Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шиитский подход к проблеме




Характерные черты халифа согласно суннитского учения

Согласно суннитскому учению халиф-имам является человеком, принимающим на себе ответственность правления путем выбора. При таком подходе хилафата является общественной ответственностью, а не Божественным обетом. С точки зрения исламской юриспруденции он является второстепенным вопросом ислама; его предмет -это действие ответственного человека. Таким образом, он выходит из сферы первостепенных вопросов, когда его предметом становится действие Аллаха Всевышнего и для своего восприятия нуждается в основании рационального характера.

Превосходство в знании и богобоязненность помимо непорочности не являются условием для хилафата. Даже если халиф нарушит нормы богобоязненности и падает в пучину ошибок, то это не будет считаться нарушением порядка хилафата. Об этом говорит один из известнейших ученых суннитов: "Не смешается имам за свое распутство, гнет, насильственный захват богатств, избиение людей, оскорбление почтенных лиц, попирание прав и игнорирование постановлений религиозного закона относительно дозволенного и запрещаемого".[[47]]

Халифа можно избрать по одному из следующих путей:

1. По единому мнению общины, ученых и влиятельных людей;

2. По завещанию предыдущего халифа последующему;

3. По совещательному принципу.

Известно, что мнение людей сунны в этом вопросе проявляется в виде вдохновения того, что происходило в начальный период формирования ислама и различных шагов, решительно предпринятых хилафатом.

Согласно же шиитам, имамат - ничто иное как форма правления, имеющая божественную природу; это, обет божественный типа пророчества. Бог выбирает любого из своих рабов, с одной лишь разницей: Пророк является основателем этой миссии, в то время как имам исполняет роль хранителя этой религии. Поэтому появилась необходимость в существовании личности достойной, свободной от ошибок и недостатков, охватывающей в себе все условия пророчества за исключением откровения, которая покровительствовала бы после Посланника Аллаха, продолжению пути, начатого основателем религиозного закона. Роль лидера в воспитании общества - это наиболее влиятельный фактор; можно сказать, более влиятельный, чем семья и факторы биологического наследства. Повелитель правоверных, да пребудет мир над ним, считал это влияние более сильным, чем влияние отца на воспитание своих детей. Он говорил: "Люди более похожи на своих правителей, чем на собственных родителей". Поскольку только Бог Всевышний может безошибочно отличить непогрешимого и невинного индивидуума, Он и вправе избирать и назначать имама. Значит, имамат - обет божественный; он подобен пророчеству и люди не имеют никакой роли в вопросе имамата.

Шиитские теоретики утверждают, что хилафат нельзя отделить от имамата, точно так же как нельзя отделить политическое руководство Посланника Бога, да пребудет мир над ним, от его пророчества. В свою очередь, нельзя ислам раскалывать на политический и духовный аспекты. Это означало бы неосуществимость в исламе идеи объединенного в единое целое общества, базирующегося на единобожии. Помимо этого, воспитательная роль имама как идеального примера для подражания, в сохранении внутренней монолитности общины и в ее ведении по пути вечного счастья требует наличия лидера, который руководил бы общественной жизнью. Кроме того, ислам как религия, своими нормами и законами наиболее полно отвечающая и общественным и индивидуальным требованиям, должна также откликаться на естественные нужды общественной мысли.

Аллах Всевышний создал все необходимые условия для совершенства человека и его физического и духовного развития. Как же можно лишать его такой естественной и важной необходимости?!

Положение об имамате в исламских источниках считается душой мусульманского шариата, его бьющимся сердцем и изъятие учения об имамате из числа основ исламского вероучения означало бы его превращение в труп без души. Благороднейший Пророк, да будет мир над ним, говорил:

"Тот, кто умер, не познав имама своего времени, тот умер смертью неведения". Это потому, что люди периода неведения были многобожниками, придавшими единому Аллаху сотоварищей, не знавшими ни единобожия, ни пророчества.

Некоторые утверждают, что назначение имама не соответствует принципам свободы и демократии, так как это происходит без вмешательства общины, иначе говоря, происходит навязывание общине лидера и преемника Пророка, да пребудет над ним мир. Такое представление исходит из сознания, воспринимающего одинаково назначение имама и социальный гнет. Хотя мы видим, что деспотические режимы рождаются путем военных переворотов, социальных преобразований или в результате вмешательства извне; здесь в вопросах управления обществом, последнее слово остается за диктатором, за правящим кланом или классом.

Так, шииты считают что, если индивидуум не объединяет в себе определенный комплекс условий, то его имамат не действителен. А этот комплекс условий, таких как знание, непорочность и т.д., а также человек, который воплощает в себе все эти качества, определяется только Аллахом Всевышним. Имамат - это избрание Аллахом идеального человека и определение его примером для подражания со стороны людей и предводителем для общины. Именно он является человеком, обладающим идеальными качествами, который не пойдет на поводу личных удовольствий и телесных наслаждений и отличается абсолютной покорностью Богу Всевышнему. Он управляет делами общины на основе Божьего закона и не имеет собственного мнения в вопросах управления, потому что, именно Аллах Всевышний является единственным законодателем и гарантом шариата. Так как законодателем является Творец человека, глубоко знающий его тайны и действительные стремления и интересы, а лидером является индивидуум, избранный Аллахом Всевышним с учетом его знаний и непорочности, такое правительство очень трудно представить в роли деспотического режима.

Является ли демократия идеальной формой для управления обществом. Перед тем как ответить на этот вопрос, нужно учесть несколько обстоятельств:

1. Хотя демократия в его лингвистическом понимании означает народовластие, в самом деле она является властью большинства, а не всего народа;

2. Можем ли мы с уверенностью утверждать наличие демократии вообще, существует ли в реальной жизни демократическое правительство?

3. Действительно ли во всех случаях жизни правда находится на стороне большинства? И если большинство народа проголосует за мнение, противоречащее здравому разуму, морали и шариату, это будет правильным? Если большинство ради удовлетворения своих инстинктов проголосует за полную свободу морали, то каково будет наше отношение к такому положению? Разве не известно то, что так называемая полная свобода и половые извращения в демократических странах привели к человеческим трагедиям и моральному упадку? Естественно, такие выборы не способны избрать идеального в плане доброты, благочестивости и праведности человека, также как и большинство не может служить критерием для определения вечного и ложного. Такие выборы означают попирание прав значительной части населения общества без какого-либо логичного и убедительного основания; А что касается божественного выбора, то при этом учтены позиции всех без исключения; это, признание власти Бога Всевышнего, а не власти, большинства или меньшинства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.