Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиск бога…воззвание в глубине природы человека




Является ли страх причиной возникновения религии?

Ряд атеистов, например английский ученый Рассел утверждают, что основной причиной возникновения религии является страх от неопознанных явлений природы. В ответ на подобные претензии, мы можем заявить следующее:

1. Они не имеют никаких доказательств для подтверждения своих претензий;

2. Разве все верующие боязливые? Разве Али бин Аби Талиб, да будет над ним мир, не был вершиной отважности и веры? А не являются ли более трусливые люди атеистами?

3. Для начала мы представим, что основой веры является страх. Не говорит ли это, что религия нечто большее, чем простые предположения? Разве не является страх перед болезнью или смертью основной движущей силой человека для достижения грандиозных успехов в области медицины? Разве будет правильным сказать что медицина является лишь утопией и не имеет никаких оснований?

4. Человек ищет спокойствия и мира, а не ищет религию; да, вера в бога - надежное убежище и лучшая крепость, которые дарят человеку чувства спокойствия и уверенности. Между этими явлениями разница очевидная. Дело в том, что поиски спокойствия и уверенности не являются основой для обращения к религии, хотя, в результате достигается именно это;

а) Может ли невежество служить прочной основой для обращения людей к религии? Ввиду вышесказанного, веру большинства ученых в прошлом и в настоящем, и атеизм невежд, то также не остается места подобным предположениям.

б) Является ли религия орудием колонизаторов для порабощения отсталых народов? В ответ на это предположение можно сказать следующее:

1. В определенных условиях религия может использоваться как средство для эксплуатации народов; но эта эксплуатация не имеет никакого отношения к подлинной религии истины. Точно таким образом могут быть использованы достижения науки в разрушительных целях и это не означает порочность науки и необходимость отказа от нее;

2. Сколько народов, не покорившихся империализму, однако в их обществах сохраняют веру в Бога, социальную справедливость; в этих обществах царит дух благополучия; и в то же время, сколько обществ, эксплуатируемых и лишенных, в то же время, в них отсутствуют духовные ценности...

3. Религия не может быть следствием материальной лишенности, а наоборот, превращение человека в раба материального фактора есть причина отчуждения от религии.

 

ЛЕКЦИЯ 2

Человек, кроме своих телесных параметров, которые представляют собой сложное и точное построение, обладает еще другим параметром - духом, который содержит в себе более скрытую и глубокую тайну и с которой можно ознакомиться только через исследование всей глубины психологического настроения человека. Человек обладает целым комплексом врожденных способностей, таких как сознательность, верность, искренность, справедливость, которые имеют глубокие корни в душе человека. Он прежде чем верить в естественно - научные истины, верит в информатику, получаемую посредством этих способностей. Но он может забыть некоторые свои способности в силу своего проникновения в мир науки и природы, или же подвергать их сомнению. Отсюда явствует, что поиски религии и Бога заложены в природу человека. Врожденные склонности в человеческой природе имеют глубокие и крепкие корни и если бы не антирелигиозная пропаганда и неблагоприятствующая атмосфера, то человек смог бы найти свое достойное место в мировом пространстве, смог бы найти ту абсолютную силу, которая приводит в движение и управляет делами мирской жизни.

Каким образом человек может познать первопричину мироздания?

Человек будучи маленькой частицей обширного мироздания, постепенно убеждается в наличии соответствующих знаний, силы и воли, управляющих его действиями и необходимости существования всеохватывающего и абсолютного разума о сокровенном, с которого берет свое начало движение мироздания, к которому относится и сам человек. По этому поводу имам Хусейн говорил:

"О боже, как можно описать твою сущность тем, что для своего существования нуждается в тебе? Может ли обладать человек той чистотой, которой не обладаешь Ты? Ведь чистота есть форма твоего проявления? Разве Ты хоть на миг отсутствовал, чтобы нужно было доказать твое существование? Разве Ты хоть на мгновение удалялся, чтобы искать твое местонахождение? Пусть же ослепнет тот глаз, который не узреет Тебя!"

Закон о причинной связи есть средство для определения первопричины всего сущего

Закон о причинной связи имеет глубокие корни во врожденных чувствах человека. В начале человек видит в своей глубине первопричину своей воли и своих действий, потом обращает свои взоры на внешний мир. Убеждается в том, что нет следствия без причины и нет создания без создателя и обобщает это умозаключение на все окружающее. Человек, даже будь он младенцем, увидев какое-нибудь явление, старается найти его происхождение, его причину. Это подтверждает мысль о том, что существование у каждого явления причины - вопрос сам собой разумеющийся. Это, врожденное свойство человека, а не приобретенное; также как например, наука сама по себе только лишь поиск причин происхождения тех или иных явлений и взаимосвязи между ними. Естественно, явление может произойти по нескольким причинам; некоторые из них могут быть обычными, естественными, а другие - сверхъестественными, метафизическими. Но во всех случаях, нет явления без определенной причины.

Подтверждение несостоятельности случайности

Случайность занимает противоположную сторону причинности, где происхождение явлений характеризуется как случайность, а этот принцип не выдерживает никакой критики и неприемлем по следующим соображениям:

1. Отсутствие хотя бы одного явления, происшедшего по случайности;

2. Вера в случайность означает полный отказ от науки (так как наука изучает явления и старается выявлять их причины);

3. Вера в случайность означает представление того или иного явления напрасным, бессмысленным, не имеющим логической связи между явлением и причиной (например, барашек представляется как следствие дерева и т.д.);

4. Вера в случайность создает такое представление, будто происхождение того или иного явления прокладывает дорогу к его исчезновению;

5. Вера в случайность означает отрицание способности человека предсказать вероятность происхождения того или иного явления;

6. Каким было мироздание до его "случайного" возникновения, в чем заключается его отличие от нынешней его формы?

7. Чем можно доказать "случайность" происхождения мира? Ввиду вышеуказанных соображений, случайное происхождение мира представляется немыслимым.

Искаженное представление как один из факторов отрицания врожденных свойств человека

Выше было отмечено, что закон о причинной связи - вопрос сам собой разумеющийся; точно также и существование первопричины возникновения мира - Всевышнего Творца является бесспорным. Однако это воззвание врожденных свойств когда попадает в нездоровую атмосферу, не находит благоприятных условий для своего усовершенствования, в нем наблюдаются определенные искажения и отклонения. Когда человек оказывается среди множества научных терминов, они подобно цветному стеклу, скрывают от взоров наблюдателя прозрачную видимость; ослепление и самообольщение, происходящие в его разуме и его ограниченные знания неминуемо тащит его к отклонению. В то же время, вместо ослепления и самообольщения человек мог бы использовать разум и знание в качестве опорной точки для своего усовершенствования.

Пробуждение врожденных чувств при ощущении опасности

Когда человек чувствует страх, у него пробуждается природный инстинкт и тогда он обращается к месту, где он предполагает существование некой абсолютной силы. Один из правоверных обратился к имаму ас-Садику и попросил у него описать Аллаха Всевышнего: "Расскажи мне об Аллахе, каков Он? Частые споры по этому поводу загнали меня в тупик!" Имам Садик сказал ему:

"О Абдуллах, ты хоть один раз в жизни садился в корабль?" Тот ответил: "Да". Он спросил: "А не было так, чтобы он сломался и ты остался без корабля для твоего спасения и без знания плавания для своего избавления?" Тот ответил: "Было". Он спросил: "Почувствовало ли тогда твое сердце привязанности к определенной силе, способной спасти тебя от беды?" Тот ответил: "Да, почувствовало". Имам Садик тогда сказал: "Эта сила и есть Аллах, способный спасти там, где нет спасения; помочь там, где нет помогающего".[[2]]

Пророки—воспитатели врожденных чувств человека

Помимо воззвания природных чувств, пророки играют значительную роль в воспитании в глубине души человека стремления обращаться к Аллаху. Повелитель верующих Али бин Аби Талиб - да будет над ним мир! - говорил: "Он направлял одного за другим своих пророков, чтобы они напоминали людям о своем первозданном состоянии и о Его милости к ним, чтобы приводили им неопровержимые доводы".

Священный Коран твердит: "О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и посланнику, когда он вас призывает к тому, что вас оживляет. И знайте, что Аллах стоит между человеком и его сердцем и что к Нему вы будете собраны!" (8:24). Отсюда явствует, что стержневой целью призыва Пророков является не доказательство существования Аллаха, а исповедование веры в Единого Аллаха. Вера в Аллаха имеет глубокие корни в природе человека, всевозможные отклонения от религии единобожия происходят при практическом внедрении; здесь то чаще всего человек сбивается с пути истины и обращается к истуканам или к тем материальным предметам, которые по их убеждению могут заменить Аллаха. Потому то, пророки старались направлять людей на поиски правильного пути внедрения этого, врожденного стремления к Богу.

Религиозное чувство — четвертое врожденное свойство человеческой души

Это религиозное чувство, которое не что иное как врожденное свойство, постоянно привлекало внимание ученых. Сегодня, благодаря достижениям науки, ученые пришли в этой области к ряду важных результатов. Одним из таких результатов является получение учеными сведений, позволявших говорить им о четвертом свойстве человеческой души - о религиозном чувстве. Этому чувству давали различные названия, такие как "чувство прогноза", "чувство этики", "чувство эстетики" и т.д. С открытием этого четвертого свойства выяснилось, что чувства морали и красоты являются самостоятельными направлениями и именно религиозное чувство создает основу для деятельности морали, искусства и эстетики; Роль религиозного чувства в развитии и направления морали и других достоинств важнее чем роль эстетики, творчества, науки и знаний.

Резюме. Религиозное чувство и воззвание врожденных свойств человека - сами собой разумеющиеся; они, имеющие глубокие корни в человеческой душе природные явления. Их можно только временно заменять или направить в ложное русло, как это случилось на практике так называемого бывшего Советского Союза, который несмотря на семидесятилетний срок не смог искоренить это чувство из человеческой души.

 

ЛЕКЦИЯ 3

БОГ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА

Можно ли познать Аллаха опираясь на экспериментальный метод? Нет сомнения, что социальные, исторические и воспитательные факторы оказывают определенное влияние на формирование и развитие человеческой натуры, также как общение экспериментальными доводами привели к развитию врожденных особенностей человека. Привыкание человека к экспериментальному методу и опора на него и особенно тогда, когда чувственная логика достигла своего апогея за последние века, привели к тому, что человек смотрит на все, даже на неэкспериментальные явления, даже на такой вопрос как вопрос о существовании Бога, под улом экспериментирования. Однако, неопровержимым фактом является то, что сфера применимости экспериментального метода ограничена миром материальных и чувственно воспринимаемых вещей и явлений; он не может распространяться на мир сокровенного.

Отрицание существования вещи, вместо признания отсутствия знания о ней

Ни экспериментальная наука, ни ученые материалисты не вправе высказывать свои опрометчивые мнения о тех явлениях, которые не могут быть объяснены их критериями. Когда они говорят об отсутствии какой-либо вещи, они должны привести на это доказательство, точно также как они это делают при их утверждениях о существовании какой-либо вещи. Так как экспериментальный метод является единственным критерием, на который опираются материалисты и эксперименталисты, то они не в состоянии вести конструктивный разговор о нематериальных вещах, о сокровенном. В подобных случаях логично признать свою некомпетентность в данном вопросе, нежели отрицать существование этой вещи. Ведь разница между этими двумя позициями значительна...

Открыл ли экспериментальный метод просторы материи?

Несмотря на то, что экспериментальные науки достигли грандиозных успехов в области изучения природных явлений и тем самым, сами не осознавая, оказали большую услугу в познании Творца Всевышнего, однако еще целый ряд научных проблем ждет своего объяснения.

Причины атеизма некоторых ученых эксперименталистов По этому вопросу можно отметить следующее:

1. Попытки познать бога экспериментальным методом - путь не заканчивающийся успехом;

2. Отношение христианской церкви в средневековье к науке, духовная пустота ее содержания, ее небеспристрастие к ученым проиллюстрировали ее позицию в целом-между религией и наукой царит глубокое противоречие; каждая из этих сторон старается уничтожить другую;

3. Потребность человечества в научных открытиях в его повседневной практической жизни способствовала развитию науки с поразительной скоростью и за счет религиозного мировоззрения;

поэтому экспериментальный мир ожидает покорения религиозных убеждений критериям эксперимента. Но здесь следует учесть то обстоятельство, что человек в своей практической жизни пользуется не самыми научными испытаниями, а только их результатами. Обычный человек, например, пользуется только радио и телевидением, хотя он не имеет малейшего представления о научных принципах, на которые они основываются;

4. В дополнение к тому, что сказано выше, повиновение человека своим страстям и удовольствиям, его чувственное наслаждение выбивают из его головы размышления о Боге; при этом он чувствует себя свободным от оков рационального размышления и занимается только удовлетворением своих природных инстинктов. Таким образом, когда размышления о Боге и о религиозных убеждениях требуют чистой и непорочной атмосферы, душа человека гаснет в среде порочной и загрязненной.

Бессилие экспериментального метода

Экспериментальный метод несмотря на свои многочисленные пользы, имеет ряд недостатков, главными из которых являются следующие:

1. Односторонний взгляд. Знание, приобретенное экспериментальным путем имеет личный и ограниченный характер, а для познания мира нужен всеохватывающий и цельный взгляд на вещи;

2. Материализм. Знание, полученное в результате эксперимента, ограничивается рамками чувственно воспринимаемых вещей, тогда когда мир состоит из двух частей - материальной и духовной;

3. Экспериментальное знание изменчиво и ошибочно, когда познание мира требует твердого и непоколебимого знания;

4. Научная деятельность ограничивается в рамках экспериментов и лаборатории и все, что не поддается эксперименту остается не опознанным. Это означает лишение рационального метода своей роли на этом поприще;

5. Экспериментальное, материальное знание не поднимается на уровень символики и идеала для подражания; значит для познания мира нельзя опираться на сугубо абстрактное человеческое мышление. Это подтверждает вышесказанную мысль о том, что цена научного знания на практическом поприще выше, чем на теоретическом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.