исследования, а не только психические явления в виде психического образа или психического процесса.

Фундаментальные психологические объекты, например: индивидуальность, личность, характер, интеллект и мировоззрение, эмоция и чувство, воля и деятельность, социальный статус, социальная роль и диспозиция – выступают в качестве основных (опорных) для определения объекта конкретного психологического исследования.

Итак, выделяется следующая цепочка рассуждений для определения объекта и предмета исследования.

Проблема – отрасль психологии – предмет данной отрасли – психологические объекты данной отрасли – выбор одного из объектов – пересечение проблемы и объекта исследования → предмет исследования.

В отличие от объекта психологии как науки, объект любого психологического исследования конечен по определению. Это всегда отдельность, различающаяся с другими отдельностями того же рода по очевидным основаниям и, прежде всего, по сложности. Кроме структурной сложности, любая отдельность имеет также свою качественную определённость («субстратность»), энергетику, пространственные и временные характеристики.

Психические образования оказываются обозначенными и в обыденном языке, и в языке науки, прежде всего, - в предмете психологии. Достаточно устойчиво выделяются такие психические образования, как отдельные явления. В работах Л.М. Веккера [1], В.А. Ганзена [2], В.И. Свидерского [14], Г.В Суходольского [17], Г.П. Щедровицкого [20] и многих других авторов обозначены базовые психические явления, которые становятся общими основаниями для производных образований, буквально «вырастающих» из них. В.А. Ганзен обозначил эти основания выражением «пентабазис свойств».

Среди них базовыми являются ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение, эмоция и чувство, внимание... Достаточно устойчиво выделяются такие психические образования, как отдельные уровни психической организации (или интеграции) человека. Здесь различаются, в частности, темперамент, сознание, память, субъектность психической жизни, духовная деятельность... Выделяются разнородные психические образования, так сказать, промежуточных форм обобщения. Это, к примеру, ценностные ориентации и целеполагание, знания и умения, нормы и стереотипы... Выделяются сложные разноуровневые образования. Например, потребностно-мотивационная, интеллектуальная и аффективно-регулятивная сферы. Многочисленны различные черты человека, имеющие отношение к его душевной жизни. В последние десятилетия они исследуются отечественными учёными всё чаще [18]. И любое психическое самостоятельно существующее образование можно рассматривать как объект научного познания.

Едва ли не самое распространённое заблуждение насчёт объекта психологического исследования – отнесение к этой категории носителя души. Действительно, на практике человек оказывается объектом нашего непосредственного познания, общения, даже нашего труда и ценностных ориентаций. Человек является также объектом человекознания, или антропологии - в самом широком смысле слова, охватывающем и повседневный здравый смысл, и философию, и «позитивные» науки о человеке, и теологический подход, и прочие субъективные конструкты любого качества и уровня обобщения. Однако в любом антропологическом исследовании объектом становятся уже только какие-то отдельные человеческие проявления. Если же речь идёт о психологическом исследовании, то его собственным объектом по определению не может быть что-либо кроме проявлений психики, или психических образований.

Предмет исследования - это всегда та конкретная форма, в которой (или через которую) объект исследования предстаёт перед познающим её субъектом-исследователем. Как говорил философ-любитель, а в быту – мясник-лавочник Иосиф Дицген (Х1Х в.), «естествознание ищет причины не вне явлений, не за ними, а в них самих, или с их помощью». Именно с предметом как явлением непосредственно имеет дело исследователь, именно предметом он манипулирует, именно по предмету судит о своём объекте. Будь то метагалактика или электрон, гравитация или радиация, факт из жизни доисторического лица или из жизни современника... Будь то любое проявление душевной (психической) жизни. Предмет исследования для психолога – это всегда культурный знак, или значащий эмпирический материал, вызывающий у исследователя чувственные впечатления своей объективной формой.

В психологических исследованиях в роли предмета оказываются самые различные знаки. Это зафиксированные так или иначе организменные и поведенческие проявления индивида – физиологические отправления различного рода (биохимические, электрофизиологические) и экспрессия (выразительные движения). Это функционально-ролевые проявления личности, например, социально-типичное поведение человека и, прежде всего, его речь. Это персонально своеобразные проявления человека: его личные предпочтения-отвержения в различных сферах. Это субъектные проявления человека, как того, кто преодолевает препятствия и/или сопротивляется вредоносным воздействиям. И это семиотическая (знаковая) конкретика индивидуальных человеческих проявлений, индивидуальных в собственном, узком смысле слова. О них особо заходит речь, когда человек становится субъектом собственной душевной и духовной жизни и обнаруживает, так или иначе, ход и результаты своих духовных поисков, открытий и свершений в сфере высших ценностей. В качестве таковых могут выступать Другой Человек, Вселенная, Гармония Мира, Добро, Истина, Красота, Совершенство и многое другое.

Часто предметом называют конкретизацию психического образования, интересующего исследователя. В таких случаях исследователь ещё не осознаёт важности и ортогональности измерений «общее - частное» и «абстрактное - конкретное» для своей профессиональной позиции. Именно тогда объектом исследования часто называют источник получаемой информации: или самого носителя психики (человека), или эмпирический материал исследования.

Бывает также, что слова «предмет» и «объект» используются просто как синонимы. Мол, так говорили в своих работах наши Учителя. Однако мы ценим своих Учителей вовсе не за глобализацию в отношении к использованию некоторых понятий. Наши Учителя, в том числе В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я Гальперин, были, в определённом смысле, первыми. А мы приобщались к науке с их помощью, как прямой, так и опосредствованной их трудами. И тут надо сказать, что аналитический уровень в формировании нормативов достиг более тонкой терминологичности и понятийной определённости в психологической исследовательской практике.

Задачи исследования - это действия разных уровней обобщённости, которые обеспечивают достижение поставленной цели. Сверхзадачей научного исследования является изменение актуальной картины мира, ведущее к преодолению (снятию, разрешению) наличной проблемы, или к уменьшению неопределённости ситуации для исследователя. В каждом исследовании проводится ситуативная специализация сверхзадачи. Общие задачи научного исследования конкретизируются с акцентом на содержании и/или на форме. По содержанию задачи всегда суть качественно своеобразные действия по преобразованию ситуации. По форме это, в общем случае, всегда последовательность, или поэтапность движения к цели. В простейшем случае сюда относятся получение информации, её переработка и принятие решения - как изменение исходных представлений о ситуации исследования и, в частности, изменение представлений об объекте исследования.

Общие задачи специализируются и конкретизируются - как действия по структурированию и переструктурированию исходной ситуации исследования. В результате происходят изменения в составе ситуации, изменяются парные отношения между выделенными элементами, изменяется композиция ситуации в целом. Должна быть получена фактическая картина, значение и смысл которой должны по-новому раскрывать действительность для исследователя.

Конкретизация особенных задач научного исследования проводится в соответствии с намеченными этапами исследования. Свои задачи решаются даже при предварительном определении исходных (рабочих) понятий. И постановка проблемы, и целеполагание, и определение объекта и предмета, и сама постановка задач работы (!), а также выбор методов и средств на разных этапах, описание, оценка и интерпретация результатов и оформление итогов работы - каждый шаг может быть взят как сложносоставное целое, требующее расчленения и особых действий для оптимальной реализации. Главный критерий здесь - прагматическая целесообразность в конкретных условиях проведения исследования.

Свои задачи возникают при получении информации: будет ли это работа с литературой или проведение эмпирического исследования, или поиски в собственном внутреннем мире, или следует осознанно совместить эти действия в определённых пропорциях. В оптимальном случае определение действий по получению информации прямо вытекает из предшествующих определений, причём с учётом обстоятельств работы исследователя. В практике психологических исследований довольно распространено превалирование именно обстоятельств. Тогда постановка задач определяется социальным контекстом: внешними требованиями, наличием заказа, наличием определённых условий для его выполнения, в том числе - наличием определённых средств. В крайних случаях имеет место абсолютизация какого-либо одного обстоятельства, например, создание или апробация какой-нибудь диагностического инструментария.

Свои задачи возникают при качественном описании и при количественной обработке полученной информации. Действия качественного описания в оптимальном случае являются производными от цели, гипотез, объекта и предмета. В общем, это упорядочение материала, раскрывающее его природу, частные формы которого рассматриваются как методы: от описания наличного множества как совокупности («кучи») по актуальным основаниям до структурирования материала. Задачи количественной обработки как подсчёт и/или как измерение становятся актуальными при множественности эмпирического материала, превышающей возможности непосредственного манипулирования им.

Есть мнение, что измерение в психологических исследованиях имеет иллюзорный характер. Мол, распространяется оно лишь на дискретный эмпирический материал, а не на психические образования [4]. Однако зарождение и развитие психометрии как частного случая измерения - это не досужие выдумки оригиналов - чудаковатых любителей «поиграть в бисер» на почве рассуждений о душе (о психике). Это органичная ступень именно психологического познания.

Любое измерение является соотнесением двух объектов общей природы, один из которых принимается за эталон. Другой объект характеризуется посредством соотнесения с первым. Результатом характеристики становится категоризация «другого» объекта - отнесение его к соответствующему классу, и это фиксируется посредством знаков, в частности, посредством слов и их особого вида - чисел. Измерение психических образований, как и их познание вообще, является опосредствованным. Об объекте исследования, о сущности, мы судим по предмету исследования, по явлению. Между явлением (знаком) и сущностью (значением) складываются взаимно многозначные отношения: каждый знак многозначен, каждое значение обнаруживает себя во многих знаках. На практике многозначность ограничивается конкретными условиями реальной ситуации. И в психологии измерение является ситуативно-функциональным. А это значит, что меры не должны привноситься исследователем откуда-то «со стороны», а должны извлекаться из ситуации порождения, существования и воплощения исследуемого объекта в предмете. Такими органичными мерами и становятся актуальные единицы предмета.

Специализация общих законов человеческого познания находит себе выражение в известных шкалах: номинативной, порядковой, интервальной и в шкале отношений. Так, субъективная категоризация познаваемого - его словесное обозначение - лежит в основе выделения номинативной шкалы, исходной при измерении, самой простой. Сравнение двух отдельностей по актуальному основанию и выявление их различия становится основанием для создания шкалы порядка. Эта шкала задаётся как последовательность, в которой каждый следующий элемент отличается от предыдущего однонаправленным изменением выраженности того основания, которое стало актуальным при субъективной категоризации. Сравнение выраженности различий и обнаружение их равенства становится основанием для создания интервальной шкалы. В этом случае выдерживаются равные интервалы - «психологические расстояния» - между соседними элементами последовательности. Обнаружение отношения кратности между объектами, будь то тела или их атрибуты, становится основой для создания шкалы отношений. Эта шкала предполагает равную кратность («психологическое соотношение») увеличения каждого следующего элемента по сравнению с предыдущим.

Задача измерения всякий раз предполагает рефлексивное осмысление исследователем своих действий с предметом. Результат измерения предмета (знака) становится основанием для суждения об объекте (о значении).

Далее. Свои задачи могут возникать при оценке и при интерпретации результатов качественно-количественного описания. И свои задачи встают при оформлении итогов работы, при представлении её результатов. Предположения о вероятных эффектах предпринимаемых действий, о результатах решения задач, выступают в форме частных гипотез. Они могут подтверждаться, корректироваться или отвергаться и замещаться новыми предположениями по мере реализации соответствующих действий - по мере выполнения частных задач. А решение каждой задачи может рассматриваться как частная цель, если это практически целесообразно. В любом случае, при любом масштабе работы важно не путать то, что нужно получить, с тем, что нужно для этого делать.

После выбора и обозначения предмета исследования становится возможным формулировать тему исследования. Нередко с этого студент начинает, хотя как должно было стать понятным, до темы необходимо проделать достаточно большую работу, прежде всего теоретико-поисковую.

Существенно, что само обозначение темы часто называют «проблемой». При этом имеют в виду, что взятая предметная подобласть содержит неясности, неопределённости, противоречия, которые следует осознать. Под принятым углом зрения проводится анализ темы, выделяются актуальные для исследователя элементы темы, рассматриваются отношения между элементами, выделяются противоречия, делается выбор тех из них, которые признаются актуальными. Общее противоречие всегда подлежит ситуативной специализации. В этом плане существенно различение поисковых и прикладных исследований.

В поисковых исследованиях вскрываются и рассматриваются (конкретизируются) особенные противоречия - как проявления общих. Вот не согласуются друг с другом факты; вот факты не вписываются в теорию, которая должна их объяснять; вот не согласуются друг с другом теории, которые как будто бы объясняют одно и то же, - таковы основные проблемы поисковых исследований.

Для психологических исследований специфично различение проблем по основанию объективности - субъективности. Объективные проблемы суть явные противоречия между условиями возникновения и существования психики (души). Это проблемы ситуации порождения психики, или внешние («контекстные») проблемы психологического исследования. Объективно-субъективные проблемы суть явные противоречия между условиями психики и её проявлениями. Это собственные проблемы психологического исследования. Условия рассматриваются как независимые переменные, проявления психики - как зависимые переменные. И субъективные проблемы суть явные противоречия уже между различными психическими проявлениями. Это проблемы внутреннего строения психики, или «феноменологические» проблемы психологического исследования. И их выделение, и их конкретизация более всего «завязаны» на субъективную позицию самого исследователя.

В прикладных исследованиях обеспечивается диагностика существующего положения дел, которая становится основой для проектной деятельности. При диагностике (или распознавании) проблемным становится неизвестное отношение между используемой моделью и фактическим положением дел. Для исследователя важно установить, насколько факт соответствует имеющимся понятиям о его природе, нашедшим себе выражение в определённом мерительном инструменте. Сначала проблемным является обнаружение информативных признаков того, что распознаётся - простых симптомов или сложного синдрома. Затем актуальна проблема различения - как категоризации обнаруженных признаков. И завершается диагностика решением проблемы опознания как родовидовой, иерархической категоризации с учётом общего и особенного значений у выявленных признаков.

При проектной деятельности в ситуацию прикладного исследования, наряду с имеющейся психологической моделью, включаются и результаты проведённой диагностики. Проблемным является рассогласование между обнаруженным и должным вариантом субъективной реальности. Причём, должное выступает как эталон. Исследователь-проектировщик разрабатывает последовательность действий, которая должна привести к изменению положения дел, которая должна приблизить, «подтянуть» существующее к эталону. В собственно психологическом плане проводится разработка технологий по оказанию помощи человеку для «расширения его сознания», для осознания им собственных проблем. В терапевтическом плане разрабатываются технологии по изменению сознания в соответствии с медицинскими взглядами и практикой. В плане образования разрабатываются педагогические технологии - по коммуникации определённых сведений, способов действия и ценностных ориентиров. Аналогично обстоит дело в рамках психологии труда, организационной психологии, управленческой, психологии маркетинга, рекламы и прочих приложений психологии.

Прикладные исследования базируются на результатах поисковых исследований. Причём они выполняются в конкретных условиях вполне определённых жизненных ситуаций. Это прямое использование знаний для решения поставленных задач. Поэтому именно прикладные исследования, являясь ориентировочным звеном в текущей практической деятельности, делают очевидной инструментальную роль науки для практики.

Практика постановки целей и задач эмпирического исследования сводится к учету основных нормативов, связанных с постоянным возвращением к этим позициям на всем этапе проектирования исследования. Так независимо от того, что цель формулируется уже на этапе описания в научных понятиях исследовательской проблемы, на этапе определения объекта и предмета, даже на этапе формулирования гипотезы происходит постоянная коррекция формулировки цели и задач.

Общая цель в научном исследовании - это преодоление (снятие, разрешение) актуального противоречия (теоретического или прикладного характера) и, тем самым, оптимизация взятого фрагмента в субъективной картине мира. В каждом отдельном случае общая цель конкретизируется: исследователь предполагает получить определённый результат. Целью может стать получение новой информации (открытие), или выявление чего-либо в поисковом исследовании. Целью может стать диагноз существующего положения дел или даже прогноз на основе диагноза и/или разработка соответствующей технологии - в прикладном исследовании. Но всегда с большей или меньшей определённостью исследователь знает, какой результат он хочет получить, знает, какова его цель.

В этом контексте формулирование цели через понятия «изучение» или «исследование» чего-либо не имеет никакого смысла. Такие определения свидетельствуют о недостаточном внимании автора текста к тому, что он пишет. Если автор имеет в виду «изучить» что-то, то он занимает явно ученическую позицию, заведомо ограничивая содержание и объём своей познавательной деятельности тем, что уже сделали до него другие люди. Если автор имеет в виду что-либо «изучать», то он явно заявляет о своей установке на процесс научного познания, а не на получение результата. А это уже может быть важно только для него лично, но не для научного сообщества, к которому он себя причисляет. И, тем более, - не для практической жизни других людей. А если автор, формулируя цель своего исследования, говорит о том, что он собирается что-то «исследовать», становится явной трансдуктивность его суждения, его познавательной позиции, и тогда уже не приходится говорить о том, что проводится научное исследование...

Целью практически любого исследования является решение определенной проблемы. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель исследования - желаемый конечный результат. Он может быть: теоретико-познавательным; практическим, прикладным. Существуют девять основных видов целей психологического исследования:

1. Определение характеристик явления. Основанием для такой постановки цели могут быть:

- обнаруженная или отмеченная в литературе неполнота описания характеристик психического явления;

- противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

2. Выявление взаимосвязей психических явлений. При этом в число задач необходимо включить определение характеристик взаимосвязей:

их тесноты, направленности, устойчивости; постараться выявить целостную структуру взаимосвязей или место той связи, которая находится в центре внимания, среди совокупности близких или отдаленных, объяснить сущность связи.

3. Изучение возрастной динамики явления. Изучение процесса роста, созревания и развития психики предполагает использование двух основных подходов: возрастных «поперечных» срезов или «продольных» срезов.

4. Описание нового феномена, эффекта. Он может быть ожидаемым или замеченным в ходе исследования (пример: эффект Зейгарник). Задачами при этом могут выступать: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия его проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

5. Открытие новой (другой) природы явления. Критерии различения нового объяснения:

- обычно недостает введения одного нового термина, нужны новые понятия или изменения понимания ряда терминов, определенных в этой области;

- соотношения новых понятий или новые соотношения утвердившихся понятий должны быть указаны в явной форме;

- новое описание или объяснение дает возможность предсказывать новые, еще неизвестные закономерности;

- закономерность высокого уровня обобщенности редко удается доказать или опровергнуть в одном эксперименте или в ограниченной серии экспериментов.

6. Обобщение. Смысл - в выведении более общих закономерностей, чем описанных в литературе. Необходима широкая эрудиция исследователя.

7. Создание классификации, типологии. Данная цель предполагает:

- поиск и обоснование критериев классификации;

- очерчивание области явлений, охватываемых классификацией;

- соотнесение классификации с определенной теорией, концепцией.

8. Создание методики. При этом необходимо помнить, что новые методики имеют ценность, если они позволяют:

- повысить точность измерения, надежность;

- давать более дифференцированную или более общую и полную характеристику диагностируемых качеств;

- сократить время обследования;

- расширить контингент испытуемых;

- облегчить обработку результатов.

9. Адаптация психодиагностической методики. Это может быть модификация имеющейся методики для того, чтобы она сохранила свое назначение, диагностические возможности при использовании ее в новой культурной, этнической, языковой среде.

Цель подразделяется на ряд более конкретных задач исследования. Задачи исследования ставятся исследователем на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния ее решения на практике. Без анализа «сущего» нельзя переходить к проектированию «должного», т.е. к постановке конкретных исследовательских задач. К сожалению, психологические исследования все еще проводятся иногда с подобными недостатками. Именно это приводит к неконкретному формулированию их задач.

Определение задач - это выбор путей, средств достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выделение задач должно быть обусловлено разбиением цели на подцели (цели второго порядка).

Среди задач исследования должны быть те, которые обеспечат нахождение новых фактов, и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. В число задач надо включать такие, которые позволят определить «смежные» явления, ближайшие взаимосвязи, детерминанты ближайших уровней психики, внутреннее строение явления.

Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от самого характера научной проблемы):

1) решение определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему (например, выявление сущности исследуемого психологического понятия, явления, дальнейшее совершенствование его определения, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения и т.п.);

2) экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных недостатков и затруднений, их причин (такое экспериментальное исследование позволяет уточнить, проверить имеющиеся в литературе данные, поднять их с уровня мнений отдельных авторов на уровень научных фактов, доказанных в ходе специального исследования);

3) обоснование необходимой системы мер для решения поставленной задачи. Это обоснование, с одной стороны, опирается на теоретические данные, полученные автором в ходе решения первой задачи своего исследования, а с другой - на данные, полученные при решении второй задачи исследования;

4) экспериментальную проверку предложенной системы мер с точки зрения соответствия ее критериям оптимальности, т.е. достижения максимально возможных в соответствующих условиях результатов;

5) разработку методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике (если это исследование посвящено развитию теории, то рекомендации могут быть обращены к другим исследователям, решающим более частные проблемы).

Задачи исследования должны быть относительно соизмеримы по своей весомости. Надо преодолеть еще нередко встречающееся расположение рядом очень крупных и весьма частных задач, которые порой вообще являются элементом предыдущей задачи.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования, которых выдвигается обычно от двух до четырех:

- первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта;

- вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития (как правило, этот анализ требует экспериментальных исследований);

- третья - со способами его преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки;

- четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, то есть с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Цель и задачи исследования - понятия относительные. Задача одного исследования может стать целью другого, подразделяясь уже на ряд более конкретных задач. Непременным требованием к каждому исследованию является логическое соответствие наименования темы исследования, его объекта, предмета, проблемы, целей, задач его структуре. Совокупность выдвинутых задач призвана целостно отражать цель исследования. Цель работы должна строго соответствовать проблеме исследования. Нарушение такой логики делает исследование хаотичным, не позволяющим видеть полноту решения поставленных задач.

Конкретные задачи уясняются в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. С этой целью изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решение, которых представляет прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.

Иначе говоря, складывается, формулируется гипотеза, являющаяся не чем иным, как вероятностным предположением, предвидением хода и результата исследования. Гипотеза выступает как возможное объяснение исследовательской проблемы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.