Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии определения ценности человеческого поступка




Поступки человека можно оценить по двум параметрам - по содержанию и по форме проявления. Поступок вне зависимости от его субъекта может быть хорошим или плохим. Например, зло-это плохое качество по своей сути, или же справедливость хороша по своей сути. Основываясь на этой логике, если кто-либо предпринимает поступок, не вдохновленный духом истины, лишенный связи с источником всего сущего, побужденный лицемерием и желанием завоевать мимолетной славы и уважения, то результатом станет понижение моральной ценности этого поступка. Иными словами, эти поступки подобны добрым деяниям, отмеченным неискренностью, грязью помыслов и неприемлемы для Аллаха. Ибо тот кто поступает подобным образом, тот продал свою веру в обмен на земные успехи и не заслуживает более жалости и милосердия Аллаха.

Многие думают, что ценность того или иного поступка зависит от пользы, приносимой этим поступком обществу. При этом истинные, скрытые намерения человека остаются в тени, на них просто не обращают внимания. В то же время, поступок обретает реальную ценность в духовном плане лишь в том случае, когда он отмечен печатью божественности, т.е. когда он обращен к божественной сфере посредством полета духа из узких рамок инстинктивного "Я" и обретения им подлинной чистоты и искренности. Это означает, что человек совершает свои деяния исключительно ради послушания Аллаху и награду он получает от Аллаха; он совершает свои поступки во имя Бога. Ибо именно чистота цели в побуждении человека предопределяет их приемлемость у Аллаха, именно это дает возможность заслужить высшее благорасположение. Благое деяние не должно являться конечной и абстрактной целью человека ибо его степень близости с Богом измеряется его истинным намерением, степенью его искренности.

Когда силы мусульман рвались к сражению в битве при Табуке, когда понадобилась финансовая поддержка боевых действий, Пророк, да пребудет мир и благословение Аллаха над ним и его семьей, обратился к некоторым богатым людям с просьбой понести часть расходов в предстоящей битве. Некто по имени Абу Акил ал-Алсари предложил очень небольшую помощь в виде фиников, собранных им, работая дополнительно по ночам. Лицемеры решили воспользоваться случаем, чтобы осмеять мусульман. События приняли бы другое направление развития, если бы не был ниспослан соответствующий стих, дабы поставить все точки над "и": "Те которые порицают добровольцев из верующих за милостыни и тех, которые находят что дать только по своему усердию, и смеются над ними, - посмеется над ними Аллах, и им -болезненное наказание!" (9:79).

Коран уподобляет поступки, лишенные веры и искренности намерения, миражу в пустыне, который обманывает жаждущего: "А у тех, которые не веровали, деяния - точно мираж в пустыне. Жаждущие считает его водой, а когда подойдет к нему, видит, что это - ничто, и находит у себя Аллаха, который полностью требует с него расчета" (24:39). Коран сравнивает такие деяния с пеплом, играющим на ветру в бурный день:

"Притча о тех, которые не веруют: деяния их как пепел, усилился над ним вихрь в бурный день: они не властны над ним чем, что приобрели. Это - далекое заблуждение!" (14:39).

Посланник Аллаха, да пребудет мир и благословение Аллаха над ним и его семьей, говорил: "Встаньте, идите и ищите награду у тех, кому стремились угодить вы поступками своими. Я не приемлю деяний, запятнанных плотскими желаниями. Ценность поступков зависит от намерений, подчеркивающих их".[[40]]

Разъясняя значение Божьих слов: "Дабы Он мог испытать тебя и увидеть, кто из вас лучше в своих поступках" (67:2). Имам ас-Садик, да пребудет мир с ним, сказал: "Здесь имеется в виду не степень или количество поступков, а высочайшая степень праведности. Праведность заключается в страхе перед Аллахом, в искренности намерений и чистоте деяний. Умение сохранить поступок искренним, лишенным грязи - задача потруднее, чем совершить само деяние. Искреннее деяние -это то деяние, которое подразумевает благоволение Аллаха, хвалу с Его стороны. Намерение важнее, чем поступок или даже тождественно ему, ибо сказано: "Всякий поступает по своему подобию" (17:84), что означает намерение".[[41]]

Приведенные нами выше стихи и предания свидетельствуют о том, что критерием принятия поступка является духовная чистота намерения и искренность индивидуума. Поступок, сопровождаемый лицемерием и неверием, не имеет никакой духовной цены. Таков критерий, с помощью которого Аллах измеряет человеческие поступки. В Коране говорится: "А те, которые тратят свое имущество, стремясь к благоволению Аллаха и по укреплению от своих душ, подобно саду на холме: его постиг ливень, и он принес свои плоды вдвойне. А если не постиг его ливень, то-роса. Поистине, Аллах видит то, что вы делаете!" (2:265).

Сознательное и без страха послушание Богу -это вершина преданности и искренней набожности; преданные Богу поклоняются Ему, ибо чувствуют себя рабами Божьими; их сердца наполнены любовью к Аллаху и первейшая их мечта заключается в том, чтобы добиться благоволения Аллаха. Повелитель правоверных Али, да пребудет мир с ним, характеризует истинных верующих как "свободных". Он говорил: "Некоторые люди поклоняются Аллаху, дабы получить награду - таково поклонение торговцев. Другие поклоняются Ему из страха быть наказанными - таково поклонение рабов. Но есть и люди, которые поклоняются Ему в знак благодарности и признательности за то, что Он соответствует их представлениям о том, кому следует поклоняться - таково поклонение свободных". Имам Али, да пребудет мир с ним, в своем завещании Имаму ал-Хасану, да пребудет мир с ним, сказал: "Твое отклонение от прегрешностей, является вершиной преданности".

Сохранение достигнутого труднее чем само достижение, а продолжение искренности и преданности является важнейшим условием для принятия благодеяния; благодеяние подвергается опасности гибели и исчезновения и совершивший его - лишения благорасположения Бога, если будет допущена им хоть малая доля неискренности. Так, Имам ал-Бакир, да пребудет мир с ним, сказал:

"Добиться праведности поступка труднее, чем исполнить его". Тогда его спросили: "Что ты имеешь в виду под "добиться праведности поступка?" Тот ответил: "Предположим, что кто-то делает благотворительный подарок, дабы заслужить благоволения Аллаха. Потом он рассказывает людям о том, что он сделал. В этом случае награда за благотворительность отменяется, ибо деяние становится известно всем. Он продолжает рассказывать о том, что он сделал, и с каждым разом сомнения в искренности его слов усиливаются. Поэтому запись в книге его деяний свидетельствует, что его подарок носил лицемерный характер".[[42]] Отсюда становится ясным, что благородный характер праведного поступка исчезает, а награда за него отменяется, если этот поступок проистекает из лицемерия.

В день воскресения будут рассматриваться дела человека и по качеству и направленности и по намерению совершившего; в нашей ближайшей жизни можно утаить действительные намерения поступков, в потустороннем же мире это никак невозможно. Имам ас-Садик говорил: "Когда люди, собираются перед Аллахом в день воскресения, каждому из них предъявляется список его деяний. Когда видят они список своих преступлений и грехов, они начинают отрицать их, отказываются в чем - либо признаваться. Тогда ангелы начинают свидетельствовать об их грехах, однако грешники клянутся, что ничего из того, что им вменяется в вину, они не совершали".[[43]]

Однажды некто спросил у Имама ас-Садика, да пребудет мир над ним, о значении слов: "Прочти твою книгу! Довольно для тебя в самом себе счетчика!" (17:14). Имам ответил: "Раб божий вспоминает все, что содеял в ближайшей жизни, будто их он только что совершил и говорит: "Горе нам, что с этой книгой, она не оставляет ни малого, ни великого, не зачислив!" (18:49).[[44]]

Исходя из вышесказанного можно утверждать, что наши действия и слова, растворенные в атмосфере, не исчезают бесследно, накапливаются в архивах природы, сотворенных могущественной рукой Аллаха. Ведется учет всех великих и малых поступков и деяний, ничего не ускользает от пристального внимания Бога: "Ведь Мы оживляем мертвых и записываем, что они уготовали раньше, и их следы, и всякую вещь. Мы сочли в ясном оригинале" (36:12). Преступники и грешники увидят налицо все, что они совершили: "А для неверных - наказание унизительное! В тот день, когда пошлет Аллах их всех и сообщит им то, что они делали. Счел это Аллах, а они забыли. Аллах -свидетель всякой вещи!" (58:5-6).

Существует и другое равенство между поступками человека: некоторые добрые деяния аннулируются в связи с дурными поступками, совершенными человеком; в то же время некоторые злодеяния прощаются Богом в связи с покаянием. Именно оставшиеся поступки выносятся на суд справедливости в день воскресения для определения судьбы человека. Таковы две контрастные картинки радости и умиротворения, с одной стороны, и мучения, и боли и бесполезного раскаяния, с другой.

Кайс бин Асим рассказывает следующие мудрые проповеди Пророка, да пребудет мир и благословение над ним: "За гордыней следует унижение, за жизнью следует смерть, за земным миром следует потусторонний мир. Все, что существует, вне всякого сомнения, подчиняется расчету, и есть некто, кто руководит всеми вещами. За каждый добрый поступок воздается наградой, и наказанием - за каждый злой поступок. Всему есть свой срок.

О Кайс, у тебя есть друг, попутчик, который однажды будет захоронен вместе с тобой. Когда хоронить будут тебя, он будет еще жив, хотя ты и мертв. Если попутчик твой благороден и человек чести, он будет тебя уважать; если же он низок и подл, мучить и измываться над тобой он будет. Воскреснет он вместе с тобой, и ты воскреснешь вместе с ним. Вопросы к тебе обращены не будут; к нему обращены они будут. Выбирай же себе достойного, праведного попутчика, ибо грешен будет он, возжелаешь ты тот час сбежать от него. Вечно сопровождающий попутчик и друг есть нечто иное, как твои деяния."[[45]]

 

ЛЕКЦИЯ 34




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.