Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выдвижение исследовательской гипотезы




 

Процесс выдвижения исследовательских гипотез считается наиболее творческим компонентом деятельности исследователя. С другой стороны, гипотеза – это то, что вызывает у начинающего исследователя больше всего вопросов и сомнений. Как придумать гипотезу? Годится ли то, что придумано в качестве гипотезы? Итак, откуда же берутся эмпирические и экспериментальные гипотезы? Поскольку не существует четких правил по формулировке гипотез, то, в каком-то смысле, всегда исследователь действует на свой страх и риск.

Следуя методологии научного знания, можно утверждать, что новые гипотезы выдвигаются либо для объяснения вновь наблюдаемых, подчас неожиданных явлений, либо для устранения противоречий в существующих концепциях и теориях. В психологии новые гипотезы могут возникнуть в системе новых интерпретаций, нового понимания известных фактов и закономерностей в разных научных школах. Д. Мартин утверждает, что возникновение идей эксперимента – это всего лишь вопрос внимания к тому, что происходит вокруг нас. Наблюдать можно за собой и другими людьми, за детьми и животными. Источником идей может стать и чужая работа, и это не плагиат, поскольку нет одинаковых людей и нет одинаковых взглядов на одну и ту же проблему. Что мешает потоку экспериментальных идей? Д. Мартин в остроумной форме перечисляет ряд причин, а точнее некоторые психологические установки в отношении исследования, и не только. Связывая неспособность придумать идею эксперимента с некоторыми иррациональными страхами, присущими взрослому человеку, в отличие от ребенка, он называет их фобиями. К ним относятся:

1. Гениефобия (страх перед гениями) – представление о том, что эксперименты проводят очень умные, образованные, а ваш интеллектуальный потенциал никогда не позволит вам приблизиться к необходимому уровню;

2. Имитациофобия (страх перед имитацией) – установка на то, что только то исследование достойно, чтобы его проводили, которое является абсолютно оригинальным;

3. Параферналиофобия (боязнь аппаратуры) и мануалофобия (боязнь ручной работы) – противоположные по сути установки, но в равной степени неверные. Исследование со сложной аппаратурой не обязательно интересно и содержательно, но с другой стороны, если есть необходимость проверить гипотезу в лаборатории с помощью приборов, всегда можно научиться ими пользоваться;

4. Экономофобия (боязнь простоты) – стремление начинающего исследователя перевернуть науку с помощью результатов, собранных в одном исследовании;

5. Калькулятофобия (боязнь статистики) – оказывается не только у российских студентов существует убеждение, что психолог – это человек, неспособный продвинуться дальше четырех действий арифметики. Знание того, что любую экспериментальную идею надо будет подтверждать сначала измерениями, а потом вычислениями, «замораживает творческую извилину». Но, с другой стороны, умение обращаться со статистикой еще не самое главное в психологии, и всегда можно найти человека, который поможет вам обработать ваши результаты;

6. Имперфектофобия (боязнь несовершенства) – это стремление довести идею исследования до такого проекта, который будет уже напоминать детальный отчет о проделанной работе. Надо уметь вовремя остановиться в предварительной разработке и начать практически воплощать свой замысел;

7. Псевдононфоносциентофобия (боязнь показаться ненаучным) – такой труднопроизносимый термин демонстрирует установку некоторых не только студентов, но и профессионалов даже самые обычные простые вещи переводить на психологический жаргон. Конечно, знание категориального аппарата психологии обязательно, только первоначальная идея всегда формулируется обычным языком так, чтобы и автор и другие (коллеги или непосвященные) смогли в ней разобраться;

8. Эргофобия (боязнь работы) – как показывает опыт человечества лекарство от этой болезни еще не найдено.

По мнению В.А. Ядова, гипотеза - это главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике.

Гипотезы - это обоснованные предположения:

- о структуре социальных объектов, социально-психологических явлений;

- о характере связей между изучаемыми явлениями;

- об основных, существенных детерминантах явлений;

- о возможных подходах к решению социальных проблем.

Гипотез можно выделять по различным основаниям.

1). По содержанию предположения гипотезы делятся на:

- описательные а) в которых рассматриваются причины и возможные следствия, б) классификационные гипотезы – предположения о существенных свойствах объектов; в) структурные гипотезы – предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта;

- объяснительные - в них анализируются возможные следствия, исходя из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют, т.е. объясняется, в силу каких факторов и условий возникнет данное следствие. В них высказываются предположения о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные гипотезы), а также предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях.

2). По уровню анализа гипотезы бывают:

- теоретические - описывают характер связей идеализированных объектов;

- эмпирические - описывают характер взаимосвязей эмпирических признаков в системе операциональных понятий и показателей;

- статистические - описывают характер взаимосвязей в системе показателей и индексов статистики.

3). По отношению к задачам исследования гипотезы разделяются на:

- основные - раскрывают существенные связи объекта, обеспечивающие решение проблем;

- неосновные - раскрывают побочные, но важные для решения проблем связи объекта.

4). По месту в логической структуре доказательства выделяют:

- гипотезы-основания - доказываются с помощью выводимых гипотез;

- гипотезы-следствия - выводятся из основных и доказываются в ходе анализа эмпирических признаков.

5). По степени научной обоснованности гипотезы бывают:

- первичные - выдвигаемые на начальных этапах анализа;

- вторичные - выдвигаемые на основе проверки, уточнения первичных;

- рабочие - служат в качестве исходных предположений.

В самом общем виде можно выделить два основных вида гипотез -описательные и объяснительные. Описательные гипотезы не обладают предвидением, а объяснительные обладают таким свойством. Закон описывает причины, следствия, а также условия, в силу которых причина вызывает это следствие. Поэтому объяснительные гипотезы выводят исследователей на предположения о существовании определенных закономерных связей между явлениями, факторами и условиями.

Итак, посмотрите внутрь себя, что вам мешает начать продуцировать идеи? Необходимо срочно избавиться от своих недостатков и вперед…

Точной формулировке конкретных задач исследования и его гипотез уделяется особое внимание. При этом, прежде всего, важно определить теоретический уровень намечаемой научной работы, от чего зависит дальнейший план исследования. Если работа происходит в области, в которой исследование интересующего нас объекта только начато и еще не осуществлен даже основной классификационный анализ, или если речь идет о новой области исследования, то обычно еще невозможно полностью обосновать гипотезы. В связи с этим сформулировать вполне обоснованно реальную гипотезу можно только на определенном уровне знания проблемы. Это предполагает предварительный системный анализ объекта исследования. Если, например, мы хотим сделать предметом целенаправленного исследования способности, необходимо разложить это психическое свойство личности на основные элементы и вычленить в нем существенные отношения. Какие это будут отношения, и каков будет дальнейший способ анализа, определят общая направленность исследования, его ведущая идея, цель и задачи. Таким образом, создается гипотетическая система, элементы и связи которой становятся предметом исследования.

Вариант исследования, позволяющий обоснованно формулировать гипотезу, сложнее. С познавательной точки зрения он может иметь разные формы. Если уже существуют определенные знания об изучаемом предмете, то можно дать описательные гипотезы. Описательные гипотезы - гипотезы, выражающие предположение о характере связей между элементами исследуемого предмета (структуральные связи) и об их взаимодействии (функциональные связи). Однако более важными являются объясняющие гипотезы - гипотезы, направленные на вскрытие причинных связей и требующие обязательной экспериментальной проверки посредством реального или мысленного эксперимента.

Существенной составной частью хода исследования является движение от гипотез, сформулированных в общем виде, к гипотезам, которые можно проверить при помощи эмпирического исследования.

Общие гипотезы суть конкретизации вероятного результата исследования. Чем больше исходное знание исследователя, тем более специфичные и более конкретные (детализированные) гипотезы он может выдвигать, тем более уверенно действует на разных этапах исследования.

В числе самых общих выделяются (или подразумеваются) следующие варианты гипотез.

- Это гипотезы существования явлений определённого рода среди прочих явлений.

- Это гипотезы принадлежности взятому носителю определённых атрибутов - с акцентом на том, что это свойства и/или состояния, функции и/или процессы.

- Это гипотезы выраженности (интенсивности) определённых атрибутов.

- Это гипотезы устойчивости (в пространстве, во времени) каких-либо проявлений.

- Это гипотезы наличия и/или качества и/или выраженности каких-либо парных отношений - гипотезы объективно существующей связи и/или гипотезы устанавливаемого исследователем соотношения между членами взятой пары.

- Это гипотезы об отношениях композиции на разных уровнях существования рассматриваемой отдельности - гипотезы о локализации выделенного элемента в рамках целого и гипотезы о вхождении выделенного элемента в определённые подструктуры (части целого). Причём речь может идти о разных уровнях композиции. Это макро-уровень, на котором взятое явление рассматривается по его месту среди явлений иного рода. Это мезо-уровень, на котором взятое явление рассматривается среди ему подобных. И это микро-уровень, на котором была проведена декомпозиция взятого явления и его элементы рассматриваются по их месту в рамках целого.

Сравнительная определённость композиции позволяет выдвигать гипотезы о функциональных (в смысле «выполнение определённой роли») отношениях, в том числе - гипотезы о детерминации и/или о детерминированности: о влиянии и/или о зависимости. И, наконец, это гипотезы о развитии: о его условиях, о его общих тенденциях и частных формах, о его последствиях.

Приходится слышать вопросы начинающих исследователей: «Что лучше - одна гипотеза или несколько?» И «сколько гипотез должно быть в исследовании?»

Ответ зависит от масштаба и, соответственно, от уровня исследования. На исходном, «молекулярном» уровне исследование в его элементарной (абстрактной) форме предполагает только одну гипотезу. Причём логически первичной является гипотеза существования. На «молярном» уровне исследование в его совершенной (системной, «законченной») форме включает в себя конечное множество элементарных исследований с постановкой всех обозначенных выше общих гипотез... Тогда речь идёт о наличии разработанной научной теории, или о наличии теоретической модели действительности.

Актуальные формы объекта в исследовании зависят от цели и явных или неявных гипотез исследования.

Так, акцент может быть сделан на принадлежности объекта исследования как явления его носителю. Тогда этот объект рассматривается как свойство и/или состояние, как функция (отправление) и/или как процесс, характеризующий его носителя. Акцент также может быть сделан на существовании явления как факта действительности, в единстве его содержания и формы. Исследователя может интересовать возникновение, существование (строение), изменения и исчезновение явления - в актуальном масштабе его генеза: фило-, социо-, онто-, пато- и/или в актогенезе. Акцент может быть сделан и на характеристике объекта как явления по его месту и роли среди других явлений действительности. И здесь возможны различные варианты конкретизации. Возможно выявление отношений (связей и/или соотношений) объекта с другими объектами иной или той же природы. Возможно также выявление причин, от которых этот объект зависит, и выявление того, что именно делает он среди других отдельностей - на что влияет и как именно оказывает своё влияние.

Специфично для исследований в рамках человековедения рассматривать то, что касается человека, на фоне его жизни (в онтогенезе) и на фоне жизни общества. Здесь могут быть актуальны исторический план, или социогенез (диахрония), и социологический план, или фон жизни человека в обществе, среди людей, в различных типичных ситуациях (синхрония). В психологических исследованиях объектом всегда становится психическое образование разной сложности.

Итак, мы с вами разобрали необходимые шаги для выделения «фигуры из фона» проблемных областей науки. Следующим шагом стоит подумать о том, какую информацию и как планирует получить исследователь в своей работе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.