Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Может ли материя быть изначальной и предвечной?




Как мы наблюдаем, все материальные существа созданы или возникли и все они имеют начало своего существования. Теперь обсудим этот вопрос с точки зрения эмпирических наук, а точнее - с точки зрения физики:

1. Атомы, из которых состоит мир, постепенно превращаются в энергию, в пылающую активную энергию, которая постепенно угасает и достигает своего предела. Это динамическое действие доказывает, что материя не может обладать извечностью, движение материи началось когда то, существование материи ограничено временем. В противном случае все атомы мироздания миллионы лет назад превратились бы в энергию, постепенно угасли бы, мир прекратил бы свое существование.

2. Наука доказала, что мироздание находится в состоянии постоянного движения. Естественно, этот мир нуждается в изначальном сверхъестественном толчке, чтобы вывести его из состояния покоя и привести в движение. С точки зрения законов механики, тело, находящееся в состоянии покоя останется в этом состоянии пока не повлияет на него определенная движущая сила.

3. Следует отметить, что если предположить изначальность и предвечность материи, то это все ровно не дает основания для отрицания нуждающегося характера материи. Наоборот, чем больше жизни материи, тем больше ее потребности; это лишний раз говорит о том, что материя не может быть первопричиной.

4. Нельзя упускать из виду то, что знания человека о тайнах мироздания, особенно о его начале и конце, весьма незначительны. Мы живем в мире, где все вещи подвержены изменению и разрушению; на каждой из его частиц запечатлелись следы непостоянства, подчинения и задолженности. Потребность и зависимость твердо закоренились в глубинах нашего существа и всего на земле и в небесах. Наше существование не вечное и не возникло из нашей собственной сущности, нас не было, потом мы были облачены в одеяние жизни и появились на свет. Но Он, Кто вечен и бессмертен, жизнь которого возникает из Его собственной сущности, и появление которого вне времени, не нуждается, как это очевидно, в причине.

 

ЛЕКЦИЯ 6

КАК БОГ ПРЕДСТАВЛЕН В КОРАНЕ

Можно ли познать Бога? Несмотря на бессилие человека охватить сущность и атрибуты Бога Благословенного и Всевышнего, однако он не отрекается от стремления познать Его. Если говорить о полном, всеобъемлющем познании Бога, необходимо согласиться с тем, что способность человека познать Его простирается не так уж и далеко. Характеристику Бога невозможно вместить в какие-либо рамки, и любое сравнение или сходство в чем - либо окажется неверным, ибо все, что мы в состоянии наблюдать или анализировать с научных позиций, есть плод деятельности, продукт Его волеизъявления и повеления, тогда как сущность Его отнюдь не составляет часть природы и не относится к категории сотворенных. Следовательно, сущность божественного бытия человек не в состоянии уловить, пользуясь лишь методами сравнения и аналогии.

Метод Корана в познании Бога

Коран четким и ясным образом повествует о том, как познавать Бога. В этом фундаментальном источнике исламского мировоззрения используется метод отрицания и утверждения. Прежде всего, путем приведения убедительных аргументов и доказательств отрицается существование фальшивых богов; это диктуется необходимостью отрицания всех форм псевдобожества и ошибочностью поклонения не Богу, а другим богам. Коранические освещения производятся на двух этапах:

Благородный Коран говорит: "Разве они взяли себе помимо Него других богов?" Скажи: "Дайте ваши доказательства! Это-напоминание тем, кто со мной, и тем, кто до меня. Да, большинство их не знает истины, и они уклоняются". (21:24) В другом месте Корана говорится: "Скажи: "Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, что не владеет для вас ни вредом, ни пользой, а Аллах - слышащий, знающий?" (51:76). Из этих двух стихов видно, что Коран призывает человека отказаться от поклонения фальшивым божествам, опровергает их божественные атрибуты. На этом этапе Коран приводит веские доводы и указывает путь, позволяющий познать Священную Божественную Сущность.

1. Зов разума и врожденных свойств - путь к единобожию. В Благородном Коране говорится:

"Или они сотворены из ничего, или они сами - творцы? Или они сотворили небеса и землю? Нет, они не знают верно!" (52:35-36) Коран представляет разуму и здравому смыслу человека судить о ложности двух вещей - того, что он возник в этом мире сам по себе, либо, что он - творец самого себя - путем их анализа в лаборатории творческой мысли. Руководствуясь предначертаниями и предписаниями Бога, он вскоре со всей очевидностью осознает истинный источник бытия, понимает, что ни одна ценность не может лечь в основу модели вселенной, если за ней не скрывается организующая сила интеллекта.

2. Размышления о мироздании и о тех аргументах, которые свидетельствуют о единобожии: "И бог ваш - Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного! Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и оживил ею землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, - знамения людям разумным!" (2: 163-164)

3. Участь людей прошлых эпох - поучительное доказательство о единобожии. Коран обращается к истории как к источнику знаний: "До вас уже прошли примерные обычаи; походите по земле и посмотрите, каков был конец считающих ложью!" (3:137) Коран также рассматривает внутренний мир человека, как источник плодотворных размышлений, как средоточие истины: "Разве не разъяснил он им, сколько Мы погубили до них поколений; они ходят по их обиталищам. Поистине, в этом - знамения, разве они не послушают?" (32:26) "И на земле есть знамения для убежденных и в ваших душах. Разве вы не видите?" (52:20-21) В характеристике божественных атрибутов Благородный Коран основывается на принцип отрицания и утверждения. Так, описывая атрибуты Творца как "утвердительные", Коран выделяет среди них знание, могущество, волю, подтверждающие, что все движение в мире проистекает из Его воли и Его могущества.

Об "утвердительных" атрибутах Бога в Коране говорится: "Он - Аллах, нет божества, кроме Него, царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!" "Он-Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он-великий и мудрый!" (62:23-24) "Отрицательные атрибуты" - это те, от которых Бог свободен. Они включают тот факт, что Бог - не тело, не располагается в пространстве; Его святое бытие не имеет себе равных;

Он-не пленник пределов, установленных границами чувств; Он не родил, Он не был рожден; с Его сущностью не происходит изменений, не наблюдается движения, ибо Он - абсолютное совершенство, Он никому не передает своих полномочий Творца. В Благословенном Коране сказано: "Скажи: "Он-Аллах-един. Аллах вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным один!"(112:1-4). "Хвала же Господу твоему, Господу величия, превыше Он того, что они Ему приписывают!" (37:180).

 

ЛЕКЦИЯ 7

БОГ КАК ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПОКЛОНЕНИЯ

Творец миров обладает, как это подчеркивается в Коране, всеми качествами и особенностями, чтобы быть идеальным объектом поклонения. Он творец любви и красоты, первоисточник всех сил и энергии. Он тот, кто предохраняет небеса от падения, а землю-от разрушения; Он творитель милосердия; Он тот, кто дарует щедроты и блаженство и кто всецело располагает нами. Он огромный океан, на поверхности которого беспомощно барахтается даже умелый пловец. Истина и реальность обретают плоть из Его сущности, и свобода, справедливость и другие добродетели и иные совершенства рассеиваются, подобно лучам, из Его атрибутов. Приблизиться к Нему означает вершину человеческого совершенства и достижение всех заветных желаний. В Его руках находится все - от самих маленьких по величине атомов, до грандиозных явлений природы.

Как врожденное стремление человека находит путь к истинному Богу?

Человек создан так, что его врожденные свойства постоянно ищут божества, чтобы покорно подчиняться его воле. По своей природе, человек ищет такого объекта поклонения, который бы обладал такими качествами как милосердие, милостивость, всемогущественность, мудрость, красота... А этими качествами обладает Бог, который представлен в Коране. Когда мы стремимся достичь своей цели посредством поклонения, то единственно Бог в состоянии удовлетворить то, к чему мы стремимся. В Коране сказано: "Поистине те, кого вы призываете, помимо Аллаха,- рабы, подобные вам" (7:194). Человек обретает свою истинную личность и становится бессмертным, когда привязывает себя к лучезарному источнику, когда Бог вдыхает смысл в этот мир, превращается в толкователя всех событий в жизни человека. Именно в этом разрезе мир человека подвержен расширению и сужению, увеличению и сокращению. Повелитель правоверных Али, да будет над ним мир, говоря о слабостях человека и его ограниченных возможностях, утверждал: "Как странно и замечательно устроен человек! Если у него появляется надежда заполучить что-то, его начинает обуревать жадность, иными словами, желание ведет к жадности, а жадность губит человека. Если же он становится жертвой безнадежности в чем-либо, то печаль и тоска губят человека. Если он достигает счастья и удачи, он оказывается не в состоянии сохранить их. Если человек становится жертвой угроз и страха, он приходит в крайнее смятение. Если получает он полную безопасность для своего существования, он становится беспечным. Если блага, о которых он молил, снизошли к нему, он становится высокомерным и своенравным. Если его преследуют неудачи, печаль и тоска спадают и уродуют его. Если обретает он богатство, тщеславие и самонадеянность им овладевают. Если бедность грозит ему, впадает он в отчаяние. Если ослаб он от голода, не в состоянии он встать с земли. Если ест он чрезмерно, тяжесть в животе мучает его. Поэтому нехватка благ в жизни человека тяготит его, излишек благ ведет к разрушению человека"[[4]].

В целом, человек выражает состояние недостатка, нужды и потребности совершенствования потому, что Бог Всевышний есть источник совершенства, а человек создан так, что постоянно ощущает притяжение ко Всевышнему. Иногда мы наблюдаем, что человек тяготеет к ограниченным совершенствам, таким как высокое положение, богатства, внешняя красота. Это не означает, что поставленные перед ним цели ограничиваются в этих узких рамках. Достигнув ограниченных целей он осознает, что они отнюдь не являются его конечными целями.

Не только человек прославляет Бога

Не только человек поклоняется Богу и простирается в пыли у Его порога, но и все существа восхваляют и прославляют Его. В Благородном Коране сказано: "Прославляют Его семь небес и земля, и те, кто на ней. Нет ничего, чтобы не прославляло Его хвалой, но Вы не понимаете прославления их. Поистине Он-кроткий, прощающий" (17:44). Подобное поклонение и хвала не приносят Богу ни малейшей выгоды, ибо Он обладает всеми совершенными качествами, и ничто в мире, ни человек не в состоянии что-либо добавить Ему или забрать у Него.

Его сущность нельзя охватывать рамками атрибутов

В своем стремлении описать Творца и познать Его атрибуты мы нуждаемся в концепциях и терминах, которые оказываются недоступными нашему пониманию. Термины, которыми мы оперируем, не способны содействовать нам в достижении поставленной цели - истинном воспроизведении Бога. Это обусловлено тем, что ограниченность нашего восприятия божественного не позволяет нам соразмерно приспособиться к сознанию сущности божественных атрибутов, ибо Он возвышается над всеми концепциями, выработанными и усовершенствованными человеческим разумом. Повелитель правоверных Али, да будет над ним мир, говорил: "Тот кто сравнивает либо уподобляет Бога чему-либо и ссылается при этом на Его божественную святую сущность, он, по сути дела, имеет в виду вовсе не Его. Все то, что по представлению человека, относится к Богу, неотвратимо сотворятся, ибо Бог есть Творец и Создатель. Бог единственно есть причина".[[5]] Имам Джафар ас-Садик, да будет над ним мир, в ответ на вопрос о сущности Бога заявил: "Он совершенно отличается от всех других сущих; Он единственно тождествен самой сущности бытия. Он-бестелесен, не имеет формы. Чувствами постигнуть Его невозможно, как и невозможно установить Его местонахождение; ни фантазией, ни воображением представить себе Его немыслимо. Поток времени и смена веков бессильны изменить Его, ибо не подвержен Он изменениям".[[6]]

 

 

ЛЕКЦИЯ 8

НЕКОТОРЫЕ АТРИБУТЫ БОГА ЕДИНСТВО БОГА

Определение "Таухид" (единобожие) означает веру в единичность Всевышнего Аллаха, с Его сущностью, атрибутами, действиями, с Его бытием создателем всего сущего, с Его божественной миссией и управлением Своими созданиями. Таким образом, познавая самые различные атрибуты, представляющие сходство со свойствами нашего ограниченного бытия, мы как бы отделяем их от Его бесконечной сущности. Однако, ради объективности, следует признать, что все представления, передаваемые различными атрибутами, имеют единую сущность и отражают единую реальность, ту реальность которая свободна от несовершенства и изъянов, обладает такими достоинствами, как могущество, милосердие, знание, благодеяние, мудрость и величие. Повелитель правоверных Али, да будет над ним мир, в первой проповеди Нахдж ал-балага утверждает следующее: "Начало религии - суть начало познания чистой божественной сущности, а совершенство этого познания заключается в вере в святую сущность. В свою очередь, совершенная вера заключается в свершении искренней молитвы у Его порога. Этой молитвой Универсальный Принцип как бы отделяется от всех атрибутов случайного бытия".

Остерегись, ибо нельзя Ему приписать какой-нибудь атрибут, ибо тогда между именем и атрибутом возникнет различие. Тот, кто пытается описать Его, пользуясь атрибутом, тем самым стремится он создать нечто сходное, подобное Ему. Тот, кто видит Бога в двух образах, стремится разделить Его сущность. Того нельзя считать познавшим, проникнувшим в сущность Единого Божественного бытия, и тот слеп и невежествен. И тот, кто таким путем лишен видения проницательности, пытается указать на Бога, и тот, кто делает это, заключает Творца всех сущих в узкие рамки, делает Его конечным существом. И тот, кто таким путем замыкает Его, считает Его измеримой величиной. Кто задает вопрос: "Где Бог?", непреднамеренно превращает Его в телесную оболочку, замкнутую внутри другого тела. Кто спрашивает:

"В чем находится Бог?", непреднамеренно указывает на то, что в некоторых местах Его бытие как бы не "присутствует". Когда мы утверждаем, что Бог един, мы исходим из того, что Он не воплощает в Себе телесную оболочку. Тело представляет собой группу различных элементов, сочетание которых составляет его основу. Сочетаемость элементов, их разделение и порождение является атрибутами случайных бытия и тел; следовательно, мы отрицаем справедливость сказанного применительно к Богу и утверждаем, что любая вещь явившаяся результатом сочетания и порождения, не может ни подходить на Бога, ни тем более быть Им. Представляется возможным воспринять множественность в рамках какой-либо категории, такой, например, как количество, качество и время. Однако, Бог не ограничен рамками ни одной из указанных категорий, следовательно, невозможно воспринять Его в соответствующем обрамлении.

Если попытаться вообразить себе сущность воды без какого-либо ограничительного атрибута и проделать эту операцию несколько раз, ничего вразумительного, нового, по сравнению с тем, что мы располагали раньше, не узнаем. Это обусловлено тем, что с самого начала мы воспринимали веру в абсолютном смысле слова, безо всяких условий ограничительного характера, будь то ее количество или качество; именно по этой причине наши многократные попытки выдвинуть новую гипотезу относительно нее терпят крах. Вместе с тем, добавляя к сущности воды определенные ограничительные и несвойственные ей атрибуты, мы получаем многообразие форм и качеств ее, например, дождевую, родниковую, речную, морскую и т.д. воду. Исключив все ограничительные атрибуты и взглянув на фундаментальную сущность воды, можно отметить, что в этом случае она лишается какой-либо двойственности и обретает единую сущность. Другой пример: предположим, что мир бесконечен, не имеет границ, беспределен. В таком случае, поскольку все измерения в этом мире отличаются своей бесконечностью, невозможно вообразить себе иной мир, с другими измерениями. Это объясняется тем, что концепция бесконечного мира вещей необходимым образом исключает возможность существования другого подобного же мира. Если попытаться постигнуть подобный мир, то окажется, что он либо тождествен первому миру, либо является частью его.

Таким образом, признавая что божественная сущность является абсолютным бытием, мы полагаем, что постулирование идеи существования второго бытия, сходного с Ним, совершенно аналогично нашим попыткам вообразить себе второй мир вещей, сосуществующий с бесконечным миром вещей. Иначе говоря, утверждение оказывается несостоятельным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.