Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источник и причина страданий и лишений




Люди, обуреваемые сомнениями, задаются вопросом о том, каким образом в мире, основанном на разуме и мудрости, продолжают существовать страдания, боль и зло, почему в мире происходят бедствия и несчастья, потери и гибель. Отвечая на этот вопрос следует допустить, что наша оценка состояния вещей в природе такова, что не позволяет нам проникнуть в самые сокровенные глубины явлений; эта оценка недостаточна для анализа целей и смысла существования вещей. Наше изначальное восприятие негативных явлений в мире носит поверхностный характер; мы не готовы к тому, чтобы признать истину, лежащую за пределами нашего изначального восприятия. Мы не в состоянии с самого начала очертить конечные цели этих явлений, следовательно, мы склонны рассматривать их как символ несправедливости. Наши чувства восстают и ведут нас к самому нелогичному анализу. Человек провозгласив себя стержнем природы, ко всем ее явлениям подходит поверхностно. Если в чем-либо видит пользу, то считает это полезным, если в чем-то видит убыток, то считает его убыточным. К примеру, человек считает яд опасным и вредным. Однако яд является для змеи единственным средством самозащиты, и наоборот, человек для змеи считается источником наибольшей опасности. Мы не сможем никогда поднять завесу над всеми тайнами природы, поэтому наилучшим средством для нас было бы воздержание от односторонних и постепенных суждений, основанных на нашей близорукости. Нам следует признать, что нельзя собственную выгоду превращать в единственный критерий суждения об этой огромной вселенной. Наблюдения, осуществленные нами в рамках имеющихся в нашем распоряжении данных, не могут составить критерии конкретного суждения.

Невзгоды и несчастья подобны сигналу тревоги, предупреждающему человека о совершенных им ошибках; они подобны либо его естественной иммунной системе, либо регуляторному механизму, заложенному в нем. Если богатство подталкивает человека к поиску удовольствий и наслаждений, это-несчастье; если бедность и лишения подталкивают человека к поискам путей очищения и совершенствования, это-благодеяние. Таким образом, богатство нельзя рассматривать ни как абсолютную удачу, ни как абсолютную неудачу.

Трудности и лишения - это комплекс факторов, которые закаливают человека и делает его еще более крепким и могущественным. Люди, лишенные необходимости бороться за лучшую участь, живущие в окружении, свободном от любых противоречий, погружаются в пучину удовольствий и похоти. Часто случается так, что кто-то охотно терпит все страдания и боль ради достижения великой цели. Если бы он не переносил все эти мучения и страдания, цель, достигаемая им, не показалась бы ему столь желанной! Гладкая дорога, по которой слепо и механически продвигается человек, не ведет к совершенству и росту, поэтому усилия, лишенные элемента разума и сознания, не в состоянии произвести коренные преобразования в человеке. Те, кто воспитывались в роскоши, кто никогда не испытывал тягот и радостей жизни, кто всегда пользовался лишь богатством и роскошью, никогда не голодал, - те никогда не сумеют оценить вкус изысканной пищи и радость жизни, не смогут распознать истинную красоту. Радость жизни могут испытать лишь те, кто познал тяготы и лишения в жизни, кто способен справиться с ними, с честью выдержать их.

 

ЛЕКЦИЯ 10

СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В МИРОЗДАНИИ

Глубоко размышляя о состоянии дел в мироздании, неминуемо приходим к следующим выводам, которые рассеивают всякие сомнения о божественной справедливости:

1. Зло, в теоретической постановке носит относительный характер. Например, огнестрельное оружие в руках моего врага - для меня зло. Если отбросить в сторону меня и моего врага, это оружие само по себе не является ни злом, ни добром.

2. Склонности человека не являются критерием для добра и зла.

Сущность человека такова, что он беспрестанно стремится удовлетворить бесчисленное количество своих желаний, не прилагая для этого каких-либо усилий. Природа не обращает внимания на наши капризы, отказывается их исполнять. Поэтому, встречаясь на своем пути с неприятностями, мы неоправданно огорчаемся и усматриваем причины наших неудач в действии "злых сил". Некоторые из проявлений этого мира не соответствуют нашим желаниям, и поэтому нам не следует считать несправедливыми те вещи, которые нам неприятны.

3. Бедность и невежество не обладают осязаемой реальностью.

Добро и зло отнюдь не представляют собой две взаимоисключающие категории в порядке вещей во вселенной. Добро тождественно бытию, зло тождественно небытию; там, где есть бытие, там подразумевается и небытие. Мы не должны представлять бедность, нужду, невежество и болезни как самостоятельные реалии: бедность означает отсутствие богатств, невежество-отсутствие знаний, болезнь-отсутствие здоровья. Богатства и знания суть реалии, бедность - не что иное, как пустота кармана и кошелька, следовательно, бедность и невежество не обладают осязаемой реальностью; они определяются посредством небытия других вещей. Вещи имеют реальное существование благодаря тому, что они сотворены без соотнесения их с другими, отличными от них вещами;

в этом смысле их нельзя считать злом. Все вещи изначально добры; если существует зло, оно относительно по отношению к иным, отличным от него вещам. Бактерии не являются сами по себе злом. Если их считать злом, то только потому, что они вредят человеку и вызывают у него болезни. Таким образом, условные или абстрактные сущности неотделимы от реальных сущностей, дающих толчок к их возникновению; они неизбежно сопутствуют друг другу.

4. Реально существующие вещи являются миром в целом, со всеми его объектами и неотделимыми атрибутами; мир представляет собой нераздельное единство. С точки зрения Божественной мудрости, либо мир должен существовать на основе присущей ей модели, либо он не должен существовать вообще. Мир не создан различными и многочисленными желаниями. Иными словами, невозможно предположить, чтобы одна часть мира могла существовать, другая - нет. Творение - это нечто цельное, подобно форме и фигуре человека, части которого неотделимы друг от друга. В Благословенном Коране сказано: "Поистине, Мы ведь всякую вещь сотворили по мере! И приказание Наше-едино, как мгновение ока!" (54:49-50).

5. Порядок вещей в мироздании основан на равенстве. Именно дифференциация, а не дискриминация, занимает прочные позиции в мироздании. Дискриминация означает проведение различий между объектами, обладающими одной и той же восприимчивостью, могущими существовать при одних и тех же обстоятельствах. Дифференциация означает проведение различий между мерой, которая различается и не является одной и той же при одних и тех же условиях. Представим, что в одном классе учатся несколько учеников. В конце учебного года педагог поставил всем учащимся одну и ту же отметку невзирая на успехи одних и неудачи других учащихся. Разве это само по себе не является дискриминацией? Естественные различия между индивидуумами, связанные с их способностями и возможностями, побуждают их нуждаться друг в друге. Каждый индивидуум выполняет в обществе те задачи, которые соответствуют его склонностям и возможностям; организованная таким образом социальная жизнь дает возможность человеку развиваться и совершенствоваться.

Необходимость дифференциации в мироздании

Если в мироздании не существовало бы различий, то существующие в нем вещи не имели бы реального содержания. Если дифференциацию признать мерой справедливости, то она должна также служить признаком божественной справедливости среди всех созданий мироздания, включая человека. Движение и дрожание, совершенство, взаимное обогащение, все это происходит только в пределах системы причины и следствия и дифференциации в мироздании. Красивое отчетливо выделяется лишь на фоне дурного и если бы не существовали грех и зло, то, не знали бы цену на добродетель и богобоязненность. Человек по-разному воспринимает красоту, испытывает от нее разные чувства по той причине, что между красотой и уродством существуют различия. Красота привлекает к себе внимание в том смысле, что она как бы является обратным отражением уродства. Равным образом, если бы человек не подвергался испытаниям, для него добродетель и благочестие не имели бы значение, и не было бы причины очищать душу, сдерживать желания свои. Если покрыть полотно сплошным слоем краски, нельзя называть его картиной: это просто чередование цветов, ничего более. Для идентифицирования одной вещи, важно, чтобы она отличилась от других, ибо мерой, позволяющей отличать вещи или людей, служат их внутренние либо внешние различия. Естественные различия между индивидуумами, связанные с их способностями и возможностями, побуждают их нуждаться друг в друге. Каждый индивидуум выполняет в обществе те задачи, которые соответствуют его склонностям и возможностям; организованная таким образом социальная жизнь дает возможность человеку развиваться и совершенствоваться. Очевидно, что все явления обладают установленным уровнем и модальностью, подчиняются устойчивым, неизменным законам. Божественный закон, естественно, не образует самостоятельно сотворенной сущности, а представляет собой абстрактную концепцию, основанную на способе, с помощью которого вещи могут существовать. То, что обладает внешним существованием, состоит из уровней и степеней бытия, с одной стороны, и системой причины и следствия, с другой. Ничто не происходит за пределами этой системы, являющейся ни чем иным, как Божественной нормой, о которой упоминается в Коране: "Никогда не найдешь ты для пути Аллаха изменения!" (35:43).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.